Вторник, 19.03.2024, 09:13 Красноcлободск Приветствую Вас, Гость
 
Главная | Форум | Регистрация | Вход | RSS
Погода в Слободе

Погода в Краснослободске на неделю!


Перекресток

Канал на YouTube
Говорит и показывает...
YouTube - Краснослободск, Мордовия!

Форма входа

15244 просмотра

Поиск в КС

Статистика

Сейчас в Слободе: 4
Гостей: 4
Жителей: 0

Сегодня поздоровались:

Наша кнопка:

Краснослободск, Мордовия


Опрос

В 2016 году планируется установка памятника солдату Великой Отечественной войны в г.Краснослободске (нынешний мемориал, безусловно, останется на своем месте).


  Фотогалерея

Новинки в фотоальбомах

Случайные фотографии

  Новости раздела:

Люди и судьбы [67]
Добрый след на земле
Знаменитые земляки [31]
Когда есть, кем гордиться...
Главная » Статьи » Краснослободчане » Люди и судьбы

Большая семья Косихиных



Время. Хронос. Никто не сбежит от него, никто не спрячется... Никто... Никогда... Но многие события обладают свойством не стираться из памяти. Они просто погружаются в нее и оживают вновь и вновь, к примеру, на старой фотографии.

Листаю семейный альбом и словно бы перематываю пленку времени назад, в прошлое. Вот мой дедушка — Алексей Осипович Косихин. Испытываю чувство, похожее на раздвоение, обнаруживаю детские черты в лице человека, который старше меня на целых два поколения. Я вижу его одновременно молодым юношей, взрослым мужчиной и мудрым старцем, и кажется, что эти три среза времени наложились друг на друга, как три фотопленки, выявляя изменения, названия которым — ЖИЗНЬ.

Дедушка, мой милый дедушка, и тебя тронуло время своей мягкой и неумолимой лапкой: и на висках седина, и твой мужественный подбородок обрамляют две морщины... Но они тебя не портят, они тебе идут, дедушка! Ты по-прежнему красив, но уже другой красотой — не юношеской восторженной и пылкой, а красотой души, источающей жизненный опыт и мудрость, светом глаз, излучающих любовь. И пусть раньше не было этих морщинок, пусть более прямой была твоя осанка, зато сейчас в тебе есть главное — понимание смысла жизни. Ведь оно не приходит случайно, а складывается по крупицам из поступков и стремлений, побед и неудач, радостей и огорчений, а потому и сияет самым драгоценным камнем, венчая судьбы каждого человека и являясь его путеводной звездой!

Каков твой камень счастья, дедушка? Какова твоя путеводная звезда? И вот дорогу времени длиной в 81 год мы поворачиваем вспять...

10 февраля 1929 года в деревне Синяково у Осипа и Анастасии Косихиных родился мальчик, которого назвали Ленькой. Он был четвертым ребенком в семье. В Синякове до сих пор царит особая энергетика неиспорченного цивилизацией пространства. С каждым вздохом легкие наполняются некой живительной силой, заставляющей чувствовать свою спаянность с природой, неразрывное единение с ней, жить по ее законам, подстраивая рабочий календарь к смене времен года и времени суток.

С ранних лет в тяжелом и нелегком крестьянском труде Ленька слился с природой, стал ее частью. Живой мир всегда привлекал мальчика удивительной красотой, гармонией и тайной своего устройства. «Как из маленького зернышка пшеницы, которое я бросил в землю, вырастает колос? Почему на смену зимы приходит весна, за ней — лето, осень? А как много загадок таило в себе звездное небо! Я смотрел на Луну, и на фоне яркого круга темные зоны складывались для меня в фигуру человека с ружьем. Откуда там человек? Что он там делает?! Это сейчас я знаю про лунные грунт и моря, а тогда детская фантазия рисовала стражника, который наблюдает за нами, охраняют Землю».

Пытливый детский ум, любознательность, стремление во всем выявить закономерность обрели свой вектор развития в школе. Учился мой дедушка легко и с удовольствием, что во многом предопределили гены: род Косихиных всегда отличался интеллектуальными способностями. Эвакуированные в войну ленинградцы удивлялись уму и рассудительности отца Алексея, который не получил образования, однако в любом деле мог заткнуть за пояс самого лучшего специалиста. Они неоднократно повторяли, что «...Вам, Осип Федорович, нужно жить в городе и воротить государственными делами».

