Смерть пленного Симона
Могилу германского подданного Рейнгольда Конрада Симона, наверное, никогда не разыскивали родственники. Они так и не узнали о последних годах пленного Рейнгольда, скончавшегося от холеры в 1916 году - вдали от родины, в маленьком городке Краснослободске (сейчас- Республика Мордовия). Впрочем, его правнуки расстроились, если бы посетили могилу на старом кладбище. Сегодня место захоронения Конрада Симона и других военнопленных представляет жалкое зрелище. За 90 лет могилы полностью сравнялись с землёй. С полуразрушенного кирпичного памятника вандалы сорвали табличку. Последние годы он утопал в мусоре и зарастал крапивой. Если бы не историк-краевед Анатолий Лютов, корр "ИМ" ни за что не нашли последнее пристанище германских и австро-венгерских солдат, пленённых и сосланных в Краснослободск в первую мировую войну. Только крест готической формы напоминает о том, что здесь захоронены католики. Скорее всего, рядом с Конрадом Симоном лежит Людвиг Велемчик, а также Мельцер, Август Арнольдт и другие военнопленные.
Их было почти полторы сотни - немцев, австрийцев, венгров - этапированных к месту ссылки в Краснослободск. Их имена историк А.Лютов случайно обнаружил в метрических книгах 1915-1916 годов. Оказывается, ссыльные прожили в Краснослободске несколько лет, но всё это время рвались на родину. Лишь единицы приняли христианство и женились на краснослободских девушках. (У немца Арнольдта даже родилась дочь Кира). Остальные мечтали вернуться домой, к своим семьям. В обмен на долгожданную свободу пленные предлагали городским властям "сделку": "Мы построим акведук (висячий мост с водоводом) между Краснослободском и Жабьим, но за эту работу просим сократить срок ссылки". Увы, мечтам военнопленных не суждено сбыться - для строительства акведука в Краснослободске не нашлось необходимых материалов. Вместо висячего моста ссыльные делали более "грубую" работу - замостили булыжником несколько центральных улиц города, построили здание на ул. Темниковской. (Сегодня здесь располагается коопторг). Строение по своей архитектуре напоминает маленькую железнодорожную станцию в германской провинции - видимо, пленные постоянно тосковали по родине. Увы, они смогли покинуть Краснослободск только после февральской революции, причём не все из них дожили до этих счастливых дней. Многие заразились холерой и умерли. Надо отдать должное краснослободскому священнику, который достойно провожал в последний путь солдат вражеской армии, да ещё и иноверцев - он читал над ними одну единственную молитву (церковь это разрешала).
Лишь через 70 лет городские власти снова вспомнили о могилах военнопленных. Это произошло в 80-ых годах, когда решался вопрос о сносе старого кладбища. Его планировали пустить под бульдозер, построив на освободившейся территории новый городской квартал. Но эпидемиологи предупредили городских чиновников, что это небезопасно - вибрион холеры живуч, он способен сохранять свою смертельную силу до 200 лет. Страх перед возможной эпидемией остановил архитекторов. Можно сказать, что умершие от холеры военнопленные спасли старинное кладбище от уничтожения. В последствии члены исторического кружка - они же ученики краснослободской школы №1 - во главе с Анатолием Лютовым откопали в архивах неизвестные доселе "кладбищенские истории".
