Пятница, 22.11.2024, 13:41 Красноcлободск Приветствую Вас, Гость
 
Главная | Форум | Регистрация | Вход | RSS
Погода в Слободе

Погода в Краснослободске на неделю!


Перекресток

Канал на YouTube
Говорит и показывает...
YouTube - Краснослободск, Мордовия!

Форма входа

15244 просмотра

Поиск в КС

Календарь событий
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Статистика

Сейчас в Слободе: 1
Гостей: 1
Жителей: 0

Сегодня поздоровались:

Наша кнопка:

Краснослободск, Мордовия


Опрос

В 2016 году планируется установка памятника солдату Великой Отечественной войны в г.Краснослободске (нынешний мемориал, безусловно, останется на своем месте).


  Фотогалерея

Новинки в фотоальбомах

Случайные фотографии

  Новости раздела:

Сегодня мы являемся свидетелями, казалось бы, неожидаемого феномена – взрыва интереса широкой общественности к памятникам истории и культуры, к прошлому нашего края, пристального, обострённого внимания к судьбам нашего населения.
Любой город Мордовии имеет свои достопримечательности – исторические, природные и культурные, которые в совокупности обогащают облик края многообразием красок и оттенков пейзажей, исторических преданий и национальных особенностей, выдающихся творений зодческой мысли. Застраивая большие просторы Восточной Европы, русские мастера – строители и зодчие много столетий назад уже умели выбирать места городов – крепостей, торговых посадов, речных пристаней, дворцовых сёл и слобод. Они учитывали и рельеф местности, и своеобразие растительного мира.
Так было и при основании в XVI веке Краснослободска – одного из старейших городов Мордовии. Поэтому он и получил столь завидное, нечасто употребляемое в городской топонимики имя «Красная Слобода». Слово «красный» как нельзя лучше помогает понять замыслы и вкусы тех людей, которые заложили первые камни на самом высоком и живописном венце в долине реки Мокши.
Этот высокий холм, на котором разместился Краснослободск виден издали с трёх сторон, и только с одной западной, темниковской он не показывается до тех пор, пока не въедешь в центр города.

