Краснослободчане делятся горящей новостью: «Про старца Иеронима вышла новая книга, вы ее читали? Нам понравилась! Бестселлер по России. Даже заграницей к ней есть интерес. Жаль только, что Краснослободский район упомянут опять всего лишь одной маленькой строкой в биографии батюшки, а ведь у нас прошли самые плодотворные его годы». Факт. Поэтому, пока живы свидетели того, с чего начинались истоки возрождения у нас духовной жизни в конце прошлого века, кто стал для краснослободчан главным учителем-наставником исконно русских традиций, основанных на вере, надежде и любви, расскажем в захватывающей жизненной истории простого священника, умевшего перевернуть мировоззрение многих наших людей еще до «перестройки». Причем, даже после своей смерти он продолжает влиять на жизнь своих духовных чад, и тех, кто к нему обращается.
Со временем имя старца Иеронима приобретает все большую известность. Почему? Старцы – это живые святые, которым дан молитвенный и пророческий дар, и встречи с которыми не забываются. Они несут особое, таинственное служение людям: верующие идут к ним за утешением и духовным руководством, за молитвой и советом, а порой даже за исцелениями. И сегодня многие православные ищут встречи с такими божьими людьми. Проблема только в том, что осталось их в России считанные единицы. Да и те немногие избранные уже находятся в преклонном возрасте, и не могут принять всех желающих. Духовник «Всея Руси», трех Патриархов и многих архиереев – архимандрит Кирилл Павлов из Троице-Сергиевой Лавры на вопрос духовных чад на пороге нового тысячелетия: «Есть ли сегодня старцы?», отвечал: «Старых много, а старцев мало! Это о.Иероним Санаксарский, о.Ипполит, о.Николай Гурьянов, о.Феофан, о.Адрияан, о.Павел (под Донецком)…». Поэтому для некоторых краснослободчан на риторический вопрос - что делать? - ответ давно найден. Большой поток туристов и паломников прямиком идет в Темниковский Санаксарский Рождество-Богородичный мужской общежительный монастырь. Люди едут не только приложиться к мощам Феодора Санаксарского, праведного воина Феодора Ушакова и Александра Исповедника, но и посетить могилку в красивой часовне-усыпальнице прежнего духовника обители - схиигумена Иеронима. Здесь одни разговаривают с ним, как с живым, жалуясь о наболевших проблемах, прося помощи, непременно оставляя запись в большой книге самых сокровенных желаний посетителей, другие набирают в пакетики землицы, которую везут больным для исцеления от недугов. И если незнакомцы, приезжающие сюда со всех уголков мира, обращаются к нему, как к знаменитому старцу-утешителю Иерониму, то краснослободчане, лично знавшие батюшку, беседуют с любимым отцом Иваном, прося его совета или благословения, как много-много лет назад.
Для одних он им еще при жизни предстал в виде живого сосуда благодати божией, в памяти других краснослободчан батюшка остался простым сельским священником. Его биография общеизвестна. Иван Яковлевич Верендякин родился 14 сентября 1931 года в бедной крестьянской семье мордовского села Малые Ичалки. С детства он хотел быть священником, но прежде работал плотником, электриком, грузчиком, сторожем. Господь призвал его на служение лишь на пятом десятке лет. Подвижнический путь отца Иоанна в служении Богу и людям начался 6 апреля 1975 года, когда он был рукоположен в сан диакона, а на следующий день, на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы – стал иереем, настоятелем Покровской церкви села Спасское Рузаевского района. В 1977 году, ко дню Святой Пасхи, награжден набедренником, а в 1978 году – камилавкой. Прежде, чем приехать на краснослободскую землю, с 1979 года служил он священником в Иоанно-Богословском соборе Саранска, а в 1982 году, ко дню Святой Пасхи, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен наградил батюшку наперсным крестом. Его эпохальная встреча с краснослободчанами ознаменовалась в начале 1983 года в Никольской церкви села Колопино. На глазах жителей района он стал в 1987-м протоиереем. В те годы правящий архиерей Пензенской и Саранской епархии Преосвященнейший Серафим отзывался о нем так: «Священник Иоанн Верендякин скромный и исполнительный. Любим прихожанами. Образ жизни ведет безупречный». В 1989 году протоиерей Иоанн и его супруга Анна Демидовна написали прошения епископу Серафиму о благословении постричь их в монашество, и 27 апреля 1990 года, в Покровской церкви села Дракино Торбеевского района Мордовии, батюшка принял постриг с сохранением прежнего имени. В том же году настоятель Никольской церкви в селе Колопине иеромонах Иоанн был назначен одновременно настоятелем Никольской церкви в Старом Синдрове нашего района, а в 1991 году, ко дню Святой Пасхи, по представлению Преосвященнейшего Варсонофия, епископа Саранского и Мордовского, за усердное служение Святой Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возвел иеромонаха Иоанна в сан игумена. Затем следует краткое служение настоятелем Никольской церкви в селе Теризморга Старошайговского района Мордовии, и вот, 24 мая 1991 года, указом правящего архиерея игумен Иоанн определяется насельником только что возвращенного Русской Православной Церкви Рождество-Богородицкого Санаксарского мужского монастыря, затем братским духовником. 19 декабря 1992 года наместник монастыря архимандрит Варнава (Сафонов) совершил постриг игумена Иоанна в схиму с наречением имени Иероним, в честь святого Иеронима Стридонского (память 15/28 июня). В 1998 году, ко дню Святой Пасхи, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II удостоил схиигумена Иеронима права ношения креста с украшениями. Тысячи людей знали схиигумена Иеронима как любвеобильного старца-утешителя. Многим страдавшим от физических и душевных болезней он помог своими молитвами. Не только при жизни, но и после смерти. Свидетельств много. Благо у нас еще живы и здоровы современники, кто не только знал отца Иеронима лично, но сотрудничал с ним по различным делам.
