Начало книги
2 часть. Продолжение книги
Спасение жизни
Рассказывает бывший таксист КС: «Однажды меня вызвали на дом в Краснослободске, откуда вышел, судя по внешнему виду, очень богатый гость. Он
хорошо оплатил мне поездку в Санаксарский монастырь. В пути рассказал свою
жизненную историю. «В 90-х – бомжевал. Совсем пропадал. Жил, где попало.Постоянно думал о самоубийстве. Даже делал к этому первые шаги. Потому что не было жилья и работы. Семья от него отказалась. Друзья отвернулись. И как-то раз он случайно оказался в Краснослободске, стоял на большой дороге – голосовал. Остановилась «Волга», в которой сидели священники. Всю дорогу он им плакался, говорил, что жизнь не мила. Один из священников – батюшка Иероним, успокоив путника, взял с него слово ничего с собой не делать – претерпеть все трудности. Мол, это временно, потерпи еще чуть-чуть. Ровно через три года… ты станешь очень богатым человеком. У тебя будет все, что только пожелаешь. Но, когда достигнешь самых больших высот в жизни, никогда не забывай эти трудные дни, как и людей, встречающихся тебе на пути, оставшихся без еды и крова, поддержки близких и знакомых. Иначе - все потеряешь.
Действительно, через три года его жизнь резко изменилась. Этого мужчину занесло в Нижний Новгород, где он стал одним из самых богатых людей. Теперь
каждый год предприниматель ездит на могилку к батюшке, благодаря его за
спасение жизни, открыв когда-то самое сокровенное его будущее.
Ответы на все свои вопросы
Лидия из Краснослободска:
Я тогда работала в ДОКе. У меня пропали ложки. На 10000 рублей. При цене деревянной ложки в 2 рубля. Представляете объем пропажи? Дома у меня была старинная икона с Серафимом Саровским. Месяц молилась этому святому, чтобы он помог разрешить проблему. Сама никогда на чужое не зарилась. Обратилась к кладовщице, чтобы она пересчитала на складе товар и нашла «пропажу». Она, мол, хлопотное дело, по накладным все так. Поехала я в Санаксар. Батюшка Иероним болел тогда. Келейник не пускал к нему. Я в слезы. Он меня спрашивает: «Болеешь?». Отвечаю: «Нет! Ложки пропали!». Он пошел к батюшке, объяснил ему мою проблему. Отец Иероним вышел и говорит: «Руки!». Я подставила ладони под благословение, он осенил меня огромным, почти в мой рост - крестным знамением. Приезжаю домой и пропажа нашлась. Коллега призналась, что знала о недостаче ложек на складе, был у нее человек, которому она товар передавала, а потому документально все потом пришло в порядок.
Иерей Алексей (Луковский) из Санк-Петербурга:
«Многие из нас в 90-е годы ездили в учхозский монастырь ради встреч с батюшкой. Юный я был тогда, но мне запомнились его беседы о жизни, связи духовного и материального мира. В памяти всплывают его рассказы о клинической смерти человека, когда душа возвращается в тело - оно испытывает перегрузки, как у космонавта. Многие его советы или высказывания сегодня уже общеизвестны. Например, вспоминаются его слова: «Когда читаешь Псалтирь – небеса открываются» или «Где читают неусыпаемую Псалтирь – это как огненный столп до неба». Вообще, на большинство однотипных вопросов людей у него был один ответ: «Читай Псалтирь – и все устроится!»
Из рассказов о себе больше всего на память приходит история батюшки о его непростых взаимоотношениях с начальником, когда отец Иероним еще не служил. Из-за вероисповедания подчиненного к нему со стороны руководства на работе царило непонимание и предвзятое отношение. Однако, спустя годы, все изменилось между этими двумя людьми, стоящими когда-то на разных ступенях служебной лестницы. Их случайная встреча произошла на Пасху. Столкнулись лицом к лицу. Отец Иероним, будучи священником, от души приветствовал своего былого руководителя по-христиански: «Христос Воскресе!», тот растерялся: «А что в ответ нужно говорить?» - «Воистину Воскресе!». Объятия, открывшие в душах обоих великую радость, от упавших оков непонимания, как будто и не было пережито столь много неприятных мгновений, оказавшихся в один миг никчемными и не нужными. Вот так бывает и у многих в нашей жизни».
