Шагая по удивительной, полной радостных забав и радужных красок солнечной страны Детства, она «пахала, по-доброму сеяла семена, а потом радовалась чудесным всходам цветам жизни»
По призванию
Верите ли вы в судьбу, запрограммированный код жизни человека или считаете, что каждый из нас творец собственного счастья? Думаю, число ответов на оба вопроса, в итоге будет поровну, или они просто дополнят друг друга. По крайней мере, во всем, что с нами происходит, даже выборе профессионального пути человека, я вижу промысел Божий. Разница лишь в том, что одни из нас всю свою жизнь находятся в поисках его смысла - своего призвания, а другие, интуитивно, с большим увлечением следуют зову внутреннего голоса и способностям. С малолетства занимаются любимым делом - самореализуются. Их называют счастливчиками. Мы завидуем тем, кто с радостью идет на работу, частичку себя, даже душу вкладывая в дело всей жизни. Наверняка, вы знакомы, хотя бы с одним таким человеком. Есть он и рядом со мной. Талант В.А.Полозовой – воспитание детей. Ведь в нем тоже заключена большая сила, как и в знаниях. Вся жизнь Валентины Александровны посвящена детям. Сначала, своим сестрам и брату, которых она по старшинству нянчила с ранних лет, будучи еще сама ребенком. Потом всем соседским малышам, за которыми частенько присматривала по просьбе взрослых. Даже потом, когда после школы сделала первый самостоятельный шаг во взрослую жизнь, поступив на работу на Саранский завод полупроводниковых изделий, неведомая сила вновь вернула её в родные пенаты к знакомому занятию. Словно продиктованное свыше, воспитание малышей увлекло ее в удивительный мир детства, в который попадают только избранные: кто по-настоящему любит растить «цветы» жизни. Согласитесь, не каждому из нас дано в больших и праведных трудах их усердно поливать и терпеливо пропалывать от сорняков. Без большого душевного богатства педагога, теплоты и понимания, без слов своих питомцев в детском саду, словно без солнечных лучей, мало распускается красивых бутонов. В её группе детей первого городского детсада практически вся клумба зеленых всходов расцветала каждые пять лет. Я это знаю. Видела год за годом, выпуск за выпуском. Как часто плакала вторая «мама». Это сложно, с года растить и воспитывать детей до школы, а потом с ними расставаться. Потому что они становятся родными, почти своими. Мне временами казалось, что некоторых детишек она любит гораздо больше, чем их настоящие родители. То - настоящая искренняя привязанность.
Характер – от воспитания и любви
Знаете, она часто их сравнивает с ангелами, невинными и чистыми, как белый лист бумаги, на котором впоследствии можно написать все, что угодно. Не верите? Приглядитесь и заметите, что у детей и родителей часто бывают схожие характеры. Есть в кого?! В действительности, мама это объясняет не наследственностью (она больше проявляется в темпераменте), а подражанием, что очень свойственно младшим членам семейства. Недостатки детей вызываются не врожденными особенностями их характера, они всегда результат неправильного воспитания. Именно полноценное воспитание – главная сила в формировании настоящего характера. Нет таких случаев, когда бы он возник без здоровой воспитательной обстановки. Или, наоборот, получился бы исковерканный, несмотря на правильную воспитательную работу. Как говорит Валентина Александровна, для появления одного из главных признаков сильного характера – умения владеть своим темпераментом (не стоит с ним бороться с малолетства), наших деток надо учить сдерживать его дурные проявления. Все просто, но не каждому взрослому по способностям. Большая ответственность. Без права на ошибки. Но большинство из нас их делают на каждом шагу. Она серьезно переживает, примечая их опытным взглядом. Сокрушается: «Многие родители не любят, отталкивают своих детей. Они не только ими не занимаются вовсе... Не дают самого главного – внимания, теплоты и заботы. А еще самого главного человеческого витамина – радости». Упрек беспочвенен? Давайте посмотрим в