Страсти вокруг антиквариата Многие из нас за перестроечные годы настолько вжились в рыночные отношения, что могут делать сегодня деньги практически на «ровном месте». Как только на что-нибудь появляется большой покупательский спрос, так тут же рождается и предложение. Примеров масса: бум вокруг цветмета, потом, самогоноварение, скупка и перепродажа шкур… Следом стал развиваться в нашем провинциальном городке и антикварный бизнес, который черпает из него памятники прошлого. Оказывается, у нас до сего времени сохранилось довольно много исторических ценных вещей. Краснослободское купечество было самым именитым, да и состоятельным во всей Пензенской губернии. По сведениям за 1858 год в ней насчитывалось девять представителей купеческого сословия, носящих звание Почетного гражданина, и все они относились к Красной Слободе. К тому же она была не только богатой хлебной вотчиной первопрестольной, а еще и загородной резиденцией московских помещиков. Кстати, вся их недвижимость и другие ценности, включая дорогостоящую мебель, столовую утварь, предметы обихода, деньги и драгоценности, с приходом советской власти остались в наследство местным жителям. (Не могли они вывезти все в один день, главное было - бежать). Правда, долгое время они были лишь историей, сегодня это еще и большие деньги. Кто готов их заплатить? На местах это посредники – перекупщики, которые доставляют «товар» в основном в Москву. Им интересуются многие: не только коллекционеры, владельцы антикварных лавок, но и «новые русские», не жалеющие денег на шедевры русской старины. Они «западают» не только на картины, зеркала, подсвечники, но и на вроде бы обычный для нас булыжник. Тот, который мы заимствуем со старинных мостовых города, а затем используем в качестве пресса для квашения огурцов и капусты. Хотя находят ему и другое приспособление. Все дело в его отменности строительных качеств. Знали бы наши предки, что камни, которые они привозили в качестве платы за место на базаре для мощения дорог в городе, будут использоваться в постройке и отделке столовых, каминов, шашлычных, в богатых особняках Подмосковья. И это только малая частица того, что имеет вес и уходит за копейки за пределы Мордовии. Вообще антикварный бизнес у нас разыгрывается как в сюжете Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев». Схожесть большая, бывает, что краснослободские истории даже более приключенческие. Хозяев исторических ценностей сначала «вычисляют», а затем «обрабатывают». Чаще всего им сначала предлагается деньги, сумма которых растет с числом отказов, и после предварительного анализа древности и ценности предмета. Если все же хранитель такого добра отказывает в его продаже, заманчивые предложения делаются родственникам, близким, а то и соседям, многие из которых не прочь хорошо подзаработать. Впоследствии антиквариат либо пропивается, либо продается за бесценок. Кто из нас разбирается в древности? Мы только приблизительно можем прикинуть, сколько это может стоить. Кто жертвы? Чаще всего обманывают престарелых людей, которые после обнаружения пропажи никому об этом не сообщают. Заявления в милицию подают лишь единицы. Вот лишь часть их. Осенью 1997 года из церкви с.Колопино пропало четыре иконы: Матерь Божья, Целитель Пантейлемон, Бог-Отец и распятие. Как-то из дома настоятеля новозубаревской церкви также выкрали несколько старинных икон. Несколько лет назад в предновогодье из краеведческого музея похитители вынесли старинный сосуд, два подсвечника, бивень мамонта, настенные часы, картины с видом Краснослободска. Но пропадают не только такие маленькие вещи, «уходят» и многотонные гиганты, причем очень ценные. Так, два года назад бесследно исчез последний колокол (с позолотой) в с.Новая Карьга. Сняли его ночью и увезли в неизвестном направлении (?)…
Иконы как историческая ценность Самое ценное из антикварных вещей – это иконы, выполненные крупными мастерскими России начала 19 века. Нельзя сказать, что все они сегодня продаются, но все же половина их с годами вывозится из Краснослободска. Уходит в мир иной старшее поколение, а пришедшее ему на смену видит в основном материальную заинтересованность. К примеру, еще несколько лет назад на Арбате иконы в серебряном окладе (40 см) московских мастеров 1801 года шли за сотни тысяч рублей. Сейчас и того дороже. Есть такие шедевры и у нас. Чтобы не потерять эту ценность некоторые хозяева свои редкостные иконы хранят под строжайшим секретом. Так, в одном из сел несколько десятилетий спрятана двухметровая икона из иконостаса Вознесенского собора, который был построен в 1881 году и входил в комплекс Успенского монастыря. Эту икону в прошлом веке писали пензенские мастера. На ее серебряный оклад пошло все приданое дочери известного купца 1 гильдии Абрама Дмитриевича Муромцева. Когда комплекс варварски ломали в 30-годы, кирпич с него пошел на строительство конного двора. Икону, чтобы сберечь, прибрала одна из семей этого села. Но она сохранилась не в первозданном виде. Когда ее заносили в дом, она из-за своих больших размеров не проходила в дверь, тогда ее новые хозяева отпилили прекрасный шедевр, чтобы пронести его в комнату. До сего времени икона хранится в частных руках, и ее хозяева пока не думают возвращать церкви. Но не у всей церковной атрибутики такая судьба. К примеру, другая икона, скорее всего часть триптиха, попала в нашу церковь из Панетаевского монастыря, где она была написана для Троице-Сканова монастыря. Некоторым иконам также повезло: они вернулись в дом Бога. В их числе и чудотворная икона Казанской Божьей Матери, которую описывал как одну из главных святынь Спасо-Преображенского монастыря наш провинциальный историк Г.П.Петерсон. Но это очень редкостные случаи. Жаль, но, в основном, краснослободчане большую часть заимствованных когда-то церковных и монастырских икон, практически не возвращают церкви. Они нередко просто перепродаются московским «гостям», а те торгуют ими дальше.
