Правнук Репина
Алексей Шалаев «Автопортрет», 1991г., х/м.
Алексей Васильевич Шалаев родился 16 июня 1954 года в с.Селищи в русской рабоче-крестьянской семье. В раннем детстве то ли судьба, то ли сам Божий Промысел свели его с учителем, бывшим фронтовиком Алексеем Константиновичем Замятиным. Человек с нежной и пылкой душой, он преподавал в местной школе географию, рисование и черчение. Сотни бывших его учеников до сих пор вспоминают неповторимое душевное обаяние этого поистине талантливого педагога и воспитателя. Контузия правой руки лишила А.К.Замятина мечты стать художником, но он сделал все, чтобы она смогла воплотиться в жизни Алексея Шалаева. После окончания средней школы А.В.Шалаев служил в г.Севастополе. С 1975 по 1979 г. учился в Пензенском художественном училище им.К.А.Савицкого на живописно-педагогическом отделении у преподавателя А.В.Сиверина, который, в свою очередь, был учеником известного русского художника И.С.Горюшкина-Сорокопудова, получившего образование в Императорской Академии художеств у великого И.Е.Репина. Многие годы (1979-2000) А.В.Шалаев преподавал в этом училище рисунок, живопись и композицию. Чему бы ни посвящал свои полотна художник, они неизменно дышат любовью – к Богу, Отечеству и его людям, к родным местам. «Православие», по словам Шалаева, обогатило, насытило недюженной силой нашу музыку, литературу, изобразительное искусство, архитектуру, резьбу, шитье, и когда я смотрю на полотна Крамского, Максимова, Репина, я чувствую, как меня наполняет энергия моей земли».
Алексей Шалаев «Пензенский дворик», 1984г., х/м.
Алексей Шалаев «Сирень», 1984г., х/м.
«Старые ветлы в с.Селищи», (1982), «Март в Селищах», «Старый дом Ионова деда», «Осенний пуд» (1991), «Мост в Переделкино», «Деревенская изба» (1994), «Родник в с.Селищи», «Тихая моя Родина» (1996)… - это не просто картины, это – поэмы любви и тревоги за судьбу родного края, вырвавшиеся из беспокойной души художника. По словам известного русского писателя, главного редактора «Роман-газеты» В.Н.Ганичева, Алексей Шалаев предлагает свое видение, свой взгляд на окружающий его мир: «… все те же просторы, но без защиты, без богатырства». Тревожное и печальное состояние нынешней Руси, Святой Руси. Зыбка грань между еще существующим миром и надвигающейся обреченностью. Еще год, месяц, день, миг – и все это исчезнет, растворится, покроется мраком, превратится в мерзость запустения. А может быть, нет? Соберется с духом Земля наша, с новой силой забьется источник, благословит русских людей на подвиг и созидание Божья Матерь». Диапазон творческих исканий Алексея Шалаева огромен. Сегодня он известен в России и как замечательный портретист. Им создана уже целая портретная галерея «Люди России»: «Портрет отца» (1980), «Портрет школьного учителя А.К.Замятина» (1985), «Портрет первого тракториста с.Селищи И.Ф.Миронова» (1986), «Портрет столяра В.С.Латаева» (1988), «Писатель-казак Ю.В.Сергеев с женой», «Писатель В.Н.Крупин» (1993), «Портрет Президента Приднестровской Молдавской Республики И.Н.Смирнова», «Портрет доктора Г.А.Спасова» (1995), «Портрет великого русского писателя – Героя Социалистического труда В.Г.Распутина», «Портрет артиста из народа В.П.Афанасьева» (2003) и др. В каждом из воссозданных художником на полотне образов видны необыкновенная одухотворенность, искренность, трудолюбие, терпимость, готовность к самопожертвованию во имя правды и справедливости, т.е. все то, на чем держалась и будет держаться святая Русь. С необыкновенной теплотой и трепетом Алексей Васильевич создает женские персонажи: «Материнства тихий свет» (1984), «Портрет матери» (1987), «Портрет дочери Зои», «Портрет дочери Маши», «Столетняя бабушка Васена» (1988), «Девушка с грустными очами», «Портрет Тани Козловой» (1993), «Портрет жены в голубом сарафане» (1994), «Страстная седмица. Портрет инокини Назарии» (1996), «Девочка за вязанием» (2003). В этих картинах разлит свет особой доброты, любви и нежности, без которых все, даже самые прогрессивные начинания и свершения, могут превратиться в свою противоположность.