Знаменитый храм и его община
Е.И.Фоминова, эконом Никольской церкви в Колопине:
«Это удивительная история, полная чудотворений, о которой давно нужно рассказать всем краснослободчанам, а особенно тем, кто только делает первые шаги к храму, к Богу. Дело в том, что наш Никольский храм – особенный. Все началось еще в 19 веке, когда место под строительство храма на селе никто из местных жителей не давал, земля была тогда на вес золота – главное богатство, кормилица в жизни крестьян. И вот один из них решился потрудиться во славу Бога. Свой дом разрушил, а землю, на которой он стоял, отдал под храмостроение. Церковь открыли в 1867 году, а этот верующий впоследствии жил при храме, а потом и его самого похоронили возле него. До сих пор цела могилка этого верующего сельчанина на нашей территории. Почти сто лет духовная жизнь в Колопине шла своим чередом. В советское же время в закрытом храме сначала был зерносклад, потом в нем открылся филиал телевизионного завода. Но местные жители предохранители к телевизорам делать в храме отказывались, а создавать бригады из приезжих оказалось накладно. Противостояние длилось долго. Был даже дан приказ «убрать с глаз долой» крест с купола церкви. Добровольцы долго не находились. Поэтому для этого дела привлекались «любители» горячительного напитка. Но три их попытки не удались. Поэтому на «объект» из мест отбывания наказания привезли осужденных. По приказу они протянули длинный трос от креста к «ЗИЛу». По команде он стал набирать скорость и в тот момент, когда должен был произойти заветный рывок, под колеса машины бросилась одна из сельских старушек… Крик, шум, гам толпы верующих. Бабушка от страха близкой смерти потеряла сознание и долго не приходила в чувство. В истерике бился и водитель автомобиля, который в момент попадания человека под колеса пулей вылетел из машины, убежав в лес. Думал, что за убийство человека ему теперь добавят новый срок – будет пожизненное заключение. Из-за произошедшего инцидента все осужденные отказались продолжить начатое дело. Власти не настаивали.
В храме был организован музей. Фрески на стенах закрасили краской, а во вновь образованное культурное заведение его работники для коллекции снесли со всей округи лапти, кадушки, ткацкие станки, да половики… Местные жительницы, сначала со стороны наблюдали за просветительскими экскурсиями, а потом со словами: « У нас, что в доме, что в музее, такого добра в каждом доме навалом!», снесли музейные экспонаты в болото неподалеку, где и затопили. Милиция пыталась угомонить женщин, но «порядок» вернуть не удалось. Наоборот, колопинцы стали штурмовать столичное министерство по делам религии. Хлопотали девять лет, единственный человек, у которого они не были – это Л.Брежнев, а так ездили на прием к министрам в Москве и писали во все инстанции. Возглавляла верующих моя мама – Т.М.Азрапкина. Что ей руководило? Вера в Бога. Ее жизнь с отцом была тяжелая. Из-за вероисповедания не раз забирали ночью в милицию, они сидели. Пять их детей хотели в интернат сдать, но Бог миловал, и они возвращались снова и снова домой. Властям предъявить было нечего – спокойная трудолюбивая пара. Что еще двигало матерью? Предопределение и ее волеизъявление. В самый расцвет сил мама занемогла. Болезнь протекала долго и сложно. Как говорят сегодня: «все болит и ничего не помогает». Ни одно светило медицины не находило причин страшного недомогания. Диагноза не было. Попросту говоря, она сохла с каждым днем, жизнь от нее уходила и никто не мог ей помочь. На вопрос, что с ней происходит, ответ дала сивинская матушка Антонина - наша местная Матронушка, которая всех принимала и всем помогала, а напоследок напутствовала: «Всем скажите, чтобы ко мне и на могилку приходили, я им и так помогу!» Так вот в тот момент она маме открыла Промысел Божий, что у нее особая миссия: как только она добьется открытия храма в селе, так болезнь ее и покинет. Вообще, беда в семье шла за бедой. На годовщину смерти своего сына мама посетила старицу, а та ей в ответ при встрече дала лишь маленькое одеяльце со словами: «Татьяна, у тебя будут двойняшки! Скоро все разрешится!» Мать не останавливалась в своих хлопотах, даже будучи беременной, в Москву ездила на сносях. Чудо свершилось. Резонанс грянул на всю Мордовию. Они первыми выиграли суд у государства! Первооткрывателями церквей стали жители с.Колопино и с.Дракино Торбеевского района. Вместе радовались совместному успеху. Но, получив документы, местным жителям пришлось скоро принимать новые волевые решения. Ковали железо пока горячо. Надо было срочно открывать молитвенный дом на селе. Где? Одна женщина отдала под него свой дом, а сама приютилась у детей – в большой многодетной семье. Только спустя время открылась церковь. В 40 лет мать заново жить начала. И, кстати, до сих пор работает в церкви, трудится во славу Бога.