Тайна пропавшей библиотеки Не дешевле икон и книги 18-19 веков, которые представляют собой большую историческую ценность. Один такой первоисточник 10 лет назад стоил порядка 20 тысяч рублей. Сегодня, конечно, гораздо больше. К примеру, недавно один такой шедевр был еще на руках краснослободчан. Это книга c подписью Архимандрита Спасо-Преображенского монастыря. Бесспорно, что она из бесценной монастырской библиотеки, которая создавалась с 17 по начало 20 веков. Работать в ней считали за честь ученые Тамбова, Санкт-Петербурга и других городов России. Эта библиотека не была уничтожена в 30-х годах. Скорее всего она надежно спрятана в подземельях монастыря. Два года А.В.Лютов пытался пробраться в него, но большое количество мусора и щебенки не позволили осуществиться этой мечте. А сколько бы всего интересного можно было бы узнать из нее об истории города 17-18 веков. Большое количество церковных и монастырских книг, также как и иконы остаются или перекочевывают в частные руки. Первоисточники тихо и бесследно исчезают из музеев и школ района. Назовем лишь одну крупную недавнюю пропажу. К сожалению, неизвестна сегодня участь богатейшего собрания словарей Брокгауза и Ефрона, Граната, которые долгое время хранились в библиотеке первой городской школы. Последний раз их видели довольно много назад (По словам историка А.В.Лютова, 10 лет назад он работал над этими книгами). Потом все книги таинственно исчезли (?). Их стоимость? Заработать на продаже этих раритетов можно очень большие деньги. Сумму не станем называть, скажем лишь, что на нее сегодня можно построить трехэтажный особняк с многочисленными удобствами, какие сегодня предпочитают богатее люди. Хотя кто знает, может вскоре это собрание сочинений вновь объявится, хорошо, если в школе, а не где-нибудь в Москве, в частных коллекциях. Наряду с иконами и книгами особо ценится мебель, которая не чета сегодняшней. Раньше делали на совесть, а потому и до сегодняшнего дня она сохранилась в хорошем состоянии. Вот ей-то и заинтересованы многие: и московские «гости», и саранские коллекционеры, и перекупщики. В основном у многих краснослободчан старинная мебель или предметы обихода разрозненны. У одной семьи есть лишь зеркало, у другой – подсвечники или столовая утварь. Но все это ничто по сравнению с одним краснослободским домом. В нем до нас дошел кусок сохранившегося быта прошлого века. Комната обставлена изумительной мебелью, добавляет интерьер неописуемой красоты зеркало в раме из бронзы. Этому не только завидуют… Наперебой покупатели атакуют хозяйку заманчивыми предложениями, но она пока всем дает отказ. Помимо икон, книг и многого другого, очень ценятся картины мастеров прошлого века, которые также иногда попадаются у нас. Лидируют же по объемам продаж – монеты, самые разнообразные: от николаевских медных до золотых. Какова их цена? Одна редкая монета оценивается в стоимость последней модели «Жигулей». Самое интересное в том, что многие краснослободчане просто не догадываются, что они так ценны. Собирают их и старшее поколение и ребятня. У последней монет бывают целые пригоршни. Порой случается так, что самые маленькие и невзрачные тянут на целое состояние, но по неопытности в этих вопросах, незнанию, школьники отдают их за шоколадки. Есть в коллекциях горожан и старинное оружие. К примеру, шашки, финки, которые тоже имеют определенную ценность. Недавно один парене в ценре города нашел офицерский наган с полной обоймой патронов, сделанный на Сестровецком императорском заводе в Санкт-Петербурге в 1876 году. Правда, на этой находке он не смог подзаработать, время сделало свое дело, «игрушка» заржавела. Подобное оружие, только в идеальном состоянии есть у московских коллекционеров и стоит больших денег.
