Пятница, 29.03.2024, 17:38 Красноcлободск Приветствую Вас, Гость
 
Главная | Форум | Регистрация | Вход | RSS
Погода в Слободе

Погода в Краснослободске на неделю!


Перекресток

Канал на YouTube
Говорит и показывает...
YouTube - Краснослободск, Мордовия!

Форма входа

15244 просмотра

Поиск в КС

Статистика

Сейчас в Слободе: 4
Гостей: 4
Жителей: 0

Сегодня поздоровались:

Наша кнопка:

Краснослободск, Мордовия


Опрос

В 2016 году планируется установка памятника солдату Великой Отечественной войны в г.Краснослободске (нынешний мемориал, безусловно, останется на своем месте).


  Фотогалерея

Новинки в фотоальбомах

Случайные фотографии

  Новости раздела:

Разгадывая тайны [25]
Царева вотчина на Мокше
Краеведение [92]
Все о нашем крае
Главная » Статьи » История » Краеведение

Краснослободск: город или село?

Историко-географическая полемика о родном городе.

К 425-летию Краснослободска.

Краснослободск: город или село?

  Существует немало критериев оценки населенного пункта, с точки зрения принадлежности его к статусу города, как за рубежом, так и в нашей стране. Однако всегда основополагающими факторами при решении данных вопросов считались понятия людности и городских функций, если они есть, как таковые.

Немаловажное значение в данном случае приобретает и фактор территории. Правда здесь надо учесть, что «людность» и «территория» величины различные в разных странах для отнесения населенного пункта к разряду городов.

  Интересно, а как наш Краснослободск с учетом вышеописанных требований стал и продолжает оставаться городом?

Как возник наш город-это известно. Известно и когда. Но здесь есть одно «но». Три даты /а может и больше/ , по крайней мере официально, претендуют на право называться годом основания нашего поселения:

«1627», «1622» и «1570».

В пользу первой даты говорят немало данных, в т. Ч. И напечатанные в справочнике: «Административно-территориальное деление союзных республик СССР» за 1987 год. В данном случае указан год основания в виде острога, упоминающийся под названием Град Красная Слобода. В пользу второй даты выступают в основном, республиканские историко-географы. Так, например, на физической карте Мордовии, выпушенной в 1974 г. У города проставлена именно это число-«1622», дата основания населенного пункта.

А в советском энциклопедическом словаре за 1989 г. об основании нашего поселения написано еще оригинальнее: «…возник в 17 веке». Такая точка зрения присутствует и в ряде других изданий.

За последнюю дату «1570 год» активно выступали и выступают местные краеведы. И, похоже, она становится доминирующей среди остальных, даже в Мордовском издательстве. Но, все таки «белое пятнышко» точного времени основания Краснослободска, еще остается.

  Как, известно, Красная Слобода, как таковая, существовала до 1780 г. С 1780 г. поселение на левом холмистом высоком берегу Мокши официально утверждено городом под названием Краснослободск. Интересно, что наш сосед Темников опередил Слободу на год, т. е. получил подобный статус в 1779 году.

  На территории нашей республики реформой 1780 года городами также становятся Саранск, Троицк, Ардатов, Шишкеев, Инсар. Большинство выше перечисленных городов стали уездными центрами.

   Но не все так безоблачно на городском поприще малых городов России.

К 1926 году, в результате первой Всесоюзной переписи населения, в разряд сельских поселений были переведены деградировавшие юридические города, утратившие или так и не приобретшие экономического значения. «Разжалованы» города Европейского Севера /Холмогоры, Кола/, других регионов, у нас Троицк, Шишкеев, Инсар.

   Как видим, Краснослободск устоял. Что же остановило российских администраторов того времени в отношении нашего города, ведь он практически мало чем отличался от вышеназванных населенных пунктов?

   И все-таки, видимо, свое лицо город имел.

