Суббота, 27.04.2024, 14:33 Красноcлободск Приветствую Вас, Гость
 
Главная | Форум | Регистрация | Вход | RSS
Погода в Слободе

Погода в Краснослободске на неделю!


Перекресток

Канал на YouTube
Говорит и показывает...
YouTube - Краснослободск, Мордовия!

Форма входа

15244 просмотра

Поиск в КС

Статистика

Сейчас в Слободе: 4
Гостей: 4
Жителей: 0

Сегодня поздоровались:

Наша кнопка:

Краснослободск, Мордовия


Опрос

В 2016 году планируется установка памятника солдату Великой Отечественной войны в г.Краснослободске (нынешний мемориал, безусловно, останется на своем месте).


  Фотогалерея

Новинки в фотоальбомах

Случайные фотографии

  Новости раздела:

Люди и судьбы [67]
Добрый след на земле
Знаменитые земляки [31]
Когда есть, кем гордиться...
Главная » Статьи » Краснослободчане » Люди и судьбы

Состояние кадров учителей земских школ мордовского края во второй половине XIX в. (Часть 2)

Обеспечение начальной народной школы учительским персоналом в количественном и качественном отношении в XIX в. представляло одну из важных и трудных сторон школьного дела. Учитель на- чальной народной школы был и основателем ее, и творцом, и центром, на котором главным образом зиждились успехи школы. Все зависело от его под- готовленности к учительской деятельности, от его образования, общего развития, от его отношения к данному делу и вообще от его личных качеств. «Личные качества учителя, его отношение к делу и образовательная подготовка в начальной школе вообще, и в сельской школе в особенности, имели несравненно большее значение, чем в учебных за- ведениях иного типа» [8, 167]. Личность учителя во все времена является одним из важнейших, если не самым важным фактором школьной жизни. Деятельность учителя народной школы была многогранна, от него зависели качество и глубина обучения детей, на него были возложены обязан- ности заведовать народной библиотекой, руководить чтением читателей, рекомендовать те или другие книги. Учитель – один из организаторов и участников проведения народных чтений, дополнительных классных занятий и, наконец, один из главных участников просветительных начинаний.

