Среда, 14.11.2018, 16:35 Красноcлободск Приветствую Вас, Гость
 
Главная | Форум | Регистрация | Вход | RSS
Погода в Слободе

Погода в Краснослободске на неделю!


Перекресток

Канал на YouTube
Говорит и показывает...
YouTube - Краснослободск, Мордовия!

Форма входа

15244 просмотра

Поиск в КС

Статистика

Сейчас в Слободе: 6
Гостей: 6
Жителей: 0

Сегодня поздоровались: VETKA

Наша кнопка:

Краснослободск, Мордовия


Опрос

В 2016 году планируется установка памятника солдату Великой Отечественной войны в г.Краснослободске (нынешний мемориал, безусловно, останется на своем месте).


  Фотогалерея

Новинки в фотоальбомах

Случайные фотографии

  Новости раздела:

Разгадывая тайны [25]
Царева вотчина на Мокше
Краеведение [87]
Все о нашем крае
Главная » Статьи » История » Краеведение

Моя малая Родина - Селищи
Существует несколько предположений об образовании села Селищи. Если посмотреть «Топонимический словарь», то там можно прочесть « что первое упоминание о селе. Селищи есть в « Книге письма и дозору Ивана Усова да Ильи Дубровского», которая датируется 1614 годом. Именно в этой книге указывается, что за темниковским служилым татарином Нагаем Бакаевым по выписи Ивана Бутурлина 1613 год было « пашни на диком поле на Селищи доброй земли».Но эта теория очень спорная: во – первых Селищи русское село, во – вторых само название «Селищи» очень распространенное и сейчас в Мордовии существует несколько селений с таким названием. Но это предположение имеет и право на жизнь, так как татарские поселения существовали рядом. Да и названия двух окраинных улиц на селе носят очень интересное название Буртасы. Сейчас одной улицы уже не существует. Иногда, еще в ХVIII в русские именовали мордву «буртасами», так же это название использовали и для некоторой части азиатских племен до ХVII в., которые мы сейчас обобщенно называем татарами.

А вот другая версия, которую поддерживают некоторые историки – краеведы.

Проезжая через земли по дороге из Красной Слободы в Темников алатырским купцам очень понравились места на слияние рек Урейки и Парки. И они написали челобитную царю Алексею Михайловичу. Им было разрешено поселиться на тракте из Краснослободска в Темников. И это был 1667 год. Первое поселение на месте Селищ было ямское. Но и эта теория достаточно слаба.

Еще в 30 –е годы ХVII в. Темниковская дорога проходила «через Булаев кряж, стан ..», т.е. современное село Булаево Темниковского района. Да и село Урей, которое располагается ниже по течению реки Урейки очень древнее, по некоторым данным основано еще в конце ХVI в.

Селищи, село, центр сельской администрации. Население 671 чел. (2006), в основном русские. Расположение на ручье Парка, в 21 км от райцентра, 1,5 км от автодороги Краснослободск – Темников и 56 км от железнодорожной станции Торбеево. Название от русского слова «селище» - место расположения старого поселения. Предположительно возникло в начале XVII в. В «Книге письма и дозору Ивана Усова да Ильи Дубровского 1614 году» упоминается, что за темниковским служилым мурзой Н. Бокаевым было учтено «пашни на диком поле на Селище доброй земли 10 чет».

По документам 1714 г., в Селищах было 48 дворов (524 души муж. пола); действовала деревянная церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. В 1670 г. жители Селищ на стороне разинцев участвовали в осаде г. Краснослободска, в 1774 г. — в боевых действиях за Краснослободск в составе отряда П. Евстафьева против отрядов Е. И. Пугачева. В «Списке населенных мест Пензенской губернии» (1869) Селищи — село казенное из 327 дворов (2 004 чел.), имелось училище. В 1913 г. здесь имелись 1 община из 544 дворов (3 397 чел.), церковь, ЦПШ, медпункт, 3 хлебозапасных магазина, 1 пожарная машина, 5 ветряных мельниц, 3 маслобойки и просодранки, 1 шерсточесалка, 3 кузницы, 2 трактира, 2 пивные и 1 винная лавки. В трех верстах от села находилось имение Котца. Жители занимались отхожими промыслами (около 300 матросов, 33 извозчика, 19 чернорабочих, 1 банщик). В 1931 г. в селе насчитывалось, 740 хозяйств (3 692 чел.).