   Во-первых, город сохранил свою главную функцию - административно-полицейское начало /имеется в виду период с 1780 г. по 1917-1926гг./

   Во-вторых, присутствовали, хоть и медленный, но все же рост населения, либо стабильность динамики его численности.

   В-третьих, думается, немаловажную роль в сохранении статуса города сыграло, довольно, внушительное церковно-монастырское наличие /в годы Советской власти, правда, сведенное почти на нет/.

   А каковы современные требования к городу, как таковому. Наряду с общими нормами, описанными выше, появляются их производные. Но вот главные: в соответствии с российским законодательством городу положено иметь не менее 12 тыс. жителей, учитывается и процент занятости жителей вне отраслей сельского хозяйства.

К началу 1989г. /год последней всесоюзной переписи/ 160 городов Российской Федерации из 1037 имели менее 12 тыс. жителей, к ним относился и Краснослободск. Вдобавок он очень многое растерял из своих функций с 1926 года, и тем не менее остался городом. Судите сами. Город теряет в 1928 году уезд площадью в 376,5 тыс. десятин /5459,25 км кВ./ и приобретает с последующими территориальными видоизменениями район в 1379,4 км кВ./ сегодняшняя площадь/. С обмелением Мокши исчезает Краснослободская хлебная пристань. Продолжалось строительство железных дорог на территории республики. К имеющимсяжелезным дорогам Москва-Казань с 1893г. ; Красный Узел - Нижний Новгород, Рузаевка-Пенза, Рузаевка-Сызрань 1895-1903ю ; Кустаревка-Верпадовка-1904г. прибавились за этот период новые Потьма-Барашево и Берещено-Саров /Арзамас 16/; последний находился до конца 40-х годов в Темниковском раойоне.

Но эти дороги снова и снова оставляли наш город далеко от пределов своего экономического влияния.

   Разрушалось архитектурное лицо города из церквей и монастырей… Это главные утраты, не считая многих других специфических, обусловленных издержками нового общественно-политического строя/различные реорганизации, упразднения и т. д./.

Город все больше и больше превращался в типично сельское поселение. И так, почему же за эти 60 с лишним лет город не был преобразован в разряд сельских населенных пунктов?

С одной стороны и это, во-первых, просто не было очередной реорганизационной реформы и можно считать, что Краснослободску, в какой-то мере повезло.

   Вероятно правильно, что в этот период отказались от «ревизии» городов, которую осуществляли в прошлом. Ведь многие малые города людностью менее 12 тыс. жителей не только обладают заслугами перед отечественной историей, но и сохранили свой значительный историко-культурный потенциал.

От таких названий как Чердынь, Тотьма, Верхоянск, Ельня, Ядрин, Шацк, Темников, Инсар, Ардатов, Краснослободск и им подобных веет историей. Что же касается людности, то если следовать этому показателю, то в пределах Мордовии вообще должно на сегодня остаться только 3 из 7 городов /Саранск, Рузаевка, Ковылкино/. Да плюс поселок Комсомольский Чамзинского района, который уже 2 десятилетия должен носить статус города и давно уже выполняющий его функции / ориентировочно до 20 тыс. жителей/. В самом же маленьком городе России вообще проживало в 1989 - 975 человек. Это город Высоцк Ленинградской области. Только несколько сел нашего района сразу превосходят его по людности /Ст. Синдрово, Н.Карьга и др./. А остальные? Старинный Сольвычегодск имеет 3590 жителей, прославленный художниками Плес-3615 жителей. Среднеколымск и Верхоянск-самые малые в Якутии/ соответственно по 4384 и 1902 жителя/. А население отдельных станиц Кубани, или скажем соседней Украины, тем временем достигает порой 12-15и более тыс. человек. Этот список можно продолжать и продолжать.

