Мы
будем
очень Вам признательны, если Вы разместите нашу кнопку на своём
сайте!
Опрос
В 2016 году планируется установка памятника солдату Великой Отечественной войны в г.Краснослободске (нынешний мемориал, безусловно, останется на своем месте).
Кардинальные
изменения, происходящие в нашей стране в последнее время, закономерно
привели к пересмотру устоявшихся догм и схем в исторической
науке. Жизнь, время, развитии общественных наук побуждают нас внимательно, строго
и критически относится к нашему историческому наследию большая часть которого
намлибо мало известна, либо неизвестна
вообще. Одна из тем нашей дореволюционной провинциальной истории, требующая
переосмысления - это почётное гражданство краснослободчан. В моих руках небольшая стопка листов из фондов Республиканского архива с
фамилиями почётных граждан Краснослободска прошлой эпохи. Каждый из них, это
определённая личность оставившая глубокий
след в экономической, культурной, духовной истории города, хорошо известная
своим современникам, но практически неизвестная нам. Наш гражданский долг –
закрепить память о тех, кого по достоинству оценило краснослободскоеобщество того далёкого от нас времени, отдать
дань уважения.
Почётные граждане.
Кто они? Какую роль играли в жизни города, уезда? В историческом аспекте – это
привилегированнаяпрослойка городских
обывателей ( в значении горожан –
ремарка моя. А.Л,), купечества, священнослужителей, интеллигенции и других сословий. Звание устанавливалось за
личные заслуги с целью
выделения верхушки податного сословия, представители которого
своей деятельностью или награждением орденом получали право на личное
дворянство. Звание « Почётный гражданин» было учреждено в 1832 году как своего рода противовес дворянству.
Почётные граждане получили ряд привилегий: свободу от рекрутских повинностей,
подушного оклада, телесных наказаний.
Им разрешалось иметь загородные дворы и сады (кроме заселённых имений) и ездить
по городу парой или четвернёй (привилегия «благородного сословия»), разрешалось
иметь и заводить фабрики, морские и речные суда. Почётное гражданство могло
быть личным или потомственным. Потомственным гражданам выдавали грамоты, личным
– свидетельства. Звание именитых граждан передавалось по наследству, что делало
их выраженной сословной группой.
Внуки
именитых граждан, отцы и деды несли это звание беспорочно, по достижении 30 лет могли
подавать прошение о присвоении им дворянства. До 1917 года звание присваивалось
по докладу министра внутренних дел по представлению Государственной думы.
Почётным гражданином города вполне мог бы
быть Краснослободский купец Абрам Дмитриевич Муромцев. Он занимался скупкой
хлеба. Его усадьба была расположена на том месте, где позднее будет
организовано духовное училище (теперь
здесь находится средняя школа № 1 – А.Л.) Фрагменты муромцевских амбаров
сохранились до настоящего времени. Известно, что Муромцев занимался благотворительностью:
жертвовал на богадельню и сирот, был одним из инициаторов организации
Краснослободского женского Успенского монастыря. О нём известно, что построил
каменный Храм в с. Гумны, Успенскую церковь в Краснослободске и, даже ослепнув,
продолжал раздавать деньгина паперти
церквибедным. Кроме торговли хлебом был владельцем
купоросного завода (т.н. «чёрная земля», которую можно увидеть до сих пор если
ехать по объездной дороге от завода «Промсвязь» – А.Л.) Однако 1 января 1807
года звание именитых граждан для купцов было отменено « как смешивающее
разнородные достоинства», но было оставлено в качестве отличия для учёных и
художников, а затем практически исчезла. И только 10 апреля 1832 года был
выпущен Манифест императора Николая I «Об установлении нового
сословия под названием Почётных Граждан». Вся деятельность жеАбрама Дмитриевича приходилась на первое
двадцатилетие XIX века и под действие этого манифеста, к
сожалению не попадала. Местом последнего упокоения был КраснослободскийСпасо – Преображенский монастырь.
Одним
из условий получения звания почётного гражданина была благотворительность.
Это
благотворительность частных лиц, которые жертвовали средства на строительство
монастырей, богаделен, церквей, домов
призрения, школ, больниц и, конечно оказание помощи
бедным
жителям города и уезда.
