Мы
будем
очень Вам признательны, если Вы разместите нашу кнопку на своём
сайте!
Опрос
В 2016 году планируется установка памятника солдату Великой Отечественной войны в г.Краснослободске (нынешний мемориал, безусловно, останется на своем месте).
Облик и содержание нынешнего образования должны соответствовать самым передовым технологиям и методикам преподавания, направленным, прежде всего, на получение знаний самого высокого образца, формирование активной гражданской позиции и укрепление здоровья юных краснослободчан. Ведь от сегодняшних школьников зависит, каким будет наш район в будущем. Этой мыслью был пронизан весь доклад директора МУ «Центр по обслуживанию муниципальных образовательных учреждений» А.Н.Масеева, который заместитель министра образования РМ Г.А.Явкина назвала стратегической линией на новый учебный год.
Успех преобразований зависит прежде всего от того, насколько грамотно и эффективно выстроена сеть образовательных учреждений в масштабах всего района. У нас их 22. Дошкольное образование представлено четырьмя с охватом 458 детей. Мест в детсадах не хватает, и эта проблема сети образования требует первоочередных мер. Как ее решить, когда, как воздух, необходим новый детсад? Разнообразить дошкольное образование. Пример тому – школа раннего развития «Колокольчик» при Доме детского творчества. Настало время, чтоб оказать помощь тем, кто желает открыть негосударственные детские сады и детсады семейного типа. Активнее следует идти на то, чтоб открывать детсадовские группы при школах.
1 сентября за школьные парты сядут 2058 учеников. Это больше прошлогоднего, что не может не радовать. А вот школ стало меньше. В этом году ликвидированы Русскомаскинская и Старогоряшинская основные школы, их учащиеся переведены в Красноподгорную и городские, Шаверская средняя реорганизована в основную. Сегодня многими обсуждается оптимизация сети образования. Как показывает практика, говорил докладчик, в Зайцеве, Новом Зубареве, Старой Рябке, где были год-два назад ликвидированы школы, и учащиеся и родители довольны: ребятишки влились в бурную жизнь больших школьных коллективов и получают там более прочные знания. К тому же, руководство района к решению этой важной проблемы подходит достаточно разумно, соизмеряя все плюсы и минусы оптимизации сети. И эта работа будет продолжена, так как в некоторых сельских школах наполняемость классов крайне мала, показатель соотношения ученик – учитель низок.
Главная особенность нового учебного года в том, что с 1 января 2011 года вступает в силу закон РФ №83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных муниципальных учреждений», во исполнение которого все муниципальные бюджетные учреждения подлежат переводу в казенные, бюджетные и автономные учреждения. Для них будут установлены муниципальные задания на оказание услуг с четким описанием их объема, требований качества, условий их предоставления. Это позволит, первым делом, повысить качество образовательных услуг, предоставляемых за счет бюджетных средств, переориентировать школы на удовлетворение запросов и интересов учащихся. И в этой связи особую актуальность приобретает перевод отдельных образовательных учреждений в статус автономных. «Считаю, что эти шаги позволят учреждениям обрести больше прав на управление собственными ресурсами, оказание платных услуг, а значит, иметь больше развития, - говорил А.Н.Масеев. – Учитывая это, мы будем всячески стимулировать процесс перехода образовательных учреждений в новый статус. Апробацию перехода в статус автономных планируем провести на базе одного детсада, Дома детского творчества, а в дальнейшем – базовых школ. Поэтому все учреждения обязаны принять конкретные меры по повышению качества образования, расширении перечня предоставляемых услуг. Не секрет, что в настоящее время платные образовательные услуги находятся, если так можно сказать, в сфере теневого бизнеса (репетиторство), наша задача – сделать этот доходный источник легальным. Сегодня ясно, что учреждения, в которых не будет перестроена работа в условиях современных требований, обречены на вымирание».
В районе – шесть базовых школ. К сожалению, процесс модернизации образования в них идет медленно. Даже те, которые получили господдержку в рамках нацпроекта «Образование», не могут обеспечить качественно новый уровень профильного обучения. Освоение новых образовательных стандартов, которые с 2011 года войдут в штатный режим, потребует наличия в образовательных программах не жесткость набора специализаций, а воспитания личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Это позволит учиться по-новому: осваивать знания, чтобы применить их в жизни, находить выход из проблемной ситуации. Потому учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные состязания, в ходе которых они научатся изобретать, осваивать новое, уметь принимать решения.
Один из показателей учителя способности быстро реагировать на все изменения является освоение информационно-коммуникационных технологий. Педагогам предоставлена возможность использовать на уроках самые современные разработки в этой области. В школах на всех компьютерах установлено программное обеспечение, в пяти есть интерактивные комплексы, в 12 – мультимедийные проекторы. Но только 89% педагогов используют в своей работе информационные технологии, компьютерная техника слабо применяется для оказания услуг населению. А хорошие примеры есть. Так, в Старосиндровской средней школе, опубликовав на школьном сайте сочинение Татьяны Кирдяшовой, помогли вернуть в сельскую церковь старую икону.
