Четверг, 25.04.2024, 16:47 Красноcлободск Приветствую Вас, Гость
 
Главная | Форум | Регистрация | Вход | RSS
Погода в Слободе

Погода в Краснослободске на неделю!


Перекресток

Канал на YouTube
Говорит и показывает...
YouTube - Краснослободск, Мордовия!

Форма входа

15244 просмотра

Поиск в КС

Статистика

Сейчас в Слободе: 11
Гостей: 11
Жителей: 0

Сегодня поздоровались:

Наша кнопка:

Краснослободск, Мордовия


Опрос

В 2016 году планируется установка памятника солдату Великой Отечественной войны в г.Краснослободске (нынешний мемориал, безусловно, останется на своем месте).


  Фотогалерея

Новинки в фотоальбомах

Случайные фотографии

  Новости раздела:

Разгадывая тайны [25]
Царева вотчина на Мокше
Краеведение [92]
Все о нашем крае
Главная » Статьи » История » Краеведение

Отхожие промыслы.

Среди факторов, обусловивших формирование капиталистических уклада внутри феодально-крепостной системы, видное место принадлежит отходничеству.
Отход способствовал развитию товарно-денежных отношений, содействовал формированию кадров вольнонаемных работников, изменял облик втянутого в промыслы крестьянства. Крестьянский отход распределялся неравномерно. Степень его распространения обуславливалась уровнем развития и доходности земледельческого хозяйства в данной местности, широтой обхвата оброчной формой эксплуатации владельческих крестьян, значением местных неземлевладельческих промыслов, близостью или удаленностью крупных судоходных рек.
Особенно возрастала роль неземлевладельческих заработков в неурожайные и малоурожайные годы. По подсчетам историков, таких лет за 1800-1856г.г. было двадцать три207.
Одно из главных мест среди видов отходничества занимало бурлачество. Развитие товарного производства в России в конце ХУШ – первой половине XIX в. Привело к значительному перемещению грузов по стране. В ХУШ – XIX в. в. Мокша являлась важной транспортной артерией связывающей мордовские земли с Московским краем. Вот что мы считаем о Мокше в топографическом описании Пензенского наместничества за 1784 год: «Мокша берет свои вершины из озера лежащего в Пензенской округе близ деревни Нечаевка. Ширина одной от вершины до устья реки Усы от 10 до 30 сажен, а глубина от 20 до 30 аршин. На сем расстоянии находится множество мельниц. А от одной реки до границы Нижегородского наместничества ширина ее от 30 до 60 сажен, а глубина от 12 до 15 аршин208. По мокше сплавляются все лето барки с хлебом, вином «… с состоящих в Краснослободской округе казенных Бриловского и Троицкоосторожского винокуренных заводов С. Петербурга и Москвы, с золою и лубьями … течение свое простирает в лесном местоположении по Пензенскому наместничеству около 231 версты через пять округов»209.
В конце XXI века Краснослободск, как в прочем и Наровчат с Троицком становятся царскими вотчинами, снабжавшими царский двор в Москве продуктами сельского хозяйства. Это обстоятельство повлекло за собой усиление дополнительных нагрузок на речное мокшанское судоходство. По Мокше в Москву на стругах отправляли хлеб, вино, мясо, мед, воск, поданные деньги. Ответственность за поставку к царскому двору продуктов лежала на проживавших в Краснослободске дворцовых крестьянах. Они обязались «имеющийся наличный умолотный хлеб отправлялись в Москву водяным путем, не упуская удобного времени»210.
Дворцовые крестьяне наняли людей или деньги с крестьян на содержание кормщика, водолива и работных числом 40 человек, сопровождавший хлебный груз до Москвы.
В XIX веке со значительным развитием товарно–денежных отношений увеличивалось производство товаров на рынок. При этом важной статьей торговли был мокшанский хлеб. Это обстоятельство привлекло внимание представителей крупнейшего российского купечества.
«Так, в 1697 году работник винного подрядчика И. Степанов и иных городах 52 тысячи пудов ржи и 4 тысячи пудов овса»211. Тринадцать краснослободских крестьян подрядились изготовить для него «… в своем лесу и своими работными людьми 10 стругов, которые обязались поставить под городом у пристанища не испустя первой полой воды»212. На струги было принято 10 кормщиков, 10 водоливов, 135 работных людей. Из–за злоупотреблений приказного человека Красной Слободы Кругликова, задержавшего порожные струги на реке Сивини «… была упущена большая вода». Струги поплыли по Оке, когда от малой меженной воды колодцы и карши в Мокше означились. В результате струг, на который было погружено 950 четвертей ржи (четверть ровнялась восьми пудам), проломило на «каршу» от чего он «потонул без остатку»213 . Кроме «карш» и «колон» тяжело (Краснослободская) все чаще стала специализироваться на перевозках грузов специальная группа лиц (судовладельцы), хорошо знавшая свое дело. В 1699 году Краснослободский подьячий Петр Лосев жаловался на слатомского посадского человека И.Субботина, который договорился с ним о поставках 600 четвертей ржи. Это предприятие оказалось неудачным: возле Санаксарского монастыря струг затронул, и основная масса груза погибла.
Наиболее распространенным типов судов на Мокше, которые обслуживали бурлаки, были барки, получившие по их местному типу постройки название, известные в те времена во всем волжском бассейне, - баржи «мокшаны». Суда эти были достаточно большими и вместительными – от 30 до 32,5 саженей в длину и 18,5 аршина в ширину. В баржу загружалось до 35 тысяч пудов хлеба или 45 тысяч ведер спирта. Стоимость такого судна была 6 тысяч рублей ассигнациями 1864 года.