зеркало. Практически весь световой день ребенок находится в детском саду. С каким настроением вы его забираете домой под вечер? Явно не бережете нервную систему своего чада?! А потом, что с ним делаете вместе в семейном кругу? Или в выходные? Скажете, такова жизнь?! Тогда вспомните, кто пишет отдельные главы в её сценарии? Она-то всегда знала ответы, оправдания. Может, поэтому, своей безупречной работой старалась восполнить пробелы в воспитании малышей. В ответ на взрослую рождалась и детская любовь. Такова закономерность, так уж сложилось, но из двух воспитателей группы детсада дети всегда выбирают одну - свою любимую. К ней без слез и капризов бегут по утрам. Дружат. Доверяют. Группы В.А.Полозовой в детском саду, в отличие от других, всегда были переполненными. Не продохнуть. Глядя на скучающих коллег с несколькими малышами, она тихо вздыхала и начинала занятия, игры. Ведь только увлекая интересным, возможно угомонить неутомимых исследователей и «разношерстных» шалунишек и забияк. Им нравилось. И не замечали, что занимаются познанием первых наук, участвуют в процессе своего воспитания. Ведь для них, главное, чтобы рядом был кто-то свой. Дети, даже самые маленькие, которые еще только учатся ходить и говорить, всегда подсознательно чувствуют родного себе человека. Такое не сыграть и не подделать. Свет и теплота, что струятся изнутри. Любовь, для которой никогда не надо слов. Все и так понятно. Какие были еще минусы в ее профессии? Признание – это нагрузка, крест, который надо нести с достоинством. А держать его надо всегда перед лицом первой – настоящей мамы, желающей для своего ребенка самую большую порцию заботы, любви и внимания. Дать последнее всем сложно. Среди ребят всегда находятся большие «путешественники», которые любят сбегать или просто прятаться от воспитателей. Мама часто вспоминает шокирующие ее истории. Как, например, один мальчуган пропал. Играя в прятки, залез в шкаф, а потом, свернувшись маленьким клубочком, уснул. Нашел себя сам. В поисках у взрослых прошло целых полдня. Большая ответственность лежит на плечах дошкольного педагога и в вопросе безопасности детей. От несчастных случаев из них никто не застрахован. Бывало, они и у нее случались. Где дети, там всегда синяки, ссадины, шишки, глубокие укусы, даже переломы… Увы, но факт… Всегда помогали родительское понимание, прощение и доверие. Она в ответ платила той же монетой. Всех детей любила без исключения. Хотя, некоторых все же больше. Да, были и у нее свои любимчики. Не из-за богатых родителей или подарков. Они сами к себе притягивали. Словно были избранными, с какой-то особой позитивной энергетикой. Про них говорила, что в будущем они станут душой компании, любимчиками общества. Удивительно, но она, словно по книге, читала каждого ребенка. Для неё десятилетия работы в детском саду стали годами познания детской психики, души. Мало кто знает из родителей, что основы характера будущего человека закладываются в дошкольном возрасте ребенка. Именно в первые годы его жизни. Великое таинство, которое она познала в совершенстве. Стала профи этого дела. Ей достаточно взглянуть на любого малыша, немного понаблюдать со стороны, позаниматься с ним, как она тут же скажет, каким он в будущем станет человеком. Что самое интересное, никогда не ошибалась в своих прогнозах. Подтверждено временем. Листая ее многочисленные альбомы с фотографиями, где можно узнать чуть ли не половину жителей нашего города, показывая на того или иного смешного карапуза в прошлом, она прозорливо констатировала: каким он был, таким и остался. Высказывала ли она когда-нибудь свои предположения родителям? Её принцип: давать только хорошие отзывы. Хотя иногда, чтобы обратить их на растущую, как снежный ком проблему, она делала исключение. Предостерегала. О вещах важных. Правда, потом каялась. Родители лишь обижались. И все оставалось без изменений. Конечно, до поры до времени, когда «болезнь» проявляла себя уже в самой красе, и лечить её было сложно. Но это уже было не на ее совести.
