Открытие воли Божьей
Маргарита Васильевна К.:
«Колопинцы – молодцы! Они первые решились отсудить, отстоять храм Божий, в котором в то время был склад. Местное население традиционно всегда славилось глубокой верой в Бога, доказываемой делами. Господь за преданность и наградил их такой встречей с великим подвижником. То, что отец Иоанн не простой священник, было многим открыто свыше. Встреча с такими старцами дорогого стоит и ко многому обязывает. Прозорливые люди видят судьбу человека на его челе. Путь жизненный тяжелый и у каждого свой, главное, крест свой донести до конца. Увы, многие не доносят, и сворачивают с истинной дороги, мучаются.
Впервые я встретилась с прозорливым Божиим человеком в Краснослободске в середине прошлого столетия. В ту эпоху гонений на верующих людей из Саровской пустыни к нам в город с большим багажом ценных икон с золотыми окладами и драгоценными камнями бежал иеромонах Варфоломей. Жил на дому с двумя сестрами-монахинями, которые за ним ухаживали. Высокий. Худощавый. Черноволосый. И слепой. Служил литургию на дому так, что все чудотворные иконы, и малые, и большие излучали необыкновенное сияние. Как-то после службы он обхватил мою девичью голову своими ладонями и сказал: «А тебе бы замуж выходить не надо!» Я в институте тогда училась, молодая, глупая, не поняла намека о необходимом дальнейшем пути для меня, и что волей Божьей мне другая дорога по жизни уготована. Не придала значения его словам. Забыла. Ослушалась. Единственное, что выполнила, выслушала от него наказ праздновать именины 30 июля в день своей святой. Увидев мое будущее, он сделал драгоценный подарок напоследок – большую богородичную просфору. Настоятельно рекомендовал ее беречь на черный день: «Когда будет тебе плохо, прими от нее кусочек со святой водой, сразу полегчает». Так и получилось. Просфору берегла десятилетия. И когда родила дочку в 35 лет, последнюю частичку от нее отдала ей ради спасения. В год она умирала от двухстороннего воспаления легких. Врачи разводили руками. И я забрала дочь из больницы, уехала домой на свой страх и риск, возложив все на волю Бога. Чудо свершилось – дочь выжила. И я долго потом вспоминала иеромонаха Варфоломея. После его смерти тот дом ограбили. Иконы бесследно исчезли. Но память о краснослободском старце еще жива в наших сердцах. Мы часто навещаем его могилку на старом кладбище. Люди ее убирают, приходят к нему за помощью, долго рассказывая о своих бедах и несчастьях, прося о помощи. Перед центральными вратами за оградкой стоит большой деревянный крест, на котором выгравирована последняя его просьба к потомкам: «Помолитесь Христа ради о рабе Божьем иеромонахе Варфоломее». Рядом с ним похоронена и монахиня Аркадия, что долгое время лечила краснослободчан с помощью молитв Богу.
Вторая встреча с прозорливым священнослужителем у меня состоялась уже в Саранске. Я задала конкретный вопрос отцу Иоанну по поводу своего вторичного замужества, и он практически повторил слова отца Варфоломея. На этот раз я услышала предопределение, посвятив себя служению Богу. Позже мы ездили к отцу Иоанну уже в Колопино. Особо запомнилась одна его праздничная служба. Был жутко жаркий летний день. Храм еще не был убран, царило запустение. Тогда только еще начинались богослужения. Картина такая. С батюшки пот градом течет. Народу много, яблоку негде упасть. Все еле стоим на ногах. Давка. Ропщем. Со всех сторон народ ехал креститься, и стар, и млад. Огромные очереди к большой купели. Он всех крестит. Ведь нередко происходило, когда парни или мужчины, в последний момент, стеснялись вместе креститься, так батюшка это понимал: их потом индивидуально крестил. И при этом не было ни напряжения, ни недомолвок, наоборот, радовался, весь преображался - светился необыкновенный светом, и служил во славу Божию. Изумительный человек. Все годы знакомства меня больше всего его лицо удивляло, как икона светилось. Это не передать словами. Добрые, ласковые глаза, улыбка, и тихое радостное ощущение счастья у всех, кто находился с ним рядом. Стыдно, конечно, было. Мы уставшие, препираемся друг с другом, а посмотрим на его службу шестой час подряд и вопросы задаём: откуда он черпает силы, когда крестит такую огромную народную армию? А ответ сам приходит: человек пребывает в полноте Духа Святого, а потому и божественную силу имеет. Об этом с мамой говорили в таких поездках, когда делились впечатлениями.