Первыми нашими священниками были отцы Александр и Григорий, а потом народ снова собрался всем миром в Пензу с челобитной просить прислать на службу отца Иоанна из Саранска. Служил он у нас почти десятилетие. Человека насквозь видел, но при этом кроткий и смиренный был на редкость, никак не выказывая свого видения. Первое время он постоянно жил в Саранске, а у нас ночевал только в выходные и праздничные дни. Всегда находился в разъездах. Много людей окормлял. Больше всего народу к нам приезжало не только из нашего, но и Торбеевского, Атюрьевского, Атяшевского и Старошайговского районов. А когда в наш храм приезжал Владыка из Пензы, то люди во время службы стояли на улице, так как храм не вмещал всех желающих. Люди отца Иоанна боготворили, многие ехали к нему, чтобы благословение взять на начало нового дела или совет спросить, как в той или иной ситуации поступить. Он отвечал просто: в знак согласия – благословлял, а вот, если видел, что желаемое не принесет пользу человеку, то рекомендовал, порой, противоположное. Насколько батюшка оказывался впоследствии прав, говорили толпы благодарных, которые мчались к нему на всех парусах, чтобы выразить благодарность за спасенную жизнь или хорошо сделанное дело. Все эти жизненные истории складывались на моих глазах. Вместе с батюшкой я многое познала, преодолела, пережила.
Про себя? В молодости я училась в Москве на бухгалтера. Когда приезжала в Колопино, знала, что многие местные жители и земляки заходили в дом к отцу Иоанну без спроса, даже, когда он уезжал. Как известно, люди все разные, и кто-то польстился, пошел на воровство, прихватив с собой Евангелие и крест батюшки. Народ поговорил о происшествии, а потом забыл. В то время в Москве я как-то приехала в гости к колопинским парням. Пока они хлопотали на кухне, не знаю, что на меня нашло, но открыла дверцу шкафа, из которого внезапно выпали крест с Евангелием. Из последнего, как бы случайно, выскользнуло Благодарственное письмо отцу Иоанну (Верендякину) от пензенского Владыки. Так я поняла: чьи эти вещи, кто вор, но обличить хозяина комнаты побоялась и находки с собой домой не забрала. По приезду домой батюшке покаялась, мол, испугалась расправы, не обличила воришку. Он же успокоил, что все правильно сделала, не стоит вмешиваться: «Господь пускай сам все распределяет». Так и получилось. Через время узнала от знакомых, что этот мужчина, направлявшийся в Санкт-Петербург, попросил водителя автобуса остановиться на дороге, чтобы выйти в туалет, и пропал. Труп нашли в лесу только через неделю. Но эту историю только я знала. Отец Иоанн никогда и никому ничего про себя особо много не рассказывал. Никого не осуждал. Всем все прощал. Для него не существовало плохих людей, всех считал хорошими. Всеобъемлющей любви учил и других. Всегда сохранял самообладание. Однажды, по традиции и настоянию местных жителей, он на родительскую поминную отправился на кладбище в Старошайговский район совершать панихиды. Вернулся поздно в синяках и кровоподтеках. Никому и ничего не комментировал, хотя его внешний вид свидетельствовал о плохом самочувствии. Как оказалось, он служил до самого вечера, а когда выполнил все требы, направившись домой, его поджидала компания их трех мужчин, которым нужны были деньги. На последующие возмущения прихожан наказать обидчиков, лишь привычно отвечал: «Я прощаю, а Господь пусть их распределяет». Прошло время, все те мужчины трагически сгинули со свету. Первый повесился, участь остальных также оказалась печальной. Вот такие жизненные уроки «преподавались» нам рядом с ним. Понималось главное: люди никогда не меняются к лучшему через ненависть, осуждение или приговор. Человек идет вверх по духовной «лестнице» через прощение, любовь и веру.
Когда я узнала о его прозорливости? После школы мечтала только о столичной жизни, а батюшка мне говорил про то, что все из больших городов в деревни переедут, мол, где родились, там и пригодимся. Сложно сказать почему, но через полгода после этих слов я вернулась в Колопино, а отец Иоанн, увидев меня, засмеялся – довольным был. Так я стала экономом. Худенькой девчушкой носила его тяжелейший портфель, потому, как отправляясь постоянно в Пензу с мешками за церковной утварью и другими необходимыми в церкви вещами, он брал с собой полный набор – крест, Евангелие и все для причастия. По пути следования – исповедовал, причащал, крестил всех желающих… Люди его всегда ждали. Молва шла вперед нас: «Батюшка приехал. Причащаться сейчас будем». И лечил он меня от всех болезней. Помню, как покрылась чирьями, в больнице мне их разрезали, лечили больные многочисленные места, да все бесполезно, кожа гнила, а батюшка сказал, что пустое это занятие - так лечиться – молиться надо! В результате, вечером помолились, он маслицем помазал больные места, ночью я легла спать, а наутро и болезни след простыл. Как в сказках, когда утро вечера мудренее.
Можно целую книгу написать про то, как мы первые в 1988 году, когда праздновалось 1000-летие Крещения Руси, поехали в только что открывшийся Темниковский монастырь. Собрались с друзьями, знакомыми, односельчанами и отправились на помощь в еще пустую обитель. Поездки именно туда, видно, и предопределили дальнейшую жизнь батюшки. Как-то я его спросила: «Отец Иоанн, а как вы сами к Богу пришли?» Он рассказал про сон, перевернувший его жизнь, после которого уже утром положил парторгу партийный билет на стол. Грянул скандал, разбирательства, а он только одно всем отвечал: «Мне Господь свой билет дал». Через несколько лет он стал священником. Вот такое батюшкино откровение, что дает информацию к размышлению каждому из нас. Ведь много званых, да мало избранных. Думаем мы об этом? Понимаем ли? Правду говорят, что вера подкрепляется делами и поступками. Люди не должны забывать о том, что все мы ходим под Богом. Об этом говорю и своему сыну, он у нас сейчас учится в Москве на иконописца. И в этом есть предопределение.
Вспоминаешь о батюшке и понимаешь, что, наверное, такого священника и на белом свете сейчас больше нет. Насколько он был терпелив и радушен, всех любил без исключения. Спустя годы в моей душе рождается лишь одно восклицание: «Молились-молились-то как раньше! Сейчас не так. Благоговения нет. Доверия Богу. Былое благочестие вернуть сейчас тяжелее всего!»
