Как это было (к судоходству по Мокше)…
Вниз по Мокше- реке (Мокша-III; Ока).
Это было летом. Кавалькада Краснослободских маломерных судов-лодок продолжила славные традиции предыдущих водных экспедиций, которых было уже две- в 1994-м и 95-м годах. Именно тогда ученики Краснослободской средней школы№1 с плакатами экологических лозунгов прошли по маршрутам Краснослободск- Темников, а это 120 километров, и граница Пензенской области- Краснослободск-граница Рязанской области, 320 километров соответственно.
Село Каменный Брод Ельниковского района.
На этот раз состав увеличился до 15 человек, число весельных лодок на протяжении всего маршрута не менялось, как было ранее. Их всегда было четыре. Прибавилось опыта. Удачно прошла смена поколений. Появилась преемственность. Из пятнадцати человек у двоих это был уже третий водный поход, у двоих- второй по Мокше-реке. Согласитесь, это имеет значение. Это совсем не то, как было в 1994-м, когда 11 человек пошли по реке впервые. Да и экипировка оказалась более грамотной. Опыт помог лучше организовать поход: это сказалось на удачном старте, сокращении обеденных перерывов с одновременным улучшением качества питания, бдительном ночном дежурстве, скорости движения, даже на более продуманном сочетании физнагрузок с небольшими паузами отдыха.
«Мордовская Амазонка» (у с. Ст. Девичье).
Готовясь к походу, ребята весь учебный год занимались в кружке «Турист». В общем, все эти слагаемые помогли сократить путешествие с 12-14 дней, как планировалось, до десяти.
Итак, на рассвете мы стартовали. Трасса знакомая - родные места. Держимся все вместе. Делаем первые фотоснимки и, что самое главное,- первые видеокадры. Наконец-то она, камера, у нас появилась.
Вперёд на г. Темников (фото с моста).
Первый привал на берегу у так называемого слияния Сивини с Мокшей. Сил хватило даже на то, чтобы поиграть в волейбол.
И снова в путь. График- святое. Пройдены уже два моста: «прорвинский», обрушившийся, и новый – русско-маскинкий. Мосты- главное препятствие для нас.
Первый обед был уже в Ельниковском районе, а привал- ночевка- за селом Кабаново. Организованно разбит бивуак. Жара не прекращается, а вечером одолевают полчища насекомых. Появились первые волдыри на руках- не все родились речниками.
В первый день прошли около 50 километров- это наш рекорд: на то он и первый день. На второй получилось несколько меньше, но прошли Пурдошки, ранее мы проходили на третий день. Здесь произошел небольшой инцидент: прыжок подвыпившего парня с моста в лодку был дерзок, и даже немного напугал школьников, а экипаж состоял только из них. Но после небольшой идеологической обработки пурдошкинский «герой», извиняясь, удалился.
У памятника флотоводцу Ушакову рядом с Санаксарским монастырём.
Третий день пути. Все та же жара, а вечером- мошкара. У некоторых участников похода появились перчатки- руки надо беречь. Кстати, сначала мы с опаской смотрели на водянистые мозоли, а потом как-то и внимание обращать на них перестали. А впереди самый опасный участок на всей Мокше, если не считать большого количества свай и полузатонувшего пиломатериала. И не только его. В прошлый раз в 95-м, одна лодка получила внушительный удар от невидимого мореного дуба.
Преодолев путь, собрались все у Кондровки. Жертв нет (шутка), потерь груза- тоже.После обеда держим путь на Темников – самый крупный населенный пункт на нашем участке, а вообще на всей Мокше- Ковылкино. Из-за отсутствия больших городов Мокша и находится в такназываемой экологической нише: загрязнена меньше, чем другие подобные ей реки, Сура, например.
Третья ночевка перед самым городом. Ну, а на утро, причалив у переходного моста на Санаксырь, команда разбрелась по историческому центру, чтобы осмотреть достопримечательности и подзаправиться провизией.
Одно дело подъезжать к монастырю по автодороге и совсем другое дело- подплыть с тыльной стороны- как бы духом старины пропитываешься. Кажется, не лодки идут мимо этой обители,а баржи- могикане. Правда, график у нас здесь надушился, но не на столько, чтобы сильно переживать. Когда еще увидишь такую красоту, тем более,что многие школьники были в этих краях впервые.
Следующая ночевка-на побережье Мордовского государственного заповедника. Обрывистые берега, обвалившиеся деревья, бурелом… Дикая красота!
В окрестностях заповедника им. П.Г. Смидовича.
Прошли пограничье с Нижегородчиной, село Суморьево- тому подтверждение. Остановились для пополнения продовольствия в Теньгушеве. Прошли первый «горбатый» мост, судя по всему, проектировали его не без учета возможного происхождения судов, скажем, в послепаводковый период. Кстати, все последующие мосты точно такой же «горбатой» конструкции.
Ночевали километров за пять от разрушенной Нароватовской плотины. Успели запастись молоком на дойке и даже поймали сома, тем самым здорово разнообразили наше картофельно–макаронно-консервное меню.
