Историография Краснослободского Спасо-Преображенского монастыря
История монастырей и церквей Краснослободского района
Духовная жизнь города в прошлые века
Во второй половине XVI века, буквально по следам русского войска, разгромившего Казанское ханство, через Шацкий, Арзамасский, Темниковский и Алатырский уезды, населенные мордвой, в «порайскую землицу устремились монахи крупных монастырей центра», спеша захватить лучшие угодья. На мордовских землях оседали представители московских Новоспасского и Чудова, подмосковных Троицко-Сергиева и Савво-Сторожевского, нижегородского Печерского и других монастырей.Вдоль судоходных рек Цны и Мокши, поблизости от больших дорог и городов – крепостей, возникали новые монастыри. Правительство нацеливало их на миссионерскую деятельность, жаловало разнообразные доходные статьи, защищало от столкновений с местным населением. Для большего успеха «… мордовские села стали раздавать монастырям в той надежде, что духовные власти ревностнее позаботятся о крещении мордвы, чем служивые люди».
Монастыри содействовали распространению на мордву обще русских феодальных порядков.
С увеличением населения в восточной части Темниковского уезда, из которой в XVIII веке образовался Краснослободский уезд, возникла 11 монастырей и пустынь.
Самый крупный из них – Краснослободский Спасо-Преображенский монастырь располагается на берегу Мокши, в пяти верстах от Дворцовой Красной Слободы.
Об основании Спасо-Преображенского монастыря известно из грамоты патриарха Никона от 6 августа 1655 г, на которую ссылаются историк – краевед И.Беляев и более поздние исследователи. Она, т.е. грамота, дана по челобитию «…крестьян Красной Слободы Андрюшке Агапитова с товарищи и всяких чинов людей». В ней говориться, что «вверх по реке, в большом лесу на берегу Мокши есть пустынка, а в ней живет черный старец Дионисий», а так как «во всем Краснослободском присуде близко нет монастыря, где бы изнемагаючи к смерти по русскому обычаю могли постричься в монахи», То патриарх «благословить велел в той пустынке воздвигнуть церковь во имя Преображения».
Церковь была построена в 1656 году. Никон подписал грамоту на построение церкви с условием, «чтоб главы на той церкви были круглые, а не островерхие».
Еще до построения церкви, «в 1652 году, богатый крестьянин Путилко Баженов дал денег на постройку обители и закрепил за будущей обителью все свои оброчные статьи, которыми он владел «под городом».
Из монахов этого монастыря пользовался известностью старец Герасим, основатель пустыни по Рябке, - впоследствии игумен Спасо-Преображенского монастыря. Это о нем пишет Г.Петерсон «…святыней монастыря почитается могила с останками бывшего настоятеля обители и дивного подвижника иеромонаха Герасима».
Первым известным настоятелем был монах Арсений (1676-1680 гг.). Монастырь быстро рос. В писцовых книгах 1682 года «за монастырем записаны сенные покосы, бортные урожаи и рыбные ловли по реке Мокше, Парце и Черной, граничившие с дворцовыми селами Плужное и Новый Усад». Еще в 1670-х годах монастырь получил на оброк пустующую церковную землю в селе Шенино « – пашню и луг, за что ежегодно платил 2 рубля оброка». Эта земля была закреплена за ним во время Генерального межевания.
Отношения монастырей с соседями – крестьянами не всегда были безоблачными. В начале 1680-х годов Герасим жаловался на вырубку бортных деревьев, утрату сенокосных полянок, захваченных государственными крестьянами села Тенишево. В свою очередь крестьяне села Тенишевские Гумны Иван Тимофеев и другие жаловались на несправедливое завладение братией «тяглою пашней на 60 четвертей неведомо по какому случаю». Грамота царей Ивана и Петра Алексеевичей от 24 марта 1687 г. в Красную Слободу предписывала стольнику С.И.Украинцеву повести следствие. После разбирательства в 1690 году спорные земли были закреплены за монастырем.
В 1680 году монастырь получил из неокладных доходов Красной Слободы на каждого старца (их было 30) по рублю, четверти ржи и четверти овса. За тем выдачу хлеба заменили деньгами: ежегодно выплачивалось 43 рубля 16 алтын 2 деньги. В1702 году игумен просил у Петра I возобновить выдачу хлебного и денежного жалования за 1699-1702 гг., чтобы старцам «голодною и студеною смертью не умереть».
В ответ монахам была пожалована земля «мерой вдоль и поперек за версту поросшая лесом, под дворовую усадьбу, огород, гуменник и на животинный выпуск»235.
Во время секуляризации земля за монастырем была сохранена. В конце XVIII века в Краснослободском уезде за ним числилось около 1292 десятин, в том числе пашни – 28, сенных покосов – 48, леса – 1175, а также «мукомольная мельница о двух поставах на реке Рябка». Свои рыбные ловли на реке Мокша возле сел Девичий Рукав и Пурдышки монахи отдавали в пользование крестьянину села Пурдышки Федорову за 18 рублей в год.
Жизнь в обители тянулась монотонно и однообразно, пока в 1793 году настоятелем монастыря не стал иеромонах Геннадий. По выражению И.Беляева, новый игумен «повел монастырь сильной рукой, и на монастырь полился золотой дождь». Сын богатого купца Геннадий вложил в Спасову обитель 20 тысяч, будучи его настоятелем. Он часто ездил в Москву и получал от благотворителей по 10 – 11 тысяч рублей. Два года спустя, в 1795 году, развернулось строительство. Вместо 18 ветхих деревянных келий, обнесенных забором из хвороста, «явился каменный четырехугольник, состоящий из корпусов и башен». В 1804 и 1817 гг. было завершено строительство колокольни, стен, башен, гостиницы и хозяйственных построек, частично сохранившихся до наших дней.