Вспомнишь сердечную молитву батюшки, его длительные молебны о недужных, а ведь он в последнее время был сам серьезно болен – раком желудка. Неделями ничего не кушал, но людям служил до последнего. Всех принимал, всем помогал – и телесно, и душевно. Память о нем светлая и ежедневная, ведь в нашем храме остались вещи отца Иоанна. Например, Евангелие и подрясник, ризы, камилавка хранятся в алтаре. И сейчас священник в них служит, и камилавку батюшкину носит. Вообще, даже после отъезда батюшки в нашей церкви происходят чудеса. У нас особенное – намоленное место. Благодатный храм! Об этом и по сей день говорят приезжающие. К примеру, сразу после отца Иоанна к нам приехал служить отец Михаил. 9 лет с супругой детей ждали, а радостную долгожданную новость узнали всего после месячного служения в нашем храме. Разве не чудо?!»
Один факт того, что колопинский храм единственный в районе, сохранившийся почти в первозданном виде до наших дней, уже одно это – чудо, как и дошедшие до нас старинные иконостас и фрески. Там все красиво и дышит не столько стариной, сколько знаковыми историческими вехами. Стены сельского храма хранят великое множество поучительных историй и проповедей прозорливого священника. Расскажем об одном случае, о котором в поисках материала нам поведали пожилые горожанки. Речь пойдет об одном из их приездов в колопинскую церковь. Говорят, что во время длительного служения отца Иоанна, он всегда пребывал в пасхальной радости. Большое самообладание, внутреннее и внешнее спокойствие были отличительной чертой его характера. Всегда, кроме одного раза, когда он был трогательно взволнован, и в каждом его слове чувствовалась невыразимая боль за людей, заблудших, отступивших от верного пути.
Был воскресный день. Праздничный. Торжественный. После Божественной литургии он вышел на проповедь, посмотрев на большую массу прихожан, начал с большого сокрушения: «Что же вы делаете, творите, неужели не понимаете, что половина из вас спиной стоит к алтарю?!» Речь шла о людях, посещающих колдунов и бабок (экстрасенсов), а также тех, кто еще и сам «практиковал». Он объяснял: кто одновременно ходит в церковь и лечится у колдунов, обращается к магии – лицемеры, которые ненавистны Богу. И это хуже неверия. Страшнее всего, когда такое предательство веры, интерес к бесовщине люди даже и грехом не считают… и это в православной стране! Вера сменилась суевериями.
Отец Иоанн вразумлял: «Кто не служит Творцу, тот находится в услужении у твари. Ибо истина непреложна: нет человека неверующего ни во что. Ты либо с Богом, либо с дьяволом. Другого не дано. А смерть духовная - есть отпадение от добра. И знание без доброты тоже есть смерть. И кого хотят обмануть люди, которые одновременно ходят в церковь, а сами своими суевериями, оккультизмом, посещениями экстрасенсов, гадательниц и бабок свернули с истинной дороги, ведь они уже отвернулись от Христа и творят недоброе!» Смотря прямо в глаза, он обличал людей, прибегающих к магии, читающих заговоры, стараясь подчинить волю других людей, чтобы властвовать, достигнуть материального благополучия, излечиться... Всех этих людей батюшка назвал в тот день «перевернутыми».
Духовная мудрость
М.В.Перякин, глава Колопинского сельского поселения:
«Его приезд к нам был не случайным. Люди об этом хлопотали! В селе в то время как раз заработала Никольская церковь. Реставрировались подсобные помещения, потом началось строительство двухквартирного дома, одна половина которого была отдана под жилье настоятелю, а вторая квартира – под его келью. Все делалось строго на деньги прихожан. Когда отстроили и справили новоселье, появилась и первая прописка у батюшки, мы легко находим эту запись в наших документах от 06.11.1983 года. До этого он долгое время числился «временным жителем». В то время я был студентом, помогал строить деревянный дом – просфорню и гостиный дом для приезжих, число которых постоянно росло. Колопино в те годы – центр притяжения всей Мордовии. Что влекло к нам людей? У нас был единственный действующий приход в районе. Главная притягательная сила для народа – чистый образ настоятеля. Его кристальная честность и глубокая порядочность. Именно таким порядочным человеком вспоминаю я батюшку. К слову, дата его выписки – 28 августа 1990 года. По моему возвращении домой в храме два года служил отец Лазарь, который меня венчал с супругой. Ему на смену пришли другие батюшки, но первооткрывателем в духовный мир после долгого времени застоя для всех краснослободчан стал именно отец Иоанн».
Чего другие люди добавляют к этим рассказам? Свои впечатления. Делятся, что при каждой встрече с батюшкой убеждались в одном: настроение отца Иоанна всегда и везде оставалось ровным, возвышенным, духовным, производившим на присутствующих нравственно-отрезвляющее действие. Время, проведенное с ним, считалось дорогим, счастливым и исключительным. Краснослободчане, хорошо знавшие батюшку, описывают его психологический портрет в положительном ракурсе, отмечая главное - человеколюбие. Он никогда и никого не оставлял без внимания, всем помогал, отмечал каждого человека. Легендами стали рассказы об его удивительном смирении и нестяжании. Например, колопинцы отлично помнят, как после служб он раздавал бумажные купюры нуждающимся и помогающим храму, себе оставляя лишь звенящую мелочь. Отец Иоанн во всем и всем уступал, уча этому и других, впрочем, в одном был неизменен – служению Богу. Его исключительная вера, непоколебимая преданность Святой Церкви и ее уставам проявлялась особенно при совершении литургии. Например, все службы отца Иоанна шли по 6-7 часов. Частенько прихожане, не выдерживая такого продолжительного служения, роптали, прося его сократить это время. Но батюшка на такие просьбы и возгласы людей всегда поступал по одному сценарию: выходил на амвон, низко кланялся прихожанам, просил у них прощения, и продолжал далее... Сокращений не было ни в храмах, ни при домашних служениях. Как говорят люди, он был «горяч» к своему делу. Им жил. За него радел. К нему всех направлял. На примере отца Иоанна многие убеждались воочию, как служитель алтаря близок Богу и как неотразимо может быть его влияние на народ. Батюшка своим молитвенным вдохновением впечатлял сильно. Ведь советы краснослободчанам, что в 80-90-е годы, что сегодня, по сути, одинаково востребованы и ценны.