Одним из крупнейших купцов – предпринимателей
г. Краснослободска был Иван Михайлович Севостьянов.Потомственное почётное гражданство получил в
1833 году. Деятельность его была поистине
многогранна: торговал привозимыми из Москвы тканями, поставлял на винокуренные
заводы края зерно, продавал скот, который покупал у крестьян. Неоднократно
избирался городским головой .В 1817 году большой пожар уничтожил почти весь
город. Иван Михайлович пожертвовал
почти весь свой капитал для его восстановления. По его распоряжению безвозмезно
было роздано более пяти тысяч рублей бедным погорельцам, многие получили от
него беспроцентные ссуды. Семь богатейших семей города оставшись без крова
более года жили в его доме на полномиждивении хозяина. Такого рода деятельность Ивана Михайловича не могла
остаться незамеченной: в 1820 году был награждён правительством Александра I
золотой медалью на Владимирской ленте. В выписи метрической книге Соборной
Троицкой церкви Краснослободска Пензенской
губернии за 1839 год имеется запись от 13 апреля о рождении Александра у
Краснослободского уездного казначея Никанора Афанасьевича Семёнова ….в
восприемниках значитсяКраснослободский
почётный гражданин Иван Михайлович Севостьянов. Он завещал часть своих денег
монастырям края, в частности 500 рублей Саровскому монастырю. Завещание
выполнил его сын – Пётр Иванович, который выполнил пожелание отца побывав в
Сарове и внес эту сумму. Кроме этого он сделал две два рисунка монастыря,
которые сохранились до настоящего
времени.
В метрической книге Благовещенской церкви за 1868 года имеется актовая запись от
19 сентября о смерти почётной гражданки сестры Ивана Михайловича « Дарьи
Михайловны Савостьяновой
(так написано в документе – А.Л.), девицы в возрасте 80 лет. Метрические книги появились
впервые в 1730 году. В них вносились данные о родившихся, умерших и вступающих
в брак. Кроме этого указывались присутствующие свидетели. Благодаря этим
историческим источникам можно было бы проследить (при условии сохранности этих
книг – А.Л.) свою родословную, при отсутствии других данных до 1730 года.
Именно благодаря сохранившейся метрической книге был установлен год и место рождения Фёдора
Фёдоровича Ушакова – великого флотоводца и второго русского святого на
мордовской земле.
В выписях из метрических книг разных лет (с
1868 и по 1915 годы)из Республиканского
архива прослеживается фамилия почётных граждан города Соловьёвых. О них
известно немного: купеческая династия довольно известная в Краснослободске и,
совершенно неизвестная нашим современникам. Соловьёвы были известными
благотворителями: памятником этой угасшей фамилии богадельня и сиротский приют построенный
ими и подаренный городу. В разное время в этом здании находилось педагогическое
училище, старый корпус технического училища № 18. На месте старого универмага
(старожилы города должны помнить это) находился дом ветхой постройки. Вполне
вероятно он был перевезён и поставлен на это место. До 30 годов прошлого века
здесь находился каменный двухэтажный магазин Соловьёвых. О Соловьевых известно
ещё и то, что в городе Глафире
Соловьёвой принадлежал особняк в котором долгое время располагался детский сад
№ 1, сейчас в нём дом детского творчества. В метрической книге Смоленской
церкви за 1868 год упоминаются почётные граждане Соловьёв Алексей Андреевич и
Сергей Андреевич. Вполне вероятно, это они сделали такой подарок городу (
богадельню и сиротский приют –А.Л.).
Кроме
них из выписи этой же церкви за 1889 годаимеется актовая запись от 9 ноября о смерти сына
потомственного гражданина Амасса Андреевича Соловьёва, Николая Амасеевича в
возрасте 42 лет. В метрической книге Смоленской церкви за 1889 год имеется
актовая записьо смерти другого
почётного гражданина – Сергея Андреевича Солвьёва. Местом последнего упокоения
Соловьёвых был КраснослоюбодскийСпасо –
Преображенский монастырь. Могильные плиты найденные на месте уничтоженнойЦеркви Казанской Божьей Материкрасноречиво говорят о том, что у Соловьёвых
( как впрочем и у Севостьяновых) здесь были свои фамильные склепы.
Потомственный почётный гражданин Соловьёв
Александр Сергеевич упоминается в актовой записи Смоленской церкви за 1915 год.
Скорее всего эта церковь была приходской для Соловьёвых. В разное время в
выписях встречаются различные фамилии почётных граждан Краснослободска: это и
Алдоинов Алексей Иванович, актовая запись Смоленской церкви за 1911 год;
Алекшинский Николай Алексеевич, Алонзов Николай Григорьевич, Алфионов Яков
Иванович,
Аскалонов
Василий Иванович. Здесь и Белугины Иван Васильевич и Николай Иванович.
