Пятница, 19.04.2024, 07:05 Красноcлободск Приветствую Вас, Гость
 
Главная | Форум | Регистрация | Вход | RSS
Погода в Слободе

Погода в Краснослободске на неделю!


Перекресток

Канал на YouTube
Говорит и показывает...
YouTube - Краснослободск, Мордовия!

Форма входа

15244 просмотра

Поиск в КС

Статистика

Сейчас в Слободе: 6
Гостей: 6
Жителей: 0

Сегодня поздоровались:

Наша кнопка:

Краснослободск, Мордовия


Опрос

В 2016 году планируется установка памятника солдату Великой Отечественной войны в г.Краснослободске (нынешний мемориал, безусловно, останется на своем месте).


  Фотогалерея

Новинки в фотоальбомах

Случайные фотографии

  Новости раздела:

Духовное развитие [24]
Благотворительство и меценатство
Три "кита" [11]
Образование, здравоохранение, культура
Главная » Статьи » СоцКультБыт » Духовное развитие

Житие праведной княжны Надежды Данииловны Бибарсовой, основательницы Краснослободского Троицкого женского монастыря (3 часть)

VI. Постепенное умножение сестер богадельни и возрастающая о ней известность при жизни княжны (1848 – 1851 гг.)

Высокоподвижническая жизнь основательницы богадельни и высоконравственная жизнь ее обитательниц стали привлекать к себе внимание многих окружающих поселян, хотя княжна Надежда желала от всей души укрыться от известности, тем более от суетной мирской славы. Но как укроется град верху горы стоя?

Отовсюду, по утверждении богадельни, начали стекаться к основательнице, и к настоятельнице Татиане Мартиновне Мещериной, как к опытной руководительнице в духовной жизни, девственницы и вдовы, ищущие духовного спасения. Несмотря на недостаточность средств к содержанию умножившегося числа сестер, старицы  подвижницы, княжна и настоятельница, укрепляемые верою в промысел Божий, пекущийся о всех надеющихся на помощь Его, принимали под свой кров всякого возраста чад Православной Церкви женского пола, ищущих спасения. Господь Бог, видя веру стариц, руководительниц в Его безпредельное милосердие и тщание пасомых о своем спасении, посылал со всех сторон щедрую милостыню.

Еще большую известность дало этой богадельне явленное над нею знамение милосердия Божия в 1848 году. Это был год появления в России гибельной холеры; и Пензенская губерния испытала это ужасное бедствие в широких размерах; смертоносная эпидемия проникла и в пределы уездного города Краснослободска с его окрестностями. К этой беде присоединилась и другая – повсеместная беда – засуха и, как последствие ее, падеж скота. В течение 3 летних месяцев не было ни капли дождя, вода в реках и колодцах начала ощутительно убывать. Много пострадало от засухи, а особенно от холеры и небольшое селение Ковыляй: жители его были в ужасе, отчаянии, ибо редкий дом не имел покойника. Такими же чувствами были проникнуты и обитательницы богадельни, как слабые люди. Но привыкшие верить в милосердие Божие, в благоприятные для них времена, выражая свою покорность воле Божией, в постоянном молитвенном возношении к Нему, сестры обители, во главе со своими руководительницами – княжною Надеждою и настоятельницею Татианою Мещериной, усугубили свои молитвы к Подателю всяческих благ, Иже хощет всем человеком спастися и в разум истины прийти, вознося молитвы пред глубоко чтимой всеми иконой Заступницы рода христианского... И глубокая вера в милосердие Божие, и усиленные подвиги молитвы не оказались посрамленными. В эту тяжелую годинуБогоматерь явила обители свою помощь, совершив пред глазами ее обитательниц дивные дела.Одной крестьянской девице села Ковыляй, по рассказам старожилов, является во сне неизвестный старец и говорит: «скажи сестрам Ковыляевской обители, чтобы они отыскали на колокольне (между старыми образами) икону Божией Матери, всех скорбящих Радости и совершили пред Нею молебствие: тогда минует их смертоносная болезнь». Три раза являлся девице старец с этим повелением, котороеона наконец решилась исполнить. С верою и надеждоюна милость Божию и Покров Заступницы принялисестры извещение это и немедленно исполнили повеление. Две сестры, избранные начальницей богадельни, с coгласия княжны, на cиeсвятое дело, помолившись Богу, отправились на указанное в сновидении место...но их святая ревность не скоро увенчалась успехом: хотя oни и нашли на колокольне несколько икон, однако на них совсем не было заметно изображение святых ликов: они от времени и ненастья совсем повыцвели,ибо стояли почти на открытом месте с давних пор. Сестры выбрали из числа их одну доску, которая по объему соответствовалаописанной в сновидении, принесли ее в обитель и над колодцем, стоявшим посреди оной, тщательно омыли дску, вследствие чего тотчас обозначилось на ней, хотя и не очень ясно, изображение Заступницы скорбящих. В следующую же ночь совершилось над колодцем, над коим омывали икону, дивное знамение: вода в нем, благодаря засухе, бывшая у дна и едва добываемая на нужды обители, прибыла на такую высоту, что на утро ее начали доставать без почерпала. Усердием попечительницы и начальницы обители с сестрами икона скоро была поновлена; отслужив пред сей иконою молебен с водосвятием, сестры с крестным ходом обнесли ее вокруг обители. И зараза не проникла застены обиталища сестер. Весть о таком чудесном явлении иконы быстро распространилась в ближайших местностях, и не замедлили явиться верующие, ищущие спасения и исцеления от святыни. Города Темникова (18 верст от обители) купеческая жена вдова, страдавшая припадками беспамятства (вероятно, временным умопомешательством), пpиехала со своею матерью в Рождество-Богородицкую обитель помолиться, поделиться с сестрами своим горем, надеясь вместе с тем, не явит ли Господь Своей милости над ней от новой иконы, так дивно явившейся и уже явившей знамение (неожиданное прибытие воды в колодце). Сестры после усиленной молитвы посоветовали больной напиться воды из колодца отмеченного вышеозначенным знамением; больная с верою исполнила совети отправилась домой. На пути напал на больную крепкий сон, так, что она очнулась только при въездев свой родной город, и с тех пор припадки ее болезни не возобновлялись.