Окончив начальную школу в Синякове, Леша пошел в пятый класс Куликовской школы. А скоро началась война. Холодные, неотапливаемые классы, недостаток в еде, тяжелый труд наравне со взрослыми тем не менее не погасили в нем стремления к учебе, напротив, пробудили еще больший энтузиазм. Причиной этому послужило влияние учителей-предметников, настоящих талантов и профессионалов своего дела. Многие были эвакуированы из Ленинграда, а потому являлись представителями истинной потомственной интеллигенции, носителями городской культуры и обладателями иного мышления. «С жадным вниманием я слушал рассказы учителей, стараясь разглядеть основное звено, уловить смысл. И всякий раз восхищался их образованности, умению так подать материал, что сложное сразу же превращалось в простое, легкое и понятное. Это было настоящее педагогическое мастерство, которым они владели в совершенстве». Уже тогда в сознании дедушки возникло желание стать такими же, как они, - профессионалами своего дела! И эта детская восторженность обретет свою реальную форму спустя каких-то 11 лет. Мой дед станет УЧИТЕЛЕМ!!!

А пока война... И нужно победить. Наша Великая Победа в мае 45-го объединила множество судеб по крупицам ее собиравшей людей, в том числе и судьбу моего дедушки. С 12 лет он работал в колхозе: пахал на быках, бороновал, возил снопы, косил... В это тяжелое время все жили мечтой о победе. «Да, работали. Да, было тяжело. Но все же осознавали, что мы дома, и это чувство грело изнутри. А там, на фронте, умирали наши родные и близкие — и ничего уже не исправить... Но мы-то живы... Пусть мы ели лебеду, главное, что живы. Наверное, не было дома в Синякове, куда бы не пришла похоронка. Из нашей семьи на фронте погиб брат Павел — пропал без вести в болотах Белоруссии. Эх, Павел, ты так и остался в моей памяти молодым, с жадным стремлением жизни в глазах».

После школы дедушка поступил в Краснослободский зооветеринарный техникум. Что определило этот шаг? В то время не так богат был выбор на ярмарке вакансий для выпускников сельских школ, однако будущая профессия ветеринара соответствовала натуре, складу характера и интересам моего деда. У Косихиных всегда было большое хозяйство (корова, лошадь, овцы, свиньи, куры, гуси), без которого многочисленной крестьянской семье не выжить, так как оно являлось единственным источником пропитания и существования. Дети с ранних лет были приучены ухаживать за животными, но кроме обязанностей по их содержанию им прививалось чуство любви и заботы о них. «С какой душевной теплотой мать всегда относилась к корове. Прежде, чем доить, сначала погладит, поласкает, за ушком почешет, даст кусочек хлеба, посыпанный солью. «А как же иначе, - говорила она, - ведь это основная наша кормилица, она всех моих ребятишек кормит!». А как радовались дети появлению теленка, ягнят. Сколько счастья было поить теленка, гладить его по мягкой шерстке, смотреть в большие, наивные, но такие преданные глаза, когда он, тычась в мои руки своим теплым влажным носом, просит еще молока! Животные, как и люди, они все понимают, все чувствуют, им тоже бывает больно!».

Дедушке запомнился такой случай. Овцу с маленькими ягнятами напугали собаки, и один ягненок провалился в колодец. Его спасли, но он утратил свой запах, связывающий его с матерью, - овца не подпускала его. «Это сейчас я знаю, что нужно обрызгать ягненка материнским молоком, тогда она его примет. А в то время мы отнесли его в хлев, постелили соломы, чтоб не замерз. Он дрожал мелкой дрожью скорее не от холода, а страха, и жалобно блеял, прося на своем языке защиты и помощи. От этого «плача» у меня щемило сердце, ведь столько тоски и горя было в его бездонных черных глазах».