Оценкой эффективности новых стандартов является качество образования, а один из отработанных его механизмов – лицензирование, госаккредитация, итоговая аттестация выпускников. По итогам прошедшей в 2009-2010 учебном году госаккредитации все школы, за исключением Старогоряшинской, подтвердили имеющийся статус, а в четырех – Ефаевской, Сивинской, Колопинской и Русскомаскинской – не аккредитованы программы начального общего образования. Выявлены серьезные замечания по качеству и уровню обучаемости учащихся.
В текущем году госаттестацию прошли 113 выпускников 11 классов и 246 девятиклассников. Из них один выпускник не получил аттестат о среднем образовании, сдав ЕГЭ по русскому языку и математике на «двойки». В сравнении с прошлым годом, когда выпускников, набравших свыше 80 баллов, было 33, на сей раз таких оказалось лишь 8. Минимальное количество баллов по математике и русскому языку не набрали по два участника ЕГЭ в школе-интернате, Красноподгорной школе и ПУ-28, по обществознанию – один ученик из Старосиндровской школы. В этом году средние баллы по шести предметам в районе ниже результатов 2009 года: русский язык – на 6 баллов, математика – на 4,6, химия – на 13, история – на 10. Медали получили 23 выпускника (11 – золотые, 12 – серебряные). Плохо, что педколлективы городских и Учхозской школ выдвигали претендентов на медали, имеющих текущие отметки «3». Такие медалисты не нужны никому. Следует серьезно проанализировать результаты ЕГЭ и принять меры по повышению качества и объективности результатов обучения. В октябре-ноябре будет проведен мониторинг успеваемости во всех школах с целью определения объективной оценки качества образования. Хорошее средство управления – рейтинг школ и учителей-предметников, из которого видно, где успехи школы, а где – провал.
Приоритетное направление – работа по созданию условий для развития интеллектуального и творческого потенциала одаренных детей. В районе успешно действует программа «Одаренные дети». В рейтинге победителей и призеров муниципальной предметной олимпиады 1, 2 и 3 места соответственно заняли Мордовскопаркинская, Учхозская и городская №2 школы. В республиканской олимпиаде у нас шесть призеров, один из которых – девятиклассник Старосиндровской школы Игорь Надеждин стал победителем по химии и географии, а еще у него призовое место по истории. Впервые за многие годы двое наших школьников – Игорь Надеждин и ученица школы №2 Анастасия Афанасейкина участвовали в заключительном этапе Всероссийской олимпиады, в котором Игорь стал призером по географии. Девятиклассницы Кристина Ромайкина из Мордовскопаркинской школы и Василиса Голованова из Колопинской приняли участие в XII межрегиональной олимпиаде по мокшанскому языку и литературе. 37 учащихся из 19 школ в этом году участвовали в отборочном этапе Московского международного форума «Одаренные дети – будущее России». В республиканском туре у нас – Гран-при и 4 призовых места. В Москве ученица школы №1 Александра Шлыкова стала победителем в номинации «Изобразительное искусство», а ученица Сивинской школы Наталья Ромашкина – лауреатом II степени в номинации «Декоративно-прикладное творчество».
С целью выявления и материальной поддержки талантливой и способной молодежи от 14 до 18 лет учреждены три ежемесячных стипендии главы района по 500 рублей каждая. Их обладателями стали Игорь Надеждин, Кристина Ромайкина и Олег Котельников – учащийся школы №2, перворазрядник, чемпион РМ по настольному теннису.
Важный шаг по развитию вундеркиндов – создание в этом году центра по работе с одаренными детьми на базе второй городской школы. Его педагоги будут вести не только индивидуальную и групповую работу с юными дарованиями, но и обучение в очно-заочной форме, в том числе с помощью дистанционного обучения с привлечением высококвалифицированных специалистов.
Чтобы воспитать личность, учитель сам должен быть личностью – яркой, творческой, постоянно оттачивающий свое мастерство. Не стаж педработы, а эффективность труда учитывается при материальном вознаграждении учителя. Это открывает большие возможности для молодых специалистов, вооруженных новыми современными методами преподавания, часто более творческих, чем учителя-стажисты. Сейчас в районе наблюдается тенденция к снижению «старения» педколлективов. В районе работают 9 молодых специалистов, в этом году прибыли еще трое. С целью их поддержки наряду с пятью премиями учителям за высокое мастерство и вклад в образование района главой района учреждены еще три – молодым специалистам в размере 5000 рублей. В новом учебном году будет создан клуб педагогов-грантополучателей для распространения их опыта в различных формах (мастер-класс, творческая лаборатория, авторские курсы). Победителями конкурсов лучших учителей в рамках ПНП «Образование» стали учитель школы №2 Л.Г.Круглова – обладатель гранта главы РМ, а также Т.А.Извекова (школа №1), Г.О.Данилина (Учхозская школа), А.Ф.Малов и Т.А.Зеленова (Чукальская), Т.Н.Плетнева (№2), молодые педагоги Е.А.Атяшкина (Слободскодубровская), Н.В.Гузеева (Шаверская), А.В.Шилимов (Гуменская). Наши учителя принимали участие в республиканских конкурсах. Так, учитель Гуменской школы Л.Н.Фокина успешно представляла район на конкурсе «Учитель года» и была награждена Почетной грамотой Правительства РМ. 59 педагогов стали участниками конкурса педагогического мастерства, 42 педагога и 5 учеников – конкурса компьютерных презентаций. Обладатель гранта Президента 2009 года Г.В.Николина из Чукальской школы заняла третье место в республиканском конкурсе «Здоровый школьник – здоровая нация». Учителя Сивинской и Учхозской школ участвовали во всероссийских конкурсах «Мультимедиа урок в современной школе», «Мастерская учителя», «Мой лучший урок».