Например, многие оправдывали себя в духовных беседах с ним: «… Батюшка, у нас хлопоты по хозяйству, заботы о хлебе насущном, поэтому мы постимся только первую и последнюю неделю поста». А он улыбался и ненавязчиво говорил: «А ты начало и конец огорода с картофелем прополи, а всю середину оставь, посмотрим, какой урожай снимешь?!» Отвечал просто и понятно, с вплетенной в жизнь духовной мудростью: «Жизнь дарована Богом, это великое благо и ее нужно прожить в соответствии с Божественными установлениями и волей». После беседы с ним все уходили радостными, убежденным, что и в трудной ситуации есть воля Божия, и сложную проблему можно мирно и благодатно разрешить, и всем только польза от этого.
«Во Светлостех святых Твоих…»
Марина М. из Краснослободска:
«Я впервые познакомилась с ним в 1999 году в монастыре, куда специально отправилась на большой православный праздник. После службы пошла в его келью. Впоследствии ездила к нему с мамой каждый выходной и праздник, бывало и пешком ходили в монастырь, сквозь до смерти батюшки. Как все происходило? Приедем на службу, а после ее идем за благословением. Его молитвами все складывалось в нашей жизни. Моя, в частности, полностью изменилась. Вот в этом и все чудеса. Хотя, оговорюсь, однажды мне было приоткрыта завеса великого таинства. Отец Иероним причащал прихожан. Я подошла к святой чаше и не смогла даже посмотреть на батюшку, буквально ослепила от яркого солнечного света. Сияние было настолько мощное и божественное, нисравненное, что я зажмурила глаза. Отошла в сторону, подняла веки и зрение восстановилось. Подобного больше нигде и никогда со мной не происходило. Таково уж свойство благодати Божией — изливаться не на внешнюю праведность, а на смиренное верующее сердце, кающееся и любящее Господа. Таким был батюшка.
Я жила и до сих пор живу его молитвами. Чувствую его заботу. Лично для меня он был, есть, и будет. К слову, в его честь я назвала своего сына Иваном».
Люди до сих пор впечатлительно вспоминают: «Повидаешься с батюшкой, побываешь на его службе и от огня его пасторской ревности… духовно воспрянешь. Искренность и личный подвиг – вот секрет его успеха. Причаститься из его рук значило получить наивысшую радость. И мы спешили не потерять случая вкусить вместе с великим пастырем Небесной Трапезы».
Другие духовные чада также подтверждают эти слова: «Причина всеобщего влияния отца Иоанна была в его глубокой вере, любви, преданности Православию, в искреннем отношении к пастырству и личной святости. Видно все это привлекало к нему благодать Божию, которая собственно и делает человека великим, - вот в чем разгадка его обаятельности. Сама благодать Божия прославила этого пастыря и привлекла к нему сердца многих. Ведь жить и трудиться для людей, приводить их к Богу, стало целью всей его жизни; в этом отношении он не считался ни со своим покоем, ни с семейными, ни с другими обстоятельствами. На пастырство батюшка смотрел как на дело, врученное ему самим Господом Богом, от которого он не имел права отказываться и уклоняться. Да, счастлив тот, кто знал отца Иоанна и имел возможность входить в молитвенное общение с ним. Впечатление он производил неотразимое. Это поистине был жених евангельский: так легко и отрадно дышалось при нем!»
Люди на глазах менялись от общения с ним. Это могут подтвердить многие краснослободчане. Сегодня некоторых очевидцев уже нет в живых, но за них рассказывают родственники и их соседи. К примеру, в Краснослободске отец Иероним останавливался в частном доме у одной одинокой женщины. Слыла она человеком не простым нравом и сильным характером. Сказ про нее краток. Бывшая учительница городской школы. Властная. Принципиальная. И бескомпромиссная. Такой она была до встречи с батюшкой. Но тихое, спокойное общение с ним переплавили все ее страсти в добродетели. И, когда верующие или ученики просили ее рассказать о знаменитом батюшке, что ей дало знакомство с великим пастырем, старушка-божий одуванчик скромно и тихо отвечала: «Все! Но явных чудес, про которые вы хотите услышать, их не было. Главное таинство совершалось незаметно для глаз. Но чудо все-таки было. Оно в том, что он с помощью благодати Божией, изменил меня до неузнаваемости! Только в конце своей жизни, благодаря любви к Богу и людям отца Иеронима, я поняла, что такое стать настоящим человеком: вера помогла это осознать и смирение». Вот такая «перестройка» под опытным руководством духовного отца, и истинное преображение души человека, что на закате лет засияла чистотой, целомудрием и незлобием. Добрый пример того, как батюшка создавал истинный духовный храм Богу, ведь «Царствие Божье внутри нас есть».
