В начале октября 2019 года отошел ко Господу усердный служитель у Престола Божьего протоиерей Виктор Иванович Хоруженко. Он родился 22 апреля 1963 года в Рязанской станице Белореченского района Краснодарского края. В 1986 году поступил учиться в Одесскую духовную семинарию. В 1989 году начал служить в Успенском соборе г.Пензы. Здесь же он 12 ноября был рукоположен в сан диакона, а через девять дней - 21 ноября 1990 года, в день Архангела Михаила был рукоположен архиепископом Серафимом Пензенским и Саранским в сан священника. В Пензе отец Виктор стал духовным чадом, учеником и последователем архимандрита Модеста, а позже схиархимандрита Михаила (Кожевникова). Отец Виктор очень любил своего духовника, четко следуя всем его рекомендациям.
В Пензе он познакомился и с будущим отцом Иеронимом (Верендякиным), с которым на протяжении многих последующих лет также общался. Известно, что именно этот знаменитый старец одним из первых дал характеристику будущему пастырю: «Добрый человек. Очень любит людей и богослужение. За свою жизнь откроет пять храмов».
Первой короткой остановкой на карте Мордовии отец Виктор сделал в елховском храме под Саранском, а затем, буквально следом, он был направлен открывать церковь, в которой располагался зерносклад в с.Новое Зубарево Краснослободского района. С этим трудным делом он с легкостью справился. И это не осталось не замеченным. В то время Постановлением Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода Пензенская епархия разделилась на две самостоятельных. 30 января 1991 года архимандриту Варсонофию (Судакову), клирику Пензенской епархии было определено быть епископом Саранским и Мордовским. После того как Владыка Варсонофий вступил на свою кафедру, он предложил отцу Виктору место работы в епархиальном управлении. Но сельский священник отказался от почетной высокой должности, желая послужить Богу и людям на приходах. Поэтому епископ его сразу же благословил на открытие храма в г.Краснослободске. Отец Виктор рассказывал: «В 1992 году мне удалось с Божией помощью выпросить здание краеведческого музея под церковь. Праздник Пасхи в 1992 году я служил в Краснослободске. И одновременно за мной была служба в новозубарёвской церкви в честь Михаила Архангела. По благословлению Владыки Варсонофия вскоре мне на смену был направлен иерей Анатолий Иванович Кильдяев. После праздника Святой Троицы на следующее воскресение в день Всех Святых мы вместе с ним отслужили совместное Всенощное бдение и Божественную Литургию. Это было моё последнее богослужение в храме Архангела Михаила в селе Новое Зубарёво».
В Краснослободске отец Виктор еще больше раскрылся, как прекрасный организатор и пастырь. Сделать из старинного здания 19 века, в котором находились городская управа, подстанция, музей – дорогого стоит. Хотя, как считал сам отец Виктор, для него самого главное было не храм построить, а людей собрать воедино. В конце своей жизни он признавался, что открытие каждого храма унесло по 10 лет его жизни, насколько тяжелой была духовная и физическая борьба на этом поприще. И только видимо решение сложной, порой, не выполнимой задачи для большинства пастырей, давалось ему с легкостью. Может и оттого, что он не просто собирал людей в общину, а сам становился в ее главе, показывая на деле пример живого Евангелия. Ведь отец Виктор смог не только организовать сразу же довольно крупный приход, но и найти подход к старожилам города, которые успели ему рассказать, показать и передать все необходимые связующие «звенья» с духовной жизнью старого Краснослободска. Он по крупицам собрал не только дореволюционную историю духовной жизни уездного города, но и составил синодик, в который занес имена всех священнослужителей, монахов и монахинь, верой и правдой служивших своей малой родине, народу, а также пострадавших за Христа. ВСЕГО РАЙОНА!
Вовсе не случайно первый в городе Краснослободске храм стал Успенским. Глубоко изучая корни дореволюционной жизни Краснослободска, а именно женского монастыря в честь Успения Божией Матери, отец Виктор прокладывал невидимые «тропы» к созидательной связи прошлого с настоящим и будущем. В своем служении он четко придерживался знаменитого утверждения М.В.Ломоносова: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего», и он делал все возможное для восстановления церковно-приходской жизни во всем районе, в приходах единой епархии.
Не зря отца Виктора многие называли не только собирателем приходов, собирателем людей, но и сеятелем православия. Он всегда и везде стоял в основании приходской жизни.
Новое Зубарево, Краснослободск, Рыбкино, Ефаево, Зайцево, Мамолаево... Впрочем, география сел и деревень гораздо больше, учитывая их округу. Отца Виктора везде отлично знали и любили. Всех подкупали его неравнодушие к чужой беде, желание помочь, поддержать любого человека не только словом, но главное – делом. Он принимал живое участие в жизни людей. Краснослободчане смотрели со стороны на отца Виктора и удивлялись: «Как это у него получается, у нас не хватает сил для поддержания нормальных отношений с ближними, а его любви хватает на всех людей, даже чужих, совершенно незнакомых?!» Сам же он черпал силы в трудных ситуациях в служении огромной армии «белых платочков», благодаря которым спасалась наша Россия. Так и говорил: «В самые сложные моменты жизни я сразу вспоминал своих старушек, какими они были активными и целеустремлёнными в любых житейских трудностях, и это придавало мне силы».
Что в начале своего служения на приходе, что в конце своей жизни после любого Богослужения, особенно праздничного, отец Виктор со своим приходом объезжал больных, обездоленных прихожан и знакомых. Молился вместе с ними, делал подарки. Вообще, он делился со всеми, что имел. Был бессребреником.
