Работая в Пензенском областном архиве, я наткнулся на ряд интересных документов позволяющих проследить социальное и экономическое развитие Краснослободска и уезда в середине XIX века. Благодаря этой «машине времени» мы восполним свой пробел знаний, т.е. отправившись в то далёкое время середину и вторую половину XIX века. По данным 1865 года население Краснослободска насчитывалось 5392 человека. Социальный состав был довольно «пёстрым». Представителей потомственного дворянства в городе было 55 человек, кроме этого на территории Краснослободска и уезда было довольно много личных дворян: чиновники, учителя, врачи – словом те, кто многолетним трудом заслужил право попасть в эту социальную категорию. Таких было285 человек. На территории уезда (в разное время находилось 11 монастырей). Вполне возможно, именно этим можно объяснить большое количество священнослужителей - 128 представителей белого духовенства и 23 монашествующих. За особые заслуги перед городом присуждали звания почётных граждан. Их в городе насчитывалось четырнадцать. Одним из сословий населяющих Краснослободский уезд было купечество. По уезду к этой категории населения относилось 337 человек. Мещан (т.е. горожан) числилось 2087. В городское население входили и ремесленники (цеховые). По данным 1865 года их в городе и уезде было 68. В черте города проживали и государственные крестьяне-1960 человек. Кроме этого в городе находилась рота военнослужащих или как сообщается в источниках «..регулярных войск насчитывается 86 человек». Любознательный горожанин припоминает «красный амбар» до сих пор стоящий на ковылкинской дороге сохранившийся до наших дней. Это здание казармы где и располагалась рота. Жители Краснослободска XIX века с удовольствием наблюдали манёвры военных, парады которые устраивались недалеко от ректификационного «монополки» завода. Это зрелище было значительным событием в жизни города, оно создавало праздник на фоне однообразной, серой общественной жизни Краснослободска. При пересечении современных улиц Кирова и Чапаева, в глубь садов располагались пороховые склады XVIII века. Здесь до сих пор можно увидеть следы этих подземных сооружений. В числе городских жителей были и бессрочно отпущенные - 18, отставные нижние чины, солдатские жёны и дочери -150, солдатских детей - 10, лиц других -157. Известно, что Российская империя была многонациональной и многоконфессиональной. Это явление также отражено в социальной жизни города. Николай Васильевич Прозин, известный врач-краевед XIX века отмечает, что среди населения города были четыре иностранных подданных (данные 1865 года). В основном преобладало население, исповедующее православную религию. В городе их насчитывалось 5 368, католиков 4, исповедующих иудаизм -20 человек. По данным 1865 года в городе 19 каменных зданий, домов 843 деревянных, пять каменных церквей. Училищ: одно уездное и два приходских (мужское и женское). На уездное училище ежегодно отпускалось 2097 рублей, 6 копеек; на приходское мужское-246 и приходское женское 325 рубле. Должностных лиц в училищах (т.е. учителей) 11. Учащихся в уездном училище -95, в приходском мужском-95, в женском – 30. Из них по социальному составу: детей дворян и чиновников 31, духовного звания -7, купцов и мещан-114, разночинцев и крестьян 65. Духовное училище одно: в нём учится 167 учеников и преподают пять учителей. Краснослободский уезд можно назвать лесным уездом, ведь к началу XIX столетия берега Мокши были покрыты дубовым лесом где водились разнообразные звери. К 1880 году большинство дубрав было вырублено: лес пережигался на древесный уголь который использовался в качестве топлива при выплавке железа на чугунолитейных заводов края. Особенно тщательно вырубался лес на левобережье Мокши где широко практиковалось пашенное земледелие. Практически все промыслы и занятия жителей сёл Краснослободского уезда в той или иной мере зависели от леса. К 1880 году объём