Прекрасный организатор
Н.В.Стенюшкина из Старого Синдрова:
«В Старом Синдрове батюшка появился неожиданно. На заре 90-х у нас образовалась инициативная группа во главе с А.Ф.Юртайкиной, которая хлопотала об открытии храма. В нем находился склад старых запчастей и сельхозтехники. Вот и повадились женщины ходить в правление совхоза с просьбой освободить помещение под истинное назначение храма. Мой супруг Алексей Григорьевич – директор сельхозпредприятия, пошел им навстречу. Все содержимое свезли в мастерские. Стали церковь убирать, чистить. Хозяйство выделило доски для пола. В этот момент и появился в Старом Синдрове отец Иоанн. Под его руководством начался ремонт, закупка стройматериалов. Службы в храме в то время не проводились. Его супругу с дочками видели только на летнего Николу, когда служились молебны на святом источнике за селом. Останавливался отец Иоанн в доме у старой девы Пелагеи Исайкиной. Все крестины организовывались в доме у двух женщин из Старого Демина. К слову, в один из таких дней крестили и нашего младшего сына Евгения. Происходило все быстро. Крестным отцом согласился стать сам батюшка, а вот крестной матерью Наталья Лычкина. Вообще, отец Иоанн ко многим ходил в гости. Люди рады были видеть его у себя, в том числе и мы.
Супруг помогал ему, чем мог. Постоянно давал машину, когда батюшка отправлялся в дорогу. Сложно описать географию его многочисленных передвижений. Спросите у старосиндровчан, кто возил его в Саловку или в Каймар родителей отпевать, кто соборовать или причащать перед смертью, другие сами крестились и детей крестили. Он у нас сначала дом освящал, потом свекровь и золовку причащал. С супругом отец Иоанн постоянно встречался на рабочем месте. Батюшка всегда сначала заходил в диспетчерскую правления совхоза «Старосиндровский», а потом и в кабинет председателя. И что интересно, если всех людей он при встрече благословлял, то для супруга пожелание добра было несколько другим. Каждый раз он заходил к нему, здоровался и по-отечески целовал в макушку.
Через два года его забрали в Санаксар, но мы постоянно виделись. Отец Иоанн многое делал для становления монастыря. Ему надо было чем-то жить, братия еще не появилась, поэтому батюшка с помощью своих духовных чад решал хозяйственные проблемы. Он регулярно к нам возвращался. Приезжал за коровами, телятами, комбикормом. И каждый из тех, кто его знал, старался быть ему полезным, заодно потрудиться во славу Бога. С тех пор прошло много лет, а память хранит удивительную мягкость его ладоней, и их живительную теплоту. И сам он был теплой души человек. Не от мира сего. Не передать словами. Чуткий. И безраздельно преданный Богу. Очень любящий людей. Только, когда нет его рядом, спустя годы, понимаешь, с каким большим человеком нам была уготована встреча свыше, ведь таких людей – единицы в мире. За прошедшие десятилетия мы больше таких не встречали.
Недавно ездили в Москву на операцию мужу. Остановились в подземном переходе в метро и не поверили своим глазам, с центральной витрины одного из киосков на нас смотрел наш батюшка. Мы с мужем одновременно воскликнули: «Отец Иван!» Мы ведь только так его звали. Я мужу сразу говорю, вот видишь, даже в столь трудную минуту он о нас помнит, заботится, рядом с нами. Покупаем книгу, а сами все не верим глазам, на фотографии обложки – наш батюшка, но с какой стати?! Не предполагали, что он такая знаменитость и слава о нем гремит по всей России. Продавец изумилась, что мы знали главного героя. В шоковом состоянии прочли книгу о подвижнике благочестия схиигумене Иерониме. По сути, житие святого. Сказ о прозорливом старце, чудотворце. Его пророчества поразили. А предсказания?! Двоякое чувство: на фотографиях – наш любимый батюшка, а вот текст под ними несколько не согласуется с теми нашими простыми впечатлениями о простом божьем человеке, что мы знали. Если бы не строка в биографии, что он служил в Краснослободском районе, можно было бы и не поверить во все написанное. Не станем об этом судить. Хотя мысль о том, что батюшка большую часть своего служения провел именно у нас, хотелось давно озвучить. Потому что в районе прошли самые плодотворные годы его сельского пастырского служения. Без красивых пафосных фраз. Все было по-простому - ради дел во славу Бога. Что же до его прозорливости или предсказаний, не поверите, не хотелось нам тогда знать, что кому уготовано свыше и будет дальше?! Может оттого, что в момент нашего сотрудничества наши цели и задачи, а значит, мысли и стремления были несколько иными. Не знаю почему, не интересовало нас будущее, не думали, чего оно нам готовит, чтобы встретить его во всеоружии. Может оттого, что молоды были?! Или жизнь наша складывалась иначе, перемены в стране шли, не знаю. Возможно, главное все же в том, что батюшка целенаправленно никогда на этом не сосредотачивал внимания. Ведь главное - в другом! Хотя косвенные признаки того, что батюшка прозорлив, являлись налицо. К примеру. Всю церковную утварь, закупаемую на храм, отец Иоанн хранил в кассе конторы совхоза. Как-то раз он привез очень красивые сиреневые настольные лампады. Мы все пошли их покупать. Рассчитались за них, оставшись довольными покупкой. И подходит одна работница тоже за новинкой, а батюшка ей говорит: «А ты зачем берешь, все равно до дома не донесешь?!» Она не поняла намека. Потом мы все вместе пошли в магазин отовариваться, набрали хлеба и других продуктов, разошлись по домам. На следующий день стало известно, что Марья Ивановна все-таки не донесла до дому лампадку: упала по дороге и разбила красивую вещь. Смех, но не только. Понимали, что и людей он видел насквозь. Раньше в совхозе работала зоотехником одна женщина. Когда сталкивалась она с батюшкой в правлении, он обязательно настойчиво ее к себе подзывал. Но она шарахалась в сторону, упрямо никогда к нему не подходила. Он только по этому поводу сокрушался: «Какая же она больная!!! Какая больная!» И в духовном, и в физическом смысле... Было видно, как он хотел ей помочь, но человек не пошел ему навстречу. И этим еще больше усугубил свое положение. Сильно она болела. Очень сильно».