Население же самого Краснослободска по 1 января 1994г/ по данным РОСа/ составило 11876 человек. Думается, что  1994 год станет для Краснослободска историческим. Именно, на его исходе /либо 1-Й квартал 1995г, что все таки менее реально/, учитывая средний абсолютный рост города за 5 лет/140 чел. в год/ он официально входит в плеяду российских городов по самому главному показателю-людности. С чем можно наш город накануне своего 425-ти летия и поздравить.

Но продолжим полемику.

С другой стороны, и это во-вторых, город все же не только терял, но и что-то приобретал.

Как райцентр, он все таки держался еще на плаву, плюс на экономической карте города этого периода начинают появляться важные объекты.

   Так в области промышленности сначала на базе промкомбината в 1954г. возникает, а с 1957г. самостоятельно действует прядильно-ткацкая фабрика, с 1962г. – завод «Промсвязь» союзного в то время значения.

С 1964 года начинает выпускать продукцию консервный завод. Переносится в 60-е годы и база маслозавода из с.Новая Карьга в город.

В 9-й пятилетке вступает в строй действующий новый хлебозавод. В конце 70-х годов начинает на базе Московского объединения «Темп», работать его Краснослободский филиал-предприятие радиотехнической отрасли.

В системе, постоянно изменяющих свои названия, республиканских трестов и организаций типа «Мордовколхозстрой», «Мордовавтодор», «Мордовпотребсоюз» и других, действуют уже к этому времени и более мелкие предприятия: кирпичный завод, асфальтобетонный, хлебокомбинат, объединение «Сельхозтехника» и некоторые другие предприятия и организации.

В области транспорта и связи также наметились положительные сдвиги в «сторону города».

В 1964 г. сдается в эксплуатацию железобетонный мост через реку Мокша, тем самым появляется надежная связь со столицей республики Саранском, заменившая впоследствии воздушное сообщение.

В 1974 году в Краснослободск впервые к зданию старого автовокзала подошел «Икарус» маршрута «Саранск-Москва», впервые появились автодорожная связь со столицей России-Москвой.

К этим двум направлениям подсоединились дороги с твердым покрытием на города Ковылкино, Темников и райцентр Ельники. Так город стал важным автодорожным узлом республики, вторым после Саранска по значению, своеобразной «Рузаевкой» в западной части Мордовии. В связи с увеличением числа пассажиров, пользующихся услугами местного автовокзала, в 1976 году вступает в строй новый, в то время один из крупных в республике. А из-за большого потока, вдобавок еще и через город грузового транспорта, Краснослободской ГАИ придается разряд межрайонной.

В этот же период вступает в строй объездная дорога-в центральной части города становится значительно меньше шума.

Собственные проблемы грузо и пассажироперевозок призвано решать созданное еще в 60-е годы АТП, впоследствии одна из крупнейших автоколонн республики, насчитывающая в 1982 году 130 грузовых автомобилей и 40 автобусов. К единственному городско-пригородному автобусному маршруту, который существовал с рубежа 50-х-60-х годов /на пос. Учхоз/, прибавился на исходе 1987 года еще один «Микрорайон-Плужное».

Осуществляется в это время и реконструкция внутригородского дорожного хозяйства. Так например в конце 70-х годов в городе появился первый светофор, а в 1978 году в городе «зажегся» первый горящий дорожный знак. В 1988 году появился регулируемый перекресток, при въезде в 1-й и 3-й микрорайоны.

С 1985 года в течение 5-ти лет осуществлялось глобальное асфальтирование улиц города.

А 18 декабря 1984 года наступил исторический день для Краснослободской земли. В город пришел газ Уренгоя, от газовой магистрали «Уренгой-Центр 1», протяженностью 15,3 км. Краснослободск стал первым потребителем сибирского газа в Мордовии и пятым с 1960г. , когда впервые газ пришел в Рузаевку, Саранск, затем Комсомольский и Чамзинку из Саратова, среди городов и поселков городского типа. Чуть позже вступает в строй действующая мощная газовая котельная.