Вид города конца XIX века со стороны Мокшанской поймы
Основанный в XVI веке, когда Русскому государству приходилось отражать набеги кочевников с юго-востока страны, город вошёл в систему укреплённых линий и крепостей на юго-востоке страны. Москва, таким образом, ставила крепкий заслон на пути кочевых орд, которые при набегах наносили большой экономический урон, приносили немало горя
и страданий.
В последнее время всё больше внимания обращается на историю послеоктябрьского периода. Этот период требует тщательного исследования и изучения, переоценки, так как именно в освещении этого периода допущено немало отступлений от правды. Для того чтобы лучше понять переломное события современности, необходимо более глубокое изучение и осмысление дореволюционной истории города и края. Ибо изучение истории прошлого – есть лучшее средство самосознания и воспитания. К сожалению, находились деятели, которые пытались вопреки правде изменить суть отдельных фактов и событий истории города и преподнести так, как это было выгодно властям. Поэтому, изучая прошлое города необходимо опираться на архивные источники, сохранившиеся документы, и исследования тех краеведов, которые объективно освещали жизнь города.
Собираясь работать над очерками, я не задавался целью показать в полном объёме историю города и края. Это оказалось невозможным по многим причинам, в том числе из-за недостаточности источников и сложности поиска материала, многие события социально – экономического и культурного развития города невозможно восстановить из-за частичного уничтожения городского архива, часть которого была сдана в макулатуру, а часть сожжена. И лишь небольшая часть документов сохранилась в архиве РМ. Поэтому цели моего исследования: собрать и систематизировать имеющиеся источники и научную литературу, исследования дореволюционных историков-краеведов и проследить, насколько это возможно, историю города с момента основания до 1917 года, сосредоточив основное внимание на социально-экономическом развитии города и уезда до второй половины XIX века.
Интерес к истории города возник ещё у дореволюционных историков. Одним из первых исследований по истории города были работы Ивана Беляева «г. Краснослободск и его уезд до 1700 года» напечатанная в Пензенских епархиальных ведомостях № 19 от 10 октября 1867 года. Основные положения этой статьи прослеживаются во всех более поздних расследованиях. Автор даёт топонимику некоторых сёл, коротко рассказывает о крае, входящим в состав Золотой Орды. В статье – первый историк Краснослободска даёт и дату основания города-крепости. «В 1627 году основана крепость Красная Слобода; с 1629 году от Слободы известно русское селение Плужное (селение по-лугу)1. Здесь и вторая дата – 1613 год. Он связывает её с постройкой Троицкой церкви, мотивируя тем, что церковь и крепость были построены, в силу существующих традиций, одновременно. В качестве доказательства автор приводит надпись в «типиконе, доселе находящимся в употреблении в Краснослободском районе, в ключе зрячей пасхалии между 1613 и 1614 годами написано полууставом: «освятися храм Троицкий». Однако автор сомневается и в этой дате «мы не можем дать её веры (т. е. надписи) …надпись эта сделана назад тому не более ста лет».
Ещё одна проблема в центре этой статьи – основание во II половине ХIX века монастырей в Краснослободске и уезде. В работе он просто перечисляет их.
Интересные сведения о монастырях и церквях города и в другой работе Беляева «Этюды из истории г. Краснослободска и его уезда в XIX столетии». В этой статье автор даёт информацию о судьбе трёх упразднённых «…по указу 1764 года лишние монастыри были закрыты, церкви обращены в приходские». Далее он рассказывает о постройке церквей, указывая годы основания «…вместо Ильинской церкви явилась Благовещенская… в 1762 г. …вместо 2-х деревянных церквей (построил Миляков) одну церковь каменную во имя Владимирской Божьей Матери». Очень интересна и другая работа Беляева «Краснослободский Успенский женский монастырь» В очерке автор довольно подробно рассказывает о этапах создания монастырей, хозяйственной жизни, приводит редкие документы, детально описывая интерьер ограды, башенок. Всё это подтверждается редкими фотографиями монастыря. В очерке автор любовно рассказывает и о жемчужинах зодчества – Успенской церкви и Вознесенского пятиглавого собора.