Какая удивительная, трогательная нежность светилась в чистой детской душе Леши, когда он поил ягненка из бутылочки, все сердцем желая, чтобы тот выжил, когда переживал за своего питомца и когда радовался, что ягненок, подросший и совсем ручной, всегда подходил к нему и смотрел с глубокой преданностью. «Оттого, что любил животных, оттого, что понимал их очень легко мне было и учиться на ветеринара, и работать по этой специальности. Считаю, что не ошибся с выбором. В этом тоже мое призвание». И это действительно так. Дедушка и сегодня, несмотря на возраст, держит животных в своем хозяйстве, считая, что только труд дает жизни стимул и смысл, тогда как праздность и безделье расхолаживают и разлагают человека как личность. Такова закалка человека, выросшего в деревне, для которого работа и досуг связаны крепко-крепко.

В 1947 году после окончания ЗВТ дедушка по направлению едет работать ветеринаром в село Куликово Теньгушевского района. Природная ловкость и сила, хорошая профессиональная подготовка и, самое главное, преданность своему делу обратили на себя внимание и способствовали росту авторитета среди населения и формированию статуса первоклассного специалиста. Если на ферме случалось ЧП, то сторож шел именно за Алексеем, так как знал, что тот обязательно справится. Жители села также обращались к нему за советом по лечению и профилактике заболеваний домашних животных. Но как бывает, рядом с талантом и его признанием всегда соседствует злоба, зависть и подлость. Ветврач, наблюдая за блестящими успехами начинающего специалиста, испугался конкуренции, которую мог составить ему мой дедушка, и, воспользовавшись тем, что Алексея призвали на военные сборы в Ковылкино, назначил на его место другого работника. Через неделю дед вернулся в колхоз, но так как должность ветеринара была занята, его перевели в зоотехники. Обидно, впервые в жизни так обидно и больно, как не было обидно даже тогда, когда во время учебы потерял продовольственную карточку и на целых полгода остался без хлеба.

«Понимая, что развиваться и расти профессионально мне здесь не дадут, я принял решение уйти из колхоза. У каждого человека свое предназначение в этом мире, своя стезя. Тогда мне, молодому и амбициозному, хотелось расти, хотелось новых горизонтов, новых перспектив для самореализации. А дорога к этому пролегает только через знания. Я подал документы в Темниковский двухгодичный учительский институт на естественно-географическое отделение». И вот с 1951 по 1953 годы дедушка — блестящий студент этого учебного заведения. И снова легко и просто усваивается учебная программа, на одном дыхании проносятся четыре семестра с интересными лекциями и семинарами, уже и госэкзамены позади, и на руках красный диплом, где указана квалификация учителя естествознания. И снова на перепутье, как в сказке у камня, - мучительный выбор жизненного пути.

В то время на волне моды молодежь стремилась уехать из родного дома покорять бескрайние просторы советского государства. Романтически настроенная, когда за плечами еще так мало, а впереди километры дорог и «вязь неразгаданных снов», она ехала «за туманом и за запахом тайги», на комсомольские стройки в необжитые просторы Сибири и Дальнего Востока, в самые далекие районы советских республик с миссией Просвещения. И моему дедушке дают направление в Читу. Два года он работал учителем естествознания в 26-й Железнодорожной школе. Сначала был период адаптации к суровому климату, к иному пространству, где так мало привычной глазу жителя средней полосы растительности, зато много песчаных сопок, поросших багульником. «Но и здесь есть своя, ни на что не похожая красота! - рассказывает дедушка. - Весной, когда багульник цветет, сопки тоже расцветают, перекрашиваясь в розовый цвет. Настоящие розовые сопки».

Однако читинская земля не стала местом, где дедушка пустил корни. Приехав в отпуск в Синяково, он так и остался здесь. Стал строить свою судьбу на родине. «Мой отец умер в 1951 году. Мать осталась одна, все дети разъехались. А хозяйство требует мужских рук. Увидев, как тяжело приходится матери, я вернулся в Синяково. Тянуло меня очень на Родину, не хватало ее запахов и звуков, ее дыхания... Я попросил друга выслать документы и вещи, и я не жалею, что так повернулась моя жизнь. Здесь жили мои предки, здесь прошло мое детство, здесь все такое близкое и родное».