Икона «Всех скорбящих Радости», так дивно обретенная и прославившаяся вышеуказанными чудотворениями, с тех же пор сделалась глубоко-чтимою не только сестрами обители, но и со стороны окрестных жителей. Доселе притекают к Заступнице пред этою иконою с вероюи усердием для испрошения покрова и помощи БожиейМатери в различных своих скорбях и болезнях; служат молебны и по верепользуются благодатною помощью. 24 октября в монастыре, в больничном храмесовершается торжественное Богослужение пред этой иконой, как храмовой, и Богослужение это привлекает массу богомольцев из соседних сел и деревень.

VII. Внутренняя жизнь сестер обители, приобретение земельного участка; закладка храмов; последние годы жизни княжны, ее кончина и погребение (1852 – 1862 гг.)

Жизнь богадельни была совершенно монастырскою; в богадельневсе выполнялось по монастырскому чиноположению: сестры носили одежду, усвоенную общинам и монастырям; к Богослужению, отправляющемуся в приходской Рождество-Богородицкой церкви в воскресные и праздничные дни, ходили все без опущения; келейные монашеские правила, установленные св. отцами, исполнялись старицами в помещениях обители; ими же совершалось неусыпное чтение псалтири как о здравии живых, так и о упокоении усопших, по монастырскому уставу, денно и нощно. Непременною обязанностью старших сестер и постоянным их занятием были домашние работы, а в летнее время – полевые; свободное от сих трудов время онипосвящали на обучение младших сестер грамоте и рукоделию. С другой стороны, к этому времени богадельня значительно обогатилась и материально; в дополнение к пожертвованной княжною 6 1/2 десятинам, пожертвовано еще 12 десятин в Ковыляевских дачах; на усадебной, пожертвованной княжною, земле к этому времени возведены четыре деревянных одноэтажных корпуса: один для помещения настоятельницы, возле него кельи для сестер, третьи для занятия рукоделием и четвертый, небольшой, для принятия странников. В это время полагается основание тем искусствам и ремеслам, которые свойственны всем женским монастырям и служат подспорьем в делеобеспечения сестер материальными средствами. По инициативе настоятельницы Татианы Мещериной, с благословения Преосвященнейшего Амвросия II, младшие послушницы, имевшие голоса, способные к пению, должны были обучаться пению, чтобы с течением времени мог образоваться хор. Обязанность обучать пению в начале была возложена на причетника Рождество-Богородицкой церкви; а затем вскоре, в 1854 году, в богадельню вызвана была из Ардатовской Покровской общины, Нижегородской губернии, девица (из мещан) Феодосия Семенова Турусова специально для обучения сестер церковному пению, а также белошвейной и образной работе. Ей и были вручены сестры, способные к обучению вышеуказанным предметам. Клиросное пение Турусова до того усовершенствовала, что и при ее приемницах по управлению хором из местных монастырских хоров Ковыляевский хор считался лучшим, так что нередко городские жители, не смотря па значительную отдаленность (35 верст), ездили туда усладить свой религиозный слух высокоприятнымцерковным пением сестер обители. Не менее высоко поставлено было девицею Феодосиею и рукоделие, как-то: вышивание гладью, уборка икон цветами и фольгой.