Село Селищи располагается достаточно на неудобном месте. Здесь во многих местах существуют до сих пор очень болотистые, сырые места. Болотистые огороды есть и на Вершине и на Криушах. Вода заходит в подпола даже на таких высоких местах как Банная гора, Гусевая, Богатая улица. А в прежние годы, т.е. в ХУ11 в. несмотря на возвышенность местность была еще более топкая и болотистая, и, конечно, очень неудобная к населению.

Если бы первые сюда поселились алатырские ямщики, то кажется более вероятным, что село стало бы носить название «Ямское», «Ямская». Хотя в этой теории правдиво только то, что примерно в это время – 20 – 30 лет здесь поселелись русские люди, т.к. в 1675 г. в Селищах была построена первая церковь.

Это скорее не теория, а просто красивая легенда, которая существует у местных жителей.

После Разинского бунта, крестьянам одного из алатырских поселений дарована была свобода и право выбора места жительства. Они собрали свое имущество и поехали, переезжая через болото (Оржавец) одна из лошадей утонула, люди тогда остановились и решили, что земли перед болотом удобны и плодородны, и образовалось село. Как известно Разинское восстание закончилось в 1673 году, а через 2 года в Селищах строится церковь. Как известно люди в то время очень быстро строили церкви. Почти сразу поселившись на новое место, вместе с домами возводили и Божий храм.

Так, что в определенном плане в этой легенде есть и доля правды.

По мнению Кузенькина В.В., что основателями села Селищ были дворцовые крестьяне.

С постройкой крепости Красной Слободы на Мокше начинается обживание этой округи именно русскими и именно дворцовыми крестьянами, лично принадлежащие царю. Вся округа принадлежала двору, как и Красная Слобода. Первые села которые возникли здесь: с. Жабье, Плужное, Ефаево, Тенишево, Гумны. Чуть позже появляется Куликово. Все перечисленные селения указываются в первой «переписи» Краснослободской округи, проведенной ключником государевой Красной Слободы Федором Малым в 1629 –1630 г. В этом же документе село Селищи еще не указывается.

Проблемой в определении зачатков села служит то, что до сих пор никто точно не может сказать на какой речке именно находится село: на Урейке или на Парке. Все местные жители считают, что село на Урейке. Официальные же карты показывают, что на Парке. Такая проблема существовала уже в Х1Х веке. Если на реке Парке, то у Федора Малого указывается « на речке на Парке Банного гумна…» значит уже в 1630 г. существовало чье – то гумно. И как часто тогда бывало люди выселялись и строили там свои дома, так появлялись новые деревни.

Но почему тогда название не «Банново»? Хотя и носит одна из улиц название Банная гора, которая ближе всего располагалась к Темниковскому тракту.

У того же Федора Малого указываются такие интересные названия «Паркинская вершина» и «Вторая Паркинская вершина», «Паркинская застава» через которую проходила «Посольская дорога». Возможно, что эти названия связаны с Селищами.

Само название села говорит, что здесь когда – то кто – то жил, но ушел, оставив жилое место свободным. Вполне вероятно, что здесь и вправду жили буртасы. Это был своеобразный загадочный народ, пришедший на территорию мордвы и расселившийся по берегам рек Суры, Мокшы, Вада. Он исчезает после монголо – татарского нашествия. Но народная память живет дольше. Потому до сих пор существуют по речке Урейке населенные места с названием Буртасы, только числятся они как татарские поселения.

Так что история села Селищи состоит из 2-х частей, старой: буртасской или мордовской.

И с историей, которая началась с поселением в селе Селищи русских дворцовых крестьян.

Это произошло между 1630 –1675 г., т.е. моментом постройки церкви.

Первая известная церковь в Селищах была построена в 1675 году.

«Церковь Введения Пресвятой Богородицы Краснослободского прихода в селе Селищах прибыла вновь..». Других данных о построении здесь церквей в более ранний период нет. С этого времени очень часто Селищи официально начинают именоваться «Введенское, Селищи тот» вплоть до 1917 г. Неизвестно была ли первая церковь построена новой или же куплена уже готовой, как это часто делалось в то время.