Почти 17 лет отец Виктор отслужил в храме Михаила Архангела в Мамолаеве. В 2018 году там была освящена новая церковь. Только в 55 лет батюшка стал протоиереем и был награжден набедренником, камилавкой и наперсным крестом. Сам он всю жизнь проходил с обычным белым крестиком. И к почестям и тем более наградам не стремился. На все это он смотрел сквозь пальцы. Равнодушно. Ждал награды только от Господа. Самую главную ценностью считал людей и любую возможность им помочь. Радовался, когда мог помочь, и помогал снова и снова…
Одно из главных правил в его жизни была любая помощь путешествующим людям. После службы он не только развозил по домам своих прихожан из отдаленных сел и деревень, любых путников, но и оказывал транспортную помощь всем нуждающимся. Это служение объяснял просто: «Мой обет Богу - когда из Краснослободска ходил пешком по грязи в новозубаревский храм, меня никто и никогда не подвозил. Однажды меня с ног до головы в дождь окатили грязью, я взмолился Богу, что буду подвозить каждого, кто встретится у меня на пути, когда появится своя машина…».
Известно, что накануне смерти отца Виктора видели, как он подвозил на улицах Краснослободска любых прохожих. В частности, в понедельник, когда он вез знакомую в банк, был сильный ливень, и он, увидев в зеркале заднего вида на центральной улице города незнакомую молодую женщину с двумя маленькими детьми, вернулся, чтобы доставить всю троицу домой. Таков он был всегда.
Искренность и простота отца Виктора располагали к нему даже тех, кому трудно было понять его мировоззрение. Батюшка не только не ставил перед собой цели понравиться людям, работать на публику. Просто он глубоко верил во Христа и видел образ Божий в каждом человеке. Даже в современном секулярном мире такая вера убеждает.
Отца Виктора всегда отличала удивительная любовь к православному богослужению: служил он красиво, истово… и очень долго. У многих священников обычно по 30 минут уходит на поминовение на Проскомидии, у него же минимум 1,5-2 часа. Он был удивительный молитвенник. Делание всей жизни отца Виктора – молитва!!!! Его синодик походил на огромную базу имен не только духовенства, простых краснослободчан, незнакомых людей... Батюшка от природы был очень общительным человеком, любившим беседовать с людьми. В разговорах он познавал чаяния народа, сопереживал, а потом заносил имена собеседников для поминания. Многие из краснослободчан даже не знали, что он за них молился: только избранным он говорил об этом в личных встречах… для утешения. Но в большинстве случаях отец Виктор это скрывал. Читая местную газету и видя соболезнования семьям погибших или скоропостижно скончавшихся, или видя трупы людей, погибших в ДТП на дороге, по которой он ехал, он обязательно спрашивал их имена для поминания. Все знали, стоит хоть раз подать требу отцу Виктору, и это станет вечным поминанием за здравие или упокой души людей. Сам же он считал, что нужно помогать каждому, кто встречается человеку в жизни. Что у Бога не бывает случайностей и ошибок. Постоянно твердил: «Господь хочет, чтобы все спаслись».
Что важно, он усердно молился не только сам, но на этот подвиг призывал и других священников, монахов. Хотя был представителем белого духовенства. В сложных случаях, когда люди особенно отчаивались от бед, несчастий или тяжелых болезней, он обзванивал всех знакомых священнослужителей, служивших по всей России, чтобы они соборно присоединились к его молитве. Чужую боль он переживал лично. А простых людей утешал, переспрашивая, есть ли перемены к лучшему в их жизни, напоминая, что он совершает бескровную жертву за каждого из них.
Молился он много, по максимуму, который только может быть в сельском храме. Его не останавливали ни многочисленные слухи, собственные скорби и болезни, личные трагедии. Он старался объять необъятное: молиться за всех, кто, как ему казалось, нуждался в его молитвах. Батюшка продолжал устраивать крестные ходы, привлекал прихожан чтением акафистов. В каждом храме, где ему доводилось служить, он создавал хор.
Своими небесными покровителями отец Виктор считал Архистратига Михаила с небесным воинством и преподобного Серафима Саровского, которого очень почитал. Так сложилось, что большинство храмов, которые открыл батюшка были посвящены именно Михаилу Архангелу. Может потому что сам отец Виктор тоже был настоящим воином Христовым. Он искренне верил, что большой молитвой за других он выпросит милости у Бога и для своего спасения.
В конце жизни Господь посетил батюшку болезнью. Он слишком многое принимал близко к сердцу. Переживал. И даже плакал.
Земной путь священника завершился после праздника Воздвижение Креста Господня.
- Отец Виктор был тем Человеком - кому поверили, - говорит протоиерей Алексей Луковский. - Проповедь Евангелия и христианская жизнь по его примеру были воплощением любви к Богу и к людям. После Нагорной проповеди Господа Иисуса Христа в Евангелии сказано, что Христос учил не как книжники и фарисеи, а как власть имеющий. Многотрудная и недолгая жизнь протоиерея Виктора Хоруженко - образец пастырского назидания Евангельским истинам "словом и житием".
Помолимся же о новопреставленном протоиерее Викторе - верном труженике Господа и России.
"Приидите, вспомните мою к вам любовь, помяните мя пред Господем, яко да в день судный обрящу милость на судище оном страшном", - поется в чине отпевания священника от лица почившего.
Кончилось время испытаний скорбями и болезнями для самого о.Виктора. Кончилось время переживаний для тех, кто его очень любил и был предан его заветам. От о. Виктора остались люди, воспитанные батюшкой, и в свою меру продолжающие его труд. Надеемся, это также означает, что появился еще один молитвенник, ходатайствующий за нас перед Престолом Божиим.
Царство Небесное и вечный покой дорогому батюшке - протоиерею Виктору.
На фото: с архимандритом Модестом (Кожевниковым, в схиме схиархимандрт Михаил) и другом Анатолием. Отец Виктор справа.Город Сердобск
|