Со временем вслед за ним устремились мы и в Темников. Много ездили в монастырь. И получали очередные подтверждения откровений свыше. У дочери было уплотнение в груди. Хотелось излечиться. День выдался хороший, а народная очередь огромна. Заняли свое в ней место. Потом на вечернюю службу пошли. После нее все священнослужители вышли из алтаря двумя рядами по левую и правую сторону. Всеобщее внимание было обращено на лица священников, и ведь правду говорят, что все познается в сравнении. У всех лица, как лица – обычные, а у схиигумена Иеронима – светящийся лик праведной души. Не спутаешь. После службы опять заняли место в очереди возле келии. Он принимал сразу же после службы, без какого-либо отдыха. На часах был первый час ночи, а он все беседовал, молился с людьми. Мы попали к нему последними. Посмотрел на нас, взял масло из лампадки, помазал больное место, а потом вместе мы встали на колени и помолились Богу. Дал наказ с утра пораньше еще раз к нему прийти. Мы постучались в четыре часа, а он уже читал Акафист Иисусу Сладчайшему, словно не спал ночью. Снова совместно помолились, а потом рекомендовал обязательно ездить и воду пить, купаться в святом источнике Николая Чудотворца в Старом Синдрове, мол, родник там большую целебную силу имеет. Дал твердый наказ - про мать-церковь никогда не забывать, не бросать ходить в храм, а то худо будет. Дочери посоветовал на регента поступать учиться.
Через время от болячки и след простыл. Дочь, окончившая школу с золотой медалью, поехала в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру поступать на регента. Там прозорливый старец Наум полностью подтвердил слова отца Иеронима, дав только совет остаться у них сразу, перед поступлением обязательно месяц пожить в монастыре. Но дочери не захотелось трудностей, остаться на испытании. Наставления старцев, даже как послушание не выполнили. И свой путь потеряли. А когда это происходит – вся жизнь идет кувырком. Получается, понимаешь весь промысел Божий только на закате лет, когда все уже случится и произойдет. В замужествах счастья не было. Не пошла по уготованному пути и дочь, хотя на клиросе пела. Господь дал все – и здоровье, и внешность, и ум, и таланты, а мы не использовали по прямому назначению. Вот что значит ослушание. Так что вопрос о том, как узнать волю Божию, относительно себя, пожалуй, один из самых важнейших в нашей жизни, так как является наиболее точным и верным мерилом, как нам поступать. Цель христианской жизни состоит в обретении Духа Святого, условия для этого - трезвление души и духа, чистота плоти, а его средства - пост, молитва, добрые дела. Бог близок каждому и лишь по самоволию, всеобщей хладности к вере, люди теряют способность видеть Бога и распознавать истинные явления Святого Духа».
Комментарии излишни, учитывая, что все учатся на своих ошибках... Одно понятно из рассказов краснослободчан: обращаясь за ответом к старцу, ответ не должен обернуться простым интересом, он накладывает обязательство исполнения. Общая статистика такова. У тех, кто испрашивая совета, брал благословение, но поступал по-своему, ничего хорошего в жизни не случалось. Поэтому мы дополним ответ лишь цитатой одной из проповедей отца Иоанна, когда он краснослободчанам советовал не наслаждаться жизнью, не терять времени на захватывающие пустые хлопоты и суматоху, развлечения: «Нет времени жить – надо душу спасать. Воцерковляйтесь!» Ведь нередко тех, кто оказывался в церкви, забегал в нее в тот момент, когда Господь посещал уже их скорбями, болезнями, невзгодами, смертью близких…Только при таких обстоятельствах и рождалась нерасторжимая молитвенная связь человека с Богом: «Возопих всем сердцем моим к щедрому Богу, и услыша мя…», человек понимал на собственном опыте, что без Бога в жизни сей пути ему нет. С тех пор прошли годы, но драгоценный смысл этих слов не потерялся. Впоследствии схиигумен Иероним всех людей наставлял: «Что бы с тобой ни случилось, ищи причину в себе. Обидели, наказали, заболел, „испортили“ – значит в тебе брешь, – грех твой или твоих родителей, или дальних предков. И первое, самое надежное лекарство – покаяние».
