Дороги
- лицо региона. С этой истиной не поспоришь. Крылатая фраза «Где
кончаются плохие дороги, начинается Мордовия» давно перешагнула пределы
нашего региона. Отличные дороги стали визитной карточкой Мордовии. А
значение развитой транспортной дорожной системы для жизнедеятельности
республики и всей нашей необъятной страны трудно переоценить. В конце
прошлого года тема дорожного строительства подробно обсуждалась на
съезде Союза транспортников России. В работе съезда принимал участие
Председатель Правительства России В.В.Путин. «Есть дорога, значит, есть
жизнь, нет – ну и жизни нет» - эти слова премьер-министра во всей
полноте отразили важность и значимость дорожного строительства для нашей
страны.
Строительство сельских дорог – это отдельный, особо значимый вопрос,
в том числе и для нашей республики. Неслучайно он стал одним из главных
в наказах избирателей Мордовии. И это понятно. Сельская дорожная
инфраструктура до сих пор оставалась на периферии дорожного
финансирования. В этом году ситуация обещает кардинальным образом
измениться. В связи с подготовкой к празднованию 1000-летия единения
мордовского народа с народами Российского государства в Мордовии
развернулась масштабная программа дорожного строительства, в том числе и
в сельской местности. Плюс к тому республика получила дополнительные
преференции после выборов в Государственную Думу – жители Мордовии тогда
активно поддержали курс на стабильное развитие.
- Только в этом году на строительство, реконструкцию и капитальный
ремонт дорог будет направлено около 11 млрд. рублей, - отмечает
начальник Управления дорожного строительства РМ Иван Пивкин. – Из них 7
млрд. 400 млн. рублей – на республиканские дороги и 3 млрд. 500 млн. –
на федеральные трассы. Важно подчеркнуть, что значительную долю в 7,4
млрд. рублей занимают безвозмездные субсидии из федерального бюджета –
это в общей сложности 4 млрд. 450 млн. рублей. Эти средства выделены
Мордовии по прямому поручению Владимира Владимировича Путина.
Средства в том числе направляются на реконструкцию республиканских
дорог, на увеличение их пропускной способности. В частности, планируется
завершить реконструкцию трасс Саранск – Ромоданово – Ичалки, Большое
Игнатово – Ардатов, Саранск – Атемар и реконструкцию двух участков
автодороги Потьма – Барашево в Зубово-Полянском и участка в
Темниковском районе.
Здесь важен такой момент. Общий объем субсидий, выделяемых
федеральным бюджетом российским регионам на 2012 год, составляет около
33 млрд. рублей. При этом доля Мордовии в нем составляет 15 %.
Представляете? Это значит, что на создание современной дорожной
инфраструктуры наша республика получает каждый седьмой рубль федеральных
средств!
Уже в этом году на развитие дорожного строительства в сельской
местности будет направлено более 650 млн. рублей. Это значит, что дороги
с твердым покрытием появятся на многих и многих улицах сел, деревень и
районных центров республики. Значительные средства направят на ремонт
дорог до крупных населенных пунктов. Их список уже утвержден, в него
вошли участки дорог Ардатов – Малое Кузьмино, Поводимово – Чиндяново –
Кабаево в Дубенском районе, Кишалы – Стрельниково в Атюрьевском, Троицк –
Селикатный в Ковылкинском, Чамзинка – Отрадный – Кульмино в Чамзинском
районе. Отдельной строкой прописано строительство внутрипоселковых дорог
– именно с ними была связана значительная часть наказов избирателей
Мордовии. Средства на эти цели придут в каждый район республики.
Значительные финансовые вливания получат Рузаевка и Ковылкино.
Важная часть сельской «дорожной программы» - подведение дорог к
населенным пунктам, которые до настоящего времени были «отрезаны» от
дорожной сети, т.е. дорог с твердым покрытием до этих деревень и
поселков не было. В прошлом году по этой программе связь с «большой
землей» получили 13 населенных пунктов. Теперь к ним добавятся еще 9 –
это Косогоры, Гузынцы, Елизаветинка и Гарт в Большеберезниковском
районе, Старое Пшенево и Новое Дракино в Ковылкинском районе, Подгорное
Конаково в Темниковском, Новое Четово в Торбеевском и Чапаево в
Зубово-Полянском районах. На эти цели предусмотрено 200 млн. рублей.
А общая протяженность построенных и отремонтированных в этом году республиканских дорог составит 175 км.
Что касается федеральных трасс – про них, конечно, тоже не забыли. В
этом году продолжится строительство дороги в обход Краснослободска,
реконструкция участка дороги в районе Торбеева, капитальный ремонт
четырех участков трассы М-5 – Урал на подъезде к Саранску общей
протяженностью 32 км. Будет закончен капитальный ремонт ульяновской
трассы на участке Саранск – Аксеново. На пензенском направлении сейчас
начинают реконструкцию шестикилометрового участка от Пензятки в сторону
Рузаевки.
Дорожное строительство на селе будет продолжаться и в последующие
годы, если страна сохранит курс на стабильное развитие. По словам
И.И.Пивкина, уже в этом году начинается проектирование таких дорог, как
Алово – Чирково в Атяшевском районе, Паракино – Черная Промза в
Большеберезниковском, Чекашево – Полянки в Ковылкинском, Шаверки –
Ефаево в Краснослободском районе и других. Кроме того, начато
проектирование двух мостов в Рузаевке и путепровода через железную
дорогу в Ковылкине.
Многие наказы избирателей по дорожной тематике взяты на особый
контроль. Так, например, уже в ближайшее время будет решен вопрос с
ремонтом дорог, тротуаров и дворовых территорий в микрорайоне № 3
п.Торбеево, а в п.Явас по улице Дзержинского будет проложен тротуар.
В прошлом году в рамках партийного проекта «Новые дороги городов
России» на создание комфортной и современной инфраструктуры во дворах
Саранска было направлено около 300 млн. рублей.
На эти средства отремонтированы более 500 дворовых территорий.
Вообще эта программа рассчитана на три года, и за это время в столице
Мордовии должны быть отремонтированы полторы тысячи дворовых территорий.
В этом году на эти цели направляется почти 100 млн. рублей.
Благоустройство дворовых территорий по программе партии «ЕДИНАЯ
РОССИЯ» позволит снять одну из самых актуальных проблем в городе, ведь
еще совсем недавно больше всего нареканий и обращений граждан были
связаны именно с ненадлежащим состоянием дворов. Уже сейчас количество
жалоб заметно снизилось, а в 2013 году эта проблема должна быть решена
полностью.
Наталья ПОНОМАРЕВА.
«Известия Мордовии»