Алексей Шалаев «Девушка с грустными очами», 1993г., х/м. Многие, кто хоть раз в жизни внимательно всматривался в портретные полотна А.В.Шалаева, отмечают, что главной, определяющей их чертой являются благородство спокойствия и добра, непоколебимая убежденность художника в неодолимой силе народа-труженика. Наперекор широко бытующему мнению он видит в современной России натуры необычные, одухотворенные и даже героические, которые являются не только предвестниками, но и главными созидателями будущего возрождения обновленной России. В этом своем стремлении живописец полностью находится в русле отечественной духовно-нравственной традиции и мысли. В связи с этим вспомним хотя бы то, о чем писал и к чему призывал Ф.М.Достоевский: «Кто истинный друг человечества, у кого хоть раз билось сердце по страданиям народа, тот поймет и извинит все, непроходимую наносную грязь, в которую погружен народ наш, и сумеет отыскать в этой грязи бриллианты. Повторяю: судите русский народ не по тем мерзостям, которые он так часто делает, а по тем великим и святым вещам, по которым он и в самой мерзости своей постоянно вздыхает… Нет, судите наш народ не по тому что он есть, а по тому чем он желал бы стать. А идеалы его сильны и святы, и они-то и спасли его в века мучений». А.В.Шалаев известен не только на своей «малой родине», но и далеко за ее пределами. С 1980 года он является постоянным участником областных и зональных выставок российских художников. В 1995-2005 гг. состоялись его персональные выставки в Пензе, Совете Федерации РФ, Государственной Думе РФ, РАО «Газпром», Союзе писателей России, Тирасполе и Бендерах (Приднестровская Молдавская Республика). В 2005 г. в г.Минске вышел его альбом «Беларуси и России с любовью». В феврале-марте 2006 г. прошли персональные выставки картин А.В.Шалаева на ВДНХ Белоруссии в г.Минске, Гродно и Бресте. Художник работает также в области монументальной живописи: расписал иконостасы и купола многих храмов в Мордовии и Пензенской области. Его произведения находятся также в Пензенской картинной галерее, во многих российских и зарубежных частных коллекциях. Творчество Алексея Шалаева, его упорный каждодневный труд получили широкое общественное признание. Он является заслуженным художником России (1999), заслуженным деятелем искусств Приднестровской Молдавской Республики (1996), членом Союза художников России (1995), членом Международной федерации художников ЮНЕСКО (1994). Шалаев Сергей Васильевич (1962 года рождения), как и его брат, окончил Пензенское художественное училище им.К.А.Савицкого в 1982 году. После демобилизации из армии (1984) работал художником на заводе. С 1990 года в «родном» художественном училище ведет занятия по рисунку, живописи и композиции. В 1996 году принят в Союз художников России. Работает в жанрах пейзажа и натюрморта. Участник региональных, всероссийских и международных выставок. По приглашению Правительства Югославии побывал во многих городах этой страны, где в 1997-1998 гг. с успехом прошли персональные выставки его работ под девизом славянского единства. Российский центр науки и культуры в Белграде «Русский дом» и рекламная фирма «Монтеко» организовали пребывание С.В.Шалаева в Югославии и выпустили красочный буклет о творчестве самобытного художника-реалиста из России. В нем отмечено, что чудесные места в самом сердце России (степная равнина с удивительно сочной растительностью, реками и озерами), где родился и учился живописец, так же красивы и неповторимы, как горная и лесная Сербия. Среднерусская природа является неиссякаемым источником его светлого творчества, затмить которое не могут никакие злые силы, потому что оно возвращает нам веру, любовь и доброту. Картины С.В.Шалаева хранятся в музеях и частных коллекциях России, Франции, Англии, Америки, Японии и Югославии.
Сергей Шалаев «Майская вода», 1998г., х/м. … Щедра земля русская на одухотворенных, просветленных и даровитых художников. Уже сегодня можно сказать, что одними из них являются наши земляки Алексей и Сергей Шалаевы. В.С.Лунин.
Алексей и Сергей Шалаевы: Энергия земли
Алексей и Сергей Шалаевы(A. Shalaev, S. Shalaev) — талантливые и очень самобытные пензенские художники. Пенза — такой особенный город, в котором сама энергия земли является источником для появления настоящих шедевров, развития искусства. Кстати, само определение «энергия земли» принадлежит Заслуженному художнику России Алексею Шалаеву.
