Писатель Сергей Сеничев – о тонкостях женской души.
Он не перестает удивлять и даже восхищать своими рассуждениями о жизни. Во время очередной беседы каждый раз открывается с новой стороны… Одним словом — творческий человек! Множество своих произведений Сергей Сеничев посвятил представительницам прекрасного пола. О нас, замечательных и неповторимых, он может рассуждать часами. Ведь каждая женщина — это загадка, которую можно разгадывать веками… О тонкостях женской души, настоящей любви и красоте с поэтом, драматургом, писателем и режиссером беседовала ТАТЬЯНА НОВИКОВА.
«С»: Кому посвящен ваш роман «Лелита, или Роман про Ё»? — Ну как же, там в самом начале большущими буквами написано: ВСЕМ моим женщинам! У героини, конечно, много и реальных прототипов, но образ не столько собирательный, сколько сочиненный. И давайте сразу договоримся: частности моей личной жизни оставляем за скобками. Все, что хотел, я сам давно в книжках рассказал. Благо живу давно и о чем — было. И «про Ё» — просто способ поразмышлять о женщине. О русской женщине в данном случае, набоковская — американка, а это совсем другое. Я ведь изначально задумал трилогию: Девочка, Девушка, Женщина. Сейчас вот по буковке второй роман собираю, там Лё уже взрослей, уже другая. Допишется — поделюсь. «С»: Имеет ли возраст женщины большое значение для мужчины? — Смотря в чем. Апельсиновый сок лучше пить свежевыжатым, а коньяку необходима выдержка. У каждого возраста свои плюсы и минусы. Я знал женщин и старше себя, и крепко младше, и в тех, и в других было что-то неповторимое. Сейчас вот, готовясь разменять полтинник, могу сказать, что идеальная разница в возрасте — плюс-минус 15 лет. А вот когда у человека появляется пунктик — например, исключительно к юным тянет, — это уже патологией попахивает. Есть в этом что-то от педофилии. Равно и наоборот: устойчивое стремление к дамам постарше наводит на мысли о, пардон, геронтофильских отклонениях.
«С»: Считаете ли вы правильным, когда женщина скрывает свой возраст? — Ну, это ведь все из области поло-ролевых игр. Вы веками занижаете свой возраст, мы — преувеличиваем уровень благосостояния. В наивной надежде вызвать к себе этим больший интерес. Что, конечно, нелепо. Немирович-Данченко как-то заметил: нет ничего сексапильней таланта. Личность будет обожаема независимо от паспортных данных или содержимого кошелька. А пустышке ни вранье, ни деньги не помогут. «С»: Чем отличается любовь от влюбленности? — Ну, если учесть, что любовь недавно официально признана психическим заболеванием, то и рассуждать давайте по-докторски. Влюбленность — это что-то вроде симптома начинающегося заболевания: температура повышенная, озноб, легкий насморк… А любовь — недуг, уже проявившийся во всех его прелестях и грозящий крупными неприятностями как самому заболевшему, так и окружающим. Правда, это тот редкий случай, когда болеть гораздо приятней, чем быть здоровым… «С»: Правда ли, что мужчин больше тянет к стервам? — Вот уж никогда такого стремления не испытывал. Думаю, в этом не больше правды, чем в распространенном мнении, будто женщины повально обожают подонков и отморозков. Ну, помните этот чисто русский мотив: лупит — значит любит. По-моему, бред собачий… С этим — к Захеру Мазоху, был такой писатель, у него об этом много и подробно… Буратинам, конечно, нравятся Мальвины, но Базилио был мудр: Буратино, говорит, ты сам себе враг! Скорее всего, формула выдумана как бы заурядными как бы тихонями, тупо завидующими всяким там женщинам-вамп и не отдающим себе отчета в том, что завидовать как раз и нечему. Стервозность и счастье понятия столь же несовместные, как несовместны гений и злодейство. А.Эс.Пушкин, да? Кстати, у него же устами Пугачева: лучше, мол, один раз напиться живой крови, чем всю жизнь питаться падалью. Звучит, конечно, красиво, но выбор, к счастью, далеко не так категоричен. «С»: Согласны ли вы с высказыванием: «Опасно встретить женщину, которая тебя понимает. Это обычно кончается женитьбой». — Вряд ли. Женитьба чаще всего результат отнюдь не идеального взаимопонимания, а итог череды страстных безумств и первый шаг к тому самому единству и борьбе противоположностей. Мне этот пассаж напоминает скорее строчку из пособия для юных эротоманов. Или надпись на могильном камне не сильно довольного жизнью человека. «С»: Каким женщинам стоит посвящать свои творения? — Знавал я поэтов, у которых каждый стишок — какой-нибудь Зое Ф. или там Оле Щ. Пушкин не в счет — тогда ж заведено было: барышня альбомчик сама подаст, а он туда что-нибудь типа «я помню чудное мгновенье». Со мной тоже раз такое случилось, девушке одной стишок, готовый уже, понравился, а скажите, говорит, Сережа, оно кому посвящено? — да никому, говорю, — а можно будет мне? — да пожалуйста! Так в книжке и вышло: такой-то, по личной просьбе. С год, наверное, потом зубами скрипела. Мне кажется, ставить над каждым четверостишием N.N. или Z.Z. — это из области скрытого эксгибиционизма, от чувства собственной несостоятельности, смотрите, дескать, у меня тоже, тоже донжуанский список имеется. Блок вон жене, Прекрасной Даме своей, шестьсот с лишним опусов посвятил, а жизнь изуродовал так, что только ну.