Довольно подробно останавливается он на небольшой Успенской церкви «…в этом храме две отдельные церкви, построенные в разное время и имеющие разную архитектуру». Благодаря очерку известны нам и размеры церкви и её придела, её особенная, неповторимая архитектура «…длина и ширина 3 на 3, т.е. 9 квадратных сажени». Известно и точное время постройки «…начата в 1810,окончена в 1816 г.»7. О самом Вознесенском соборе автор повествует во всей красе в другой работе И. Беляева «Вознесенский храм в Краснослободской женской обители и его освещение» напечатанной в Пензенских Епархиальных ведомостях №17 за 1882 год «…наружный вид храма представляет правильный прямоугольник с 5-ю главами и вызолоченными крестами»8. Автор подробно описывает интерьер храма, иконостас, храмовую утварь, создавая целостную картину этого шедевра.
В другой статье, где Беляев раскрывается перед нами не только как священник Троицкого собора и историк – краевед, но и патриот своего края. Автор рассказывает о другой жемчужине архитектуры уезда – Краснослободском Спасо-Преображенском мужском монастыре, напечатанном в Пензенских Епархиальных ведомостях № 3 за 1883 год. Ценность этой статьи не только в историко-искусствоведческом аспекте, но и в том, что первый историк Краснослободска приводит редкие документы из архива тогда ещё существовавшего Спасо-Преображенского монастыря.
Говоря о татарском становище – Тенишеве, автор приводит часть грамоты от 11 сентября 1690 года царя Иоана и Петра Алексеевичей и Софьи Алексеевны «…татаровая от воинских людей в крепи...».
На основании чего делает вывод, что «…Тенишево было татарской крепостью укрепленным становищем какого-нибудь татарского мурзы Тенишу».
Повествуя о начале строительства монастыря, Беляев подтверждает разрешение строительства грамотой патриарха Никона с тем, чтобы « ...главы на той церкви были круглые, а не островерхие».
Изучая статьи И.Беляева о городе и уезде, наблюдаешь эволюцию его творчества: опираясь на источники, автор делает более глубокие выводы, вместе с тем часто рассматривает некоторые явления с точки зрения официальной церкви. Говоря о монастырях, часто перечисляет церковную
и храмовую утварь, несколько необъективно подходит к средствам содержания монастырей. В частности, говоря о Краснослободском Успенском монастыре утверждает, что средства содержания «…эти средства - труд и работа ...рукоделие - вот главный источник доходов». Однако вынужден признать, что «весь доход монастырей, за исключением сборов по книгам… можно определить в 4000 рублей».
Большая ценность исследований И.Беляева состоит в том, что автор в своих работах использует широкий круг архивных материалов, особенно из малодоступных церковных архивов.
К тому же автор ещё при жизни застал развалины Краснослободской крепости и по ним более поздние исследователи смогли описать ее внешность.
Определенную ценность для данного исследования составила работа И.А.Булыгина «Положение крестьян и товарное производство в России,- напечатанная в Пензенских Губернских ведомостях". 0на позволяет получить на материалах первой половины XIX века сведения о посевах и урожаях и определить годовые расходы хлеба «… в расчете на одного человека вместе с расходом на корм скоту».
Проблема роста неземледельческого населения, особенно торгово-ремесленного в центре работы Н.Прозина «Наша ремесленностъ, спечатанная в Пензенских Губернских ведомостях за 1867 год». Автор приходит к мысли, что если первоначально города Пензенской губернии были выстроены как крепостные поселения «…так в первой половине XIX века они уже превратились в торговые центры». Автор подтверждает свои выводы источниками.
О монастырях уезда пишет и Г.П.Петерсон. В своей статье «Инок Герасим сподвижник и настоятель Краснослободской Спасовой пустыни» автор уделяет внимание достопримечательностям и святыням монастыря «…самой древней почитается Казанская икона древнегреческого письма».
В поле зрения краеведа-священника личность иеромонаха Герасима - одного из настоятелей монастыря. Автор пытается проследить пути поступления земель монастырю, повторяя данные И.Беляева о богатом крестьянине Боженове, отдавшем «на постройку обители...все свои оброчные статьи...». Если статьи И.Беляева основаны на документах, у Петерсона перечисления фактов иногда документально не подтверждается.
Очень интересна и работа И.Голубинского «Иоанно-Предтечев / упраздненный/ монастырь в городе Краснослободске. Храмы Монастыря». Автор дает точное местонахождение монастыря, подробно описывает первые деревянные церкви Пророка Предтечи Иоанна и Пресвятой Богородицы, при этом документально подтверждая годы основания монастыря и двух церквей. Краевед приводит грамоту патриарха Адриана, которая позволяет точно установить время постройки. Это и подтверждается записью архимандрита Иосифа «…1701 года января в 31 день дан указ из патриарха казенного приказу: велено мне, архимандриту Иосифу, освятить церковь»18. Как и Беляев, Голубинский уделяет внимание описанию икон, интерьера церквей. Автор прослеживает и строительство каменного храма Иоанна Крестителя. Подробно описывает ризницу и книгохранилище монастыря, указывая источники поступления книг, называя их количество:
«Всего 76 томов, из них учебных 7, исторических 2...». В другой своей работе "Краснослободский уезд" автор дает описании некоторых населенных мест уезда, приводя источники существовавших в то время архивов. Интересна и работа Григория, архимандрита Краснослободского Спасо-Преображенского монастыря. Автор дает картину хозяйственной жизни этой обители.
И завершая анализ публикаций по истории города до начала XX века, остановимся на работе Н.М.Соколова "Историко-статистическое описание Краснослободского Троицкого собора /1627 -1894 г. г./. Автор берет более широкие хронологические рамки - с 1627 по 1894 годы.
Объектом его исследования является Троицкий собор города, и все что с ним связано. Соколов скупо описывает крепость города: «…200 длины и 130 ширины, и состояла из высокого тына». Автор пытается установить время постройки церкви, приводя в качестве аргумента высказывания Н.М.Карамзина что «…церковь строили вместе с крепостью». Для установления даты постройки города Соколов, как и Беляев ссылается на типикон и надпись в нем полууставом «…освятися храм Троицкий». На основании этого появляется уверенность – собор, как и город, построен между 1613 - 1614 годами. Опираясь на церковные архивы, автор утверждает, что в конце 18 века было три соборных храма: «Троицкий, Ильинский и Живоносного источника. На их месте и появилась каменная соборная церковь». На протяжении всего очерка Соколов повествует о перестройке собора, описывает иконостас, фрески, интерьер храма, внешний вид, «…собор …построенный равносторонним греческим крестом 20 сажен длины и 12 ширины».
Дореволюционные работы ценны не только тем, что в основу их легли уничтоженные архивные документы, они способствуют возрождению культуры, гуманизма, гордости за наш город с его прошлым.
Из послереволюционных исследований по истории города и уезда следует выделить работу Н.И.Костина «Краткий очерк Краснослободского уезда и города в историческом аспекте» вышедший в 1921г. Это наиболее обстоятельный труд о городе. В работе ставится цель: «пробудить интерес к истории местного края»25. В отличие от дореволюционных исследований, где основное внимание уделялось развитию хозяйств монастырей, описанию церквей связывая это с возникновением и развитием города в работе Н.Н.Костина эти мотивы сведены до минимума.
Обращаясь к дате образования города автор, как и ранние исследователи, обращается к богослужебной книге Троицкого Собора – типикону и делает вывод, что надпись была сделана на основании «…ранее бывших документов». Он приходит к выводу, что «укрепленный пункт и слобода при нем»27 были образованы ранее крепости. Это было, считает Костин, «не позднее 1613 года и не ранее 1571».
Довольно подробно рассматривается и проблема просвещения и образования в конце 18 века, показывая консервативную роль духовенства. На основании документа автор доказывает малоэффективность образования в духовных училищах и семинариях «не обучаются ни
наук философских и нравоучительных, не знают истории церковной, ни гражданской».
Работа Н.Н.Костина - одна из попыток воссоздать историю города и края после Октябрьской революции. Её положительной стороной является использование документов и работ первых историков города. Своей работой Н.Н.Костин как бы подталкивал к более глубоким истокам - изучению работ М.Беляева, Соколова, Петерсона и др.
Приблизительно в эти же годы, появляется статья А.С. Никольского «Из Краснослободской старины», которая находится в фондах Краснослободского краеведческого музея. В центре статьи личность купца-магната Абрама Дмитриевича Муромцева. Автор затрагивает различные виды деятельности этого предпринимателя: торговлю, строительство винокуренных заводов, повествует о строительстве духовного училища.
Вопросы промышленности уезда очень хорошо отражены в статье Н.Руткевича «Черная металлургия на территории Мордовии в 18-19 веках» - напечатанная в «Записках МНИИЯЛ иЭ» в 1947году.
Автор показывает, что в первой четверти 18 река на территории Краснослободского уезда развиваются «…различные мануфактурного типа промышленные заведения». В статье прослеживается эволюция трех заводов уезда: Рябкинского, Сивинского и Авгурского. Автор, на основе архивных документов, приходит к мысли, что «…по тому времени это была передовая промышленность»31. Н .Руткевич раскрывает причины угасания заводов края. Одна из них трудности производства металла, низкое качество болотной руды «…добывали руду в Инсарском и Краснослободском уезде на расстоянии 25-30 верст от заводов», трудности с топливом, лесными ресурсами. Другая причина угасания заводов - плохая техническая оснащенность поскольку, как замечает автор «...владельцам посессионных заводов новая техника была невыгодна, так как они не могли сократить рабочих». Содержание статьи отличается научностью, поскольку написана на архивных материалах.