Упоминаются и Болотников Пётр Петрович, Васильев Алексей Павлович, Вышеславцев
Николай Иванович ,Горинов Адриан Иванович. Большинство фамилий не встречается в
городе. Впрочем есть и известные: Касаткин Иван Никанорович упоминается в
метрической книге Владимирской церкви (располагалась на месте автовокзала и
здание ГИБДД – А.Л.) за 1911 год; Касаткина Елизавета Петровна в актовой записи
Благовещенский церквиза 1914 год
(располагалась на месте кинотеатра «Восход» - А.Л.); Макаровы, Машковы,
Митрофановы, Нижнеломовские, Никольские,
Новодевичинские, Покровские, Разумовские, Ремезовы, Рудкинские, Смирновы,
Соколовы. Святогорский, Сластухины, Тиховы, Тихомировы, Толузанов – вот
неполный список фамилий почётных граждан города, оставивший свой след в истории
Краснослободска и уезда до известных событий 1917 года.
Громадный след в истории города оставила и
династия Ненюковых.После смерти Абрама
Дмитриевича Муромцевахлебное дело взял
в свои руки и приумножил его краснослободский магнат
Лука Иванович Ненюков – родоначальник богатейшей фамилии Ненюковых. Сын его – Абрам
Лукич умело продолжал вести отцовское дело. Помимо хлебной ссыпки прикупал
земли у разорившихся помещиков, строил винокуренные заводы. Его детям Николаю и
Владимиру Алексеевичам досталось довольно большое наследство. В 1844 году
прослеживаются сведения о благотворителях
краснослободских храмов, в частности Владимирской церкви. Краснослободский
купец 1 гильдии, почётный гражданин города Абрам Лукич Ненюков в 1854 году
пожертвовал 70
книжек листов червонного золота на золочение иконостаса этой церкви. Имя этого
благотворителя находим в метрической книге Смоленской церкви г. Краснослободска
за 1843 год.
Актовая
запись от 1 мая 1843 года скупо повествует о бракосочетании купца 3 гильдии
Алексея Лукина Ненюкова и законной жены его Анны Марковой. В восприемниках
(т.е. свидетелях – А.Л.) значится
«Краснослободский Почётный гражданин Абрам Лукин Ненюков». В начале XX
века благотворительная
деятельность была направлена на создание и поддержку богаделен и сиротских
приютов. Кроме этого благотворители оказывали помощь учащимся городских и
приходских учебных заведений, финансовую поддержку бедным семействам. Известно
что в 1909 году А.А. Ненюков израсходовал из своего капитала 39,5
тысяч рублей, 8 тысяч рублей было израсходовано на постройку богадельни в Верхней
площади Краснослободска(ныне это
площадь коммунаров – А.Л.) для временного размещения в нём женскоё 5 классной
прогимназии.Следовательно, затемна этом месте будет построено здание женской
гимназии (сейчас в нём располагается Дом культуры).
В метрической книге Соборной Троицкой церкви г.
Краснослободска за 1908 год имеется актовая запись от 4 июня о бракосочетании
потомственного гражданина г. Краснослободска и дочери статского советника
Натальи Петровны Еле ( на старом кладбище сохранилась надгробная плита её отца
– А.Л.)свидетелемпочётный гражданин города Василий Фёдорович
Ненюков.Потомственные граждане города
Степан и Иван Ненюковы и пять их братьев назначили на содержание богадельни
1235 рублей. 27сентября 1881 года
братьями была открыта ещё одна богадельня. Она размещалась в собственных домах
Ивана и Степана. О Иване находим скупые сведения из метрической книге
Смоленской церкви. За 1854 года имеется актовая запись от 7 февраля где вновь
упоминается Иван Ненюков. Таким образом можно сделать вывод о том, что
благотворительная деятельность Краснослободских почётных граждан была довольно
разнообразна: пожертвования для церквей и монастырей города, строительство и
содержание заведений общественного призрения (т.е. богаделен), помощь учащимся
городских и приходских училищ, обеспечение нуждающихся дешёвым илибесплатным проживанием. Из существующих источников видно, что
большинство почётных граждан города Краснослободска своей благотворительной,
бескорыснойдеятельностью оправдывало
это высокое звание. Поистине, какой пример для подражания.
А насколько это все законно? А если это вынести на общественное обсуждение - например, к Малахову на канал?)) И чтобы об этом высказалась Администрация Президента России. Ну хотя бы Песк