Немного удачи и вы богаты Вас интересует как разбогатеть, если вы не имеете ничего у себя старинного? Находка сама найдет вас, только не будьте слишком критичны, не пропустите ее. Возможно, что «наследство» давно идет к вам в руки, а вы отпихиваете его в сторону, как недавно произошло с одной краснослободчанкой. Ежедневно весной и осенью хозяйка перекапывала огород. То в одном, то в другом месте ей каждый раз попадалась грязная ложка, она ее отбрасывала, ругаясь о захламлении участка. Однажды при разговоре о кладах с А.В.Лютовым, она вдруг вспомнила о злополучной находке. Спустя время принесла ему ее показать. Историк сразу же распознал в ней антиквариат: черная ложка после очистки оказалась изумительной вещью 1885 года из серебра 84 пробы, которую изготовили в прошлом веке московские мастера. Не будем называть ее стоимость, но она приличная. Вывод: не все, что черное и не блестит, не может быть серебром или золотом. Многих, особо удачливых, как видите, кормит прошлое, история городка. А у него не только великое множество тайн, но и ценных реликвий, которые начали «всплывать» только сегодня, к примеру, часы якобы принадлежавшие академику Вавилову, который сгинул в Саратове в начале военного лихолетья. Как они попали к одному из краснослободчан? В 50-х годах в нашем городке появилась семейная пара. Купила домик. Но новеньких почему-то сразу невзлюбили, хотя они были очень приветливы с соседями. Почему? «Всплыла» и их биография. Они оба являлись чекистами в отставке, принимавшие непосредственное участие в репрессиях 30-40-х годов. Старик, часто выпивая, рассказывал о своих с женой «художествах». Вскоре рак «съел» старика, а супруга, ненадолго пережив его, нашла смерть в петле. Спустя несколько десятилетий (если быть точнее, совсем недавно), после их смерти некий местный гражданин пытался сбыть вавилонские часы за крупную сумму денег. Где сейчас раритет, остается только догадываться. Много несметных сокровищ «принесла» нам Октябрьская революция, которую радостно встретили не все. Были и такие, кто пожелал утаить от советской власти хотя бы часть из «нажитого непосильным» трудом. Прятали чаще всего в землю, которая рано или поздно возвращает то, что когда-то ей воздали. Богатейшей обителью дореволюционной Мордовии был Спасо-Преображенский монастырь. Известно, что в 1753 году во главе монастыря встал иеромонах Геннадий, выходец из Саровской пустыни. С его приходом на монастырь полился золотой «дождь». Каким образом? Заботясь о благосостоянии обители, отец Геннадий пять раз ездил в Москву, где обходил гостиные дворы, дворянские собрания, собирал пожертвования. Если у присутствующих не было при себе наличных, они жертвовали монастырю золотые портсигары, серебряные табакерки, перстни и кольца. Трижды в смутное время: в 1812, 1914 и 1918 годах служители Бога предавали сокровища земле. В одну из последних ночей из монастыря выехали девять подвод и скрылись в лесу. Что на них было? Последние богатства обители – монастырская библиотека, собрания различных грамот и фолиантов 17 века и огромное количество кагора, запечатанного в бочки. Впоследствии на место прибыли чекисты из Саранска, чтобы произвести перепись имущества Спасо-Преображенского монастыря. Но от монахов о судьбе золота ничего не добились, за что вынесли им смертный приговор… Однако земля не долго скрывала тайну, в 1954 году она стала явью. Эту историю знают многие местные жители, так как некоторые были ее участниками. Понадобился кирпич на строительство в поселке Учхоз свинарника. Стройматериал быстро «нашелся» в церкви Казанской Божьей Матери, стоявшей в центре монастырского двора. Когда вандализм близился к завершению, нож бульдозера вывернул из земли огромный сундук. Не выдержав удара, он раскололся, и на землю посыпались золотые монеты. Среди них были церковная утварь, серебряные сосуды, а еще две маленькие иконки, якобы руки самого Андрея Рублева. Все это быстро растворилось в толпе. К приезду милиции остались лишь жалкие крохи. Обогатились все. Один из руководящих работников «для нужд музея» собрал аж три корзины серебра. Эти и другие «прихватизированные» находки «всплывают» все эти годы, особенно в последние, когда их можно очень выгодно продать. Но это еще не все. Находки обнаруживаются и около Учхоза. Все дело в том, что путь бежавших с монастырской роскошью монахов лежал через Старое Зубарево. Спустя время на этом месте были построены дома и хозяйственные постройки, под которыми и лежит богатым «пластом» тайна. Представьте себе картину: покосившийся корпус свинофермы колхоза, свиньи в грязи тычут пятачки в землю в поисках еды. И тут вдруг одна извлекает из жижи на поверхность золотой портсигар. У работницы, лицезревшей это, сделались большие глаза, она быстро вырыла находку, а там… внутри него лежали золотые серьги с драгоценными камнями, массивный золотой крест на большой цепочке. Женщина в шоке, а тут подружка, которая видя ее состоянии, быстро уговорила ее продать серьги. Та отдала за бесценок. Золотой крест хозяйка подарила матери, которая его носила до смерти, а затем его надел супруг. Но его вскоре разбил паралич. Практически одновременно с его груди исчез и крест. Лишившись дара речи, он лишь мычал и показывал, что крест «ушел» в небо... Просто так ничего не дается, богатство частенько оборачивается слезами… Счастье, как известно, приносит то, что дарится.
|