Из исследований по истории города можно выделить и исторический очерк «Краснослободск» И.М.Корсакова написанный в 1966 году.
В разделе «Возникновение города и его развитие до начала 19 века» автор опирается на работы И.Беляева. И.М.Корсаков использует разнообразные данные о промышленности края акцентируя взимание на тяжелую жизнь работных людей. Скупые строки рисуют расправу темниковского воеводы Пыжова над восставшими: «…с людьми своими и с денщиками, а при них были пушки и фузеи, и шпаги, и палаши... и из пушек и из ружья по той деревни палили...».
В своей работе автор рассматривает и другие вопросы: торговлю, национальный состав уезда, занятие различными промыслами, образование, просвещение. Книга написана на основании материалов из государственных архивов Москвы, Пензы, Мордовской ССР, материалов уездных и районных газет Краснослободска, республиканских газет.
Значительным вкладом в изучение истории города стала работа профессора И.Д.Воронина «Красная Слобода» вышедшая в книге «Достопримечательности Мордовии» в 1967 года. В ней автор на основе новых архивных данных воссоздает картину Краснослободской крепости XVII века и выделяет основные этапы развития города И.Д.Воронин останавливается на дате образования города пишет, «…после статей Беляева опубликованы многочисленные документы о прошлом Краснослободска, которые позволяют рассеять сомнения первого историка города и подтвердить эту дату». Автор не называет эти документы, вероятно, он, как и Н.М.Карамзин считает, что крепость и церковь обычно строили одновременно, и дату построения церкви можно считать обшей с построением крепости.
Вопросы хозяйственной жизни Иоанно-Предтеченского монастыря отражены и в работе Протасьевой Т.Н. «Запись в Хронограф XVII в.», которая вышла в 1967 году. Автор дает довольно подробную опись движимого и недвижимого церковно-монастырского имущества, библиотеки и архива на основе записей сделанных архимандритом Иосифом на полях «Хронографа» и еще четырех книгах: Евангелии 1697 г., Большом требнике Петра Могилы 1646 г., Маргарите 1698 г. и Триоди постной. Подобное исследование имеет громадную ценность в изучении истории города.
Развитию крестьянского хозяйства края посвящена работа Н.Ф.Тюгаева «Крепостная деревня Мордовии в конце 18 - первой половины 19 века», вышедшая в 1975 году. В ней подробно анализируется хозяйственная деятельность крестьян уездов, размеры земельных наделов, урожайность, цены, семейный бюджет. На большом архивном и опубликованном материале
освещаются такие вопросы, как расслоение крепостной деревни, прослеживается процесс разложения и кризиса феодальных и вызревание капиталистических отношений в недрах феодального строя.
Проблеме социально-экономического положения трудящихся многонационального Среднего Поволжья посвящена работа Н.М.Арсентьева и А.С.Лузгина «Посессионные крестьяне Мордовии» напечатанная в межвузовском сборнике в 1989 году. Авторы обращают внимание на основные черты юридического статуса посессионных крестьян «…они состояли особую группу... которой обязано было работать на заводе с раннего детства и до полного истощения сил»36. В центре внимания статьи экономическое положение рабочих. На архивном материале рассматривается средняя заработная плата рабочих заводов за 1818-1820 г. «...Рябкинский -97 рублей, Сивинско-Авгурский -125»37. По материалам источников авторы выделяют следующие виды оплат: окладная, сдельная и повременная. Авторы обращают внимание на то, что привлечение посессионных крестьян для работы на заводях в качестве постных и сезонных рабочих привело к ограничению возможностей ведения ими натурального хозяйства, падению хлебопашества, что приводит к тому, что неземледельческие занятия становятся важнейшим источником дохода.
История развития монастырского землевладения в период феодализма затронута в статье В.Б.Смирновой «Монастырское землевладение на территории Мордовии и борьба с ним крестьян в 17-18 в.в.» вышедшая в 1989 году. В основу исследования положены источники, извлеченные из немногих дошедших до нас монастырских архивов, фондов центральных и местных учреждений, управлявших краем и духовными вотчинами Патриаршей области.
