Никто не будет спорить с тем, что каждый из нас в той
или иной мере является потребителем. Ежедневно мы приобретаем продукты
питания, чуть реже делаем более крупные покупки – мебель, стиральные
машины, холодильники, сотовые телефоны и т.д., нередко сталкиваясь или с
недобросовестностью продавцов, пытающихся продать некачественный товар,
или с тем, что товар выходит из строя в первые дни эксплуатации.
Отстоять свои права, вернув потраченные деньги или обменяв
некачественное изделие на хорошую вещь, – дело подчас трудоемкое и
долгое. Не каждый сможет довести его до логического конца. Помочь
потребителям в защите своих прав и призван созданный в январе 2010 года
на базе ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия»
Консультационный центр для потребителей. Теперь с любым вопросом,
связанным с потребительским правом, можно обратиться сюда.
Квалифицированные специалисты подробно расскажут, как следует поступать в
том или ином случае. Центр оказывает услуги на безвозмездной основе.
На защите интересов
ания региональной сети информирования и консультирования была
вызвана тем, что Управление Роспотребнадзора по Республике Мордовия было
просто перегружено обращениями граждан, касающихся споров
имущественного характера. Это и явилось основанием для создания
консультационного центра и пунктов, специалисты которых разъясняют
гражданам положения законодательства о защите прав потребителей, -
поясняет заведующая отделом организации и обеспечения деятельности
учреждения - руководитель Консультационного центра для потребителей
Лилия Юрьевна Юртанова.
Вновь созданная сеть сразу стала пользоваться вниманием жителей
республики. Сюда стали обращаться обиженные покупатели, недовольные
купленным товаром, обманутые потребители, которым по той или иной
причине не вернули потраченные деньги или не обменяли товар.
Если в 2010 году в Консультационный центр обратились чуть свыше 1000
потребителей, то в 2011 году было зарегистрировано свыше 3 тысяч
обращений различного характера.
Техника сломалась,
но кредит платить нужно
В Консультационный центр обращаются люди с самыми разными вопросами,
касающимися имущественных споров. Но все же можно выделить самые острые,
актуальные проблемы.
Нередко у специалистов ищут ответ жители республики, купившие в
кредит сложную бытовую технику. Как правило, непосредственно в торговой
организации находится специалист банка, который сразу же оформляет
покупателю кредит, зачастую под очень большие проценты, о чем в
договоре, конечно же, написано, однако очень мелким шрифтом. Покупатель
же искренне полагает, что кредит ему предоставила та же торговая
организация, где он приобрел товар. Довольный покупками, человек
возвращается домой. Однако нередко ломается все, что было приобретено.
Покупатели не платят кредит и очень удивляются, когда из банка,
предоставившего кредит, звонят и требуют заплатить, кроме суммы кредита,
штраф за просрочку платежа.
- Отвечая на вопрос вашей читательницы, могу сказать, что женщина
не права. Требования банка совершенно законны. Покупатель обязан
платить кредит согласно условиям кредитного договора, так как он брал
взаймы средства у банка, а не у торговой организации, - говорит Л.Ю. Юртанова.
Специалисты советуют платить проценты по кредиту даже в том случае,
если купленная техника вышла из строя, однако настоятельно рекомендуют
сохранять все чеки. Впоследствии они очень пригодятся вам в суде, если
до этого дойдет дело. Ни одна контролирующая организация не сможет
повлиять на торговую точку по вопросу возврата денежных средств. Вынести
решение в пользу обманутого покупателя может только суд!
Право вернуть деньги или обменять товар
Такое право имеется у покупателей, купивших технически сложный товар
(к нему относятся системные блоки, стационарные или портативные
компьютеры, ноутбуки, мониторы с цифровым блоком управления, цифровые
фото- и видеокамеры и т.д.). Так, если гражданин приобрел такой товар
(холодильник, телевизор, стиральную машину и т.д.), то в случае его
поломки в течение 15 дней со дня покупки покупатель вправе вернуть товар
продавцу и потребовать возврата денег. Но только претензии он должен
предъявлять не банку, в котором взял кредит, а торговой организации. «Предъявив
претензии торговой организации, человек вправе рассчитывать на возврат
стоимости покупки, а также процентов, которые он успел внести в банк.
Если дело дойдет до суда, то покупатель вправе требовать не только
возврата своих денег, но так же и неустойки», - подчеркивают специалисты.
Если же поломка технически сложного товара произошла по истечении 15
дней, то потребитель имеет право претендовать лишь на гарантийный ремонт
товара либо на соразмерное уменьшение его цены. Следует обратить
внимание, что срок ремонта не может превышать 45 дней. По его окончании
следует взять документ о том, какой именно недостаток был устранен.
И еще, специалисты Центра советуют все претензии торговой точке
оформлять в письменном виде в 2-х экземплярах. Это тоже документ,
имеющий законную силу!
Ношеную обувь менять нельзя!
Увы, нередко горожане обращаются в Консультационный центр для
потребителей с требованием воздействовать на торговую организацию, не
желающую принять назад не подошедшую покупателю обувь.
- Многие искренне уверены в том, что они могут вернуть не
подошедшую им по размеру или цвету обувь после того, как они прошлись в
только что купленных сапожках или туфлях всего несколько метров по
улице, - говорит Лилия Юртанова. – Это не так. Покупатель имеет
право обменять этот товар у продавца только в том случае, если с
момента покупки не прошло 14 дней, и если обувь не была в употреблении,
не нарушен ее товарный вид и сохранены потребительские свойства, пломбы,
фабричные ярлыки. В любом ином случае обувь в торговую точку вернуть
невозможно.
Обратиться может каждый!
Еще в январе этого года в Саранске в «Центре гигиены и эпидемиологии в
РМ», а так- же в каждом из пяти филиалов, расположенных в районах
республики (Краснослободском, Рузаевском, Крвылкинском, Чамзинском и
Ромодановском районах), были установлены информационные терминалы, в
которых пользователи могут получить всю необходимую информацию в сфере
защиты прав потребителей.
Кроме того, в настоящее время у жителей Мордовии появилась
возможность связаться со специалистами Консультационного центра
посредством Skype (kons_center). Все желающие также могут задать
интересующий вопрос по электронной почте (kczpp@13cge.ru).
Телефон «горячей линии»:
8 (8342) 24-62-68.
Наталья КРЫЛОВА.