«С»: Что такое женская красота? — А это как с едой: одни селедку обожают, другим бланманже подавай… Красоту — в нынешнем ее понимании — придумали производители одежды, украшений, косметики и тэдэ. В моем же представлении красота — производная прежде содержания, чем формы. Человек — любой, вообще человек и женщина в том числе, — пребывающий в ладу с собой, а стало быть, живущий в состоянии сколько-то близком к гармоническому, — автоматически не может быть некрасив и внешне. Вне зависимости от цвета глаз, формы носа, длины ног и размера, пардон, груди. Вот этот свет изнутри — он, наверное, и есть красота в конечном ее явлении. И такую красоту — настоящую, влекущую, порабощающую — ни спа-салонами, никакой другой фигней не заполучишь. Равно и наоборот: неуверенные в себе сутулятся, на диетах сидят, походки, прически, шмотки меняют, а глаз потухший, унылый, и в итоге грош этой всей наносной красоте цена. Человек же, как известно, сам кузнец своего счастья. А я добавлю: и красоты тоже… С другой стороны, меня вот блондинки как-то больше привлекают. И по остальным внешним показателям какие-то предпочтения, а имеются… Мужики народ примитивный, нас о красоте лучше не спрашивать. Меня во всяком случае.
«С»: Стоит ли бороться за свою любовь, если не видишь взаимности? — Ну, тут, как и везде, общего рецепта быть не может. Повторюсь только: можно ли убедить психически нездорового человека в нерациональности тех или иных поступков? Помните Волшебника из «Обыкновенного чуда»? Слава безумцам, которые осмеливаются любить, зная, что всему этому придет конец! Слава храбрецам, которые живут, будто они бессмертны или как там дословно, не помню уже… Понятно же, что жизнь короче, чем хотелось бы, и скоротать ее в борьбе за недостижимое не так уж и разумно. Но сердцу — у нас почему-то именно оно считается ответственным за любовь, — как говорится, не прикажешь, до последнего будет за свое биться. Охота пуще неволи. И еще сотню пословиц вспомнить можно. Олени вон в кровь за самку дерутся, глухари опять же и прочие букашки. Чего же на человека-то удивляться…
«С»: Женщин называют слабый пол. В чем основные проявления этой слабости? — Интересный у нас разговор… В чем слабый-то? Сказано же как отрезано: коня на скаку остановит, в горящую избу войдет. Женщины как вид гораздо более совершенны. И биологически, и психически, как угодно. Вы выносливей, приспосабливаемей. Вам — а не нам доверено жизнь продолжать. Это мы ущербные, это мы сплошь из слабостей. И это нам, если уж следовать логике, место в общественном транспорте уступать надо и руку на выходе из него подавать — чтоб целей были. Нас же меньше, в чем и главная причина появления всех этих условностей, всего этого вашего кокэцтва. Другое дело, вы нас за дураков держите и думаете, что мы во все эти ваши выдумки верим. А нам просто приятно во все эти игры играть. Потому что мы не только хомо сапиенсы, но еще и хомо люденсы — человеки играющие. И это я вам уже как автор «Гениев» говорю…
«С»: Существует ли, по-вашему, вечная любовь? — Человек существо доверчивое. Я бы даже сказал, с удовольствием доверчивое. Уж если в загробную жизнь верит, то в вечную любовь сам Бог велел! Но любовь до гроба — штука неоднозначная. Как Ромео и Джульетта — кто-нибудь хочет? Вряд ли.
«С»: На что готов мужчина ради любимой женщины? — Схоластический вопрос. Когда человек способен задуматься о том, на что он ради любимой пойдет, а на что нет — это уже торг, и говорить о чувствах бесполезно. А нет чувств — о какой такой любимой речь? Ведь нам же в голову не приходит задумываться о жертвах, на которые мы готовы ради себя самих. Типа левую вот руку, пожалуй, отдам, а обе уже жалко. А любимый человек кто? Твоя половинка. А чего тебе половине себя не жалко — это уж каждый сам решает. Другой разговор, что по образованию я немножечко физик и понимаю: ток в сети возникает, только когда с одной стороны плюс, а с другой минус. Не бывает так, чтобы оба полюса тратились одинаково — один всегда отдает хотя бы немножечко больше, чем получает. Но по мировоззрению, по воспитанию — я все-таки законченный романтик. Поэтому до сих пор верю: человек, если очень захочет, однажды обязательно найдет ту свою единственную, рядом с которой ему будет совершенно наплевать на мнения экспертов типа меня. Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать, признался как-то Александр Сергеич. А страдания дарит только любовь. Поэтому — страдайте и болейте на здоровье и на счастье! Каждый (каждая) по-своему и без оглядок на банальности, о которых мы сегодня так много понаговорили ...
http://q99.it/eA4zXNo
|