Епитимия
Рассказывает Татьяна П. из Краснослободска:
«Как-то раз знакомые пригласили меня поехать в колопинскую церковь на службу. В то время меня сложно было назвать верующей. Представление о православии имела неверные. Но сила, что вела меня в тот день к настоятелю храма, оказалась огромной. Впервые исповедалась. Признаюсь, тогда я не понимала, что исповедь – это таинство примирения с Богом, когда кающийся в присутствии свидетеля-священника открывает Богу свои грехи и обещает не повторять их, а священник молится о прощении грехов исповедующегося. По сути, у нас больше завязался спор. Я добром не сознавала своих грехов. Вернее, целиком и полностью оправдывала свое поведение, да что там – всю свою жизнь, в которой на все и вся были причины. Не мои. Доказывала, что виной всему – политический строй в стране. Что мне только целое десятилетие преподавали атеизм. Меня сделали такой. В общем, такая пошла полемика. Несмотря на народ, отец Иоанн терпеливо мне объяснял, чтобы не происходило вокруг нас, Бог всегда должен быть в душе – в самом сердце, мы должны оставаться человечными, не забывать ходить в церковь. И все его грамотные доводы, красивые примеры, удивительные рассказы меняли мое сознание. В результате я откровенно открыла свои согрешения. Он наложил на меня епитимью. Я согласилась в качестве нравственно-исправительной меры делать каждый день по 50 поклонов.
Спустя время у меня серьезно заболела мать. Именно эта ее болезнь и привела меня по настоящему к Богу, в церковь. Тогда я уже осознанно поняла, что епитимья – это деятельное выражение нашего покаяния, духовного исправления, по сути, необходимое лекарство для больной совести. Для меня это стало очевидно, когда старца уже не было в живых. И в моей памяти все с большей и большей силой каждый раз стала воспроизводиться наша первая и единственная встреча, весь разговор детально. Я его разбирала как лекцию великого профессора. И мне все больше и больше становилось стыдно за мое тогдашнее мировосприятие, дерзость и самооправдание. Это нельзя назвать ошибками молодости. Что значит покаяться? Изменить образ мыслей и образ нашей жизни. Что такое духовные ценности? Когда идея, смысл Царствия Божия воспринимаются всеми живо и действенно, как программа к действию, чтобы устроить жизнь правильно, по воле Божией?!
Через 30 лет мне захотелось снять наложенную отцом Иоанном епитимью. Попросила об этом священника, а он радостно удивился, сколько много пользы для меня принесла всего одна короткая встреча с таким великим подвижником, спросил: «А тебе тяжело делать эти поклоны?» Я в ответ, мол, возраст, болезни, но пока еще могу выполнять их, как послушание. Он: «Ну и продолжай, ведь оно особенное!» Точно, насколько в памяти свежа первая исповедь и беседа с батюшкой. Набатом бьет мысль о моих заблуждениях. О былом нарушении самой первой евангельской заповеди. Вот так процесс таинства покаяния, что состоит в оставлении тех слабостей, коими мы были побеждены, и в сожалении о них, растянулся на всю жизнь. Хотя мы своими делами и грехами прогневляем Бога, а он в ответ, по естеству своего безмерного милосердия и человеколюбия, всячески преподает случай и способы, дабы нам прийти в чувство и исправить свою жизнь приличествующим и достодолжным образом.