Старанием деятельной настоятельницы Татианы Мещериной в 1861 году приобретен из казенных дач земельный участок в 25 десятин, в версте от села Ковыляй.

В 1862 году неусыпными трудами настоятельницы и сестер, а равно усердием благотворителей на новом участке был поставлен первый деревянный одноэтажный небольшой корпус для помещения сестер и заложены два храма: теплая деревянная больничная церковь и каменный холодный собор.

Между тем как обитель так росла и укреплялась, основательница ее, княжна Надежда, имея уже 75 лет от роду, становилась все слабее и слабее и наконец совсем стала неспособной к работе. Она заболела еще в 1852 г., страдала она жестокою ломотою во всем телетак что нельзя было дотронуться до него, чтобы не произвести сильнейшей боли; при этом у нее совсем не было сна, только кратковременная дремота облегчала несколько ее болезненные припадки. Таковое болезненное состояние довело ее до такой слабости, что она не могла ходить и потому много лет была лишена утешения слушать церковные службы. Несмотря на это, она часто причащалась Св. Тайн, для чего являлись со св. Дарами священнослужители, в ее келью, тотчас после литургии, в сопровождении любящих и почитающих ее сестер богадельни. Лечиться она не хотела, а полагала все упование свое на помощь Вышнего, вверив себя совершенно Его водительству. С неимоверным долготерпением переносила она свои страдания и никогда не роптала на свою судьбу. Между тем как телом она страдала, дух ее восходил горе; душа ее исполнялась любви к Богу и ближним. Молитвослов, по благочестивой привычке княжны, не выходил из ее рук; к удивлению всех, она сама для себя читала ежедневно утренние и вечерние молитвы, известные наизусть акафисты и т. п.

Наконец 7 августа 1862 года в десятом часу по полуночи, по прочтении часов, которые читались ежедневно у нее в кельи, во время чтения акафиста Успению Пресвятой Богородицы, на 85 году своей жизни, она мирно и тихо предала свой дух в руцы Божьи. Напутствованная св. таинствами Православной Церкви, княжна почила о Господе в твердом уповании на милосердие Божие, сподобившись еще в сей жизни преисполниться благодатных утешений от Господа за понесенные ею труды из любви к Богу и ближним. Незадолго до кончины, в июне 1862 года, сестры удостоились слышать из уст святительских и предречение загробной участи почившей: Apxиeпископ Варлаам, посетивший в это время богадельню, благословляя старицу-княжну, произнес: «Созрел виноград! Венец готов». На эти утешительные слова княжна отвечала одними рыданиями: от сильного волнения и слабости нервов она не могла проговорить ни слова... Сестрам, окружавшим смертный одр княжны и всем пришедшим просить ее молитв, она отвечала твердым голосом, как чуждая предсмертных страданий: «Молилась, молюсь и буду молиться». По омовении, с достодолжным почтением к почившей подвижнице, тело ее было положено во гроб, приготовленный ею для себя за несколько лет до кончины. 9-го августа совершен был вынос останков княжны в Рождество-Богородицкую церковь, по принятому обычаю, с пением. Как при жизни своей она любовью и смирением многих привлекала к себе, так и по кончине княжны та же любовь собрала многих к ее погребению. Когда огласилась весть о ее кончине, из окрестностей стали стекаться лица всякого звания, желавшие воздать ей последний долг почтения. После божественной литургии совершено было отпевание и погребение почившей приходским священником, ее духовником, отцем Феодором. Место погребения было ею назначено при жизни; она просила предать тело земле при Рождество-Богородицкой церкви села Ковыляя, возле праха покойных ее родителей, что и было исполнено в точности по ее завещанию.

 

Категория: Духовное развитие | Добавил: VETKA (15.09.2015)
Просмотров: 1959 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Троицкий собор

Старец Иероним

К 90-летию Краснослободского р-на

О Новом Зубареве

Русское Маскино

Интересные статьи

Мнения о новостях
А насколько это все законно?
А если это вынести на общественное обсуждение - например, к Малахову на канал?))
И чтобы об этом высказалась Администрация Президента России. Ну хотя бы Песк




7160 просмотров


При копировании данных ссылка на сайт http://kc13.ru/ обязательна | Краснослободск ©2024 |