Уже в 1726 году был подписан патриарший указ о построении новой церкви взамен ветхой. По данным А.В.Лютова (учителя истории школы №1) в 80-е годы ХУ111 в. селищинцами была куплена церковь в г. Краснослободске, которая в городе была Троицкая (центральная).

Как писал священник селаСелищи в 1904 году из данных памятной книги (там записывали в Х1Х в. по воспоминаниям старожилов):

1-й храм был деревянный, пятиглавый с колокольней во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, сгорел от пожара.

2-й храм был куплен в Красной Слободе, соборная пятиглавая с колокольней, сгорела от пожара.

3- я была построена на прежнем месте. 2-х этажная деревянная церковь: в нижнем этаже во имя Святого Великомученика Дмитрия Солунского, а в верхнем- во имя Святителя и Чудотворца Николая, Архиепископа Мирликийского, сгорела от пожара.

4-я была куплена в с. Про Краснослободского уезда, деревянная без придела и без колокольни, которую освятили 17 февраля 1793 г., в с. Плужном для нее купили колокольню. Сгорела в 1817 г.

5-я была построена новая деревянная церковь без придела и колокольни во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, которая освящена 28 мая 1799 г. (т.е. с 1799 г. в селе существовало две деревянные церкви).

Эта церковь была по причине ветхости продана в с. Шаверки в 1836 г., где и находилась еще до начала ХХ века.

6- ю церковь начали строить в конце 20-х годов, новую, каменную на средства прихожан.

Она была двух престольной и состояла как – бы из двух церквей теплой и холодной. Теплая была освящена 25 октября 1835 г. (во имя св. Великомученика Дмитрия Солунского), а холодная во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы освещена в 1839 году 11 июля. В 1880 году теплый придельный храм вследствии тесноты был перестроен и значительно распространен.

Именно эта церковь и была разобрана в 50-е годы. В приход Введенской церкви села Селищи всегда входили Русские Парки (Голышовка), Тройни и несколько православных домов из Байкеева. Численность прихода не изменялась.

Под церковью было 3 десятин земли, а всего она владела около 150 десятин земли (1 дес= 1,095 га). Именно на церковной земле была Базарная площадь.

Первое кладбище в Селищах была в западной части от церкви. Захоронения на нем были до 70-х годов Х1Х в. Причем там были часовни, гранитные памятники и чугунные плиты.

Потом кладбище перенесли на современное место.

В Селищинской церкви всегда был большой штат священников: в ХУ111 в. и в первой половине Х1Х века 11 человек: 3 священника, 2 дъякона, 3 дъячка и 3 пономаря. С 1838 года численность священников сократилась: 3 священника, 2 дъячка и 4 причетников.

В 1846 году установили штат из 5 лиц: 2 священника, 1 дъякон и 2 причетника.

Интересным фактом является то, что на юго-востоке от села существовала Селищинская пустынь (т.е. монастырь), там было несколько монахов и якобы даже своя церковь. Доподлинно известно, что она очень сильно погорела в 1721 году (когда и была зафиксирована документально).

Жители села не зафиксированы ни в бунте Разина (единственное село, которое разграбили бунтари было Уреем), ни в войне Е.Пугачева. Хотя один отряд и проходил по Темниковской дороге через Селищи, но о том, что произошли какие- то события в связи с этим нам не известно. Повстанцы были также в Урее, грабили в Чукалах. После когда все виновники прошли через Краснослободский уездный суд, то там не оказалось ни одного жителя Селищ (об этом писал историк из Краснослободска И. Беляев в 60 – 70 -х Х1Х в., а он лично работал с архивом Краснослободского уездного суда, который был уничтожен в 1918 –1919 гг).

25 декабря 2010 года исполнится 185 лет со дня восстания декабристов на Сенатской площади в Санкт –Петербурге. Это восстание составило одну из важнейших и славнейших страниц русской истории. Самыми выдающимися деятелями дворянского периода были декабристы и Герцен.

Участниками декабристского движения были и братья Веденяпины: Аполлон и Алексей. Из братьев особенно примечательной была личность старшего из них – Аполлона. Об этом свидетельствуют и воспоминания некоторых близко знавших его декабристов, и архивные материалы.

Аполлон и Алексей Веденяпины происходили из малопоместных дворян села Веденяпина бывшего Темниковского уезда Тамбовской губернии (ныне Теньгушевского района).