И это только часть успехов краснослободских педагогов, которых они добились в прошедшем учебном году. Доклад А.Н.Масеева был дополнен выступлениями директорами зооветтехникума и Новокарьгинской школы М.Ф.Пугачева и Н.А.Дерябочкиной, заместителями директоров Учхозской, Красноподгорной, городской №2 школ Г.О.Данилиной, В.В.Савиной, О.Л.Коршуновой, которые рассказали об основных направлениях деятельности своих педколлективов и задачах, над решением которых они будут сосредоточены в наступающем учебном году.
В 2010-2011 г.г. на базе нашего района проводится республиканский эксперимент по отработке модели межведомственного взаимодействия по профилактике социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов, а также стартует районная целевая программа «Линия жизни». Это – жизненная необходимость, основания тому – безрадостные цифры, которые привел в своем выступлении начальник подразделения по делам несовершеннолетних ОВД В.Г.Аброськин.
С интересом участники августовского педагогического «саммита» отнеслись к выступлениям представителей властных структур. Так, заместитель министра образования РМ Г.А.Явкина обратила внимание своих коллег на четыре главных особенности наступающего нового учебного года. Во-первых, год начинается в рамках реализации президентской инициативы – это четвертая реформа в нашем образовании. Во-вторых, новые образовательные стандарты направлены на высокое качество обучения. Главное – научить учеников исследовательской работе, адаптироваться в современных условиях, был технически грамотным, предприимчивым, ведь за ними – и технопарк, и бизнес-инкубатор, и сельхозтехника самых последних модификаций. Такая задача только по силам педагогу высокой квалификации. В-третьих, следует извлечь уроки из результатов ЕГЭ, которые у краснослободских выпускников на этот раз оказались ниже прошлогодних. И в-четвертых, 2010 год – Год учителя, и пусть учитель почувствует к себе особое отношение. И как результат всего этого, ему будет по силам решить стоящие перед современной школой задачи. Ректор МГПИ им.Евсевьева В.В.Кадакин заострил внимание педагогов на вступающем с января 2010 года в свои права законе РФ №83. «Государство дает вам право получать достойную зарплату. Воспользуйтесь им, по-старому жить нельзя. И никаких страшилок по поводу платного образования не должно быть. Новый путь развития школы – это образовательные программы другого содержания, естественно, с учетом интересов детей и пожеланий их родителей. Смелее внедряйте платные услуги! А МГПИ готов с вами сотрудничать по разработке новых программ, которые дети будут осваивать с желанием и интересом», - призывал ректор.
Разделяя с педагогами боль за то, что в районе, как и везде по стране, неперспективные школы закрываются, глава администрации района Ю.В.Медянкин признал, что это – необходимость и что надо правильно оценивать сложившуюся ситуацию и разъяснять населению неизбежность оптимизации сети образования. Ведь получается, что на 997 учеников в прошлом учебном году приходилось 205 педагогов. Так не должно быть. Мы строим правовое государство, потому к букве закона должны относиться с особым трепетом. А 83 закон РФ нам диктует необходимость смелее внедрять платные услуги, и поле деятельности тут огромное. Одно из них – охват детей дошкольным образованием на селе. Без инноваций движение вперед невозможно.
Само собой, августовский педсовет закончился чествованием педагогов. Замминистра образования РМ Г.А.Явкина вручила памятную медаль «Патриот России» учителю истории Сивинской школы М.П.Криворотовой за большую работу по патриотическому воспитанию. Почетными грамотами министерства образования РМ были награждены музей моряков-пограничников России имени вице-адмирала А.С.Шиндяева Дома детского творчества, ставший победителем республиканского смотра-конкурса музеев образовательных учреждений, посвященного 65-летию Великой Победы (директор О.Н.Астахова, руководитель музея П.Д.Кулагин), и историко-краеведческий музей Красноподгорной школы, занявший первое место в смотре-конкурсе школьных музеев. Дипломов администрации района удостоены победители районного конкурса – коллективы Старосиндровской средней школы (директор Н.И.Хорькина) и Чукальской основной (директор А.Н.Хрящиков), а также восемь педагогов-грантополучателей премии главы района.
Что ж, августовский педсовет дал старт новому учебному году, и он полон новых замыслов и свершений, главное, чтоб он финишировал успешно.
А насколько это все законно? А если это вынести на общественное обсуждение - например, к Малахову на канал?)) И чтобы об этом высказалась Администрация Президента России. Ну хотя бы Песк