Другие сельчане дополняют: «Когда батюшка говорил о том, что нужно делать, это звучало не как относящееся к какому-то конкретному случаю, хотя это были ответы на частные вопросы, имеющие при этом отношение к жизни в целом. Это были его наставления относительно принципов и основ всей твоей православной жизни – на перспективу. На чем ты должен строить свою деятельность, свое отношение к людям, к миру, как ты должен вести себя в дальнейшем – словом, это было определение жизненной программы, поэтому встречи с батюшкой были встречами с Промыслом Божиим.
Целительство
А.М.Криворотова, жительница с.Старое Синдрово:
«Мое знакомство с ним произошло в с.Колопино, где я при храме работала псаломщицей. С приездом отца Иоанна в нашу церковь устремились и люди, которые к нему ездили из других городов и сел, поэтому народу всегда было много. Одни ехали за исцелением, наставлением, другие – за благословением. Он разрешал разные вопросы по работе и семье, вообще, советовал, как дальше жить. Много встречался с больными людьми, реально помогал обрести себя. Чужие истории не стану рассказывать, не имею права, а вот про себя, пожалуйста. В начале 80-х у меня обнаружили рак желудка, врачи назначили день операции, но батюшка на нее не благословил. Сказал, что будем вместе молиться, причащаться, и болезнь пройдет с Божией помощью. Я ему полностью доверилась. Все так и получилось. Сейчас мне 76 лет, слава Богу, веду активный образ жизни. В момент вашего звонка собираю грибы в лесу и радуюсь жизни, вспоминая отца Иоанна. Мы с ним бок о бок провели семь лет. Когда он начал ремонтировать храм святителя Николая Чудотворца в Старом Синдрове, я перебралась в это село. В нашей церкви он занимался больше хозяйственными делами, правда, успел напоследок отслужить три литургии. Вообще, вы даже себе не представляете, насколько география его служения была у нас в 80-90 годы широка – Краснослободск, Старое Зубарево, Новая Карьга, Учхоз, Самозлейка, Старое Шайгово, Атюрьево… Ездили мы по домом его духовных чад, где и проходили службы. Тысячам краснослободчан разных возрастов он стал крестным отцом, многих венчал или провожал в последний путь. Но главное, конечно, преследовал цель, что люди пошли по жизненному пути дальше с Богом. Он много проповедовал. Когда он уехал в монастырь, я стала для многих краснослободчан проводником к нему в эту обитель, постоянно встречались. Я и сейчас работаю при церкви, каждый год посещаю могилку батюшки, а потом и мощи других темниковских святых. Зачем? Все они видят и слышат, знают про нас, да и помню батюшкино наставление: «Насколько помолишься с усердием, настолько и получишь желаемое». В итоге все в жизни каждого сводится к фразе: что посеешь, то и пожнешь.
Открытие местной здравницы
Рассказывают сельчане: «Сегодня уже мало кто знает или помнит, что именно отец Иероним дал толчок возрождению и почитания у нас Никольского святого источника в Старом Синдрове. Еще при жизни в этом селе он совершал на нем в праздники водосвятные молебны, на которые приглашал не только верующих, но и привозил свою семью. Впоследствии, находясь в Краснослободске или в других селах, монастырях, большой поток недужных краснослободчан он встречал и провожал напоминанием, что самим Богом нам под боком дана великая здравница с живой водой, и именно ей нужно воспользоваться для своего излечения. Главное, все делать с глубокой верой и молитвой. По его благословению на святом источнике Николая чудотворца в Старом Синдрове «Явленной», еще не обустроенном и не популярном тогда в народе, произошла целая серия исцелений.
Например, обратилась к отцу Иерониму одна краснослободчанка с подростком. У мальчика выявили онкологию. Опухоль головного мозга. Батюшка помолился и направил искупаться его на источник в Старое Синдрово. Купальни тогда на роднике еще не было. Большая железобетонная труба с водой. И все. Мальчишка спустился к ледяной воде. Окунулся до трех раз. Затем медленно, по торчащим из бетона скобам, начал подниматься вверх. Из-за неосторожного движения, поскользнувшись, ударился больным местом о металлический выступ. Плача, причитал: «Ой, что же я натворил, врачи предупредили меня, что голову надо беречь…» Через время психологический шок от травмы сменили бурные радостные эмоции, возникшие от нового вердикта ошеломленных врачей, не обнаруживших больше рака. Сейчас подросток стал мужчиной – здоров и радостен. Это явное чудо стало не единственным звеном в длинной цепочке местных чудес. Есть немало примеров исчезновения серьезных кожных заболеваний у женщин. Подобные случаи нигде не фиксировались, лишь разносились по округе «сарафанным» радио. Вести об исцелениях на роднике сподвигли обеспеченных земляков и простых сельчан совместно обустроить святое место. Улучшился подъезд и подход к роднику, изменился и сам колодец. Появилась первая купальня. Затем многократно здесь все перестраивалось и обновлялось. Уникальность воды, взятой из родника, многократно была доказана лабораторными исследованиями. В любое время года дня и ночи на святом источнике «Явленная» и в настоящее время находятся люди. Мало кто из них сегодня знает подлинную историю возникновения святого места, что более 300 лет назад в ключе явлена пастухам икона святителя Николая чудотворца. И воду из него еще тогда стали почитать как святую, исцеляющую от хворей и напастей. Стали забываться и слова отца Иеронима про местное богатство, бегущее из недр земли.