   За прошедшие десятилетия в районе и городе осуществлялись работа по расширению и усовершенствованию средств связи. Вступает в строй в 70-х годах, новая на 2000 номеров городская АТС. Идет процесс автоматизации междугородной телефоннойсвязи /прежде всего с Саранском, затем с  другими городами и райцентрами Мордовии и соседних областей/. Для этого происходили прокладка подземных телефонных кабелей, в т. ч. И Краснослободск-Саранск, другие работы. В итоге к исходу 80-х годов Краснослободский район стал самым телефонизированным районом Мордовии. Вышесказанному в пример можно привести социологический опрос Московской прессой среди жителей городов и райцентров Мордовии, который осуществляется потелефонам, согласно уровня телефонизации /т. е. количество телефонов на 1 тыс. человек/. По количеству опрошенных респондентов города, распределились следующим образом: Саранск, Рузаевка, Краснослободск и Ковылкино; далее шли другие города и райцентры республики.

   Из развития средств радиовещания и телевидения необходимо отметить установку за окраиной города радиорелейной вышки, появление на голубых экранах горожан второй центральной программы телевидения, а в последствии и уверенного приема телепередач в цветном изображении.

   В этот же период, а конкретнее с 60-х годов в городе появляется ряд строительных организаций, призванных решать проблемы промышленного гражданского и сельскохозяйственного строительства. Появляются первые трех, четырех, а с 80-х годов и пятиэтажные жилые дома на северо-западе города.

   В области торговли и бытового обслуживания населения к этому времени в городе имелось: полтора десятка магазинов, КБО, гостиница, ресторан, 2 кафе /позже-3/. В 1984 году вступает в строй «крупнейшее в Южном Нечерноземье сельское предприятие торговли»,-так писала газета «Правда» за 1.10.84-новый трехэтажный универмаг.

    В области просвещения к 70-м годам в городе уже существовали две общеобразовательные, детские художественная, музыкальная, спортивная школы и межрайонная школа-интернат, 4 детских дошкольных учреждения /к концу 80-х годов-6/. К 70-м и 80-м годам Краснослободск становится солидной «кузницей» подготовки кадров, как отраслей агропромышленного комплекса, так и для других отраслей народного хозяйства республики.

В эти годы к уже имеющимся ТУ-5 /впоследствии СПУТ №18/, зооветеринарному/ единственному в республике/ и сельскохозяйственному техникуму, медицинскому училищу прибавилось в 1974г. и единственное в Мордовии училище связи.

При этом следует отметить, что к концу 80-х годов Краснослободский сельскохозяйственный техникум по количеству учащихся делили 1-ое место с Саранским техникумом электронных приборов, среди средних специальных учебных заведений Мордовии.

   В культурном плане, в городе, в этот период открывается новый кинотеатр на 300 мест, имеется Парк культуры и отдыха, краеведческий музей, центральная районная библиотека.

   В области здравоохранения продолжает расширятся база ЦРБ. Вступает в действие в 70-е годы новый 3-х этажный лечебный корпус. В честь 50-ти летия Мордовии сдается в 1980 году новая на 500 посещений в смену поликлиникаВ результате Краснослободская ЦРБ становится одной из крупных в  республике, к 1980 году в ней насчитывалось 415 койко-мест. Также в 80-е годы открывается новое здание аптеки и оптики.

   В целом, хоть и медленно, в сравнении с другими населенным пунктами республики/например с Ковылкиным, Чамзинкой, Комсомольским/, но поступательно город рос и paзвивался. Но все же это было до начала общего экономического, а потом и политического кризиса в стране, до развала СССР и начала, мои взгляд необдуманных реформ. Думаю, что не ошибусь, если выскажу такую мысль: своего «городского апогея", как такового Краснослободск достиг к началу 90-х годов 20-ого столетия. Именно в это время наиболее стабильно, либо без явных экономических провалов работали все 10 промышленных предприятий города /из рассмотренных выше не перечислялись ДОК, рождение которого относится еще к 1940 году, мехлесхоз, новая база которого была создана в 1977 году и типография/.