Формирование самого многочисленного отряда земской интеллигенции – учителей, отмечала Н. М. Пирумова, связано с появлением и ростом земской школы [20, 45]. Большую роль в развитии образования в порефор- менном мордовском крае сыграли В. Х. Хохряков (Пензенская губерния), И. Н. Ульянов (Симбирская губерния). Благодаря стараниям В. Х. Хохрякова и И. Н. Ульянова готовились учительские ка- дры для национальных школ края. В частности, В. Х. Хохряков, будучи директором Пензенской учительской семинарии, куда принимались слу- шателями дети крестьян, в том числе девушки, содействовал поступлению в нее мордовской молодежи. Стремясь улучшить состояние школь- ного обучения среди инородцев, в 1879 г. он ввел для семинаристов из мордвы преподавание мордовского языка, принимал активное участие в составлении учебных пособий для мордовской начальной школы [9, 297]. В отчете И. Н. Ульянова о состоянии народного образования в Симбирской губернии за 1878 г. указывалось, какую подготовку имели учителя и учительницы, работающие в народных школах Ардатовского уезда. Например, в Жаренском во- лостном училище работал М. Марсальский, окон- чивший духовное училище, Козловском волост- ном – Н. Ховрин, окончивший уездное училище, Тархановском волостном – И. Поспелов – духов- ное училище, Болдасевском земском – М. Смир- нов – духовное училище, Лобаскинском волостном – Н. Невский – духовную семинарию, Хлы- стовском земском – Н. Гневушев – уездное училище, Маресевском земском – Н. Добро- хотов – духовную семинарию, Косогорском земском – С. Розов – духовную семинарию, Найманском земском – Ф. Ягодинский – ду- ховную семинарию, Атяшевском волостном – Ф. Поспелов – уездное училище, Игнатовском земском – И. Лукьянов – уездное училище, Шугуровском волостном – К. Сомов – уездное училище, Кечушевском земском – Н. Вознесен- ский – уездное училище, Каменском волостном училище – А. Хохлов, окончивший Порецкую учительскую семинарию [17, 83–244]. Таким образом, в 17 мордовских училищах 7 учителей окончили духовное училище или ду- ховную семинарию, 9 чел. – уездные училища, и только один – учительскую семинарию. В числе учителей, работавших в мордовских школах, отсутствовали лица коренной националь- ности. Однако это не значит, что среди учителей они вообще отсутствовали. Такие учителя были, и об этом говорят упоминания в числе обучающихся в Казанской, Пензенской и Порецкой учительских семинариях мордвы, чувашей, удмуртов и других инородцев. Наиболее важным показателем, характеризующим педагогов при анализе их состава, является образо- вательный ценз учителей и учительниц. В школах системы Министерства народного про- свещения Тамбовской губернии среди учителей было много выпускников Тамбовского Екатерининского учительского института, который был учрежден по особому положению с названием учительского института, но с программой и уставом учительских семинарий и относился к разряду низших учебных заведений. Анализ качественного состава учительниц показал, что среди них значительную группу состав- ляли воспитанницы епархиальных училищ (30,05 %). На долю выпускниц гимназии, женского института и Петербургских учительских курсов приходилось 17,37 %. Вместе с тем учительниц со специальной педагогической подготовкой в школах Тамбовской губернии было незначительное количество (0,70 %) [8, 171]. В Спасском уезде из 25 учителей и учительниц с достаточной подготовкой были 35,71 % учителей и 37,50 % учительниц, тогда как в целом по Тамбовской губернии эти показатели равнялись соответственно 58,54 и 42,39 % [8, 172]. Конец 1860-х – начало 1870-х гг. стали временем обновления народной школы, внедрения новых ме- тодов обучения детей, подготовки педагогических кадров. Для повышения качественного состава учителей школ использовались возможности про- водимых учительских съездов, различных педаго- гических курсов. В 1874 г. вышло распоряжение министра народ- ного просвещения графа Д. А. Толстого, в котором указывалось, чтобы «учительские съезды или, что то же, краткосрочные педагогические курсы… устраивались, по мере возможности, при местных учительских семинариях; чтобы руководителями и преподавателями были наставники семинарии и учителя начальных училищ, при участии директоров оных; чтобы программы и распределение занятий на съездах были составляемы педагогическими советами семинарий и чтобы деньги, назначаемые обыкновенно учредителями съездов на возна- граждение оных по соглашению с учредителями, были распределяемы между должностными лицами семинарий» [8, 36]. Открывались учительские школы, где готовились педагоги. В Спасском уезде функционировали две такие школы: женская в Кириллове и мужская в Виндрее. В них в общей сложности обучалось 73 чел. В числе учащихся были представители разных сословий: крестьян – 46, мещан – 8, духовного сословия – 12, дворян – 1, других сословий – 6 [24, 546]. Среди выпускников высшей начальной школы при Виндрейском же- лезоделательном заводе Спасского уезда был З. Ф. Дорофеев, который окончил затем Казанскую учительскую инородческую семинарию и долгие годы работал в начальной школе с. Польское Ардашево Темниковского уезда. 2012. № 1/2 36Финно угорский мир – Учительские кадры начала ХХ в. Большая работа по подготовке учительских кадров проводилась в ХХ столетии, в результате чего несколько улучшился качественный состав педагогических кадров в начальных народных школах. Например, в 1904 г. в Краснослободском уезде 5 учителей окончили курсы в учительских семинариях, 14 учительниц – курс средних учеб- ных заведений, получили звание по испытанию 10 учителей и 32 учительницы [19, 11]. В 1907 г. учителей с педагогическим образова- нием в общей их массе было 8,1 %, а учительниц со средним образованием – 22,98 %. Анализируя распределение учительского состава по образовательному цензу, согласно методике, предложенной Харьковским съездом по статистике народного образования и примененной в работах однодневной переписи 1911 г., можно выделить три группы педагогов. В первую входят педагоги, окончившие курс высших учебных заведений и получившие полное общее среднее образование в духовной семинарии, епархиальном училище или гимназии женской или мужской. Вторую группу составляют педагоги, получившие среднее специ- альное педагогическое образование на базе учи- тельской семинарии. Наконец, третья группа – это получившие низшее педагогическое образование и общее ниже среднего. Сюда относятся те, кто вы- держал специальный экзамен на звание народного учителя и прошел 2-летние педагогические курсы при городских училищах. В Краснослободском уезде образовательный уровень учителей земских школ в первой груп- пе составлял 45,9 %, во второй – 7,2, в третьей – 46,9 % [23, 32]. Интерес представляет образовательный уровень вновь поступивших в школы учителей, который го- ворит о степени их подготовленности к педагогиче- ской работе. Если в целом по Пензенской губернии значительное большинство новых педагогов пришли на работу с удовлетворительной подготовкой и только чуть более 24 % были с образованием ниже среднего, то в Краснослободском уезде общее сред- нее образование имели 82,1 % вновь поступивших, 3,6 – окончили учительские семинарии, 14,3 % имели низшее педагогическое образование и общее ниже среднего [23, 40]. На 1 января 1913 г. преподавателями в школах Краснослободского уезда работали 25 учителей и 88 учительниц. По образовательному уровню 11 учителей окончили учительскую семинарию, 3 – духовную семинарию, 1 – педагогические курсы, 10 – получили учительское звание по особому испы- танию. Из числа учительниц 38 окончили гимназию, 11 – епархиальное училище, 16 – прогимназию и 23 получили учительское звание по испытанию [18, 17]. Для сравнения: в Темниковском уезде в 1901 г. в народных училищах учителями с педагогическим образованием состояли 11 чел., или 20 % всего состава, со свидетельством из средних учебных заведений – 18, или 33 %, со свидетельством на учительское звание – 24, или 44 %, не имеющих права на преподавание – 2, или 3 % [6, 1901 г., 222]. В 1906/07 учебном году в Темниковском уез- де в 56 школах работали 47 учителей (42 %) и 51 учительница (52 %). Как видим, число учи- телей и учительниц было почти одинаково. С педагогическим и средним образованием было 52 чел., или 53 % учителей и учительниц, с учи- тельскими свидетельствами работали 44 педагога, что составляло 45 %. Остальные 2 % были без учительских свидетельств [6, 1907 г., 353]. Среди учителей было много талантливых педа- гогов, отдающих все свое время педагогической деятельности. В их числе можно назвать Алексея Кузьмина, проработавшего в Вознесенскозаводской школе в течение 26 лет, начиная с 1881 г., и Ольгу Ремизову, отдавшую Новопошатскому училищу 25 лет жизни (с 1883 г.). В народных школах работали следующие учителя, имеющие педагогическое образование, окончившие Тамбовский учительский институт: Павел Романо- вич Анашкин – Авкимановское училище, Алексей Иванович Ефимов – Мельсетевская школа, Павел Николаевич Предтеченский – Надежкинская школа, Александр Николаевич Алаев – Шокшинская шко- ла. С институтским образованием в министерских школах работали Сергей Кириллович Ананьев, Андрей Григорьевич Орешкин – Ермишинская 2-классная школа, Николай Иванович Келогалов, Михаил Васильевич Сермякин – Сумерекская 2-классная школа, Федор Федорович Горлов и Михаил Степанович Комяков – Кадомское приходское училище [6, 222]. 