Из воспитателей – в заведующие
Я с уверенностью могу заявить, что она всенародно Заслуженный педагог. 36 лет своей жизни она посвятила дошкольному воспитанию. Последние десять лет стала не просто «многодетной матерью», но и заботливой хозяйкой огромного дома под названием «Сказка». Чтобы оправдать его название, решила изменить многое. Чтобы в нем всегда было красиво, сытно, тепло и уютно. Цель оправдывала средства. Хотя их требовалось на все задумки немало. А когда сам заработать не можешь, на дела надо просить. Обивала пороги многих инстанций. Писала, просила постоянно. И ей воздавалось по заслугам. Сделала столько, что многим мужчинам не по силам за пожизненное руководство предприятиями. Работа кипела во всех направлениях. Твердой хозяйской рукой начала она с кухни – замены электрических плит, холодильников… Потом последовала разработка нового меню в сторону усиления питания детских растущих организмов. Причем, не только изыскивались средства на закупку продуктов, чтобы полностью выполнить все нормативы. Работа шла и на приусадебном участке. Параллельно ремонтировалось все здание, как внутри, так и снаружи. Женский коллектив во главе с заведующей красил, белил, клеил обои, ремонтировал мебель, перестраивал… Как положено, была здесь запущена и настоящая прачечная. Появились новые кабинеты – физиопроцедур, детский фитобар. А еще у них у единственных в городе заработала экспериментальная площадка по изучению правил дорожного движения. Конечно, без серьезной и кропотливой работы по благоустройству детских площадок и всей территории детсада, замене канализации (в том числе сантехники) и системы отопления, сети внутреннего водопровода, электропроводки, оконных и дверных блоков, установки пожарной сигнализации, этого не получилось бы. Большая нагрузка, причем, на весь коллектив. Ведь ему приходилось не только много работать физически, но и не забывать про свою педагогическую деятельность, общественную жизнь. Несомненно, на первых порах постановка на другие «рельсы» не радовала большую часть коллектива. Столько новых перемен его несколько испугали. Высказывали недовольство. Но выбранный курс она не меняла. Потому, как дважды вошла в одну и ту же воду, была уверена в том, что делает. Целенаправленные труды принесли «Сказке» не только популярность, большие награды, но и всеобщее признание. Недовольные прозрели, скептики прикусили язык. «Сказка» вышла в лидеры. Во многом стала первая, лучшая. И дело не только в Президентских грантах, победах в различных республиканских и районных конкурсах. Пожалуй, самом главном - любви к своему делу, вере, надежде в себя и способности всего коллектива. Последний очень сильно изменился. Все-таки новое окрыляет, дает стимул к более высоким вершинам. И когда они покоряются, хочется прыгнуть еще выше. Честно говоря, глядя на этот сильный сплав опытных наставников и молодых сотрудниц, просто диву даешься, как же эти женщины находят в себе столько сил и мужества, чтобы всю жизнь провести в таких нелегких трудах. Вот что делает любовь. Ничто другое их здесь не удержит. Минимальная зарплата. Причем, она была таковой во все времена, при любой власти. Обескураживает и другое. Я всегда замечала, как хмурится В.А.Полозова в профессиональный праздник. В День Учителя дошкольников никогда не поздравляли, не приравнивали к остальным педагогам. Сегодня, когда у них свой праздник, лишь единицы вспоминают об этом дне. Как будто они несут в себе меньшую значимость для общества. Несправедливо. Я это точно знаю, потому что на себе испытала все педагогические приемы её воспитания. Их эффективность высокая. Хороший воспитатель способен из любого малыша вырастить, если не гения, то уж точно настоящего человека.
Человек виден по воспитанию
Она всегда говорит, важнее не кем, а каким должен в будущем стать ребенок. Сложно вывести чье-то имя с заглавной буквы, но надо. Сегодняшние дети - завтра наши коллеги по труду, единомышленники. Поэтому, давайте рассмотрим все основы ее воспитания. На них она особо сосредотачивает сегодня мое внимание. Чтобы я правильно воспитывала уже своих детей. Начнем с самого главного – привычке к труду с самых ранних лет. В этом вопросе важны мотивы, что побуждает трудиться малышей. Именно от них во многом зависит и качество работы, ее воспитательская ценность. Самая распространенная ошибка родителей, по ее мнению, что они не приучают своих ребят к систематическому труду. Упускают золотое время, когда ребенок сам очень хочет что-то делать, помогать, подражая взрослым. Запомните, после пяти лет у каждого ребенка должны быть постоянные обязанности – несложные, посильные, но ежедневные. Ребенок обязан знать, что ничего не растет по себе, а требует усилий. Сама