В отличие от церковных историков, много уделявших описанию церковных святынь, подвижничеству старцев, перечню настоятелей, автор статьи показывает стремление монастырских властей «...всегда стремиться расширить свои земельные владения за счет слабых собратьев, захватывая и общинные земли.»38. Автор отмечает, что в хозяйственном освоении края монастыри большой роли не играли, хотя способствовали вытеснению мордвы с ее исконных земель.
Проблеме отходничества посвящена статья Г.И.Катайкиной «Отхожие промыслы крестьян Мордовии в конце 18 - первой половине 19 в.», вышедшая в 1989году. Автор отмечает, отставание промышленности Краснослободского уезда вынуждало искать заработку далеко от дома, акцентируя внимание на одном из видов отходничества - бурлачестве.
Говоря о размере отхода в начале XIX века автор использует данные Краснослободского уездного казначейства по выдаче паспортов крестьянам «...в 1805г. удельным крестьянам ряда сел уезда только с апреля по май было выдано 206 паспортов»39. Используя документы уездных
судов, где зафиксировано большее количество записей договоров, автор приходит к выводу, что большая часть крестьян расходилась по уездам в качестве плотников, каменщиков, чернорабочих.
Данные, приведенные автором статьи свидетельствуют о том, что промысловый отход нашел широкое распространение среди государственных крестьян, значительно слабее он был развит у помещичьих и удельных.
Развитию Сивинского и Авгурского чугунолитейных заводов посвящает свою статью «Сивинь» А.Пряхин, напечатанной в районной газете «Знамя труда» № 46-48 за 1991 год. В центре статьи - история села Сивини и заводов - история их развития, борьба рабочих за свои права. Тема развития торговых отношений с другими регионами Российского государства в центре внимания статьи В.Шаракина «Водные пути Мокши в XVII-XIX веках», напечатанной в газете «Знамя труда» № 75 за 1991 год. Статья построена на архивных материалах. Попытка выяснить время возникновения города-крепости Красной Слободы была сделана В.Шаракиным в статье «Крепость на Мокше» напечатанной в районной газете 'Знамя труда" № 145 от 30 ноября 1991 года. Опираясь на малоизученные архивные документы, автор описывает крепость с момента ее постройки до 50 годов XVIII века когда «постройки обветшали и были разобраны для отопления зданий»40. Опираясь на царственную книгу царя Ивана IV автор пытается дать точную дату основания Красной Слободы: «В лето 7044 ноября 25 ...зделан град древян в Мещере на реке Мокше».
Опираясь на расписной список от 1 января 1752 года, составленный местным воеводой Василием Андреевичем Алфимовым и более ранее описание, составленное писцами Марком Бурцевым и Михаилом Аксентьевым в 1874 - 1876 годах, находящихся, по словам автора в Московском Государственном архиве древних актов, автор воссоздает точную картину
Краснослободской крепости.
В качестве источников при написании данной работы мною были использованы некоторые материалы архивов.
При выяснении посевных площадей уезда к середине 19 века большую помощь оказали материалы «Отчета губернского статистического комитета за 1656», находящиеся в Государственном архиве Пензенской области, ф.9.оп.1,д.104,л.л.58-63. Они позволяют показать посевы культур с 1820 г. по 1856 г., а также увеличение посевных площадей за счет освободившихся «из-под леса и залежных земель».
Тему экономического развития города позволяет полнее раскрыть «Вопросный листок для городских поселений, находящийся в фондах: Краснослободского краеведческого музея. Он содержит перечисление промышленных заведений города к 1896 году «...завод колокольный… четыре заведения кирпичных... три кожевенных».
Проблема образования города раскрывается серией документов находящихся в фондах Краснослободского краеведческого музея: сведения о Краснослободском приходском мужском 2 классном училище /н.р.ф. 1166/21 /,сведения о Краснослободском приходском женском 1 классном училище /н.в.ф. 1166/22; сведения о городском 4-х классном мужском училище г. Краснослободска Пензенской губернии /н.в.ф. 1166/23/. Эта серия документов дозволяет исследовать социальный состав учащихся городских училищ, сделать вывод о материальной базе, средствах, затраченных государством и попечителем, о наличии библиотек и просветительной деятельности «...народных чтений и бесед не бывает».
При исследовании состояний торговли города некоторую помощь оказывает «Вопросный листок для городских поселений, городов, посадов, местечек» /1696 г./ находящийся в фондах Центрального Государственного исторического архива, ф.1294,д.1373,л.л.34-34о.б. В документе перечисление постоялых дворов, бакалейных заведений «... 10 трактиров, 2 гостиницы, 4 оптовых винных склада, 4 винные лавки и один склад виноградных вин»45. Довольно подробно описать улицы города позволяет сделать план г. Краснослободска Пензенской губернии за 1848 год, находящийся в фондах ЦГИА Ф.1293,оп.1,д.34,л.1