Путь к Богу
Александра П. из Краснослободска:
«Мы начали ездить целой группой в темниковский монастырь, когда в нем был всего десяток монахов. Народная слава вела нас к отцу Иерониму. Лично мне хотелось разрешить вопрос жизни и смерти, справившись с проблемой дочери. Долго беседовали с батюшкой по поводу спасения, а когда я собралась уходить, он вдруг говорит: «Посиди немножко», а сам все пристально смотрит-смотрит на меня и неожиданно заявляет: «Какая же ты больная! Приедешь домой, возьмешь вот эти три лекарственные травы, что растут в вашей местности и будешь пить из них отвар». Объяснил как. Видно мой недоуменный, сомневающийся вид вынудил его вынести вердикт: «Если не выполнишь сказанное, то через месяц умрешь!» После этих слов шло мое послушание. И Господь миловал – беда прошла стороной. И я поправилась, и с дочерью все управилось.
Как нам было к нему не ездить, если он разрешал все наши проблемы?! Неделями жили в монастыре, слушая наставления старца. Все менялось и у нас, и вокруг. Что больше всего запомнилось? Обычно ехали к нему в полном расстройстве, без сил, а рядом с ним всё вмиг забывалось, и мы тут же возрождались душой и телом. Это удивительное состояние духа запомнилось на всю жизнь. Мы окормлялись возле него, как у матери. Многое и другое запечатлелось в памяти. С первого дня встречи с ним я вела дневник, понимая, какую великую встречу даровал мне Господь.
Особое его наставление, оказывающее большое влияние на будущее Краснослободска, касалось возврата трапезных палат Успенского монастыря. Он давал нам рекомендации, мы четко им следовали, как вернуть это здание православным. Однако дело не трогалось с мертвой точки. Мы ходили по инстанциям. Ездили на встречи, но воз не трогался с места. Батюшка все более настаивал на необходимости и важности передаче этого здания. Мы ходили читать Акафист возле него. Нас встречали бранью. В таком упадническом настроении возвращались мы к отцу Иерониму, а он нас в этот ответственный момент, словно специально поджидал на лавочке. Всегда встречал нас в келии, а тут на улице… Мы пересказали ему, как нас гонят, а он все смотрит-смотрит на нас и молчит. Мы снова напираем с вопросами: «Почему так получается, ведь мы все делаем, как вы сказали?!» А он на это кратко: «Так у вас ничего и не получится, любви нет… даже на мизинец. Любите друг друга и горы свернете!»
И в будущем на многие вопросы отвечал, показывая на пальцах руки, как надо жить: «Самую малость любви будете иметь – к людям, делу своему, и все получится!»
Уже перед смертью все время повторял: «Приходите ко мне на могилку, я услышу вас и буду всем помогать»
Рассказы краснослободских старожил и его духовных чад, у которых останавливался батюшка, приезжая в Краснослободск, также удивительно похожи в главной своей сути: «Батюшкино окормление не проходило без следа на человеческих душах. После общения со старцем даже самые властные, гордые и беспринципные горожане, ранее не соблюдавшие границ добра и зла, становились на редкость добрыми, кроткими и смиренными, словно начинали жизнь с чистого листа». Его они уже боялись испачкать темными пятнами, руководствуясь тем, что Бога обмануть нельзя. Поэтому, когда случается, что нас поносят, уничижают, презирают, гонят и причиняют зло как бы незаслуженно, если смотреть с мирской точки зрения, то это попущение свыше в воздаяние наших прежних прегрешений, чтобы мы, прощая другим, получили прощение от Бога за те несправедливости и грехи, которые мы когда-то допустили по отношению к другим людям. Так что надо бы радоваться, а не горевать при подобных скорбях, а мы порой малодушествуем и огорчаемся без меры.