это поняла, когда вместе с ней работала на двух дачных участках. Хозяйничала дома. Первая запись в моей трудовой книжке появилась в 13 лет. Все последующие годы в каникулы я работала помощником воспитателя в детском саду. В этом году моему старшему сыну исполнилось 14. Пожалуй, он готов к первым своим трудовым будням. Чтобы потом легче было войти во взрослую жизнь. Она у меня началась рано. В 1992-ом, сразу после окончания школы и поступления в университет, накануне своего 17-летия, в Краснослободской школе-интернат. Мало сказать, что было трудно. Коллектив разделен на два лагеря, разношерстный. Одиннадцатиклассники – мои ровесники. В общем, прошла серьезную жизненную школу. Сегодня мой трудовой стаж насчитывает больше 20 лет. Я молода и нахожусь на творческом пике активности и работоспособности. Благодарю маму за то, что научила не бояться труда. Пожалуй, где бы мне не пришлось работать в будущем, я не стушуюсь перед трудностями. Везде и всегда стану трудиться с большой самоотдачей. Знаю, когда есть желание, стремление, любое дело по плечу. Ведь у меня много способностей. В свободное время многие из них раскрыла тоже мама. В жизни не забуду, как в школе она заставляла меня ходить на хор. Пели, чуть ли не с «палкой». Но а'капелла в нашем исполнении звучала шикарно. Самим нравилось. В одном из тематических кружков получила на радиозаводе и разряд монтажницы. Начала писать масляными красками картины. Еще лепила из папье-маше, ниток, глины, пластилина вазоны, фигуры… Шила, плела. В общем, окунулась в большой океан творческих возможностей. Это уже потом я стала запоем читать, писать, ощущая потребность в духовной пище. Все получалось. А все потому, что всегда рядом была она и говорила постоянно: все будет, но не сразу, но я точно знаю, что у тебя получится. Когда особо было трудно, «приободряла» другими словами. «Тем, кто не рожден под особой звездой, все дается большим трудом. К сожалению, помочь некому, ищи сама выход и помни, что он есть всегда, главное - усердно работать, работать и работать». Действительно, любую проблему можно разрешить, даже самую серьезную. Училась на ее собственном опыте. В итоге поняла - творческое начало, уверенность, гибкость (поиск выхода в трудной ситуации), целенаправленность, безотказность, импровизация и пионерский дух в совокупности представляют собой не что иное, как истинный профессионализм. Есть ли он у меня? Нет. Мастерство надо оттачивать долго. А вот в каком направлении надо учиться дальше, опять же она подсказывает. Мама первая засела за ноутбук. Я следом. И так во всем, в том числе воспитании моих детей и ее внуков. Управляется она с ними мастерски. Вы бы видели, как моего младшего упрямого капризулю ей удается трансформировать в настойчивого и упорного мальчугана. Происходит не ломка детской воли, а подчеркивание его роста и взрослости. В нем, как и когда-то во мне, стал просыпаться самостоятельный интерес к полезным делам. Плюс правильный режим – важнейшее средство воспитания для организованности и дисциплинированности, который у нас уже давно в «крови». Главная сегодня проблема – научить младшее чадо играть. Только в игре у ребенка появляется инициатива, усиление мысли, рождаются фантазии. Игра отражает впечатления окружающей жизни, приучает выполнять определенные правила. Наш долг только отвечать на бесконечные вопросы, дабы не убивать в самом зародыше драгоценные качества детской души – ненасытную пытливость и любознательность. И учить, наставлять любя… Чтобы в будущем успехи детей подзаряжали старенькое родительское сердце. В этом и заключается человеческое СЧАСТЬЕ, да вся наша миссия на Земле, как первой, так и второй мамы.
О маме Глазёнки настежь, чуть робея, Как в сказку входят в садик, где Встречает их как будто фея С волшебной палочкой в руке.
Как трудно быть "дневною мамой” Для двух десятков малышей, Дневная мама!, - как ни странно, Но это так подходит к ней.
И в жизни яркой и красивой, Как в сказке, что расскажет им, Сама живет в стране счастливой, Где нет проблем, где всяк любим.
Где злой колдун всегда в прогаре, А все принцессы хороши, И рыцарь там с удачей в паре Любовь спасти свою спешит.
Зальешься смехом до икоты, Когда коверкают слова, И детский лепет словно ноты - Сюжета нового канва.
Где зло с добром живет соседством И красота стремится в дом, Все это называют детством, И это миг прожитый в нем.
Малыш поделится с ней счастьем, Что прилетело вдруг само, Обидой, – облачко в ненастье, Через минуту вновь светло.
Так, мишурою украшая Столь непонятный взрослый мир, Хранит их детское начало, Ведь в нем придется выжить им.
И в хороводе детских глаз, Их чистых мыслей и желаний, Сама очистится не раз, Придя как в ХРАМ НА ПОКАЯНИЕ!
|