Мой путь к Богу
Иерей Сергий (Кувшинов), настоятель храма в честь иконы Казанской Божией Матери в Новой Карьге:
«Я познакомился с отцом Иоанном, когда он стал настоятелем церкви в Старом Синдрове. Моя тетка Анна служила там храме алтарницей. Батюшка приезжал для исполнения треб и к нам в деревню Демина Поляна. Что тогда нас беспокоило, как всех: куда пойти учиться? Батюшка меня благословил на учебу в Краснослободский совхоз-техникум, а расстроившуюся маму, знающую царивший тогда в молодежной среде микроклимат, сказывались лихие 90-е годы, заверил: «Пусть учится на механика, ведь все равно потом попадет в монастырь». Я, на эти услышанные слова отреагировал согласно возрасту и своим стремлениям: «Батюшка, видно, не в себе». Удивительно, но все сложилось, как он сказал. Год отучился в техникуме, перевелся на заочное отделение, поехал к Владыке, чтобы он меня направил на учебу в духовную семинарию. В ответ последовало направление на послушания в Спасо-Преображенский монастырь. Только через время я поступил в духовную семинарию. Позже ездил за личными наставлениями в санаксарский монастырь к отцу Иерониму. Он был моим духовным отцом. Его прозорливость помогала не оступиться. Например. Для создания семьи батюшка благословил меня молиться святителю Николаю Чудотворцу. Спустя время, благословил нас с будущей супругой и на брак. Потом я к нему ездил уже, как священник. Был молодой и неопытный. Первый год службы для меня оказался самым тяжелым, но именно эти первые шаги до самой своей смерти, мне помогал делать именно отец Иероним. Самые ценные практические советы опытного священника я получил именно из уст отца Иеронима».
Подобных историй много, учитывая число опрошенных нами краснослободчан и земляков. Общение с ними произвело на нас неизгладимое впечатление. Не доверять их словам, нет и тени сомнения. Взвешивая каждое слово, они давали отчет каждому своему слову, напрягая память и выбирая из нее самые светлые и нужные мгновения для читателей. Радовались, что их рассказы будут служить источником ценной информации или поводом для размышления другим людям. Ведь и все откровения батюшки до поры до времени были загадкой, ключом к которым было их собственное познание через размышление и прислушивание к себе.
Это мой выбор, ведь я уповаю на Бога
Слово Божие в жизни тех, кто следовал советам старца Иеронима с доверием и послушанием, всегда приносило плод. В доказательство этого достаточно посмотреть на жизнь его духовных чад, последовательную советам, полную духовного назидания. Всем известно: батюшка старался вернуть краснослободчанам старинный, дореволюционный уклад церковной жизни. Каким он был? Зайдите на старое городское кладбище и посмотрите на гравировку на памятниках и крестах краснослободчан. Памятные слова и просьбы отражают весь духовный мир краснослободчан другой эпохи.
В Краснослободске есть и по сей день общинка горожан, по благословению отца Иеронима она читает Псалтирь. В 80-е годы он еще при своей жизни в районе организовал у нас так называемую «двадцатку», как в старинных монастырях. Всем ее участникам были закуплены одинаковые книги, что и прочитываются по кругу. Собирается двадцать человек - по числу кафизм, составляется список, закрепляющий очередность, и каждый день, таким образом, совместными усилиями прочитывается все кафизмы и песни. Естественно, что тот, кто читал в первый день первую кафизму, на второй читает вторую и так далее. При этом каждый из чтецов заранее отдает имена своих близких, живых и усопших, и они поминаются всеми молящимися. Духовная польза такой соборной молитвы большая. У ее истоков была беседа о том, что без чтения Псалтири нет спасения. Вот такая у нас сохраняется 30-летняя краснослободская православная традиция. Может ли сегодня этим похвастаться хоть один из многочисленных приходов в районе? Вряд ли.
Вообще, как много любимых чад батюшки, так и его наказов, из которых каждый делает свои выводы. Например, молодежь в те годы много спрашивала батюшку о спорте. Ничего особо предосудительного в его видах он не видел: «Не важно, каким увлечением будет заниматься человек, ведь многое будет придумано для того, чтобы отвлечь людей от главного - веры и молитвы. А только с ними человек «светильник» везде, где бы и чем-либо он не занимался. Главное - не род занятия или службы, а на совесть послужить другим людям, добросовестно выполняя свои профессиональные обязанности». Одно это уже и есть шаги по правильному пути. Новые доводы? И нужны ли они тем, кто ищет свет в историях наших современников?
Вся жизнь батюшки - ярчайший пример истинного смирения, послушания Богу и следование его заповедям. Он никогда не жалел себя, свое здоровье, жертвуя им ради страждущих людей. Даже болезнь он переносил с удивительной силой духа, до последнего неся свой крест терпеливо, никак не выдавая внешним видом страданий, ведь он даже передвигался с трудом. До последнего выполнял послушание: молился за всех, кто этого просил. Сможем ли мы так отдать себя до остатка другим, совершенно незнакомым людям, а сначала, конечно, утвердиться в правильности первых шагов на пути к заветной цели?!
