Предание приписывает этой знаменитой иконе весьма древнее происхождение и написание, именно, называет ее написателем евангелиста Луку. Неизвестно, кем и когда принесена икона в Россию.
Уже в начале XII века стояла она в часовне у города Китежа. Великий князь Георгий Всеволодович, устраивая Китеж и радея о городе, желал перенести в него икону из часовни. Но никакими силами нельзя было сдвинуть ее с места. Поняв желание Богоматери, чтобы Ее икона была тут оставлена, князь Георгий устроил на этом месте монастырь, называемый Городецким, по близ лежащему городу Городцу (ныне Балахнинского уезда Нижегородской губернии).
Во время последовавшего затем нашествия Батыя Городецкая обитель наряду с другими русскими обителями сгорела и превратилась в груды развалин. Но среди этой гибели камня и железа чудесно на радость последующих веков сохранилась и была явлена деревянная икона.
Младший брат Александра Невского, князь Василий Костромской, впоследствии великий князь Владимирский, преследуя на охоте зверя, заблудился в лесной чаще. Это было 16 августа 1239 года. На одной сосне он увидал икону. Когда князь пытался снять икону с дерева, она внезапно поднялась на воздух. Пораженный этим чудом князь Василий по возвращении в город рассказал о своем видении духовенству и народу. Тогда народ двинулся к лесу и, действительно, нашел икону в указанном князем Василием месте. Все пали на колени, принося молитву Богоматери. Затем священники, сняв икону, отнесли ее в соборный храм. Вскоре к новоявленной иконе со всех окрестностей Костромы стали стекаться толпы народа. Жители видели, что в то время, когда князь охотился в лесу, какой-то воин в богатой одежде прошел по городу, неся в руках икону. Воин походил собой на изображение святого великомученика Феодора Стратилата, в честь которого был построен в Костроме собор. Поэтому икону и назвали Феодоровской. На месте явления ее, на берегу реки Запрудни, князь основал монастырь во имя Нерукотворенного образа Господня, празднование которому совершается в день явления Феодоровской иконы. Сюда ежегодно бывает из Костромы крестный ход. Как-то в Кострому пришли из Городца, разоренного татарами, несколько жителей, и тотчас узнали в соборе икону, раньше стоявшую у них.
Костромской собор сгорел, но на третий день икона Феодоровская найдена в пепле неповрежденной. Икона после этого была богато украшена, а вместо сгоревшего собора воздвигнут новый.
В 1260 году подступили к Костроме татары, и городу угрожало полное разорение. Всю надежду свою жители и князь возложили на Богоматерь и молили
Ее спасти город. Перед битвой князь вспомнил, что некогда великий князь Андрей Боголюбский, отправляясь на камских болгар, взял с собой чудотворную Владимирскую икону и с благодатной помощью Богоматери наголову разбил врага. По примеру Андрея, князь Костромской поднял из собора Феодоровскую икону и обнес ее по полкам. Когда вступили в битву, икону несли за войском, и священники на ходу пели молебны. Обе вражеские рати сошлись. Тут совершилось великое чудо. Ослепительные лучи света, ярче и жарче солнечных, засияли от чудотворного лика и, падая на татар, ослепляли и опаляли их. Татары в страхе обратились в беспорядочное бегство. В память этого чуда князь на том месте, где во время битвы стояла икона, утвердил крест. Само место это в народе, а также близлежащее озеро получили название «святых». Впоследствии у озера основалось селение, которое стали звать «Святая Весь».
Недолго спустя костромской собор снова загорелся. Когда бросились к чудотворной иконе, чтоб вынести ее, — увидали, что она стоит в воздухе над пламенем пожара. Народ, думая, что Богоматерь желает отнять икону у города за грехи жителей, с воплем молил Богоматерь не оставлять его. Тогда икона спустилась и, поддерживаемая невидимой силой, стала на земле посреди площади. Вскоре была построена для иконы небольшая деревянная церковь, замененная потом каменной.
Имя Феодоровской иконы связано с избранием на царство царя Михаила Феодоровича, совершившимся в 1613 году. Из Москвы было послано в Кострому торжественное посольство из духовенства, бояр и всякого звания людей. Посольство несло с собой Владимирский образ Богоматери и икону московских чудотворцев. В Костроме посольство было встречено сонмом духовенства с Феодоровской иконой, и все отправились в Ипатиевский монастырь, где юный Михаил проживал со своей матерью, старицей Марфой.