Аполлон Васильевич Веденяпин родился в большой и небогатой семье. Детские годы были связаны прежде всего с крестьянским бытом села – бытом тяжелым и беспросветным. Но шло время и Веденяпиным - родителям надо было подумать о дальнейшем воспитании своих детей. Так как рассчитывать на богатое наследство Аполлон не мог, то единственным источником существования могла быть только военная служба. Это решение было оправдано и тем, что служба в русской армии была фамильной традицией Веденяпиных. Где-то в конце августа 1813 года Аполлон вместе с братом Алексеем покинули родной дом и уехали в Тамбов, где им были предоставлены места в Дворянском училище, готовившем своих воспитанников к поступлению в столичные кадетские корпуса.

Осенью 1815 года Аполлон успешно окончил Тамбовское училище и был переведен во 2 –ой кадетский корпус в Петербург. Здесь он учился свыше 5 лет, до 30 сентября 1821 года. Затем был выпущен из 2 –го кадетского корпуса прапорщиком в полевую артиллерию и был назначен в 9 –ю артиллерийскую бригаду 3-го пехотного корпуса. Корпус располагался в Житомире, куда и отправился Веденяпин. Затем он переезжает в городок Таращ, где стояла 2- я легкая конно – артиллерийская рота, в которой он служил прапорщиком.

Так проходила его служба до 1825 года, в котором вся его последующая жизнь круто изменилась. В этот памятный для России год – год восстания декабристов – Аполлон и его брат Алексей стали членами тайного общества Соединенных Славян. Руководителем этого общества был подпоручик 8- й артиллерийской бригады Петр Иванович Борисов.

При вступлении в общество каждый из братьев давал клятву. Вот выдержка из нее.

«Вступая в число Соединенных Славян для избавления себя от тиранства и для возвращения свободы, столь драгоценной роду человеческому, я торжественно присягаю на сем оружии на взаимную любовь… Клянусь, что уста мои только откроют название сего союза перед человеком, когда он докажет несомненное желание быть участником оного.... С мечом в руках достигну цели нами намеченной – пройду тысячу смертей, тысячу препятствий – пройду и посвящу последний вздох свободе и братскому союзу благородных славян».

С начала августа 1825 года части 3-го пехотного корпуса передвинулись в местечко Лещин. Здесь члены общества Соединенных славян узнали о существовании Южного общества, более многочисленного и осенью 1825 года эти два общества соединились. На тайных собраниях обсуждались программно – технические установки обеих обществ, определявшие обязанности их членов, разрабатывались планы предстоящей военной революции. На последнем собрании было назначено восстание на август 1826 года. Славяне взяли на себя одну из самых ответственных задач – убийство Александра 1, которое должно было послужить сигналом к общему воспитанию.

16 сентября 1825 года все полки и артиллерийские роты покинули Лещинский лагерь и ушли на свои зимние квартиры. Аполлон вернулся в Таращу. Через некоторое время по долгу службы ему пришлось переехать в Житомир, где находились его друзья и единомышленники: А.Пестов, И.Иванов. Они часто встречались, делились планами на будущее. Но неожиданно все изменилось. Из Таганрога поступило известие о внезапной кончине Александра 1. Членам Южного общества, так же как и Славянам стало ясно, что ждать теперь 1826 года бессмысленно, что необходимо выступать с оружием в руках теперь же.

В первых числах декабря военные и гражданские чины на юге России получили повеление принести присягу новому императору Константину.

Несмотря на совершенную присягу, Россия, однако оставалась без законного царя: Константин, находясь в Варшаве, не принимал следовавшей ему по престолонаследию короны, так как в августе 1823 г. на «секретном совете» царской семьи было решено после смерти Александра 1 передать престол Николаю.

Так возникло междуцарствие, длившееся с 19 ноября по 14 декабря 1825 г. Этим обстоятельством и решили воспользоваться руководители Северного и Южного обществ.

14 декабря в дни « переприсяги» на Сенатской площади в Петербурге произошло восстание. Но оно было подавлено. В это же время на юге России был арестован П.И.Пестель, Южному обществу был нанесен серьезный удар.