 Лицо города определяли, прежде всего, 3 самых крупных предприятия: Завод"Промсвязь", филиал Саранского телевизионного завода и прядильно-ткацкая фабрика. Довольно мощно выглядела и пищевая отрасль. В территориальной организации промышленного производства, Краснослободску по общему объему в республике, уделяется весьма солидное место. Он идет после Саранска, Рузаевки, Чамзинско-Комсомольского промышленного узла и Ковылкинского, равно как и по населению/без Чамзинки/из 22 райцентров и 12 поселков городского типа, и разумеется, столицы. Продолжали развиваться в городе транспорт, связь, торговля, бытовое обслуживание населения, просвещение, культура.

К этому времени в городе сдаются центральная библиотека, ,дом правосудия, банно-прачечный  комбинат, здание"Кулинарии", современные очистные сооружения, другие важные объекты.

 В строительстве в целом, особенно в жилищном, так же был достигнут свой пик. К 199I году за последние 12 лет жители города получили примерно 80 тысяч квадратных метров жилья. Ежегодно и жилой фонд Краснослободска увеличивался на 7-8 тыс.квадратных метров. Такого темпа город еще не знал. Только из многоквартирных в городе вводилось по два 30-ти квартирных 5-ти этажных дома, либо один такой же 60-ти квартирный в год . В строительстве жилья других объектов ,было задействовано 4 башенных крана, не считая обычных. А общее количество пятиэтажных домов, в городе достигло 20-и.

Для сравнения, до 1979г в  городе не было  ни одного пятиэтажного дома. Город расширял свои границы не только за счет застраиваемых пустырей, но и за счет поrлащения средних сельских населенных пунктов. Так еще  в 1983 году в состав города вошла деревня Курановка. На очереди были следующие деревни и поселки.  Краснослободск, казалось, навсегда уходил от барьера село-город в сторону последнего. Но это только казалось… Грянул I99I год-развал мощного государства СССР, затем пришло время реформ и наступили для нашего города снова черные дни. Сегодня вновь Слобода борется за свое городское существование. Хотя показателем людности и территории соответствуют малому городу.  Кстати о территории города. Согласно РОСа , она составляет II, 35 км кВ. Но видимо здесь вкралась какая-то неточность, либо это число можно рассматривать в нескольких плоскостях, ибо площадь, куда большего Ковылкино-города республиканского подчинения, согласно справочника административно-территориального деления Мордовии,всего-8,11 км кВ. некогда флагманы городской и районной промышленности, влачат ныне жалкое существование. Причины общеизвестные-нарушение экономических связей. Растет в городе безработица. В целом, сворачивается производство. Некоторые предприятия и организации производственной и непроизводственной  сфер,, либо отдельные их подразделения, уже приказали долго жить. Транспортный комплекс города и района, дышит на ладан, нет запчастей, горючего. Парк машин не обновляется.

Правда есть и позитив среди негатива. По темпам газификации Краснослободский район, а соответственно и город, лидируют в республике, но это количественный показатель, а качественный представляет в виде воздушно-трубной паутины по центральным улицам города - типичное выполнение работ в сельской местности.

Не смотря на продолжающиеся положительные сдвиги в области связи /установка, к примеру, нового ретранслятора/, особенно при расширении телефонной сети/ мощность городской АТС в 1994 году доведена до 4 тыс. номеров/, есть хоть и мелкие, но отрицательные симптомы, позволяющие смотреть на город, сельским взглядом-это установка новых деревянных столбов, чуть ли не на проезжей части-как на ранней заре Краснослободской урбанизации.

Городу катастрофически не хватает финансовых средств. Поэтому не в лучшем положении находятся и госторговля, бытовое обслуживание населения, просвещение, культура, здравоохранение.