В соборном храме происходило «умоление» Михаила на царство. Юный Михаил отказывался от этого тяжкого ига, и мать его ни за что не хотела отпустить его. На все мольбы она осталась непреклонна. Наконец, бывший во главе посольства архиепископ Рязанский Феодорит взял на руки Владимирскую икону, а Авраамий Палицын, келарь Троицкого монастыря, — икону чудотворцев московских и твердо сказали ей: «Для чего же иконы Пресвятой Владычицы и московских чудотворцев шествовали с нами в отдаленный путь? Если нас не слушаетесь, то ради Богоматери и великих святителей склонитесь на милость и не прогневайте Господа Бога». Против таких слов не могла устоять старица Марфа. Она упала ниц пред Феодоровской иконой и произнесла: «Да будет воля Твоя, Владычице! В Твои руки предаю сына моего: наставь его на путь истинный, на благо Себе и отечеству!» Михаил упрашивал мать не соглашаться, но, наконец, и он должен был уступить. Тут же он был провозглашен царем самодержцем.
В память и в день этого события, 14 марта, установлено ежегодное празднование. Михаил Феодорович взял с собой в Москву список с иконы и поставил его в придворной церкви Рождества Богородицы, что на Сенях. Он вообще благоговел пред Феодоровской иконой. В 1636 году он поновил на ней живопись и богато украсил ее. Костромскому собору он даровал большие льготы, велел давать из таможенных костромских доходов семь пудов воску на неугасимую свечу пред иконой. Наказал костромскому духовенству служить молебны пред иконой, а воеводам на крестные ходы наряжать для торжественности стрельцов и пушкарей.
4 мая 1636 года, при освящении обновленной иждивением царя иконы, получил мгновенно исцеление стоявший в народе юноша Моисей, который страдал падучей болезнью и тело которого опухло и покрылось струпьями.
В 1834 году был в Костроме для поклонения Феодоровской иконе генерал-лейтенант Иловайский и рассказывал о чуде, бывшем с его дедом, казацким атаманом. Этот дед его был взят в плен горцами. В томлении плена во сне ему было открыто, что он получит избавление благодатью Феодоровской иконы. Ему велено было без всякой боязни бежать. Действительно, ему удалось незаметно скрыться. Некоторое время он скрывался от погони в дубе; 600 верст шел пешком, кормясь плодами и кореньями. Все это время он читал тропарь Феодоровской иконе. Наконец, он пришел в свой город Черкасск. Из дома он ходил пешком в Кострому на богомолье к Феодоровской иконе, тут снял с нее список, донес его пешком до Москвы, там покрыл икону золотой ризой и вернулся с ней домой.
Феодоровская икона пребывает в костромском Успенском соборе. Ежегодно с ней совершаются крестные ходы: в Троицын день в Ипатиевский монастырь и 16 августа в Спасо-Запруденскую церковь, на место ее обретения. Празднество ей совершается два раза в год: в Успенском соборе 14 марта, в память прекращения смуты на Руси, и 16 августа на месте явления иконы.
Икона Феодоровская-Городецкая в Московском Кремлевском дворце
В московском Кремле, в придворной церкви Рождества Богородицы, хранится список с подлинной чудотворной Феодоровской Костромской иконы Богоматери, принесенный в Москву Марфой Ивановной, матерью царя Михаила Феодоровича, в 1613 году. Начиная с этого времени, в указанной церкви пред Феодоровской иконой ежегодно праздновался день восшествия на престол Михаила Феодоровича Романова. Уставами московских патриархов это празднование было во всех отношениях уравнено с праздником Благовещения. «В 14 день марта, — говорится в них, — св. О. Венедикта; в этот день празднуют Пречистой Богородице Феодоровской в память наречения государева. Если в постный день случится праздник этот, то накануне к часам благовест повседневный, а к вечерне звон с большим Успенским старым, когда бывает выход; ко всенощному благовестят и звон с большим же, а на самый праздник не часят (т. е. не звонят отдельно к каждому часу), благовест (бывает) до самой вечерни... Патриарх у праздника бывает, служит с властями, после обедни молебен бывает».