Утром 25 декабря об восстании стало известно в Житомире, где находился Аполлон Веденяпин. 31 декабря в Житомир тайно приехал Алексей Борисов. Узнав о восстании на Сенатской площади, он справедливо решил, что откликом им будет восстание на юге России, где находились главные силы русской армии. 26 декабря состоялось собрание Славян, на котором было решено, что хотя и нет положительного решения от С.Муравьева – Апостола, тем не менее надо держать своих подчиненных в строгой дисциплине, стараться предупреждать беспорядки, обходиться с жителями как можно лучше, тот час после восстания образовать в городе временное правление и объявить об освобождении крепостных людей. На этом собрании активное участие принимал и Аполлон Веденяпин.

31 декабря 1825 года на конспиративном собрании в Житомире на квартире братьев Веденяпиных были приняты решения: А.Борисов возвращается в Новоград – Волынск, поднимает и начинает поход революционных войск на Житомир и Бобруйск.

29 декабря началось восстание Черниговского полка в Трилесах, которым руководил С. Муравьев–Апостол. Но из-за неорганизованности и несогласованности в действиях время было упущено. Николай 1 и его генералы приняли меры к изоляции восставшего полка. 3 января восстание было подавлено. Так завершились бурные события на юге России. Начались повальные аресты, расправы над участниками восстания, над членами тайных декабристских собраний. Главная причина поражения восстания -это отрыв от народа, от закрепощенного крестьянства, оставшегося в стороне от борьбы.

В движении декабристов значительная роль принадлежала обществу Соединенных Славян, членами которого были братья Веденяпины. В центре событий, связанных с подготовкой восстания, с его расширением, находились и другие члены Славянского союза, в том числе и Веденяпин Аполлон. Именно к нему обращался А.Борисов, прибывший 31 декабря 1825 года в Житомир для поднятия восстания. Веденяпину в это время было 22 года.

С момента подавления восстания Черниговского полка Веденяпины ждали ареста со дня на день. Однако долгое время их имена оставались неизвестными созданному царским правительством «Комитету для изыскания соучастников возникшего злоумышленного общества».

2 февраля Аполлон Веденяпин был арестован и 4 февраля доставлен в Зимний дворец, где его допрашивал сам царь. Но А.Веденяпин не назвал новых имен, не было в нем страха и раскаяния, которых так ждал царь. Допрос закончился тем, что декабрист Веденяпин был отправлен в Петропавловскую крепость под строгий надзор.

А. Веденяпин обвинялся по трем пунктам:

-был членом тайного общества, которое ставило своей целью уничтожение существующего самодержавно – крепостнического строя и введение в стране республиканской формы правления (возникновение свободы);

-знал о « предложенном цареубийстве», хотя и не признался в этом;

-знал о подготовке и начале военного мятежа.

11 мая 1826 года следствие по делу подпоручика 9-ой артиллерийской бригады А.Веденяпина было закончено. Аполлон был приговорен к лишению чинов, дворянства и к бессрочной ссылке на поселение. Местом ссылки был назначен Верхневилюйск – небольшой острог на реке Вилюйке, правом притоке Лены.

29 июля ночью Веденяпин был отправлен в ссылку. Пробыв в Верхневилюйске немногим более месяца, его переводят в Киренск. 22 августа Николаем 1 был подписан указ, которым несколько смягчились приговоры декабристам. Из указа следовало, что Веденяпин должен отбыть на поселении 20 лет. В ссылке в Киренске Веденяпин занимался хлебопашеством, проводил опыты с гималайским ячменем. Тяжелые материальные условия заставили Веденяпина просить разрешения заниматься какой-либо работой, например письмоводством в киринских присутственных местах.

В 1837 –1840 годах материальное положение Веденяпина продолжало ухудшаться. Занятия хлебопашеством почти не приносили дохода. Суровый климат, постоянная нужда и духовные переживания подорвали физические силы декабриста. Все чаще и чаще он болеет, что приводит к дополнительным расходам.

31 марта Бенкендорф обратился к Николаю 1 с «всеподданнейшим докладом», в котором рекомендовал определить Веденяпина рядовым на Кавказ. Царь согласился с этим предложением, но Аполлон отказался.

В 1841 году «милостью» царя Аполлону было разрешено поступить на службу в какое –либо богоугодное заведение Сибири.

28 августа 1841 года он был назначен младшим писарем в иркутский военный госпиталь с содержанием 12 рублей ассигнациями в месяц, что было значительно меньше, чем он получал раньше.