"Городского голову" забросали мусором
Оказывается, старому кладбищу почти 200 лет. К его открытию причастны краснослободские купцы 1-ой гильдии Ненюковы (предки бывшего мэра Саранска Ивана Ненюкова). В начале девятнадцатого века Ненюковы вместе с купцами Абрамом Муромцевым и Иваном Севастьяновым купили землю под это кладбище и под будущий Успенский женский монастырь. Предполагалось, что кладбище будет элитным. В 19-ом столетии здесь, действительно, хоронили состоятельных горожан, городское начальство и духовенство. В последствии здесь же погребли и одного из его "основателей" - купца Абрама Муромцева. В конце 90-ых члены исторического кружка изучили старинные могильные плиты и обнаружили не менее 10 интересных захоронений, правда, все они пребывали в ужасном состоянии. Если безобразие на могилах пленных ещё как-то можно оправдать (ведь там похоронены "захватчики недобитые, интервенты проклятые"), то чем объяснить пренебрежение к памяти уважаемых предков? В зарослях крапивы, опрокинутая на бок, лежит старинная мраморная плита. "Пётр Васильевич Пономарёв. Краснослободский городской Голова. Скончался в 1875 г. Уважаемому общественному деятелю от граждан г. Краснослободска" На плите брошены крышки от пивных бутылок. Рядом - использованная туалетная бумага. Вряд ли бывший глава Краснослободска Пономарёв - основатель мужской гимназии и городского банка - предполагал, что потомки из 21-го века так отнесутся к его праху. (Впрочем, ныне здравствующие чиновники, наверное, тоже думают, что историческое забвение их не коснётся). В ещё более плачевном состоянии находится могила Алексея Молочковского - смотрителя Краснослободского духовного училища, скончавшегося в конце 19-го века. Чугунного орла с памятника спилили вандалы, а саму плиту оригинальной формы бросили посреди кладбища. Печальна судьба заброшенного мраморного надгробия Петра Осиповича Еле - уездного члена Пензенского окружного суда. Историк А.Лютов упоминал его в своей статье "Эпизоды краснослободской старины", которая вошла в его работу "Сакральная топография русского уездного города" и прозвучала на четвёртых Сафаргалиевских чтениях. Блуждая по замусоренным кладбищенским тропкам, корр. "ИМ" обнаружили ещё несколько осквернённых захоронений. Это могилы священников, подпоручиков и просто состоятельных граждан, которые в своё время вкладывали средства в развитие городской инфраструктуры - строили магазины, церкви, богадельни, присутственные дома. Корр. "ИМ" едва не провалился в полуразрушенный склеп, правда, не понятно в чей: слишком велико запустение. Лишь бродяги и алкоголики сидят на опрокинутых могильных плитах, пьют, дерутся, справляют естественные надобности. Местные власти несколько раз обращались к горожанам и трудовым коллективам за помощью в благоустройстве кладбища. Но люди оставались глухи и равнодушны к возрождению исторической памяти. Лишь после выхода официального распоряжения началась уборка кладбища. Почти все краснослободские организации и предприятия приняли участие в этой акции - пилили и сжигали старые деревья, косили крапиву и кустарники, вывозили мусор. Часть кладбища уже приняла ухоженный вид, но работы продолжатся. "Не хотелось, чтобы краснослободчан считали манкуртами, т.е. людьми без прошлого, искусственно выведенными. Это не так. У нашего города интересная история, а старинное кладбище - неотъемлемая её часть. Надеюсь, что люди стали понимать это", - сказал Анатолий Лютов.
Волосы из склепа
Почти весь Краснослободск стоит на костях. А всё потому, что в 16-18 веках в городе отсутствовала чёткая система захоронений. Одни кладбища закрывали, рядом возникали новые. Сегодня куда ни глянь - всюду были могилы. Танцплощадка располагается на месте мужского кладбища Иоанно-Предтеченского монастыря. Туалеты - там, где было кладбище Покровского женского монастыря. Гаражи строились на бывшей территории кладбища детского приюта и богадельни, оттого строители натыкались на детские черепа. Жители старого Краснослободска не раз обнаруживали склепы в своих садах и огородах, уже не удивляясь этим находкам. Предприимчивые хозяева разбирали каменную кладку склепов для строительства погребов или возведение фундамента дома. А выкопанные черепа использовали...в торговле. С вечера рыночные продавцы ставили череп на прилавок, что означало - это торговое место занято. Натыкались на старые могилы жители ул. Горького и ул. Ленина, рывшие колодцы у себя во дворах. Некоторые смельчаки изучали содержимое дубовых гробов, рассматривали парчовую одежду мертвецов. На ул. Спортивной женщина выкопала неглубокую яму, чтобы устроить качели для внука. Наткнулась на отверстие полуразрушенного склепа и просунула туда руку. Достала женскую косу, обвитую проволокой. Видимо, несколько столетий назад здесь было мокшанское кладбище. Ещё одно большое кладбище в 18 веке находилось в районе улиц Литвиновская и Калинина, поэтому при прокладке водопровода в земле находили обувь, одежду, кости. А хозяин одного из домов, копавший погреб во дворе, пробил каменный свод склепа, забрался внутрь и увидел в хорошо сохранившемся гробу загадочный сосуд с плотно привинченной пробкой. Что в нём было - осталось загадкой. При возведении кинотеатра "Восход" строители также натыкались на старые гробы и кости, которые они вывозили на свалку. Кстати, одна из дорог в Краснослободске построена на могилах городских начальников Тютрюмова и Дубровского, убитых пугачёвцами в 1774 году. ГИБДД, рынок, общественный туалет также располагаются на захоронениях 18 века. Когда-то здесь стояла Владимирско-Каргинская церковь, богадельня. Впоследствии на древних могилах расположились мясные и молочные ряды рынка. Во время страшного пожара 1817 года в Краснослободске сгорели десятки домов, деревянных церквей. Огонь стёр с лица земли и все городские кладбища.
|