К 1 января 1908 г. в г. Темникове и его уезде, не считая церковных школ, было 64 начальных народных училища. В них работали 48 учителей (45 %) и 60 учительниц (55 %). Среди них педа- гогов по светским предметам с педагогическим образованием было 64 (59 %), с учительскими свидетельствами – 43 (40), без свидетельств – 1 (1%) [6, 1908 г., 88–89]. По имеющимся данным, к 1 января 1914 г. в штате всех начальных училищ Темниковского уезда состо- яло 176 учителей и учительниц, в том числе 44 мужчины и 132 женщины. По общеобразова- тельному уровню кадры педагогов выглядели следу- ющим образом: учителей со специальным педагоги- ческим образованием было 20 (11,4 %), учитель- ниц – 66 (37,5 %); учителей со средним и началь- ным образованием – 24 (13,6 %), учительниц – 66 (37,5 %) [6, 1914 г., 304–305]. В 1904 г. в Ардатовском уезде во всей системе народного образования (в земских, министерских, церковно-приходских школах) было занято 120 чел., из них 59 мужчин (49,2 %) и 61 женщина (50,8 %) [1, 1904 г., № 10/11, 53]. По сословному положению из представи- телей привилегированных сословий работали учителями в земских школах губернии 10,3 %, министерских – 4,1, церковно-приходских – 3,0 %. Духовенство в земских школах представляло 19,9 %, министерских – 14,5, церковно-приход- ских – 36,1 %. Из представителей крестьян учителями работали в земских школах 44,6 %, министерских – 77,3, церковно-приходских – 51,5 %; купцов и мещан соответственно – 25,2; 4,1 и 9,4 % [1, 1906 г., № 3, 55]. Приведенные данные дают нам повод сказать, что среди учителей преобладали лица крестьянского сословия (50,7 %), затем шли лица духовного сословия (24,5), мещане и купцы (17,6), менее всего в числе учителей было представителей привилегированных сословий – всего 7,2 %. Общая грамотность всех учителей по всем видам школ выглядела следующим образом: со специ- альным образованием – 16,2 %, со средним – 16,3, с низшим – 67,5 %. В целом по всем училищам пре- обладало число учителей с низшим образованием. Определенный интерес представляет для нас то, какие учебные заведения оканчивали учителя школ. Из числа преподавателей земских школ 42,9 % окончили курсы в средних и специальных учебных заведениях, 57,1 % имели педагогические свидетельства. В министерских школах 57,1 % учителей окончили курс в средних и специальных учебных заведениях, 42,9 % не окончили курса, но имели педагогические свидетельства.