Свое семейное счастье он также обрел именно здесь. Моя бабушка рассказывает о красивой истории их знакомства. Встретились они на выпускном вечере. Дед работал учителем, а бабушку, которая приехала в отпуск, на этот вечер пригласила подруга. Красивый и статный, с удивительным пронзительным взглядом карих глаз и мужественным выражением лица, он сразу же ей понравился. Она же привлекла его своей женственностью — белокурые локоны, голубые глаза и удивительная нежность и легкость в движениях. А первый танец — вальс «На сопках Манчжурии» - зазвучал первым аккордом в мелодии их общей судьбы, и его звуки раздаются в их сердцах вот уже 53 года.

Профессиональная судьба дедушки связана с Куликовской средней школой, где он проработал с 1956 по 1989 годы. Сначала устроился в школу счетоводом, потом — учителем труда, а вскоре стал работать по специальности — учителем географии и ботаники. Кроме того, он всегда был заведующим пришкольным учебно-опытном участком.

Открываю новую страницу в альбоме со школьными фотографиями, и перед глазами целая эпоха: из класса в класс идут ученики, и желтая сентябрьская листва берез, букеты астр и георгинов снова и снова меняются на майскую молодую зелень и букеты тюльпанов и ирисов. И вот вчерашние пятиклассники уже выпускники... Дедушка, мой милый дедушка, сколько же человеческих историй связаны с твоей судьбой, ведь в каждого ученика ты вложил частицу своего душевного тепла! И они не забыли это, дедушка, они помнят и любят тебя! Это ли не доказательство твоего признания быть учителем?! Бегут года, сменяя лето на зиму, но любовь давно выросших школьников, которые рядом с тобой могут снова почувствовать себя детьми. Разве это не лучшая награда для педагога?!

Почетен, славен, но и так труден учительский труд. Какая ответственность ложится на плечи за судьбы учеников, за их жизненный успех и счастье. «Учитель, - говорит дедушка, - должен не просто дать знания по предмету, он должен научить быть Человеком, воспитать трудолюбивыми, порядочными людьми. Но воспитывать нужно не словами, а делами. Что такое слова? Они пусты, если за ними нет поступков». И он всегда воспитывал собственным примером — занимался озеленением школьной территории, ухаживал за садом, вместе с учащимися выращивал на участке овощи. Он стремился донести до своих учеников, что труд — это естественное состояние человека, который является частью живого мира и занимает в нем свою экологическую нишу.

Жизнь прожить — не поле перейти. Прожить так, чтоб не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, еще сложнее. В старой притче говорится о том, что мужчина в своей жизни должен сделать три вещи: посадить дерево, построить дом и вырастить сына. Что ж, можно согласиться с этой мудростью, отразившей самые главные ценности в человеческой жизни — дом, семья, природа... Прожить так, чтобы оставить о себе память в истории поколений рода, прожить так, чтобы, оглянувшись назад, сказать самому себе: «Я все сделал правильно!» Так вот, мой дедушка — Алексей Осипович Косихин — говорит, что все в своей жизни сделал правильно. «Если бы мне предстояло пройти все заново, то ни на минуту не усомнился бы в своем выборе». И мы, внуки, по праву можем гордиться своим дедом и брать с него пример.

А как удивительно верно вписались в его судьбу эти вечные «дерево, дом...». «Я всегда мечтал о большом саде, где будут яблони и груши, смородина, вишня, слива... У моих родителей его не было, а для семьи он очень нужен. Я вырастил сад». Этот красивый синяковский сад, куда мы ходим за яблоками, сливой, вишней, всегда ухожен. В нем также частичка твоей души, дедушка! Дом, оставшийся от родителей, тоже стал другим. Сколько всего пришлось достроить, перестроить! Каждый уголок пропитан заботой его хозяев — моих дедушки и бабушки. Но дом — это не просто стены и крыша, это место, где живет семья. А семья у Алексея Осиповича Косихина большая. Этот дом хранит так много воспоминаний! Если бы он мог говорить, то рассказал бы о радости от рождения четырех детей (Натальи, Валентины, Лидии и Павла), об их звонком смехе и счастливом детстве, о вкусных румяных пирогах, которые пекла бабушка (мама Алексея), о гордости за успехи детей, которые учились только на «отлично», о четырех широких свадьбах, которые сыграли в этом доме, о восьми внуках (Александре, Юлии, Елене, Максиме, Ирине, Владимире, Алексее и Татьяне), которые частые гости в нем... И еще много-много о том, что составляет историю человеческой судьбы.