Впереди граница. Вот и Широмасово. Здесь закончилась наша экспедиция «Мокша – II» в 1995-м году. Плывем в поисках невидимой границы Мордовии и рязанской области. Первый населенный пункт Рязанщины, обозначенный на топографической карте,- Кожуково. В поисках питьевой воды находим среди двух десятков заброшенных домов обитаемый. Москвичи – супруги приезжают в этот медвежий уголок на лето, более того – хозяин еще и художник, разрешивший даже снять свои картины видеокамерой. Хозяйка подтвердила, что тот самый ручей, у которого мы причалили, и есть незримая граница. Сфотографировались на память.
К вечеру подошли к старинному Кадому – райцентру. Именно здесь теплилась надежда: сможем увидеть хоть тень судоходства на Мокше, а это была одна из главных идей экспедиции (на топографической карте республики 1994 года выпуска судоходство обозначается еще раньше - от пристани села Пургасово). А судоходства, по словам местных жителей, нет уже двадцать лет.
В Кадоме семь тысяч жителей. В историческом центре – чистота, уют, мусорницы… Если честно, не ожидали мы увидеть такую ухоженность. Скажем , в родной Слободе тот же исторический центр просто изживается…
Плывем дальше. Слева – довольно мощный Вад. Крупней его из притоков только Цна. Останавливаемся у населенного пункта Чермные. Ржавые баржи, катера на берегах. Жалкое зрелище. Плоский песчаный берег когда-то был дном реки .
Идем по расписанию в ожидании Цны. Демушкино – понтонный пост – тащим волоком лодки. Наконец село Устье на Цне при впадении ее в Мокшу. К сожалению, от местных жителей узнаем, что и Цна, и Мокша не судоходны, последняя - вплоть до Оки. Старики и то не помнят, когда здесь проплывали последние баржи. По их же словам, до Оки – 51 километр. Рядом проходит трасса Сасово – Кадом. На мосту видим не работающие светофоры для проходивших, когда-то судов. Позже по правому берегу – маяковую с заброшенными огнями мачту…
По словам местного отдыхающего, «ракеты» здесь ходили еще лет двадцать назад, то есть в 1979 году, а барж не видят лет пять. Правда, одна прошла совсем не давно, но, как мы поняли, ее вывели в Оку спецплавсредством. Возможно, для того, чтобы она не осталась на мели в Мокше навсегда. Где-то за тридцать километров до Оки сфотографировались у опорных знаков, которые еще в довольно приличном состоянии.
Очередная ночевка перед Окой. На левом берегу устья хутор Пятницкий Яр, где нет даже электричества, а ближайшие населенные пункты, типа Нармы и Лебяжьего, находятся от устья Мокши примерно в десяти километрах.
Итак, на девятый день появилась Ока, и почти сразу же мы увидели на реке баржи, но, увы, не на Мокше.
На границе Мордовии и Рязанской области.
Мокша при впадении в Оку оставила двоякое впечатление. Русло порядка 100-120 метров, хотя после Цны достигало почти 150-метровой ширины и большой глубины (не далеко от берега было восемь метров, на середине предположительно пятнадцать). Здесь же чуть ли не до середины дно измеряется ростом человека. Ока при впадении достигает 300 метров ширины, достаточно, чтобы идти на судне и вниз, и вверх по течению до Касимова, Рязани и далее. Мокша же, как это ни печально, не только в пределах Мордовии, но и в Рязанской большой области не судоходна даже весной. Значит, все карты с обозначением, судоходства по Мокше не верны, устарели – это теперь уже аксиома. Таков итог экспедиции.
На следующий день лодки на «КамАЗе», участники похода на автобусе всего за четыре – пять часов прибыли домой.
Старина Кадома.
Осталось выразить слова благодарности тем, кто помог в осуществлении, уверен, единственного в своем роде за последние годы в Мордовии, похода. Лодки нам дали на местной спасательной станции и семья Рогожкиных из Зареки, деньгами помогла городская администрация, организационно осуществили помощь наша базовая Краснослободская средняя школа №1 и районный отдел образования.
Мокша впадает в Оку.
Главную, пусть не прозвучит нескромно, благодарность надо выразить личному составу, тем пятнадцати людям, которые в такое экономически трудное время, пошли на большие собственные финансовые затраты, но осуществили экспедицию. Всем этим людям спасибо.
В экспедиции приняли участие: руководители – Евгений Геннадьевич Телепнев, Владимир Васильевич Тябин, выпускники школы – Сергей Антонов, Руслан Ермаков, Василий Левин, школьники 8-10-х классов – Алексей Неверов, Евгений Козюков, Шамиль Кучаев, Дмитрий Саблин, Андрей Киюшин, Татьяна Сивонкина, Татьяна Тишкина, Марина Исаева, саранская студентка Татьяна Голикова и автор этих строк.
Александр Кузьмин учитель географии Краснослободской средней школы № 1. 16.11.99.
|