Mы произносим: Алексей Шалаев, и вдруг понимаем, что говорим: художник, русский художник, для которого радость жизни немыслима без поиска ее смысла. Так уж повелось на Руси испокон веков, что лучшие ее творцы вступают на дорогу подвижнического служения. Биография художника проста, как у многих русских стоиков. Родился в глубине России в селе с красивым и таинственным названием Селищи. Его родители, словно пара известной скульптуры великой Мухиной «Рабочий и колхозница», в книге записей актов гражданского состояния зафиксировали: мол, родился их сын Алексей Васильевич Шалаев 16 июня 1954 года в селе Селищи Краснослободского района Мордовской АССР. Дальнейшая судьба сложилась, как у тысяч других в России: служил в армии, в ВМФ СССР в городе Севастополе, и значит, о славе русских моряков знает не понаслышке, а художником стал отчасти и потому, что в начальной школе в деревне судьба свела с удивительным человеком Алексеем Константиновичем Замятиным. «Фронтовик, — говорит А. В. Шалаев, — с нежной и пылкой душой, он преподавал нам географию, рисование и черчение. Ранение правой руки лишило его мечты стать художником, и он сделал все, чтобы художником стал я…» Кстати, потом по стопам брата пошел и младший Шалаев — Сергей. Он тоже стал художником. Да, художник в России — это всегда зов сердца, услышанный Богом. Но если это воистину русский художник — он Мастер. Поэтому трудно остановить Алексея Шалаева, когда он говорит о школе, взрастившей его. «С 1975 по 1979 год я учился в Пензенском художественном училище им. К.А. Савицкого на живописно-педагогическом отделении у преподавателя А.В. Сиверина, который, в свою очередь, был учеником известного русского художника И.С. ГорюшкинаСорокопудова, получившего образование в Императорской Академии художеств у великого И.Е. Репина». Сейчас в этом училище, которое ныне носит имя К.А. Савицкого, преподает Алексей Шалаев. В чем призвание Шалаева? Когда смотришь на пейзажи, созданные им, чувствуешь, как ласкает тебя прохлада весеннего леса и талой реки, как призывает задуматься над бренностью жизни старый вяз… Пейзажи его удивительны, и невольно ждешь, что, подойдя ближе к картине, обязательно увидишь незаметную подпись: Поленов, Саврасов, Крамской… Наваждение? Нет, школа. Потому что ощущение, что это — живопись нынешних дней, также не оставляет тебя: наше время живет в его портретах, пейзажах, даже натюрмортах. Художник щедр, открыт, искренен. Чему бы ни посвящал он свои полотна, они неизменно дышат любовью к родным местам: «Старый дом Ионова деда», «Март в Селищах», «Пруд, золотая осень», «Пензенский дворик», «Мостик в Переделкине»… Это не просто пейзажи, это — поэмы любви, вырвавшейся из очарованной души. И, конечно, есть у этой любви свои истоки. Вслушайтесь, как говорит о них сам художник: — Я очень русский человек. И по крови, и по духу. Нас четыре брата, я старший. Бабушка Параскева водила нас к роднику. И до сих пор тянет меня к нему. Не раз писал я там этюды, привозил жену, детей… Родник, Родина, род… Один звук, одно дыхание, в журчании которого голоса предков: и они пили эту воду ледяную, хрустальную, чистую. Эта хрустальная чистота ощущается вами, когда подходите к полотнам, рассказывающим о детских мечтах и первых опытах жизни, о девичьей любви и счастье материнства. «Алеша Спасов», «Зоенька», «Машенька» (дочери художника) — все это вдохновенные рассказы не только о дорогих сердцу Шалаева людях, это — психологические портреты времени, отраженные в детских лицах. Диапазон творческих возможностей Алексея Шалаева, кажется, необъятен. Понимание этого только усугубляется, когда вы говорите с художником. Он считает, что задача творца — воплощать в каждой картине, в каждом этюде, в каждом рисунке дыхание сегодняшней России, искать тот родник, из которого черпает она свои силы. «Православие обогатило, насытило недюжинной духовной силой нашу музыку, литературу, изобразительное искусство, архитектуру, резьбу, шитье, — размышляет Шалаев, — и когда я смотрю на полотна Крамского, Максимова, Репина, я чувствую, как меня наполняет энергия моей земли». Энергия земли! Именно это ощущаешь, когда смотришь на картины Шалаева. Им создана