Алексей Луковский родился и вырос в Краснослободске. Окончил Краснослободскую школу-интернат и Санкт-Петербургскую духовную академию. Служит в Покровской Церкви села Шум на Старо-Ладожском тракте. Старый магазин преобразовал в красивую церковь с колокольней. Для краснослободчан интересна семейная династия этого священника, что много десятилетий служила в Селищенской церкви.
Предки священника Алексея Луковского, служившие в храме с.Селищи и преподававшие в приходской школе, интересны своей подвижнеческой жизнью. Прапрадед с прапрабабкой священника Алексея Луковского - Ефим и Оксинья Люсяевы. В монашеском одеянии сын их иеромонах Григорий Люсяев (1937 г.?), дочь монахиня: Люсяева Татьяна Ефимовна (ум.1930 г.), прабабушка урожденная Люсяева Арина Ефимовна и прадед Василий Степанович Никулин, окончивший Пензенскую Духовную Семинарию.
Фото интересны для восстановления исторической памяти храма с.Селищи. На фотографиях Селищенская церковь и церковно-приходская школа, впоследствии - интернат для детей, а - потом книжный магазин. К слову,колокол на том месте, где стоял храм в Селищи, когда скинули - ушел в землю. Так и не откопали.
Сегодня шумская церковь – перестроенный под храм сельский магазин. Огромная заслуга батюшки Алексея Луковского, что он очень скрупулёзно ведёт летопись возрождения Покровского храма в Шуме. Листаешь фотоальбомы истории храма и диву даёшься: в 2001 году было сгоревшее здание магазина, а ныне вполне пристойный, голубого (Богородичного) цвета, храм. Первая Божественная Литургия отцом Алексеем была здесь отслужена 4 марта 2007 года. А до этого времени верующие сельчане собирались в старом ветхом здании и читали по воскресеньям акафист Покрову Богородицы.
В шумском храме долго не было настоятеля. Приход батюшки навещали по командировке. А когда приезжал благочинный Кировского округа протоиерей Вячеслав Харинов, то прихожане обступали его и спрашивали: когда же в храме будет свой священник? На что благочинный отвечал им, что надо молиться…
В таких случаях говорят: Бог услышал молитвы сельчан. Однажды отец Вячеслав Харинов привёз с собой отца Алексея, сказав: «Вот вам и настоятель».
Начинать приходилось с нуля. Крыши толком не было, вместо обрешётки на ней штакетник в разные стороны торчал. Поддерживала супруга Татьяна. И не только словом, но делом – сразу же взялась за написание икон, поскольку по профессии она иконописец.
По молитвам пришла и помощь Божья. Стали чудеса твориться. Однажды отец Алексий ходил вокруг храма и молился про себя, что денег нет, крыша течёт, фундамент не доделан. А на другой день к храму завезли бетон. Фундамент подладили. И таких чудес было много.
Отец Алексий с матушкой Татьяной привезли из Соловецкого монастыря частицы мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа. И пока они находились еще в пути, по молитвам соловецких угодников Божиих в Шуме свершилось чудо: дорогу начали ремонтировать. А ведь практически дороги в Шум раньше не было. Невозможно было сюда добираться. И никаких надежд на улучшение не было. К прибытию мощей из Соловков дорога была отремонтирована. Разве не чудо?
А ещё отец Алексий рассказал, что изначально приход назывался Никольским. Покровским стал потому, что в конце 18 века местная церковь сгорела, и на пепелище нашли не тронутую огнём икону Покрова Богородицы – она одна уцелела в пламени.
На месте деревянного храма построили трехпрестольную церковь в камне и освятили ее в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Икона Покрова помещена в новом храме в киоте на правом клиросе. С тех пор не раз местные жители замечали, что Пречистая заботится о шумской земле.
Достаточно вспомнить, что во время Великой Отечественной войны именно здесь немцы пытались закрыть второе кольцо блокады, но что-то им помешало – нескольких километров не хватило, чтобы их частям соединиться. На этом незанятом участке и стояла прежняя каменная Покровская церковь. В тех боях её разрушили артиллерийским огнём. А немцев она всё-таки не пустила. Храм рухнул, но Покров Матери Божией остался. Жаль, конечно, старую церковь. Пришлось под храм приспосабливать магазин…
- Но мы справимся с трудностями, – уверенно говорит отец Алексий.
Будни и праздники
Листая фотоальбомы, всматриваясь в знакомые лица, батюшка продолжает свой рассказ о приходе, рассуждает о вере в Бога, о Промысле Божием. Сетует на то, что народу в храм иногда приходит немного, а постоянные прихожанки уже стареют, многие уже ходят через раз, некоторых дети привозят.
