Общие данные
Даты основания богадельни Пензенской епархии – 1810, общины – 1827, монастыря – 1860.
Год упразднения монастыря – 1920-ый
На фото: Общий вид Краснослободского Успенского женского III класса общежительного монастыря.С лева: Петропавловская церковь, кладбищинская, Успенская, Вознесенский Собор и домовая церковь во имя Александра Невского.
Строения
В 1816 была построена небольшая крестово купольная Успенская церковь в стиле классицизма, с 2 приделами (святых апостолов Петра и Павла; святых Антония и Феодосия Печерских); в 1872—82 — 6-столпный, 3-апсидный, увенчанный 5 главами с колокольней в русско-византийском стиле собор в честь Вознесения Господня. Площадь у западной ограды застраивалась вытянутыми 2-этажными настоятельскими и келейными корпусами, домовой церковью во имя Александра Невского.
Здания, которые не сохранились: Вознесенский собор с колокольней (1872-1878), Успенская церковь (1810-1816), Церковь Петра и Павла (начало XX в.)
Сохранились: больничный корпус с Церковью Александра Невского (1890), Настоятельский корпус, Трапезные палаты.
Святыни обители — иконы Божьей Матери (Феодоровская и «Отрада и Утешение») и икона святого Пантелеймона. При монастыре было училище для девочек-сирот духовного звания (с 1872). К концу 19 века в монастыре жили 200 монахинь. Монастырь владел 500 десятинами земли, ценными бумагами на 1,5 тысячи рублей, приносящими ежегодный доход 88,5 рублей.
Памятник градостроительства и архитектуры XIX века
Основан в 1810 купцом А. Д. Муромцевым как богадельня Пензенской епархии, на западной окраине города Краснослободска, в полуверсте от него, у городского кладбища. Находился на левом берегу Мокши, у дороги на город Темников. Наиболее полные данные о монастыре дает И.Беляев в книге «Краснослободский женский монастырь», изданной в Пензенской губернской типографии в 1878 году. В истории Успенского монастыря автор выделил четыре периода жизни. Сначала это было богадельня ведомства епархиального начальства (1810—1812 гг.), потом богадельня гражданского начальства (1812—1825 гг.), затем Успенская кладбищенская богадельня «введения попечительства о бедных духовного звания (1825-1861 гг.)» и, наконец, монастырь. В 1861 году, 21 ноября (по старому стилю) монастырь торжественно открыт архимандритом саранского Петропавловского монастыря — Иоанном. Первой была пострижена в чин ангельского образа сама настоятельница монастыря Надежда Никитина с именем Олимпиады (21 ноября 1861 года), а затем (17 октября 1862 года) возведена в сан игумении. За ней были пострижены и другие старшие сестры. С ними была пострижена и дочь Абрама Дмитриевича Муромцева, Матрена Абрамовна с именем Серафимы. Нужно упомянуть это имя именно потому, что она подобно отцу принимала самое активное участие в судьбе обители. Святыни обители — иконы Божьей Матери (Феодоровская и «Отрада и Утешение») и икона святого Пантелеймона. К концу XIX века в монастыре жили 200 монахинь. Монастырь владел 500 десятинами земли, ценными бумагами на 1,5 тысячи рублей, приносящими ежегодный доход 88,5 рублей.
На фото: Успенский монастырь. В центре-Вознесенский Собор.Из уничтоженных церквей временщиками был построен «общий двор» в колхозе им. Кирова.