Здесь будет, как в Дивееве
Н.И.Яковлева, художница, иконописец из п.Преображенский:
«Я в то время работала библиотекарем и отца Иоанна, приехавшего в Колопино, больше всего спрашивала о книгах и о чтении, которое во многом предопределяет настроение и мысли человека. Он говорил о необходимости духовного просвещения, но его письменных источников тогда не было, так что мы духовно окормлялись возле таких людей, имеющих мудрость Божью. Впоследствии жизнь еще более тесно сблизила меня с отцом Иоанном. В 1990-1991 годы он много раз приезжал к нам в поселок. Интересное было время, полное неожиданных переворотов и свершений. В память въелся момент, как утром директор Дома культуры категорически заявлял: «Никогда не отдам ДК верующим!», а уже вечером подписывал документы о передаче им имущества. Группы людей осаждали райком, и власть шла им навстречу. Отец Иоанн присутствовал на открытии нашей церкви в честь Александра Невского. Когда-то он считался зимним храмом, а в центре монастыря была еще и летняя церковь с красивыми цветными окнами и приделами в честь Казанской Божией Матери и Иоанна Предтечи. В середине колокольни находилась церковь в честь Николая Чудотворца, а над входными вратами в монастырь – иконы Иверской Божией Матери. Все наши бабушки, родители, рассказывали о дорожках, посыпанных белым песком, по которым важно вышагивали красивые дивные птицы, а также о большом монастырском фруктовом саду за рекой, в который иногда залезали местные жители в поисках наливных фруктов и ягод. Воришек ловили, но не наказывали, лишь заставляли работать – пропалывать плантации посадок. Такие вот истории часто и вспоминались при встречах. Ох, как же мы их организовывали. Сначала посылали в Темников за батюшкой духовных чад на транспорте. Он останавливался в доме у одной монахини в Старом Зубареве. Через время батюшка уже добирался с другими священниками. Он превосходно находил с ними общий язык, были они одного духа. По тому времени у нас сейчас ностальгия. Все-таки всё и везде определяется людьми, на местах важны лидеры, за которыми всем хочется идти, горы свернуть. Батюшка приезжал, народная толпа вслед ему гудела: «Отец Иероним приехал!!!» Кого и когда у нас так встречали?! А как он к людям относился, всего самого себя им отдавал. Жертвовал до остатка.
К приезду батюшки мы готовились. Огромное число желающих, особенно из Краснослободска, желала с ним встретиться. Я лично развешивала по городу на ватманах объявления о датах и месте встречи с батюшкой. В те дни телефон накалялся до предела. От людей приезжавших в монастырь, яблоку не было упасть. Вспоминаю 90-е годы прошлого века, особенно его многолюдные встречи в 97-98 годах, эх, как же он очень-очень сильно был любим краснослободчанами! Никогда и никто не видел его печальным или грустным. В радости пребывал необыкновенной. И народ к нему валом валил. Каждый про свое спешил узнать. И с болями шли. И с проблемами. И он все разрешал. Нагрузка колоссальная. Мне же всегда батюшку жалко было. Никто не думал про его преклонный возраст или усталость, у каждого в глазах только своё. Поэтому про себя решила, что не буду ему докучать, лишь бы рядом посидеть, послушать его. Хотя он сам неожиданно благословил меня писать иконы. Мне достаточно было просто находиться с ним рядом, одним воздухом подышать, в глаза посмотреть. Удивительно, но от него шло ощущение горячей теплоты и необычной, в нашем понимании, любви. Я долго не могла ее понять. Конечно, в книгах говорится, что без любви ничего доброго не сделаешь, и что бывает еще божественная любовь - всеобъемлющая, не ведомая обычному человеку из-за своих грехов, стало понятно только на примере отца Иеронима. Ее проявление - самого высокого уровня любви, когда нет любви лучше, чище, выше любви-агапе, когда любовь не превозносится, не держит зла… Помните? Он получил такой дар от Бога, а мы только должны к ней стремиться и измениться, стать лучше, если, как он, начнем всех любить. И нам надо попытаться прожить жизнь так, как отец Иероним, чтобы получить такую любовь. «Путь к Богу» - эта тема была главной у батюшки. А для того, чтобы сделать первый шаг по нему, ты должен хоть кого-нибудь полюбить. Это первая ступенька. Не думай про батюшкину вершину, идя вверх, хоть кого-нибудь полюби. Весь секрет успеха отца Иеронима - в любви.