- А ведь бывают службы, когда в храме два-три человека стоят, и мы все молимся Богу, – говорит он. И поясняет: – Не просто собрать и отогреть приход. Сколько лет вытравливали из русского человека религиозные чувства. Теперь вот пожинаем плоды. Душа человека ведь по своей природе христианка – она стремится к Богу. У нас есть совесть, – голос Божий, который звучит в нас независимо от того, верует человек или нет. Это самое важное доказательство, что Бог есть. А настоящая вера – та степень доверия Богу, когда человек не сомневается не только в том, что Бог есть, но и в том, что есть промысел Божий.
Вера с детства
Семья Алексея была религиозной, верующей, но в советские времена это не очень-то приветствовалось. Его прадед был личностью разносторонней: окончил Пензенскую духовную семинарию, играл на скрипке и преподавал историю в средней школе. И в их семье хранилась Библия в кожаном переплёте 1867 года издания. И когда маленький Алексей бывал в доме у бабушки Ольги, то эта загадочная книга его интересовала всё больше и больше.
Он часто спрашивал бабушку про Евангелие, видя, как та с трепетом перелистывает страницы «кожаного чемоданчика» на непонятном для него церковно-славянском языке. «Погоди, внучек, придёт время, сам будешь её читать», – говорила она. Это был 1987 год.
Спустя годы, учась в девятом классе, Алексей, уже после смерти бабушки, взял Священное Писание в руки. Читал его дома в перерывах между подготовкой школьных домашних заданий. Потом начал ходить в храм, стал помогать местному батюшке за богослужением.
Конечно, это не осталось незамеченным учителями. Те пытались было его «образумить», вели бесконечные беседы с мамой, говорили, что сына плохо воспитала, раз он о Боге думает. Однако Алексей учился на отлично, поэтому и наказывать его родителям было не за что.
А когда однажды один из одноклассников Алексея погиб в автокатастрофе, то юноша всерьёз задумался о смысле жизни: зачем же жить, если всё равно придёт смерть? Ответы он находил в духовных книгах, в Библии, и всё ревностнее относился к вере в Божий промысел.
Он рано понял, что свобода выбора, свобода нашей воли может сыграть очень негативную роль в жизни каждого человека. Ведь многим кажется, что свобода – это вседозволенность, при которой человек обязательно впадёт в грех, обязательно станет рабом греха. А быть порабощённым грехом совсем не трудно: плыви по течению и приплывёшь куда-нибудь – туда, где лучше бы и не оказываться…
Когда-то в раннем детстве Алексей мечтал ревностно послужить Богу и построить храм, хотя о священническом поприще не мог и помыслить, настолько ответственным представлялось ему это служение Богу и людям. Прошли годы обучения в Санкт-Петербургской духовной семинарии, затем в академии и его юношеские мечты осуществились.
Еще в годы обучения в духовной академии однокурсником Алексея был священник Вячеслав Харинов, будущий благочинный Кировского округа Санкт-Петербургской епархии. Он-то и напутствовал Алексея принять храм в Шуме.
Здесь, в Шуме отец Алексей встретил хороших людей, на которых можно было опереться, вместе стали создавать они общину, обустраивать Покровский храм.
Вместе в радости и горести
Сегодня храм радует своим уютом и красотой икон. Все они написаны матушкой Татьяной, женой отца Алексея. Есть здесь и храмовая икона Покрова Пресвятой Богородицы, и икона Святителя Николая Чудотворца, и Казанский образ Пресвятой Богородицы, и икона великомученика Георгия. Радует то, что в Покровском храме всегда есть дети. Для них в церковные праздники устраиваются целые спектакли.
Но есть и то, что огорчает: мало постоянных прихожан.
Ведь в Шуме, как в любом сегодня селении, также есть и свои алкоголики, и свои наркоманы. Молодые люди безвременно уходят из жизни. Страдают их близкие люди. И зачастую вот такая большая скорбь, беда приводят человека к Богу.
- И поначалу родители, которые по этой причине потеряли детей, ходят в храм, продолжает он. – Мы стараемся помогать, сострадать им, а когда боль утихает, человек опять возвращается на путь греха или к прежней жизни без Бога, без Церкви и без Святого Причастия. Иногда кто-нибудь из знакомых уколет в сердце: мол, напрасно ты трудишься, отец Алексей, храм тебе в этих безбожных местах не построить, последние бабушки умрут – некому будет Слово Божие проповедовать. Но мы с этим никогда не согласимся!..
А чтобы было меньше скорбей, для начала детей в храм должны привести их родители и быть рядом с ними, тогда дети смогут различать плохое и хорошее, истинное и ложное, а главное – справляться с какими-то недугами душевными, непониманием в семье, школе, – рассуждает настоятель.
На прощанье отец Алексей сказал:
- Пока будут силы, мы продолжим обустраивать наш любимый Покровский храм и созидать общину прихода в Шуме, способную деятельно заботиться о воспитании юных христиан, любящих Россию, знающих свою многовековую историю и многонациональную культуру.
|