Автор: Роман АКОЛЬЗИН
Около 2-х лет назад журнал «КУЗОВ» провел первое интервью с Игорем Силиным, генеральным директором компании по производству металлической мебели «Верстакофф». С тех пор мы неоднократно виделись, обмениваясь важнейшей отраслевой информацией, но вопросы развития завода в Республике Мордовия оставляли в стороне. Дело в том, что в 2014 году компания строила большие планы по завоеванию отечественного и зарубежного рынка, поэтому говорить о модернизации производства в процессе интервенции было преждевременно. В начале 2017 года наступил момент, когда «Верстакофф» может раскрыть свои замыслы и продемонстрировать внутреннюю структуру своего производства.
– Игорь, почти 2 года мы с Вами не возвращались к теме бурного развития компании «Верстакофф» в Краснослободске. Что изменилось за этот период?
– Изменилось многое. На сегодняшний день завод – это современное промышленное предприятие, объединяющее производственные, складские и административные помещения, расположенные на участке 2,5 га, оборудованные современным металлообрабатывающим оборудованием ведущих зарубежных производителей. Кризис не повлиял на наши планы по модернизации и переоснащению. Как раз наоборот, повышение спроса на нашу продукцию подтолкнуло коллектив к развитию мощностей.
Как мы уже с Вами говорили, к сожалению, российское станкостроение находится в удручающем состоянии. Поэтому в модернизации мы просто вынуждены опираться на иностранных разработчиков производственных систем. Так, раскрой и резка листового металла производится на новых современных координатно-пробивных прессах EUROMAC MTX FLEX 6 Hybrid. Гибку листового металла наши специалисты выполняют на компактных автоматических панелегибах SALVAGNINI P2 и вертикальных гибочных прессах HACO усилием от 60 до 100 тонн. Металл мы свариваем на итальянском оборудовании TECNA.
Полученные изделия окрашиваются на автоматизированной покрасочной линии датской компании IDEAL-LINE. Линия состоит из трехзонной струйной камеры подготовки поверхности, камеры полимеризации, автоматической транспортной системы и автоматической камеры окраски с автоматической системой нанесения краски и возможностью ручного подкрашивания. Линия позволяет подготавливать к окраске и окрашивать изделия размерами 2500х500х2000 мм со скоростью 2,5 метра в минуту. Благодаря использованию самой качественной порошковой краски мы достигли максимального попадания в цвет, что гарантирует нашим клиентам отсутствие разночтений в оттенках между различными партиями товара. Четырехзонная система очистки, фосфоризация и полностью роботизированное нанесение позволяют нам устанавливать необходимый уровень качества. Раньше на месте IDEAL-LINE стояли тупиковые неавтоматизированные окрасочные камеры, где масса маляров все работы выполняла вручную с помощью краскопультов, как и их коллеги в обычных автомастерских. На это тратилось неоправданно много времени, а камеры занимали более 1 000 м².
Линия вышла на полную мощность в ноябре месяце, и выпуск продукции за эти три месяца подскочил на 30%. Окрасочная система настолько эффективна, что при ее работе в 1 смену остальной завод трудится круглосуточно. Достигнутые результаты побудили нас заключить контракты на установку еще одного комплекса лазерной сварки, еще одной линии панелегибов и конвейера по раскрою и резке листового металла. В скором времени мы ожидаем двойной прирост производительности труда.
В целом же в 2016 году мы стали продавать на 38% больше продукции, чем в 2015. К слову, в 2015 рост по сравнению с 2014 был 36%. Итого за два кризисных года мы увеличили нашу реализацию на 72%. К этому добавим показатели последних месяцев и увидим, что рост составляет практически 100%. При этом подсчет мы ведем в старых, фиксированных ценах.
– В свое время Вы говорили о развитии розничных продаж. Каким образом новые показатели повлияли на эти планы, и как обстоят в компании дела с логистикой?