Обобщая рассказы сельчан и горожан об отце Иерониме, сама собой пришла идея: если разыскать всех краснослободчан, общавшихся с батюшкой, то не составит большого труда по их воспоминаниям воспроизвести «Дневник провинциального священника». Для чего? Он в идеале поведал бы о самом лучшем у нас пасторском служении. Особой миссии на краснослободской земле.
Местные священники, лично знавшие отца Иеронима, отзываются о нем как о радушном, лучезарном человеке, очень любящим службы и простых людей. Говорят, что им, молодым, очень хотелось тогда, как можно больше пообщаться с более опытным коллегой, действительно, прозорливым старцем, в чем они не раз убеждались на практике. Кто-то в разговорах с отцом Иеронимом интересовался его мнением относительно многих спорных вопросов, например, об отношениях с зарубежной церковью и многом другом… Хотелось узнать его личное мнение по темам, волнующим общество на стыке двух веков. Не сказать, чтобы отец Иероним уходил от прямых ответов, но по всему было видно, что многочасовые пытливые богословские споры-дебаты его не интересовали. Не оттого, что малообразованный священник терялся среди коллег, стремившихся блеснуть красноречием. Нет. Не терял времени даром. Хотя мудрости, а самое главное, доступности – понятности его высказываний мог бы позавидовать любой ученый муж. Его контакт и взаимопонимание с людьми рождались мгновенно, благодаря легкости и понятливости, краткости и глубокой сущности высказываний. Живя по Евангелию, он его постоянно цитировал, отвечая на вопросы краснослободчан. Они не дадут соврать: центральное место в своей жизни он поровну отводил церковному богослужению и созиданию душ пасомых. Про церковь он отзывался с любовью: «Радость моя!» Такой же радостью для него были и все приходящие к нему люди. По словам горожан, весь секрет успеха почитания батюшки был в том, что он одинаково относился ко всем людям, независимо от их статуса и грехопадения. Ровно. Просто. Опытно. И все его мудрые советы впоследствии оказывались для всех на редкость действенными. Поэтому на краснослободской земле в те годы он стал живым образцом всех добродетелей. Отец Иероним стремился спасти хотя бы одну душу, потому что сам обрел мир с самим собой. Помните слова духоносного подвижника и миссионера ХХ века иеромонаха Серафима (Роуза): «Православие именно поэтому-то и живо, что светит другим и не имеет нужды в учреждении “миссионерского отдела». Годы жизни и служения в нашем районе отца Иеронима – это пример массового миссионерского охвата, личного подвига добросовестного батюшки. Поэтому лучшей рекламой православной жизни тогда стал его личный пример отношения ко всему и всем, и вся. То была подлинная миссия в традиционном церковном понимании, высоко поднявшая духовную планку – самим быть носителем благодати и святости.
На жизненном примере отца Иеронима легко понять, что главной целью и предназначением человека, является его освящение. И наставление Божье «будьте святы» не подвластно времени. Оно адресовано всем, кто верит. И когда кто с верою во Христа, с терпением, со смирением и любовью поднимает свой крест в этой временной жизни, Христос всем может дать возможность освятиться.
Это доказали многие великие люди, получившие благодать Христа в наши дни. Господь и выдвигает таких подвижников, чтобы мы полагались на них и брали с них пример. Многие думают, что только монахам и отшельникам легко достичь освящения и обожествления. Путь к святости труден, но не невозможен. Обе дороги и монашество, и брак ведут к святости. Каждый имеет свои трудности, проблемы, ловушки дьявола, но и свою красоту, сладость и невидимые духовные моменты. Первое условие – стремиться к непоколебимой вере в Бога. Второе – терпение скорбей, перенесение трудностей, бедности, болезней, искушений, не выражая неудовольствия, но, благодаря и славя Бога. Плюс - смирение. И венец всего этого, как у отца Иеронима -любовь к Богу и к ближнему.
И зря думают те, кто считает, что подлинных светильников благочестия в наши дни быть не может. Они были и сейчас есть. Просто сегодня православные люди ищут и желают другого. Их увлекают яркие, харизматичные личности, которые очень популярны в народе и могут шокировать крепкой фразой или каким-нибудь эпатажным поступком. А святость всегда застенчива, целомудренна, тиха, она боится шумных перекрестков и людской молвы. Так было во все времена.
Краснослободчане нередко вспоминают слова своего духовного отца: «И храмы скоро все откроют. И купола позолотят, но в людях уже того огня молитвы не будет!» И вдогонку: «Придет время, и вы будете искать себе батюшку, но найдете ли его, а также церковь, где вам исповедоваться и причаститься?!» Трактовка на это может быть разной. Но есть и такая правильность суждений, что судьба народа и страны зависят от молитвы и чистоты жизни священнослужителей. От их благочестия, благоговения... А еще, что состояние экономики и других сфер жизни людей страны, региона или города, отдельного села зависит от их трудолюбия, честности, порядочности - от нравственности.