промыслов начинает сокращаться. Обилие железной руды и леса основная причина того, что на правой стороне Мокши в XVIII веке возникают три завода: казённый Шапкинский, частный Авгурский и Сивинский. Постепенно Шапкинский завод заканчивает свою деятельность; а было время, когда жизнь била здесь ключём. Постепенно умирал и Авгорский - сказывалась жёсткая конкуренция с уральской промышленностью. Заводы поглощали громадное количество железной руды и древесного угля. Всё это приводило к развитию угольной промышленностьи. В сёлах Гумны, Плужное, Тенишево, Кользиваново, Шаверки и отчасти в Ефаево крестьяне жгли древесный уголь для заводов уезда. Нужна была и железная руда. Некоторые сёла специализировались по её добыче (Дергановка и др.). Постепенно угольщики становятся отходниками - по мере истребления леса они уходят всё дальше и дальше от дома на расстояние до 100 вёрст. Лес давал работу жителям Краснослободского уезда: широко практиковалось изготовление деревянной посуды дуплянной и обручной, изготовление чашек и ложек (так как русское и мордовское население уезда предпочитало деревянную посуду). С уничтожением леса постепенно отмирают и эти занятия. Деревянные кадушки делались в основном в двух местах: в селе Старый Усад и в Желтоногове. В Усаде население специализировалось, в основном на изготовлении дупляных кадушек, в Желтоногове практиковалась обручная посуда: бочки, ушаты, кадушки. Когда заканчивались полевые работы усадцы отправлялись в саровские леса, где ещё сохранялся (к этому времени) необходимый материал. В Оброчных Выселках делали красивые и крепкие сундуки, решёта. Жители Ново-Девичья рукава (оно входило в середине XIX века в состав Краснослободского уезда) изготавливали полозья для саней, ободья, делали практичные сани. Население села Ельник и окружающих его сёл были заняты изготовлением мочал, рогожных кулей. Жители сёл Новый Усад и Дёмино привозили на продажу в город дрова, причём продавали повозно и посаженно. Каймаровцы снабжали хозяев краснослободских кузниц древесным углём (по некоторым данным в начале XX насчитывалось до сорока кузниц). Большинство тенишевских крестьян гнули дуги для чего специально разводили ветлы, а также покупали необходимые деревья в других местах. Как видно из этого материала, насколько велика была лесных угодий для занятия населения Краснослободского уезда. Но есть и другие источники для занятий населения. Жители населённых пунктов Кабаново, Аракчеево, Сивини находили работу на винокуренных заводах края. В селе Пурдошки Краснослободского уезда, в основном население занималось гончарным промыслом. Изделия местных мастеров пользовались большой популярностью не только у населения г. Краснослободска, Саранска, но и других населённых мест. Жители Мордовских Парок были очень искусны во многих ремёслах: копали колодцы, пруды; нанимались пахать плугами, расчищать от пеньков и корней лесные вырубки под пашню. Всё это говорит о необычайном трудолюбии. Даже в самих Мордовских Парках было пять прекрасных прудов. Местных умельцев охотно приглашали и в другие уезды. В сёлах Ефаево и Слободских Дубровках занимались выращиванием лука, огурцов и капусты. Это занятие было настолько эффективно, что в Ефаеве были даже летние огуречные базары. В 1887 году одна мера огурцов стоила 3,5 копеек, а сотня хороших вилков 50-70 копеек. Ефаевцы более других жителей сеяли коноплю, однако в 1887году собрали плохой урожай, и выручка от продажи была небольшая, так как четверть конопляного семени стоило всего три рубля. В Краснослободске хорошая земля для садов. Поэтому садоводство и развито в городе - к этому времени двадцать два сада. Большие сады сдаются желающим за 30-40 рублей в сезон. Жители сёл расположенных на берегах Мокши и её протоках занимаются и рыболовством и разводят гусей. Некоторые сёла продают на краснослободских базарах до 500 голов этой птицы. Всё взрослое население деревни Филково занимается