уже целая галерея портретов русских писателей, тех, кто останется в памяти России как олицетворение лучших людей нашего времени…. Галерея образов: Президент Приднестровской Молдавской Республики Игорь Николаевич Смирнов, Сергей Бабурин, Владимир Крупин, Владимир Костров, Валерий Ганичев… И ни в одном из портретов нет и намека на подражательность. Везде — глубинное познание внутренней жизни героя, с только ему присущей тонкостью или добротой, только ему одному известной затаенной болью или таинством радости. На выставке Шалаева хочется говорить о красоте, гармонии, изысканной тонкости русского вкуса, чарующей игре красок. Откуда в этом отпрыске русской деревни столько аристократизма в сопряжении линий? Изысканности — в правдивости чистоты? «Вкус — это нравственность, — считает Шалаев. — Это — природа, полет шмеля, блеск росы, закат и восход». Честно говоря, такой глубины мысли в оценке наших художественных истоков слышать еще не приходилось и, думается, это и есть одно из свидетельств могущества зрелого, сочного таланта. Но ни один талант не бывает столь плодотворен, если не освещен живой жизнью неравнодушного к судьбе страны сердца. Пожалуй, если искать чтото общее в полотнах Шалаева, одно из определений все же можно найти: благородство спокойствия и добра определяет творческую особенность художника. Галина Ореханова.
Тут русский дух, тут Русью пахнет… Говорят, настоящие таланты рождаются в глубинке. Так можно сказать о А.В.Шалаеве – заслуженном художнике России, который в энциклопедиях значится как известный российский художник. А между тем Алексей Васильевич – наш земляк, его родина – село Селищи. Деревенские пейзажи считаются одними из лучших работ художника. И это не просто пейзажи, это своего рода поэмы о любви, вырвавшейся из очарованной души. Любовью к родной деревеньке, где появился на свет, к своим землякам и всей большой Родине – России – наполнено большинство его работ. Он сам подчеркивает, что глубоко русский человек, и по крови, и по духу, энергия родной земли дает ему силы творить. И не случайно он, много лет проживающий в таком крупном городе, как Пенза, решил построить себе дом в Селищах, на месте, где родился и рос, откуда ходил в школу. Наша газета давала немало материалов о своем земляке, сообщая о всех важных моментах его творчества. К примеру, о том, что в 1999 году 45-летнему мастеру было присвоено звание заслуженного художника России. О том, с каким триумфом встречали в 2006 году выставку его работ в Белоруссии, где Шалаева чествовали как национального героя. О том, как проходили презентации его фотоальбома «Беларуси и России с любовью», когда состоялась его встреча с президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко. И вот наконец-то о нашем именитом земляке-художнике заговорили в Саранске. В республиканском музее мордовской национальной культуры в пасхальную неделю открылась выставка его работ. Впервые в Мордовии. Хотя с творчеством Шалаева уже знакомы не только в Белоруссии, которую он считает своей второй родиной, но и в Москве, Приднестровье, Костроме, Липецке, Воронеже, Тамбове, само собой, в Пензе. И пресса всегда с восхищением отзывалась о его картинах, а его «Портрет девушки в голубом сарафане», ставшем визитной карточкой его экспозиций, по праву назван заметным явлением в современной отечественной живописи. Конечно, в залах музея, где нашли свое место 65 работ Шалаева, в день открытия выставки было тесно от поклонников его творчества. Приехали целыми делегациями – из Пензы, Краснослободска, Селищ. Слово о художнике произнесла директор музея, большой знаток и ценитель искусства М.И.Сурина: -Творчество А.В.Шалаева многогранно. Но на каждом из своих холстов он старается запечатлеть русский дух, то исконно душевное, чистое, что отличает русского человека, то, что скрыто в родниках и дорогах, в последнем проблеске закатного солнца, в озорной улыбке маленькой шалуньи… Полотна свои он пишет маслом в реалистической, классической манере. Первым учителем его был школьный учитель А.К.