В церковно-приходских школах окончившие средние и специальные учебные заведения составляли 3,4 %, имеющие педагогические свидетельства – 48,3, не имеющие свидетельств – 48,1 % [1, 1904 г., № 10/11, 80]. Таким образом, в земских школах среди преподавателей на первом месте были лица, имеющие только педагогические сви- детельства. В министерских школах 57,1 % учителей окон- чили средние и специальные учебные заведения, 42,9 % имели педагогические свидетельства. В церковно-приходских школах насчитывалось только 3,4 % окончивших средние и специальные учебные заведения, тогда как 48,3 % имели только педагогические свидетельства на право преподава- ния и такой же процент был учителей, не имеющих такового свидетельства. Среди учительниц в земских школах, окончив- ших средние и специальные учебные заведения, было 23,7 % от общего их числа, имеющих педа- гогические свидетельства – 73,7, и только 2,6 % учительниц не имели педагогических свидетельств. В министерских школах все учительницы не имели педагогических свидетельств. В церковно-приходских школах насчитывалось 28,6 % учителей, окончивших средние и специальные учебные заведения, 57,1 – имеющих педагогические свидетельства и 14,3 % не имевших педагогических свидетельств. Таким образом, учителя в школах Ардатовского уезда по сравнению с учительницами имели более качественное образование. В целом же во всех школах уезда в 1904 г. рабо- тало 24,8 % учителей и учительниц, окончивших средние и специальные учебные заведения, 59,0 – имеющих педагогические свидетельства и 16,2 % не имеющих свидетельств. В сравнении с губернией в Ардатовском уезде было меньше учителей министерских школ, имеющих педагогические свидетельства (по губернии – 82,4 %), и учителей церковно-приходских школ, окончивших средние и специальные учебные заведения (по губернии – 13,5 %). Среди препо- давательниц эти показатели несколько отличались. В земских школах по сравнению с общегубернски- ми показателями среди них было меньше учите- лей, окончивших средние и специальные учебные заведения, но больше имеющих педагогические свидетельства. В церковно-приходских школах также было боль- ше учителей с педагогическими свидетельствами. Во всех видах школ в уезде по сравнению со средними общегубернскими показателями было больше учителей и учительниц с педагогическими свидетельствами (44,3 %) и не имеющих таких свидетельств (11,9 %), меньше было учителей, окончивших средние и специальные учебные заведения (43,8 %). Не все работающие в школах учителя имели оди- наковые права на осуществление преподавательской деятельности. Одни из них окончили курс в специ- альных и средних учебных заведениях; другие, хотя и не окончили курса, получили по специальному экзамену педагогические свидетельства, и наконец, третьи не имели педагогических свидетельств и за- нимались учительской деятельностью по особому разрешению. В 1910 г. в Ардатовском уезде в 62 начальных училищах работало 188 преподавателей, из них 60 законоучителей (58 священников и 2 диакона) и 128 светских лиц (33 учителя и 95 учительниц) [5, 165]. Таким образом, число учительниц преоб- ладало над числом учителей (74 к 26 %). Из общего числа преподавателей по образовательно- му цензу в процентном отношении картина выглядела следующим образом: со специальной подготовкой были 63,3 % (учителей – 11,7 %, учительниц – 51,5 %). Со средним и начальным образованием – 36,7 % (учителей – 19,1 %, учительниц – 22,6 %). Следовательно, среди учительниц тех, кто имел педагогическую подготовку, было в 4,4 раза больше, чем среди учителей. В первой группе преподавателей 19 учителей прошли курс в учительских семинариях, а 66 учительниц окончили педагогические курсы при Ардатовской женской прогимназии. Что касается второй группы педагогов, то в нее входили один учитель, окончивший курс в духовной семинарии,и 17 учителей, получивших звание по экзамену. Кроме того, 17 учительниц получили образование в женских гимназиях и епархиальных училищах (8 и 9 соответственно) и 12 учительниц имели свидетельства по экзамену [5, 167]. Исходя из приведенных данных, заметим, что качественный состав учителей по сравнению с 1904 г. намного возрос и улучшился. Таким образом, земством принимались определен- ные меры по расширению народного образования, увеличению числа школ и учащихся в них, обеспечению по возможности педагогическими кадрами со специальным образованием.

Категория: Люди и судьбы | Добавил: VETKA (17.12.2015)
Просмотров: 2185 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Троицкий собор

Старец Иероним

К 90-летию Краснослободского р-на

О Новом Зубареве

Русское Маскино

Интересные статьи

Мнения о новостях
А насколько это все законно?
А если это вынести на общественное обсуждение - например, к Малахову на канал?))
И чтобы об этом высказалась Администрация Президента России. Ну хотя бы Песк




7160 просмотров


При копировании данных ссылка на сайт http://kc13.ru/ обязательна | Краснослободск ©2024 |