Бурлачество привлекало крестьян не только Краснослободского, но и других уездов областей. Так в «Записке о промыслах казненных по имениям Тамбовской губернии», составленной при ревизии государственных имуществ губернии в 1837 – 1838 г.г. отмечалось, что казненные крестьяне Темниковского и Краснослободского уездов нанимаются по сплаву барок до Рыбинска на трех водяных направлениях: по Мокше и Суре. Крестьяне «…идут пешком до Пензы, далее садятся на барки и плывут вниз до Васильсурска, оттуда до Рыбинска»214.
В 50-х годах XIX века, на пристанях Мокши ежегодно грузились хлебом, поташем, лесом, спиртом до 500 судов215. Для сплава судов нанимались государственные и помещичьи крестьяне, мещане из Краснослободска. О размере отхода в начале века позволяют судить данные по выдаче паспортов крестьянам. Согласно сообщению Краснослободского уездного казначейства, в 1805 г. «… удельным крестьянам ряда сел уезда только с февраля по май было выдано 206 паспортов»216.
Время получения паспортов свидетельствует о том, что крестьяне брали паспорта, главным образом для отхода на судовые и связанные с ними работы. В пределах Пензенской губернии на реке Мокше находилось 5 пристаней: Лаушенская, Краснослободкая, Троицкая, Русскопошатская, Кочелаевская, Пурдошанская. В 1847 году с Лаушенской пристани было отправлено по Мокше 10 барок, обслуживавшихся 635 рабочими. В 1850 году на 15 судах, отправленных с пяти мокшанских пристаней, работало 1050 человек217.
Судовой промысел был одним из самых невыгодных. Судорабочим, бурлакам удавалось принести домой немного денег для поправления хозяйства и уплаты податей. Во втором десятилетии XIX века плата судорабочему за провод судна от Краснослободска до Рыбинска составляла 40 рублей ассигнациями, из которых он должен был внести 9 рублей за паспорт и 12 рублей за прокорм218. Плата бурлакам за доставку судна от Моршанска до Рыбинска составляла в 30-е годы 20-25 рублей, в 50-е 35-60 рублей, 10-17 рублей серебром. Лоцман в середине века получал 30-80 рублей серебром219.
Несмотря на убыточность, судовой промысел был распространен среди крестьян Краснослободского уезда. Отрывая сотни крестьян от родных местов, заставляя покупать все необходимое во время отлучки на стороне, он подтачивал патриархальность крестьянства, ускоряя развитие товаро–денежных отношений.
Другой вид отходничества – извоз. В Краснослободском и Темниковском уездах государственные крестьяне поставляли казенный лес на пристани Мокши, подряжались купцами, получая 30-35 копеек за бревно. Точных и полных статистических данных о численности крестьянского населения уезда, вовлеченного в отхожие промыслы не обнаружено. Количество отходников можно установить только посредством учета выданных крестьянам паспортов и билетов. Платные паспорта выдавались для отлучек сроком от полугода до трех лет, отпускные билеты – менее чем на полгода. Кроме того – широкое распространение получил нелегальный отход, главным образом на сельскохозяйственные работы в Заволжье. Тем не менее, количество выданных паспортов дает некоторое представление о размерах крестьянского отхода:222
Сопоставляя с другими уездами можно сказать, что, имея самое большое количество душ мужского пола, отход был менее развит в Краснослободском уезде по сравнению с другими уездами.
Значительная часть крестьян уезда занималась извозом в пределах своего уезда без билетов и паспортов. В уезде был развит извоз хлеба на заводы Темниковского уезда «и в село Аксел, куда приезжали Муромские крестьяне и разом покупали до 50 тысяч четвертей хлеба»221. Поскольку в Краснослободском уезде были винокуренные заводы, 2 суконных фабрики, поташные промыслы, развитие промыслов было довольно слабое, некоторые крестьяне занимались разного рода работами как-то: выделка рогожи, циновок, мелкой деревянной посуды222. И если еще в первой половине XIX века крестьяне уезда шли в наем в бурлаки, то с введением пароходства спрос на бурлаков резко упал.
Другой причиной падения спроса на бурлачество был процесс образования отмелей и появление в большом количестве потопших деревьев, сильно затруднявших судовой ход.
Однако главной причиной было все-таки строительство в 90-х годах XIX века железных дорог, что позволяло доставлять грузы быстрее и значительно дешевле из одного района в другой. Мокшанские пристани, аследовательно и лаушенская приходят в упадок и постепенно прекращают свое существование.
Таким образом, в уезде основными видами отходничества были бурлачество и извоз. Остальные были развиты довольно слабо. Тем не менее, отходничество продолжало подтачивать патриархальность крестьянства, ускоряя развитие товарно–денежных отношений.
Категория: Краеведение | Добавил: VETKA (30.01.2010)
Просмотров: 4337 | Теги: Краснослободский район, история, Отхожие промыслы, Краснослободск в прошлом, мордовия | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Троицкий собор

Старец Иероним

К 90-летию Краснослободского р-на

О Новом Зубареве

Русское Маскино

Интересные статьи

Мнения о новостях
А насколько это все законно?
А если это вынести на общественное обсуждение - например, к Малахову на канал?))
И чтобы об этом высказалась Администрация Президента России. Ну хотя бы Песк




7160 просмотров


При копировании данных ссылка на сайт http://kc13.ru/ обязательна | Краснослободск ©2024 |