Замятин, человек с нежной и пылкой душой, фронтовая контузия правой руки лишила его мечты стать художником, и он сделал все, чтобы художником стал его ученик. Окончив Пензенское училище, Шалаев долгое время преподавал в нем. Критики называют его по праву репинским правнуком, его творчество – прямое доказательство того, что живы наша великая изобразительная школа, наша родная культура, а значит, и Россия. Высокую оценку творчеству своего земляка дали первый заместитель министра культуры РМ В.Ф.Цыпин, член правления художников Мордовии В.Ф.Козлова, директор «Центра культуры» нашего района П.И.Журавлев, начальник отдела администрации района В.И.Саулина, представитель администрации г.Пензы Н.Ф.Шумилкин, одноклассник художника, преподаватель МГУ им.Огарева В.С.Лунин, заслуженный художник РМ, краснослободчанин А.И.Занкин, заслуженный композитор РМ С.Я.Терханов, коллектив учителей Селищинской школы во главе с ее директором В.Н.Волковой…Герою дня дарили подарки, а его супруге, которая была рядом с ним и с дочерьми, разделяя радость художника, - букеты цветов. Артисты дарили ему свои песни. Обращаемся к экспозиции выставки. С нее на нас смотрят застывшие в своем величавом спокойствии и достоинстве картины большого мастера своего дела. Долго не можем насмотреться на кроткое, нежное создание, сосредоточенное на цветах, вплетаемых в васильковый венок в его «Девушке в голубом сарафане». Это – портрет самого дорогого художнику человека – жены. Как грациозна она в деревенском сарафане на фоне разбросанных по полу васильков! Лучистость потупленного взора, едва тронувшая губы улыбка – все поэзия. Особый мир – детские портреты «Зоенька» и «Машенька» (дочери художника). В них ощущается искренний интерес художника к любому, пусть даже самому малому движению детской души. (Кстати, дочери, конечно же, уже взрослые люди, замужем, сами имеют детей, Зоя – начинающий художник, Мария работает в газете). А вот портрет отца. Пытливо, умно, испытующе смотрит он на нас. Одетый в светло-коричневый овчинный шубняк, крестьянин будто забежал на минутку в избу, а тут дела интересные… Сильный, красивый, свободный человек. Все родные художника – его здоровые «корни», соль земли русской, те крепкие стропила, которые надежно держат его талант на той высоте, которая позволяет ему зваться русским художником. Своего учителя А.К.Замятина Шалаев поместил в гущу кустов и травы, в атмосферу слияния с природой, без которой тот не мыслил себя. Скромный костюм, на лацкане которого орденская планка. Спокойное лицо человека, много пережившего. Под густыми, нависшими бровями мы почти не видим его глаз, но ощущаем, что перед нами зоркий, пытливый, умный и душевно щедрый человек. Да, портреты, написанные рукой Шалаева, отмечены внутренней глубиной. В них незримо присутствует дыхание жизни. Первый тракторист с.Селищи И.Ф.Миронов, певец и композитор Игорь Тальков, писатель Валентин Распутин, конюх дед Андрей, протоиерей Анатолий Пермяков, ветеран труда А.П.Афанасьев, замначальника штаба стран Варшавского договора М.Г.Титов, девушка с грустными очами, женщина в платочке, девочка за вязанием – вот герои его творчества, и все они – плод большой и щедрой любви художника. Любовью к родным местам дышат и его пейзажные полотна. …Уютная тишина старого пензенского дворика, кутающегося в пышную зелень, размеренный разговор двух соседок под чудом сохранившейся беседкой-грибком… Одинокая изба под соломенной крышей да печальная фигура хозяйки на небольшом картофельном поле… Тает снег, чуть-чуть с ленцой, просыпается водная гладь, обрамленная кружевом деревьев, и светлая печаль разливается в душе, и ощущается талый запах весны – это «Март в Селищах». А вот «Оттепель в лесу», «Золотая осень», «Солнечный денек»… Нельзя надышаться прелестью, исходящей из полотен А.В.Шалаева. Мы будто видим себя рядышком с девочкой в платочке, припавшей спиной к разогретой солнцем стенке крыльца в картине «Тихая моя родина». Мы чувствуем тепло этого солнышка, ласкового, доброго, чувствуем, как сердце наполняется гордостью, ведь все эти полотна – рукотворчество нашего земляка. И верится, что он создаст еще немало замечательных полотен, воспевающих нашу Отчизну. Он находится в прекрасной творческой форме. Пусть и дальше в его работах живет и светится истинно русская душа. Нина МАВРИНА.
|