Ведь Бог смотрит на сердце человека. Если у людей есть стремление к добру, то оно будет вознаграждено. Забыто главное: вся жизнь, в том числе дальнейшая, о которой так сегодня хотят все знать, определяется нашим духовным состоянием. Все хотят пожить хорошо, и в этом ловушка. Батюшка говорил: «Главное стремление должно быть не к земному богатству, а к Царствию Небесному». Может поэтому он светился всегда. Светильником был в нашей темноте. К нему на свет мы и летели со всей округи. Он, когда даже молчал, просто бросал на тебя взгляд, душа твоя пела. Вы знаете, он ведь постоянно пел. Выйдет после службы, делает дела и поет-поет-поет, прислушаешься, а это церковные песнопения.
Много мы говорили о необходимом возрождении Спасо-Преображенского монастыря. В то время прихожане ездили к епископу с просьбой об открытии монастыря. Сначала он был женский, потом – мужской, и все хаотичные, кардинальные перемены нас беспокоили. Не выдерживая, часто отцу Иерониму задавали вопросы о будущем монастыря. Один раз мое терпение лопнуло. Не выдержав Ералаша, кадровых перестановок, мешающих развитию обители, в сердцах сказала: «Батюшка Иероним, что-то монастырь у нас не идет, не получается ничего…» А он в ответ: «Где святость, там и бес. Большие его нападки на людей». Мы поняли из пояснений, что из-за искушений святое место так медленно восстанавливается. А потом помолчав немного, он, устремившись глазами вдаль, заверил: «В Спасо-Преображенском монастыре будет со временем, как в Дивееве…» По значению, убранству или числу паломников, был его тот сказ, сложно сказать. Комментариев не последовало. Из истории мы знаем, что к нам сюда два раза направляли Серафима Саровского, но он не согласился на переезд. Прошли годы, но пока не прояснилось, когда наша обитель расцветет в своей прежней красе и паломники в нее будут также сильно стремиться. Возможно, в ней появятся мощи какого-то святого, он нам этого не открыл, но утешил и вселил большую надежду.
После его смерти мы постоянно стремимся в часовню в Темниковский монастырь. Там пусто не бывает: люди приезжают со всего мира. И с каждым годом их прибывает все больше и больше. Уверена, что через время, отец Иероним все-таки будет канонизирован. Это ближайший к нам святой. Хотя и без прославления, он уже сегодня для меня человек Божий. Сейчас, кто обращается к нему из духовных чад: «Батюшка Иероним, помоги!», вмиг им помощь оказывается. Молитва к нему быстро бывает услышана. Многое могла бы рассказать про чудеса со мной происходящие, но все это будет выглядеть со стороны фантастично.
Прозорливость
Семья Аброськиных:
«С батюшкой познакомились в начале 80-х, в один из наших приездов к нему в Колопино. Мне было 50. С супругой развелся, у нас с ней не было ничего общего. Анастасии исполнилось 47 лет, вдова. Решились на второй брак, захотели повенчаться и сказали о принятом решении отцу Иоанну. Он ответил: «Николай, зря ты с женой разошелся, вот, если бы ты ее в церковь привел, к Богу, вместе ходили бы на службы, то ты с ее помощью спасся!» Но ничего уже нельзя было изменить. И на повторный брак благословил, даже сам нас венчал. В последующие десятилетия нашей тесной дружбы, глядя на нас со стороны, он не раз повторял, что мы с супругой одного духа. Практически каждые выходные и на праздники вместе ездили к нему в Колопино, Старое Синдрово, Учхоз, а после – в Санаксарь. Например, при совместном пребывании на территории Спасо-Преображенского монастыря, замечал, что батюшка там находится в большой радости. Он постоянно повторял: «Николай, какая же тут благодать, как жаль, что вы ее никто не чувствуете!!!» По настроению он всегда был склонен к духовному созерцанию. Много ли у нас интересных историй, связанных с батюшкой? Скажем одно: необъяснимое и чудесное происходит до сего дня. Например, с Анастасией был такой случай. В Краснослободске, когда только открылся нижний храм, в первую неделю Великого поста, когда читали Канон Андрея Критского, засела ей в голову мысль: «Есть икона Марии Египетской, мне бы такую!» Но о своем пожелании никому не сказала. Спустя время Николай уехал к батюшке в монастырь, тогда он мог подолгу жить у него, в келии между ними произошел короткий разговор. Отец Иероним спросил, глядя на свой иконостас: «Николай, какую бы тебе икону подарить. Тот в ответ молчал, потому что никогда об этом не думал. Батюшка тоже молчал, а потом улыбнулся и сказал: «Как твою супругу, Анастасией зовут?! Тот: «Да!» - «Для нее возьми икону Марии Египетской!».