Около дома растет клен, уже пустивший молодые побеги. А вот наша общая фотография, на которой мы стоим рядом с дедушкой. Мы, твои внуки, окружили тебя, как молодая поросль окружила ствол дерева. «В этом-то как раз и есть смысл жизни, ее основной закон — продолжать жить в новых поколениях. Люди всю жизнь ищут этот смысл, но ведь он так очевиден...».

Да, лицом к лицу лица не увидать — большое видится на расстоянии. И только с колокольни времени прожитых лет так ясно и четко расставлены жизненные приоритеты, выведена шкала ценностей, ясна перспектива: «В жизни нужно работать от вложенных сил, терпения, стремления, трудолюбия и стоит только ждать положительный результат. Нужно любить людей, как любишь себя, уважать чужое мнение и тогда и только тогда можешь ожидать подобное отношение с их стороны. Любое зло, совершенное тобой, бумерангом вернется обратно, соответственно доброжелательность и любовь, даже маленькие, как зернышки, выльются в мощный колос».

Нам, молодому поколению, есть чему учиться, есть на кого равняться и есть к чему стремиться. Дедушка передал свое мастерство и трудовые традиции детям. Валентина Алексеевна Юрина работает врачом-гинекологом в Краснослободской ЦРБ. Пациенты и медперсонал отзываются о ней как о высококвалифицированном специалисте и глубоко порядочном, добром, очень трудолюбивом человеке, который умеет сострадать и помогать людям. Таким и должен быть врач, настоящий доктор. Профессию учителя выбрали две дочери: Наталья Алексеевна Кадыркова (учитель химии и биологии) и Лидия Алексеевна Сидоренкова (учитель иностранного языка). Они и жена брата Ольга Николаевна Косихина (учитель русского языка и литературы) работают в Куликовской школе. Семейные традиции продолжает внучка Юлия Викторовна Кадыркова — аспирант кафедры русского языка МГУ им. Н.П. Огарева. Можно говорить о династии в роду Косихиных, так как представители целых трех поколений связали свою судьбу с очень интересной и такой важной профессией как УЧИТЕЛЬ. Значит, в них есть стремление к самосовершенствованию и творчеству, ибо учитель должен сам всегда и всему учиться, значит, они молоды душой, ибо учитель душой не стареет, но самое главное — в них есть тяга к созиданию, ибо учитель формирует личность.

Стремление «во всем дойти до самой сути» дети воспитывают уже в своих семьях, передавая ценности, прошедшие испытание временем. «Я горд и очень счастлив, что и вы, мои внуки унаследовали любовь и тягу к знаниям. Хочу, чтобы вы нашли свой путь и верю, что удача и успех будут сопровождать вас по жизни!».

Переворачиваю последнюю страницу альбома... Дедушка, мой милый дедушка, ты молод душой, а 81 год — это еще так мало! И так хочется заполнить новые альбомы, где на фотографиях будут уже твои правнуки с указкой у доски, с букетами цветов, подаренных учениками... Пусть твое дело растет и крепнет в поколениях учителей, врачей рода Косихиных! Пусть им также ярко светит твоя путеводная звезда!

Татьяна СИДОРЕНКОВА,

член краеведческого кружка Куликовской школы.

Категория: Люди и судьбы | Добавил: VETKA (12.02.2010)
Просмотров: 4101 | Теги: Краснослободский район, семья Косихиных, краснослободск, Краснослободчане, мордовия | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Троицкий собор

Старец Иероним

К 90-летию Краснослободского р-на

О Новом Зубареве

Русское Маскино

Интересные статьи

Мнения о новостях
А насколько это все законно?
А если это вынести на общественное обсуждение - например, к Малахову на канал?))
И чтобы об этом высказалась Администрация Президента России. Ну хотя бы Песк




7160 просмотров


При копировании данных ссылка на сайт http://kc13.ru/ обязательна | Краснослободск ©2024 |