Основание
В результате секуляризационной реформы 1764 года в Краснослободске был упразднен Покровский женский монастырь (основанный около 1672 года, там, где сейчас находится усадьба и дом городского головы И. М. Севостьянова). Покровская церковь монастыря обращена в приходскую. Монахини переведены в пензенский Троицкий женский монастырь. Но через 20 лет, в городе снова образуется общество женщин, поставивших себе задачу жить по уставу монастыря. В роли благодетеля выступил Краснослободский купец Абрам Дмитриевич Муромцев. Муромцев был человек богатый, но вместе с тем очень набожный и благочестивый. Не известно, по какому именно случаю, но он решился содержать за свой счет несколько престарелых вдов и девиц, давших себе обещание провести жизнь в молитвах и трудах. Он купил близ Владимирской церкви в городе Краснослободске деревянный флигель с надворными постройками, в которых и поместились десять стариц. Все содержание им шло от купца Муромцева. Между жителями Краснослободска приют стал называться «Богадельней Муромцева» или «Владимирская обитель». Но со временем богадельни становится недостаточно. В 1809 году, в Краснослободске, при посещении преосвященного владыки Пензенского и Саратовского Моисея, Муромцев обратился за благословением об учреждении монастыря. Прежняя монастырская церковь, Покровская, имела приход, и взор Муромцева обратился на ветхую кладбищенскую церковь города Краснослободска — Петропавловскую. Церковь эта стояла в северо-западной части Краснослободска, на косогоре близ оврага-суходола. Здание церкви было ветхое. Эту-то церковь и решено было сделать монастырской, не отменяя значения церкви кладбищенской. Обитательницы Владимирской богадельни (….числом 19, а именно 15 девиц и 4 вдовицы) подали преосвященному Моисею прошение, чтоб им дозволено было вместо ветхой деревянной церкви построить на средства прихожан и добродетелей каменную. Церковь должна была быть трехпрестольная. Средний — в честь Успения Божией Матери, правый — во имя святых апостолов Петра и Павла, а левый — во имя преподобных печерских Антония и Феодосия. Так было положено возрождение монастыря. Но случилось непоправимое: город Краснослободск подвергся пожару, сгорела и деревянная кладбищенская церковь. Так для общины было назначено новое место — близ проезжей дороги из Краснослободска в Темников. Под общину и кладбище было отведено более двадцати десятин земли. Общий вид Краснослободского Успенского женского монастыря. Слева: Петропавловская церковь, кладбищенская, Успенская, Вознесенский Собор и домовая церковь во имя Александра Невского.
На фото: Успенский монастырь.В левом углу Вознесенский Собор.
Строительство монастыря
Монастырь строился постепенно. И.Беляев проясняет ситуацию со временем строительства. Для богадельни в 1810 году на месте будущего монастыря строится Успенская церковь. Целых шесть лет тянулось строительство. В 1816 г. была построена небольшая крестово-купольная Успенская церковь в стиле классицизма, с 2 приделами (святых апостолов Петра и Павла; святых Антония и Феодосия Печерских). В 1817 году к этой церкви был назначен священник и прочие члены причта. Были освящены три престола главной церкви. В 1820—1822 годах к холодной церкви была пристроена теплая с двумя пределами — правый во имя Всемилостивого Спаса, и левый во имя Всех Святых. Всего у церкви стало пять престолов. Таким образом, Успенская церковь представляла собой две церкви, которые были построены в разное время и имели разную архитектуру. Церковь была очень маленькая, по форме — равноконечный крест, имеющий по три сажени в длину и ширину… длина и ширина храма 9 квадратных саженей. Придельная церковь имела совершенно другой характер, это была, просто каменная пристройка — 43 аршина длины и 21 аршин ширины. Строители были небрежны, они даже не подняли пол пристраиваемой церкви на уровень с полом основной церкви между двумя сторонами креста — 4 полуподвальные пристройки с окнами. Эти пристройки, как отмечает И.Беляев, придают общему плану церкви вид звезды. Середина «креста» и его края увенчаны небольшими главами. Эта церковь была уникальна и в другом плане, в ней не было боковых дверей — северной и южной. Была только одна входная дверь и огромные боковые венецианские окна, придавали церкви вид фонаря. В 1854 году венецианские окна превратили в боковые двери. В 1821 году старик Абрам Дмитриевич Муромцев умер, и уже после него в 1822 году придельные храмы освящены были священником этой церкви Иоанном Ивановым. В финансовом плане обитель замерла. Даже каменная ограда была приостановлена в строительстве. С некоторых сторон были просто прорыты канавы. В 1823 году сестры Успенской обители обратились к преосвященному Амвросию (первому) с просьбой взять их в свое ведомство. После долгой переписки и дрязг попечительского совета и Синода, обитель в 1825 году поступила в ведение Церкви попечительства о бедных духовного звания . Со времени вступления в управление пензенской епархией преосвященного Иринея, Краснослободская Успенская община вступает в новую фазу. Большой вкладвнесла настоятельница Надежда Никитина-Шафрановская, с её появлением обитель начинает строиться дальше. Докончена каменная ограда, построены два каменных корпуса (1834 и 1847 гг.), четыре деревянных флигеля, скотный двор, деревянная гостиница для приходящих богомольцев, куплено девяносто десятин земли, на которых был построен хутор. При ней же, на радость сестер обители, община переименована в монастырь. Большой вклад в благоустройство монастыря в материальном и нравственном отношении вложила игуменья Фотиния. Она была наместницей игумении Олимпиады. Построенная Муромцевым Успенская церковь становится тесна.