В последние годы люди, что приезжает на источник, все реже знаменуют себя крестным знаменем, забывая прочесть молитву на принятие святой воды, не говоря уже об их состоянии при принятии водных процедур в купальне. «Явленную» воспринимают как живописное место отдыха, а не святое место, указанное самим Господом и святителем Николаем.
Утешитель
Николай Дмитриевич Л.:
«Это были тяжелые годы, когда вера у людей во всё и вся была утеряна. А отец Иоанн стал ее возвращать, тянуть сельчан к новой жизни. Потому что сам был лидер, во всем безупречный человек. Бескорыстный, глубоко верующий. Он личным примером вел за собой. Именно с его приходом у нас началась восстанавливаться церковь в честь святителя Николая Чудотворца. На планерку в совхоз отец Иоанн ходил, как один из главных специалистов предприятия каждый день. Всегда появлялся непременно со своим портфелем. Разговор шел на равных. У нас разрешались серьезные производственные проблемы, частенько говорили жестко, но священник так все грамотно и мастерски излагал в кругу руководителей самого разного уровня, что ему никто и никогда не мог отказать. Безусловно, авторитет его был непререкаемый. Люди внимательно на него и все дела смотрели, зная, что все их пожертвования строго пойдут только на церковь. Забота о восстановлении дома Божьего у него была на первом месте. Людей любил от чистого сердца. Его благодатную, лучистую энергию, исходящую, как от святого человека, на себе один раз испытал. Был в Каймаре. Топили с отцом баню. Он внезапно умер на моих руках. Отец Иоанн приехал почти сразу. Не стану говорить, насколько мне было плохо в тот момент. Но после общения с батюшкой сняло острую сердечную боль утраты, на душе мгновенно полегчало. Его большая сострадательная, утешительная любовь незабываема.
Такие воспоминания и вели нас к нему уже в Санаксарский монастырь годы спустя. Несмотря на то, что он сам серьезно болел, нам оказывал внимание и помощь. Последний раз к нему ездила моя дочь Елена, которую он когда-то крестил. Просила совета в выборе профессии. Да он и тяжелые жизненные вопросы разрешал, а кому-то и со здоровьем помогал. Сейчас его уже нет с нами рядом, но старосиндровцы ездят к нему на могилку, просят о помощи, привозят горсть земли. Что важно, и после смерти он слышит, какой-то неведомой большой чудотворной силой помогает. Народ его считает святым».
Обобщая воспоминания краснослободчан, подчеркнем то, чего нет ни в одной книге или фильме. Служение Богу и людям отца Иоанна в нашем районе было одним из самых интересных в пасторском, миссионерском и социальном плане за его почти 30-летний путь. 80-е годы, перешедшие в 90-е - это время полное свободы и особо радостных мгновений, светлых жизненных страниц в биографии. География его паствы была тогда настолько широка, а всенародная любовь бесконечна, что мы не беремся описывать, насколько сильно краснослободчане его любили и помогали во всем. Многие вспоминают детскую простоту и непосредственность батюшки, а еще то, что он никогда никого не ругал, не оговаривал и даже благословлял иногда застолья и посиделки ради доброго общения людей друг с другом. Говорят, что рядом с ним унывать было невозможно. В сердце проникало какое-то тихое и торжественное ощущение праздника. Что до пророчеств или предсказаний, то эти громкие слова совсем не согласуются с тем, что происходило на самом деле. Просто он непосредственно в разговоре каждому советовал что-то свое, по его способности восприятия. Скажет человеку фразу и смотрит, насколько тот проникся открытием его жизненного пути, в чем его предназначение. Ведь общая проблема оказалась в том, что многие краснослободчане либо не понимали о чем идет речь, не следуя сказанному, либо не задумывались о том, что лучше будет выполнить сказанное старцем. Как говорится, послушниками становились лишь единицы. Что интересно, их жизнь сложилась, как и сказывалось. Например, короткая с ним беседа Татьяны Л. из Краснослободска, относительно ее дальнейшей жизни, окончилась краткой фразой: «Служи Господу!» Она поняла это буквально, рассчитавшись с одной работы и найдя две другие, одна из которых стала при храме. Прошли десятилетия, сегодня все произошедшее она воспринимает с улыбкой, говорит, что колебания, стоит ли уходить из ЦРБ или нет, со временем переросли в твердое убеждение: без глубокой веры, надежды и любви, неравнодушия к людям нельзя лечить и помогать им в больнице, иначе это будет преступлением перед Богом и человечеством. Десятилетия ее жизни показали правильность выбора пути преданного служения не только Богу, но и простым людям. Она радуется сегодня, что тогда просто доверилась его слову, следуя предназначению. Рассуждает: в чем воля Бога для каждого человека - это призвание к умножению славы Божией?! Хотя, конечно, найти правильный ответ, в чём конкретно должно заключаться такое служение того или иного человека, бывает найти не так просто, а между тем ошибка в ответе равносильна смерти, и смерти духовной. Ибо единство сил, возможностей и таланта, данного человеку Богом, может творить чудеса, а разобщение их порождает муку. И как часто человек хочет быть не тем, что он есть, не тем, что от него хочет Бог, а тем, кем его вынуждает быть честолюбие, ложно понятый интерес или цель, превышающая возможности человека. Смерть производит над всем этим беспристрастный суд, поэтому ещё при жизни нужно верно определить своё назначение, чтобы не услышать нам по смерти: «Не знаю вас, откуда вы»
Продолжение книги
Заключение книги
|