Город на современном этапе имеет двоякое развитие, как в сторону своей ветхой урбанизованности, так и в сторону села, последнее «развитие» можно назвать, как наступление новой деградации Краснослободска как города.

Вот тому примеры.

Редкие новостройки в жилищном многоэтажном строительстве не могут сдержать расползающегося вокруг города кольца частного жилищного сектора.

А что происходит внутри города?

В 1-м, 3-м и 2-м /Юго-запад/ микрорайонах, люди вынуждены были начать держать скот, но иногда в больших, чем требуется для самообеспечения, количествах. Тем самым, эти территории города скорее всего стали напоминать свои Краснослободские фавеллы, если хотите, свой своеобразный Гарлем /расовое отношение, разумеется тут не при чем/. Не только на окраинных, но и на центральных улицах города, сегодня можно наблюдать вновь появившиеся элементы села: стога сена, сельскохозяйственные машины и прицепной инвентарь к ним, навозные кучи, пристроенные, как попало вспомогательные постройки.

Падает в целом общий уровень культуры горожан. Тот же КРС и МРС сегодня нередко можно видеть пасущимися в городском парке, на стадионе и цветниках улиц и площадей города.

Приходят в запустение многие городские здания. Они требуют ремонта, но опять же нет денег в городской казне.

И только, может быть, кооперативная и частная торговля в Краснослободске, как никогда бьет ключом, напоминая шумные, городские базары минувших столетий. Ведь Краснослободск после потери значения военной крепости приобрел значение торгового города. До 40 магазинов и ларьков в целом насчитывается сейчас в городе.Три года, как функционирует малый рынок на стыке 1-го и 3-го микрорайонов, но уже заметно его влияние на смещение экономической жизни, именно в этот район, а нижняя историческая часть города все больше дряхлеет и буквально превращается в село, что очень жаль.

Перспективы Краснослободска туманны. Возникают дилеммы о перепрофилировании ряда городских предприятий, другие домыслы, как результат затянувшегося общего кризиса в России. Думается, нельзя в данном случае, поддаться настроению людей, пусть даже грамотных о передаче таких промпредприятии, как "Промсвязь» и радиозавод в систему АПК. Эту колыбельмашиностроения города необходимо сохранить, как одно из ведущих звеньев городской функции-промышленности. Необходимо городу, как таковому сохранение и других предприятий и организаций, своего лица в целом.

 А пока? Повисли в воздухе проекты постройки нового автовокзала, 3-й средней школы, нового лечебного корпуса ЦРБ, многоэтажных жилых домов, других объектов.

 Из-за отсутствия денежных средств, остаются недостроенными  квартальная, газовая котельная в центре города, общежитие ЗВТ, ККС-2 и другие объекты.

 Нехватка финансов тормозит и начало строительства новой  окружной автомагистрали с двумя мостами.

 Улучшение перспективы развития города связывается только с одной причиной-окончанием общероссийского экономико-политического кризиса. И  верится, что к следующему юбилею-450-ти летию, в отношении нашего города, уже никак не уместен будет вопрос, поставленный  в заголовок  этого полемического историко-rеографического анализа.

                                                                                                           Февраль 1995 года.

"Краснослободская школа №1"

Категория: Краеведение | Добавил: VETKA (22.04.2015)
Просмотров: 3648 | Рейтинг: 4.5/4
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Троицкий собор

Старец Иероним

К 90-летию Краснослободского р-на

О Новом Зубареве

Русское Маскино

Интересные статьи

Мнения о новостях
А насколько это все законно?
А если это вынести на общественное обсуждение - например, к Малахову на канал?))
И чтобы об этом высказалась Администрация Президента России. Ну хотя бы Песк




7160 просмотров


При копировании данных ссылка на сайт http://kc13.ru/ обязательна | Краснослободск ©2024 |