Зимой 1841 –1842 гг. Аполлон Веденяпин просил либо предоставить ему больше прав для службы, либо оставить в прежнем звании ссыльнопоселенца и перевести в Тобольскую губернию в один из городов.

Зимой 1842 – 1843 гг. Аполлон перенес тяжелые болезни. В марте 1843 года он был утвержден в должности смотрителя Иркутской гражданской больницы.

В должности смотрителя гражданской больницы Веденяпин оставался до 9 марта 1850 года. В июле был назначен заседателем Иркутского окружного суда. В этой должности он оставался до февраля 1855 года.

С получением известия о смерти Николая 1 Аполлон подал прошение об отставке. Выйдя в отставку, Аполлон переехал со своей семьей в Енисейск. Условия жизни здесь были значительно лучше, чем в Иркутске.

Осенью 1856 года Александром 11 был издан манифест о возвращении декабристам потомственного дворянства и разрешался въезд в города Европейской России, кроме Москвы и Петрограда. Веденяпин покинул Енисейск где –то в конце ноября – начале декабря 1857 года. В первых числах января 1858 года Аполлон вернулся на родину. Родственники купили небольшое имение в деревни Тройни, недалеко от Селищ. В этой небольшой русской деревне и прошли последние 14 лет декабриста. Здесь он занимался хлебопашеством, садоводством, разведением породистого скота. Лечил больных, имел аптеку. Между тем здоровье год от году ухудшалось. 2 июля декабрист скончался.

А. Веденяпин был похоронен в ограде Селищинской церкви. В настоящее время на могиле установлен памятник, а в д. Тройни создан дом –музей. На доме установлена мемориальная доска.

17 апреля 1930г. в с. Селищи был образован колхоз им. Ленина. В 1935г. от него отделился колхоз им. Кирова. В 1940г. на территории села действовали 3 колхоза – им. Ленина, им. Кирова, и «Победа». В 1950 году они объединились под названием им Ленина. В 1997г. колхоз реорганизован в СХПК «Селищинский»

После объединения жизнь наладилась. Казалось, что так будет всегда. Но вот перестройка, государственная переориентация. Проблемы России зеркально отразились в жизни села. В первой половине 90-х годов политический хаос подвел крепкое ранее хозяйство к грани разрушения производства, резкому ухудшению благосостояния его жителей. В обществе витали апатия и безысходность. Для того, чтобы изменить ситуацию, нужен был сильный лидер, который объединил бы лучшие силы села. Таким авторитетным лидером стал С.С. Ухоботов.

ООО «Селищинское» было образовано на базе обанкротившегося сельхозкооператива «Селищинский» 19 ноября 2004 года. Новый хозяин Сергей Семенович Ухоботов вступил в должность, имея 23 миллиона долга. Два года прошли в интенсивной работе, в хлопотах, и теперь мы имеем возможность посмотреть на экономические показатели Общества с ограниченной ответственностью за 2006 год. Под зерновыми в хозяйстве 2700 гектаров, урожай составил 33,3 центнеров на круг. Комментарии, как говорится, излишни, и без них понятно, что землевладельцы полностью выполнили все требования технологии производства зерновых культур. Валовый сбор составил 8200 тонн, 2000 из которых пошли на погашение долгов перед Фондом «Развития села» и Продовольственной корпорацией. Зерном сполна обеспечены все хозяйственные структуры, а также население и пенсионеры. Если все производство разбить на цеха, то цех растениеводства заготовил достаточное количество различных кормов для цеха животноводства. Кстати, в 2006 году планируемый надой от коровы – 3800 килограммов молока. Это реально, поскольку за 9 месяцев надоили в среднем по 3200кг. Всего крупного рогатого скота 1400 голов, из которых коров – 410.

Астафьев А. А, студент ФГОУ СПО «Краснослободский зооветеринарный техникум»


Категория: Краеведение | Добавил: VETKA (24.09.2010)
Просмотров: 3205 | Теги: настоящее села, с.Селищи Краснослободского района, Мой малая родина, С.С.Ухоботов, история, ООО Селищинское, прошлое | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Троицкий собор

Старец Иероним

К 90-летию Краснослободского р-на

О Новом Зубареве

Русское Маскино

Интересные статьи

Мнения о новостях

7160 просмотров


При копировании данных ссылка на сайт http://kc13.ru/ обязательна | Краснослободск ©2018 |