– Чтобы работать в рознице, необходимо располагать выставочными залами и обширными складскими запасами. Однако спрос на продукцию «Верстакофф» опережает наше производство с учетом выполненной и планируемой модернизации. Получается, что наш московский склад – это всего-навсего перевалочная база для уже готовых заказов. В связи с такой ситуацией нам пришлось отказаться от собственных продаж и сосредоточиться на поставках крупным дистрибьюторам. Именно для них у нас разрабатываются новые условия, партнерские программы, скидки. Система работы выстроена так, что через 2-3 недели после предоплаты клиенту уходит готовый заказ. Также существенно расширился наш пул зарубежных партнеров. Мы делаем мебель под немецкими и швейцарскими брендами. Это очень выгодно с точки зрения обмена опытом и технологиями.
– Для работы на новом производстве необходимы высокопрофессиональные кадры. Откуда их брать, и кто переподготавливает старые?
– Ввиду того, что завод расположен в небольшом городе, мы чрезвычайно ограничены в найме персонала. Поэтому при выборе новых сборочных линий основная задача, которую мы ставили перед их поставщиком, была – предоставить нам максимальную техническую поддержку и подготовить наших специалистов.
Переучивать приходится в равной степени всех – как спецов со среднетехническим образованием, так и инженеров-выпусников ВУЗов. С бытовой точки зрения, конечно же, современное оборудование не столь сложное в освоении, тотальная компьютеризация и автоматизация отодвинула человека из процесса производства. Поэтому здесь скорее нужны навыки для работы с программами, нежели с механизмами.
Все же мы стараемся свести к минимуму зависимость от поставщика. Технологам приходится постоянно поддерживать свою квалификацию и расширять компетенцию. В случае же поломки у нас есть своя рабочая группа, которая остановит конвейер и устранит неисправность. Также трудятся собственные системные администраторы.
К слову, критические и неожиданные поломки сегодня встречаются крайне редко. Само программное обеспечение имеет защитные механизмы. Современные сборочные и окрасочные роботы оборудованы множеством датчиков как автомобили. Благодаря им очень легко вовремя обслуживать и следить за их состоянием прямо через интернет. Дистанционная диагностика и мониторинг осуществляется как нашими сотрудниками, так и рабочей группой из-за рубежа.
– Каким образом модернизация влияет на социальную политику?
– За всю историю существования компании мы никогда никого не увольняли и не сокращали. Да, с введением новых покрасочных аппаратов нам пришлось освободить от своих должностей два десятка маляров. Но они были переведены на работу в другие цехи. Благодаря повышению производительности работы прибавилось на всех этапах. Специалисты по-прежнему необходимы для контроля, оптимизации, сборки и упаковки. Например, после каждой автоматической линии стоит контрольный пост, на котором производится проверка качества.
Только сегодня у нас открыто три десятка самых разных производственных вакансий. А в целом в компании работают уже более сотни молодых и перспективных сотрудников. Это не пустые слова, средний возраст наших специалистов не превышает 40 лет, а некоторые и вовсе обзаводятся здесь семьями и продолжают трудиться семейными парами. Владимир Волков, Глава Республики Мордовия, во время посещения производства «Верстакофф» лично отметил высокую социальную значимость нашего производства для всего района.
Отмечу, что ежегодно мы проводим индексацию зарплат на 10%. Это очень важно для региона, ведь самые квалифицированные кадры в отсутствии заработка уезжают в крупные индустриальные центры и города. Я сейчас говорю о рабочих специальностях и инженерах, даже без привязки к офисным сотрудникам и тем более к управленцам.
Совместно с администрацией Краснослободска мы рассматриваем возможность привлечения к нам на работу людей из других районов Республики. В скором времени мы получим в свое распоряжение общежитие соседнего ПТУ. Само здание находится в плачевном состоянии, там даже не работает отопление. Нам нужно все отремонтировать и восстановить, после чего мы сможем туда заселять наших сотрудников, в том числе и с семьями. Общежитие будет числиться на балансе завода и будет совершенно бесплатным.
– Раз мы заговорили о восстановлении, то расскажите, какой путь прошло предприятие за все эти годы?