Часто мы вспоминаем батюшку, когда по его благословению просили у властей отдать трапезные палаты Успенского монастыря, когда в них еще находилась вспомогательная школа. И в Саранск ездили к руководителям республики. И на месте возле стен школы читали Акафисты. Руководство и коллектив школы нас не понимало, гнали, а батюшка на наши жалобные стоны: «Нам, наверное, не отдадут палаты», только успокаивал: «Отдадут перед самым концом! Николай, а ты еще там поработаешь!» Другим духовным чадам неустанно напоминал: «Чего Богу принадлежало, то Его и будет». Прошло много лет, и произошло все, как сказал отец Иероним. Я как-то подошел к Епископу Краснослободскому и Темниковскому Клименту и пересказал ему батюшкины слова о моем вкладе в это дело. Он спросил: «А что ты можешь делать? Приходи и будь дневным сторожем!» С утра до самого вечера, когда шло восстановление палат, я наблюдал за всем процессом образования у нас епархиального управления, о котором давным-давно было предсказано.
Перед смертью отца Иеронима, последняя литургия, которую он отслужил, была на Пасху (он преставился на 69-м году жизни 6 июня 2001 года, накануне причастившись Святых Христовых Таин), я его постоянно спрашивал: «Батюшка, я все думаю, если с тобой, что случится, чего ж мы все без тебя делать будем?» А он отвечал: «Я сам об этом постоянно думаю».
Прошли долгие годы, а мы, словно с живым с ним общаемся, и дома, и в часовне на могилке. Не верите? Вот последний пример. Ездил я в июне 2016 года на день памяти смерти к батюшке. К часовне было не подступиться. Такое впечатление, что вся Россия и зарубежье со своими бедами и несчастьями слетелись для их разрешения к отцу Иерониму. Особенно меня потрясла семейная пара из Сибири, что приехала на машине с двумя маленькими сыновьями, один из которых был еще новорожденный младенец, сильно больной. Как же родители просили батюшку помочь, как говорится, без комментариев. А я смотрю на всех и батюшкины слова вспоминаю, чтобы все мы приходили к нему на могилку, как к живому, и всем он станет помогать. Дошла и моя очередь. Долго с ним разговаривал, все печалился, пеняя на старость, немощь свою, да болезни, что мешают до храма дойти. Уж очень просил его дать мне возможность для движения, в котором вся сила нашего возраста. Чистосердечно так с ним «поговорил», иду к храму, а возле келии отца Иеронима стоит его помощник иеродиакон Амвросий, с которым мы были давно хорошо знакомы. Он видел наши теплые отношения с батюшкой, что были с ним всегда, как родные люди. Так он без слов ушел в келию и выносит оттуда большой футляр, в котором находится сверток. Долго что-то из него распаковывал, вынул клюшку отца Иеронима, с который он пребывал на Афоне, и сказал: «Когда мне понадобится, я себе найду, а тебе сейчас она надобнее». Я расплакался. Вот так батюшка меня благословил и утешил, дав надежду и силы и дальше служить Богу».
Заключительная часть книги
|