Это торжественное празднование 14 марта совершается в придворной церкви и до сих пор.
Феодоровская икона в Кашпире
В пригороде Кашпире Сызранского уезда Симбирской губернии к верховьям одного источника в летнее время пастухи пригоняли скот. Однажды они заметили над этим источником необыкновенное сияние, и это явление повторялось несколько дней подряд. Пастухи пошли на то место, откуда по-видимому исходил свет, и нашли там на камне образ Богоматери. Они дали знать о своем открытии жителям Кашпира.
Икону перенесли в приходской храм, но в первую же ночь она была чудесным образом возвращена на место своего явления. Ее вторично перенесли с крестным ходом в храм, и она осталась там. Когда же ее после хотели перенести в Сызранский соборный храм, то она опять была перенесена невидимой силой на прежнее место. Жители г. Сызрани, возревновав об иконе, перенесли ее снова не в собор, а в Вознесенский мужской монастырь, где она теперь и хранится. Во время этого перенесения получила исцеление одна крестьянская девица, страдавшая проказой на лице.
Явление этой иконы Богоматери последовало около 1713 года.
Феодоровская икона в с.Дмитровец
Когда в 1812 году возникла отечественная война, Сергий, епископ Костромской и Галицкий, 27 августа благословил этой иконой на брань полковника Антипа Ивановича Дункера, бывшего в Костромской дружине. В 1842 году наследники этого полковника по завещанию передали этот образ Богоматери в церковь села Дмитровец Юхновского уезда Смоленской губернии.
Она прославилась в 1848 году, когда в России свирепствовала холера. Жители села Дмитровец прибегли с усердными молитвами к Царице Небесной, и в их селе холеры совсем не было, хотя в соседних деревнях многие умирали.
Изображение Богоматери написано на кипарисовой доске. Икона украшена серебряной позолоченной ризой с драгоценными камнями. Она сравнительно небольших размеров: 9 вершков в вышину и 7 в ширину. На иконе есть надпись следующего содержания: «В знак Божия благословения и в залог будущих над врагом побед вручаю сию св. икону 3-му Костромскому пехотному полку. Сергий, епископ Костромской и Галицкий».
Феодоровская икона в Вознесенском Оршине монастыре Тверской епархии
Думают, что этот образ Богоматери приобретен игуменом Вознесенского монастыря, архимандритом Иосифом, который, как выборный от Тверской области, прибыл в Кострому вместе с посольством для призвания на царство Михаила Феодоровича.
В честь сей иконы в Вознесенском монастырском храме устроен придел.
Феодоровская икона в Тамбове
В 1869 году, 4 мая, этот образ пожертвован был в тамбовский кафедральный собор, а до этого времени был наследственным в доме Головниных. Он помещается над жертвенником в приделе св. Николая. Согласно распоряжению бывшего Тамбовского епископа Феофана, пред ним каждый год служится молебен, а пред этим — панихида по святителю Питириму.
Другие списки с Феодоровской иконы.
Мы ограничимся простым перечнем тех мест, в которых находятся местночтимые списки с Феодоровской иконы Богоматери. Вот они: Феодоровский монастырь Балахнинского уезда Нижегородской губ.; церковь святого Алексия митрополита, что в Нижнем Новгороде; Белевский мужской монастырь; церковь Феодоровской иконы Богоматери, что в Мокшанске Тамбовской губ.; слобода Ворожба Харьковской епархии; церковь святого Николая, что на Песке, и Троицкая церковь — обе в Ярославле. Довольно древний образ есть в Туле, в Боголюбской церкви. В Казани, в Троицкой церкви, икона поставлена Гермогеном, святителем Казанским, и считается чудотворной. В «Церковных Ведомостях» (1901 г. № 48) сообщалось, что житель города Ярославля, Иван Пешков, в 1687 г., по случаю исцеления рук и ног, сделал список в меру подлинной Костромской иконы, который был поставлен в особо созданном храме в честь сей иконы. Наконец, в Краснослободском Успенском женском монастыре Пензенской епархии есть также образ Феодоровской иконы Богоматери, пожертвованный купчихой г. Елатьмы Тамбовской губ. К. Кузнецовой.
подробнее: http://www.sedmitza.ru/lib/text/440281/