В 1872 году закладывается Вознесенский собор. Само пространство, ограда не давало достаточного простора для построения новой церкви. Поэтому игумения Фотиния отодвинула западную стену монастыря на десять сажень дальше. Площадь у западной ограды застроилась вытянутыми 2-этажными настоятельскими и келейными корпусами с домовой церковью во имя Александра Невского. Она же нашла возможным построить новую гостиницу и дом для священника, открыла училище для девочек — сирот духовного звания. Здания монастыря прекрасно гармонировали с местностью и служили украшением города. В 1882 году, когда собор уже функционировал, он был самой красивой церковью, затмевая главный собор города — Троицкий. Вознесенский собор это крупный храм, построенный как монастырский собор. Трехапсидная, четырехстолпная постройка, увенчанная 5-тью главами с колокольней под каркасным шатром, выстроенная в русско-византийском стиле. Боковые приделы Михаило-Архангельский и Никольский. Купола собора частично видны на фотографии монастыря 1914 года. Успенский монастырь в Краснослободске. В центре - Вознесенский Собор. Даже по этой редкой фотографии, видно, какое это было большое, красивое здание. К счастью сохранилось описание его, сделанное И.Беляевым: длина его с алтарями 42 аршина, а до главного свода 30 аршин… под одну связь с собором — колокольня… вышина его до креста 65 аршин. Наружный вид Вознесенского храма: правильный прямоугольник с 5-ю главами и вызолоченными крестами.
На фото: на развалинах главной церкви монастыря. Кирпичи пошли на строительство двух амбаров в Старых Горяшах и центральной бани в в Краснослободске.
После революции 1917 года
В начале ХХ в. это многолюдный монастырь с мастерскими и училищем. Безжалостный, бесчеловечный эксперимент, который начался в октябре 1917 года, не обошел и этот монастырь. В 1920 году монастырь был закрыт, позже значительная часть зданий сломана. Судьба церквей ужасна: они полностью уничтожены. Там, где они стояли, уже ничто не напоминает о них. Часть Успенской церкви, по ряду сведений, встроена в здание столярной мастерской районной больницы.
Сегодня
До настоящего времени сохранились лишь каменные здания монастыря, в которых сейчас расположена Краснослободская межрайонная больница. По многочисленным просьбам настоятельницы Темниковского женского монастыря матушки Магдалены, в сентябре 2015 года между двумя отделениями на первом этаже в коридоре (терапией и грязелечебницей) здесь открылась молельная комната. Каждый четверг в 14 часов служатся молебны о здравии. Сейчас монастырь, конечно, не восстановить в том былом величии, но трудами преосвященного Климента, Епископа Краснослободского и Темниковского, остатки монастыря начинают оживать. Частичные здания (трапезные палаты, флигель с хозяйственными постройками) отремонтированы и принадлежат Епархии.
Что известно еще? В главном соборном храме в честь Успения Божией Матери размещен гараж с котельной ЦРБ. Дай Бог, чтобы на этом кусочке земли, где когда-то стояла обитель, засветился огонек молитвы. Ведь мы знаем, что сестры этой святой обители по сей день молятся, чтобы опять возродилась духовная жизнь, желание к несению монашеского подвига, а главное это стяжать дух мирен, чтобы тысячи-тысячи душ могли спасаться.
|