Мы вступили в год столетия трагических событий в истории нашего Отечества. В 1917-ом начались массовые закрытия храмов, поругание святынь, умерщвление духовенства и верующего народа… Эти трагические страницы были неслучайны. Сейчас мы также несем ответственность за то, чтобы никогда больше не повторилось в нашей истории богоотступничество, чтобы возрождалась вера в сердцах людей и восстанавливался облик Святой Руси. На примерах своих соотечественников надо укреплять свою собственную веру и веру в сердцах наших близких.
Ведь вышесказанная жизненная история не столько про хорошего батюшку, великого угодника Божьего, а и про нас - краснослободчан. Краснослободское общество меняется на глазах. Люди ходят мимо храмов, находясь в губительном угнетенном и нередко потерянном состоянии. Болезни. Ранние смерти. Повальная неудовлетворенность бытием… Царит такая апатия, что хочется задать вопрос: сохранился ли наш народ, его душа?! Действительно, правы были великие, когда предрекали время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества. С одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой — настанет царство лжи и зла… Поэтому нам, узнавшим, что в Оптиной пустыне сейчас пишется очередная летопись об отце Иерониме, захотелось заполнить большой пустующий пробел в биографии знаменитого старца. Ведь его приход на краснослободскую землю оставил заметный след. Оборачиваясь назад, вспоминая замечательные истории из нашей жизни, мы призываем смотреть вперед, на тех, кто служит рядом с нами. Надо ценить своих приходских священников! Пора учиться жить личной ответственностью перед Богом и его церковью. Жить и учиться находить православный путь мирянина. В сегодняшней суматохе дел большинство краснослободчан «бежит» мимо храма? Приходы немногочисленны. А ведь церковь - это не только священники, но и миряне. В памяти почему-то всплывает картинка приезда в Колопино третьего секретаря райкома с целью закрыть церковь. Подминая под себя живую «стену», главный идеолог района с «боем» продвигалась по паперти по спинам и головам людей, чтобы занять притвор храма. Не получилось. Прихожане отстояли свое право на свободу выбора, уповая на Божью волю. Вот образ духовного возвышения 80-х и 90-х, на котором тогда находилась церковь и ее люди среди окружающего мира, как Царство не от мира сего. Яркое доказательство неоспоримой аксиомы, что «белые платочки» спасли церковь в России во время гонений. Но то поколение церковниц уже у Бога, а оставшихся представительниц просят уже о ненавязчивости. Чтобы не оттолкнуть новое поколение краснослободчан. И научить их улыбаться, радоваться жизни и не быть нервными и пугливыми, ведь всё, что они знают на самом деле: «над небом голубым есть город золотой». Вот в поход к этому Небесному Граду, Небесному Иерусалиму мы, представители нового поколения, помнившего о своих корнях, и собрались. Нам с вами по пути? Церкви, может быть, более всего не хватает сегодня людей, способных профессионально работать в светских структурах, но с православной мотивацией. И ориентиром всегда и во всем пусть для нас будут слова отца Иеронима: «Жить надо по вере Христовой. Без воли отца Небесного ничего с нами не бывает. У Бога ошибки не бывает, Господь за грехи вам все происходящее попускает… Устал от скорбей? Не греши! Хочешь доброй жизни себе и детям, живи по заповедям Христовым!»
Цитата по поводу
Недавно слова знаменитого голливудского канадо-американского актера, продюсера, режиссера Киану Ривза «взорвали» социальные сети всего мира: «Я не могу стать частью такого мира, где мужья одевают своих жён как женщин лёгкого поведения, выставляя на показ всё то, что должно быть сокровенным. Где нет понятия чести и достоинства, и на слова людей можно ссылаться только тогда, когда они говорят "обещаю". Где женщины не хотят детей, а мужчины не хотят семьи. Где сосунки считают себя успешными за рулем отцовских машин, а любой кто имеет хоть немного власти пытается доказать вам, что вы ничтожество. Где люди лицемерно заявляют, что верят в Бога с рюмкой алкоголя в руках, и с отсутствием малейшего понимания своей религии. Где понятие ревности, считается постыдным, а скромность - недостатком. Где люди забыли о любви, а лишь ищут наилучший вариант партнёра. Где люди ремонтируют каждый шорох своей машины, не жалея ни денег, ни времени, а сами выглядят настолько убого, что только дорогая машина может это скрыть. Где парни пропивают родительские деньги в ночных клубах, кривляясь под примитивные звуки, а девки в них из-за этого влюбляются. Где М и Ж уже давно не различаются и где всё это вместе называется свободой выбора, но тех кто выберет другой путь - заклеймят отсталыми деспотами. Я выбираю свой путь, жаль только то, что я не нашёл такого же понимания у тех людей, в которых больше всего его искал..." А вы?
|