Источник позволяет восстановить название улиц, площадей, позволяет лучше представить месторасположение памятников провинциального зодчества.
Некоторые данные по отходничеству уезда можно найти в «Записке о промыслам казенных по имениям Тамбовской губерния», составленной при ревизии государственных имуществ губернии» 1837-1838 г.г., находящейся в Центральном государственном архиве ф1589,оп.1,д.331,л.л.13-13об. В них отмечалось, что крестьяне Краснослободского уезда нанимаются по сплаву барок до Рыбинска.
Преобразование Красной Свободы в уездный город Краснослободск Пензенской губернии подтверждается указом Екатерины II от 15/26/сентября 1780 года «Указ Сенату от сентября 15 дня 1780 г.», находящийся в Центральном государственном историческом архиве ф.1329,оп.1,д.145, л.150.
При написании главы о промышленности уезда я обращался к источникам из Центрального государственного архива Мордовской ССР. При описании Рябкинского завода - Журналу заседаний Краснослободского уезда суда по уголовным и гражданским делам ф.24,д.17: «Годовой отчет за 1825-1827 г.г. по Рябкинскому заводу». Документы позволяют выяснить низкое качество руды, ограниченные лесные ресурсы заводов, работающие на древесном угле. В «Докладной от 28 июня 1829г» управляющий Рябкинского завода Цитович докладывает о бедственном положении завода.
«Акт комиссии по осмотру домны от 30 /VI -1829 года» позволяет сделать вывод о бесхозяйственности - одной из причин упадка Рябкинского завода. Другую причину упадка заводов находим в материалах «Журнала заседаний Краснослободского суда по уголовным и гражданским делам» ф.24, д,48, л.16-17. Она заключалась в том, что «...из-за маловодья действовали с перебоями почти все /заводы/ ежегодно»46.
Другой архивный источник «Именная роспись мастеровых Рябкинского чугуноплавильного завода» позволяет выявить виды штрафа рабочих и виды наказания. По росписи из 240 рабочих «...107 были наказаны».
Одна из причин резкого упадка металлургической промышленности уезда ясно просматривается в «…докладной Рябкинского заводской конторы» (ф.24, д.14, л.176). Документ позволяет выяснить, что изделия завода превзошли установленную на нее пену и стали убыточны.
Существование помещичьих винокуренных заводов, наряду с государственными в уезде косвенно подтверждается документом «О постройке винокуренного завода помещиком Русиновым в казенном лесу». На основании документа можно сделать вывод, что некоторые помещики имея излишки хлеба и зная способ получения спирта, строили у себя в имениях винокуренные заводы. Данные «Вопросного листка...» подтверждают это.
Рост населения города в начале XIX в. прослеживается по материалам «Ревизских сказок». Так в «Ревизских сказках» Краснослободского уезда за 1811 год даются сведения по национально-социальному составу населения (ф.26, д.18, л.л.452,453). По материалам «Ревизских сказок» (ф.26, д.3, л.л.15-16), также находящимися ЦГА МССР, можно увидеть различные социальные группы, проследить развитие некоторых из них. Таким образом, документы различных архивов позволили получать данные о характере занятия и роста населения, состоянии торговли и промышленности.
Из источников, опубликованных в советское время, мною были привлечены «Документы и материалы по истории Мордовской АССР». Из них я использовал следующие документы: «Наказ воеводы г. Азова для высылки работных людей на строительство гаваней», «Указ Петра I стольнику князю Путятину о сборе оброка и пошлин с населения Саранского и Краснослободского уездов», «Рапорт управителя Краснослободской дворцовой волости», «Определение Берг-коллегии, данное крестьянам Тарасу и Ивану Миляковым о строительстве железнодорожного завода на Рябке», «Сказка заводчикам Ивана Милякова о покупке к Рябкинскому и Сивинскому заводам крепостных крестьян», «Донесение старосты Васильева и выборного крестьянина д. Полянок Леонтьева о неплатеже заводчиками Миляковым и Шапкиным поденных денег за заготовляемый ими лес и дрова».
Некоторую помощь в вопросах торговли и быта оказали старожилы города – Щербинкин Д.П. и Конаков В.И.
Большую роль в истории города в послеоктябрьский период сыграл П.И. Трушкин. Фотографии Левишновского, Голова были любовно собраны им. Архитектурные памятники, не дошедшие до нас, известны нашим современникам благодаря Павлу Ивановичу. В своей работе я пользовался не только фотографиями П.И.Трушкина, но и аннотациями к ним, собранными историком-патриотом буквально по крупицам. Не имея специального исторического образования, Павел Иванович был не только художником, донесшим до нас колорит XIX века, но и историком по призванию, стоящим в одном ряду с И. Беляевым, Г. П. Петерсоном, И Голубинским, Н.Н. Костиным и другими любителями истории родного края.
В настоящей работе мною была сделана попытка собрать и систематизировать существующие источники и научную литературу по городу Краснослободску и его уезду.
Данная работа не претендует на полноту исследуемой темы.
Изучение истории города Краснослободска требует дальнейших исследований, основанных на привлечении фондов центральных, областных и местных архивов.
Из книги А.В.Лютова "Там, где Мокша встречается с Прамой".
Очерки г. Краснослободска и Краснослободского уезда в XVIII-XIX веках.

Троицкий собор

Старец Иероним

К 90-летию Краснослободского р-на

О Новом Зубареве

Русское Маскино

Интересные статьи

Мнения о новостях
А насколько это все законно?
А если это вынести на общественное обсуждение - например, к Малахову на канал?))
И чтобы об этом высказалась Администрация Президента России. Ну хотя бы Песк




7160 просмотров


При копировании данных ссылка на сайт http://kc13.ru/ обязательна | Краснослободск ©2024 |