В 2006 году я познакомился Андреем Георгиевичем Скворцовым, человеком интересной судьбы. Осенью этого года мы вновь встретились на гостеприимной ельниковской земле, в районном краеведческом музее.
Он не порывает связи с родиной своих предков. Человек занятый, кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник Института криосферы Земли (СО РАН). Автор методики высокоразрешающей сейсморазведки на поперечных волнах. Награждён бронзовой медалью ВДНХ за разработку методики сейсмических исследований на оползнях. До недавнего прошлого находился в длительной служебной командировке на Дальнем Востоке. Именно от него я с изумлением узнал о его отце, Георгии Сергеевиче – фотомастере, оставившем глубокий след в истории нашего края.
Уникальные документы и фотографии, бережно хранимые Андреем Георгиевичем, позволили узнать о Скворцовых, большую часть жизни проживших в Краснослободске и Подмосковье, но, как выяснилось, оставивших свой заметный след в истории и нашего края.
В семье Скворцовых в 1910 году появился мальчик Георгий (1910-1965, будущий фотомастер). В школе Георгий увлёкся фотографией. Шло время. За этот короткий период в жизни общества произошли большие перемены, которые потом найдут отражение в творчестве фотомастера. В 1927 году он окончил Краснослободскую среднюю школу и более года работал инструктором переплётного кружка и фотокружка в педагогическом техникуме. Вполне вероятно, что творческая обстановка, царившая в техникуме (да и педагогическая деятельность отца) оказала большое влияние на молодого сотрудника. Именно поэтому юноша и выбирает профессию учителя и более полугода преподаёт в одном из населённых пунктов сибирского края.
В 1930 году поступил в Ногинский текстильный техникум Московской области. После окончания техникума работал преподавателем в различных учебных заведениях Ногинска. Андрей Георгиевич отмечает: "Отец был очень одарённым и знающим человеком. Он серьезно увлекался и занимался музыкой, живописью и вообще искусством. Очень любил природу. Особым его увлечением была фотография. Он оставил после себя более 50 тысяч негативов, половина из которых - фотоснимки с художественных выставок, преимущественно московских, которые он очень любил и постоянно посещал". Рассматривая фотографии Георгия Сергеевича невольно поражаешься разнообразию жанров, в которых работал художник. По сохранившимся фотографиям, которые подарил мне Андрей Георгиевич, можно условно разделить творчество фотохудожника на три периода: до 30- х годов прошлого века, виды города и окрестностей 1952 года и 1961 года. В первом периоде доминируют чёрно-белые снимки видов города. Впоследствии, в 50-е и 60-е годы, художник фотографировал почти с этих же точек, что позволяет проследить временные изменения архитектуры города. Это делает снимки наиболее ценными не только с художественной точки зрения, но и как важнейший источник исторического краеведения.Значительной исторической ценностью обладает и фотография довоенного парка, которую Георгий Сергеевич сделал в конце 30-х годов. Она помогает воскресить забытые культурные страницы краснослободчан этого периода.
Шло время. Совершенствовалось и мастерство художника родного края. Георгий Сергеевич перебрался в Подмосковье, однако постоянно помнил о родном городе. В 1952 году он приезжает на родину своего отца, в Стародевичье, и посещает Краснослободск. Так, наряду с видами появился цикл фотографий родного города. И, конечно, при нём – дальномерный "Зоркий", фотоаппарат который производился в СССР с 1948 года на основе немецкой "Лейки". Он позволял делать панорамные снимки и цветные фотографии (тогда о них в нашем крае и представления не имели! – от авт.).
Фотографии, сделанные Г.С.Скворцовым в 1961 году, отличаются своей зрелостью, композиционной завершённостью.
Они позволяют, с большой достоверностью познать прошлое своего родного края. На фото 1961 года часть улицы Интернациональной. В левой части расположена пожарная каланча. Она стояла на месте здания районной администрации.
Завершая небольшой обзор фото пейзажей одного из старейших городов Мордовии – Краснослободска конца невольно делаешь вывод, что в это время фотографы методично фиксировали облик провинциального Краснослободска и других небольших городов, не подозревая, что не более чем через полвека от них останутся лишь небольшие следы. Благодаря фотохудожникам этого периода, которые смогли передать красоту и правдивость образов мы и имеем возможность увидеть архитектуру и, тот кусочек предметного мира глазами человека того времени.
Анатолий Лютов – историк.
P.S. Автор приносит сердечную благодарность за исторические материалы сыну Георгия Сергеевича – Андрею Георгиевичу и сотрудникам Ельниковского краеведческого музея.
Все фотографии смотрите в разделе Фотоальбомы. 100 лет назад на нашем сайте
|