плотничеством. Все работы в городе и уезде, там, где нужна чистая отделка, производятся филковцами. Жители Рыбкина и Мордовских Полянок специализируются по производству поташа. Во многих населённых пунктах Краснослободского уезда есть крупорушки, маслёнки, шерстобитки. В Краснослободске середины XIX века было всего две площади: Соборная и Карьгинская (в конце XIX – четыре). Самая красивая и удобная для краснослободчан была, конечно, Соборная, именно здесь располагался базар. В 50 е годы XXвека, когда эта площадь будет засажена молодыми деревьями рынок будет перенесён на новое место - в прошлом Карьгинскую площадь. В XIX веке на Соборной площади можно было увидеть длинные ряды деревянных лавок, хотя было и несколько каменных. От пошлого остался лишь растресканный каменный чан для воды, который современники воспринимают не иначе как остаток фонтана. Таких чанов по городу было четыре, и служили они водохранилищами на случай пожара. В середине прошлого века базары были, обычно по понедельникам и один раз ярмарка «Архангельская» Приезжих купцов, по будням было немного: разве что темниковские торговцы привозили ситец, кисею и другие аналогичные товары. К 1861 году на рынок было привезено товаров на сумму 61300 рублей, а продано на 6200. В мае же месяце в городе проходила большая ярмарка - Ярило. На ней обыкновенно торговали только крестьянским товаром. Следует отметить, что торговля в городе по будням идёт довольно вяло. Это объясняется ещё и тем, что в Краснослободске много торговых лавок - право на торговлю стоит довольно дёшево. В 1856 году в Краснослободске было выдано торговых свидетельств и билетов купцам первой гильдии - 2, второй гильдии -51, промысловым мещанам - 55, лицам различных сословий, торгующим по купеческим свидетельствам на мелочном торгу - 168; итого в общей сложности 852 человека постоянно занимались торговлей. На базарах перед постами и во время них продавалось много солёной и другой рыбы, которую продавали как свои купцы, так и приезжих из Саратова, Астрахани и других городов. Икра хороших сортов, мороженая стерлядь крупных размеров, белое душистое мыло из Саранска, всё это довольно часто видели Краснослободчане на своих базарах. В уезде много торговых центров: большие базары проходят в заштатном городе Троицке, селе Аксёл, Базарных Дубровках, Большой Азясь, Сивини, Пурдошках, Ельниках. Здесь торговали не только Краснослободские, но и Спасские, Темниковские. Самые большие базары в уезде проводятся перед Покровом, Михайловым и Николиными днями, перед Рождеством и перед масляничной неделей. Торговля, в некотором роде оживляется и потому, что эти праздники престольные в Краснослободске и уезде. Солёную рыбу доставляют жители села Никольского, а свежую крестьяне деревни Черемисья. В городе середины XIX века насчитывалось несколько небольших заводиков: три поташных, два прядильных, несколько салотопен. В связи с начинащающемся кирпичным строительством в окресностях города находились три кирпичных сарая. Поташ пользовался большим спросом и в Нижнем Новгороде. Кроме этого существовал и купоросный завод - Приклонский, построенный недалеко от Маськино. Его мощность была расчитанна на два котла. Купоросную землю привозили из Нового Усада, Гумен, Плужного, Горяши. Эта продукция пользовалась большим спросом в г. Шуе, хорошо раскупалась на Нижегородской ярмарке. Недалеко от вновь построенной автомобильной заправке (что на объездной дороге) находился купоросный завод Краснослободского купца Абрама Дмитриевича Муромцева. До настоящего времени это место известно у жителей города как чёрная земля. В уезде много кирпичных заводов. Несмотря на разнообразие промыслов, главным занятием жителей уезда является хлебопашество. В сёлах, где душевой надел мал, жители уходят в чернозёмные губернии: Саратовскую, Самарскую. Этим также можно объяснить разбросанность мордовского населения по территории Российской империи. Анатолий Лютов.
|