– Наш завод образован в процессе реорганизации ОАО «Краснослободский завод Промсвязь», история которого начинается с 1962 года как союзного предприятия Министерства Связи СССР. Основным направлением деятельности завода было производство электрощитового оборудования, АТС, зарядных устройств и другой продукции для автоматических телефонных станций. Продукция завода пользовалась большим спросом как в нашей стране, так и экспортировалась в 17 зарубежных стран: Германию, Афганистан, Иран, Вьетнам, Кубу, Болгарию, Монголию и т.д. Работало около 1 000 человек. Но в 2000-х завод пережить не смог и обанкротился. На конкурсной основе мы выкупили производственную и часть административной площади, не дав ее реорганизовать в очередные оптовые склады.
Всего территория завода – это 2,5 га, на которых расположены производственные площади. Из них сегодня используется лишь 6 000 м². За последние годы мы полностью отреставрировали наше административное здание, довели его до европейского уровня. Все остальное также необходимо постепенно отремонтировать и пустить в работу. Поэтому сразу после переоснащения существующих мощностей мы принимаемся за восстановление следующего цеха размером 2 500 м². Это будет абсолютно симметричное дублирующее производство.
– Какие вызовы стоят перед коллективом сегодня?
– Главные проблемы – макроэкономические. Сегодня перед нами стоит глобальная задача удержать цены на нашу продукцию. А это очень сложно в условиях, когда только за последние несколько месяцев тонна холоднокатаной стали подорожала с 40 тысяч рублей до 50 тысяч рублей. Мы боремся с этим путем модернизации нашей продукции. Через месяц мы анонсируем выход полностью модернизированной линейки мебели для авторемонта. С помощью оптимизации расходов по ее производству мы также снизим издержки.
Ради развития среднего и малого бизнеса в России государство должно в первую очередь регулировать ценовую политику поставщиков сырья и энергоносителей. На наш взгляд, они завышают цены необоснованно, возможно компенсируя потери по сбыту на других рынках. Вторым этапом должно стать жесткое регулирование банковской деятельности. У банков в «тучные» годы было сложно взять кредит на ведение бизнеса, а в кризис они и вовсе перестали их выдавать. Еще в нашем интервью от 2014 года мы говорили, что ради 10 миллионов рублей банку нужно предоставить гарантии на 20-30 миллионов. Сегодня к ним добавились и без того космические процентные ставки. Программа импортозамещения тут несильно помогает.
Это привело даже к таким курьезам, когда у целых комбинатов не хватает 50 тысяч рублей бюджета, чтобы оплатить уже оформленный заказ. И такая стагнация наблюдается во всей экономике. Завалить все это денежной массой не получится, она просто уйдет в песок. Нужен трезвый четкий план по возвращению к жизни всего нашего экономического организма. Что же касается местной власти, то на этом уровне поддержка оказывается куда более ощутимая. Руководство Республики отмечает значимые предприятия и делает все для их поддержки. Я много езжу по стране и ни в одном другом регионе России не встречал такого понимания к бизнесу как в Мордовии. Мы же нацелены на длительный рост в этих непростых условиях и готовы к преодолению трудностей.
30 декабря 2016 года с рабочим визитом завод «Верстакофф» посетил Владимир Волков, Глава Республики Мордовия. С ним на встречу прибыл целый кабинет министров Республики – Министр промышленности А. И. Седов, Министр экономики В. Н. Мазов и Первый заместитель Председателя Правительства В. Н. Сидоров, а также Глава Района Медянкин Ю. В.
Губернатор по достоинству оценил проделанную работу по модернизации предприятия и обсудил с Игорем Силиным дальнейшее развитие завода, нацеленное на увеличение выпуска продукции по программе импортозамещения и контрактного производства для зарубежных заказчиков. Большие планы руководства завода порадовали Главу Республики. Резюмируя встречу, Владимир Волков желал и успешного развития предприятию, и пообещал оказать всяческую поддержку в дальнейшем развитии, поскольку от благополучия завода зависит вся жизнь района.
|