Суббота, 20.04.2024, 15:46 Красноcлободск Приветствую Вас, Гость
 
Главная | Форум | Регистрация | Вход | RSS
Погода в Слободе

Погода в Краснослободске на неделю!


Перекресток

Канал на YouTube
Говорит и показывает...
YouTube - Краснослободск, Мордовия!

Форма входа

15244 просмотра

Поиск в КС

Статистика

Сейчас в Слободе: 5
Гостей: 5
Жителей: 0

Сегодня поздоровались:

Наша кнопка:

Краснослободск, Мордовия


Опрос

В 2016 году планируется установка памятника солдату Великой Отечественной войны в г.Краснослободске (нынешний мемориал, безусловно, останется на своем месте).


  Фотогалерея

Новинки в фотоальбомах

Случайные фотографии

  Новости раздела:

Разгадывая тайны [25]
Царева вотчина на Мокше
Краеведение [92]
Все о нашем крае
Главная » Статьи » История » Краеведение

ПРОТЕСТАНТИЗМ НА ТЕРРИТОРИИ МОРДОВИИ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД (НА МАТЕРИАЛАХ КРАСНОСЛОБОДСКОГО РАЙОНА
Исторические науки и археология
В данной статье на основе документальных материалов государственных архивов Республики Мордовия и Пензенской области анализируются особенности деятельности евангельских христиан-баптистов Мордовии в советский период. Делается вывод о том, что баптисты Мордовии подвергались определенным преследованиям со стороны советских властей. Однако репрессии носили относительно ограниченный и локальный характер, что позволило баптистской общине Мордовии вести религиозную деятельность даже в условиях атеистического режима.


Храмов Сергей Владимирович
Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева
hramser@mail.ru
ПРОТЕСТАНТИЗМ НА ТЕРРИТОРИИ МОРДОВИИ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
(НА МАТЕРИАЛАХ КРАСНОСЛОБОДСКОГО РАЙОНА)
©
История протестантского движения в России насчитывает более ста пятидесяти лет. Но необходимо признать, что, в отличие от большинства европейских стран, роль протестантизма в истории и культуре Российского государства не столь значительна, особенно по сравнению с православным христианством и исламом суннитского толка. Тем не менее, в советский период отечественной истории протестантские общины России разделили участь РПЦ и других конфессий нашей страны, подвергшись гонениям со стороны государства. Не стали исключением и протестанты, проживавшие в рассматриваемый период на территории современной Республики Мордовия.
Первые протестантские общины образовались в рассматриваемом регионе в начале XIX в. [8]. В 20-е гг. ХХ в.Советские власти Мордовии установили контроль над местными баптистами. Примечательно, что этот процесс в равной степени распространялся на баптистов, православных и мусульман, о чем, например, свидетельствует распоряжение No 4434 Краснослободского уездного исполнительного комитета (далее по тексту –УИК) совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Краснослободского уезда Пензенской губернии от 20 октября 1923 г.: «Секретариат Уисполкома предлагает ВИК объявить исполнительным органам всех
церквей, мечетей и сектантов, находящихся в волости и незарегистрированных образованных прочих религиозных обществ, чтобы они в недельный срок представили в УИК материал по регистрации религиозных обществ, согласно обязательного постановления УИК No 17 – расписки в УИК представить немедленно. 22 октября вызвать всех священников волости и проповедника баптистов Сергеева...» [17, д. 103, л. 20, 30].
В 1925 г. баптисты деревни Волчевка Ново-Ямской волости Краснослободского уезда направили док
ументы на регистрацию своего общества в Краснослободский УИК. Прилагаемый к документам устав данной общины содержал формулировку ее задач, среди которых была и проповедническая деятельность среди местных православных верующих: «община Евангельских – христиан имеет цель объединения граждан Евангельского и православного исповедания в районе Краснослободского уезда. С этой целью Евангельское религиозное общество устраивает молитвенные собрания и духовно-нравственные беседы. <...> Собрания производятся у членов общины по очереди и по желанию члена, а также и у граждан православного культа, если кто из таковых пожелает» [Там же, л. 53].
В указанных выше документах не содержится каких-либо свидетельств о притеснениях верующих.
Давление Советской власти на баптистов стало усиливаться со второй половины 1920-х гг.
©
Храмов С. В., 2014
210
Издательство «Грамота»
www
.gramota.
net
«Ударной силой» в борьбе с «религиозными пережитками» стала комсомольская молодежь. По данному
поводу исследователь А. Э. Скоропад отмечает: «На практике уже первые мероприятия комсомольцев ант
и религиозной направленности (субботники, воскресники), несмотря на видимость чисто созидательного х
арактера, были связаны с показной демонстрацией неуважения к религии и публичными оскорблениями в а
дрес молодежи, отказывающейся участвовать в субботниках, отмечающей старые праздники» [15, с. 163].
Начиная с марта 1926 г. в центральных газетах стали появляться статьи, в которых отмечалось усиление
работы баптистов и евангельских христиан, содержались призывы расширить меры по борьбе с религио
зными пережитками [7, с. 2].
1 марта 1929 г. в первичные профсоюзные организации был направлен циркуляр ВЦСПС No 53 «Об ус
илении антирелигиозной пропаганды», в котором, в частности, говорилось: «VIII съезд профсоюзов обратил
особое внимание на необходимость усиления идейной борьбы с религиозным мировоззрением, в частности с
развитием баптизма, учением евангелистов и т.п.» [10, с. 219]. В апреле 1929 г. на II всесоюзном съезде в
оинствующих безбожников была принята резолюция, в которой говорилось, что «религиозные организации
в лице их верхушек, проповедников, активистов являются политической агентурой... и военно-шпионскими
организациями международной буржуазии» [9, с. 220]. К ним причислялись баптисты, евангелисты, адве
нтисты и методисты. Таким образом, после десяти лет относительного благополучия верующим пришлось
жить в напряженной обстановке нагнетания против них общественного мнения.
Во второй половине 1920-х– 1930-е гг. важным орудием антирелигиозной борьбы стали советские и па
ртийные СМИ. В полной мере это относится и к региональной, провинциальной прессе, в том числе в Мордовии.
Так, в газете «За сплошную коллективизацию» Краснослободского района 2 марта 1931 г. была опубликована
статья под названием «Безбожники слабо участвуют в проведении второй большевистской весны», в которой
религиозные деятели фактически приравнивались к кулакам: «Попы и сектанты с кулачеством делают попытку
противопоставить свою агитацию весеннему севу. СВБ должен доказать контрреволюционную сущность их
союза и религии. Это нужно особенно провести в селах: Беликово, Перевесье, Селищи» [18, д. 24, л. 34].
На наш взгляд, данная статья более чем красноречиво показывает размах и влияние, которые имел Союз в
оинствующих безбожников. В этом же номере указанной газеты помещена статья «Антирождественскую камп
анию и месячник всеобуча объявим месячником штурма по ликвидации прорывов на хозяйственном и культурном
фронте», предлагающая целый набор мероприятий по искоренению религиозной жизни, например: «Провести
общие или групповые собрания учащихся для разработки плана кампании по школе, осветив перед ними кула
цкопоповскую сущность рождества и его контрреволюционную и вредительскую роль... Организовать родител
ьские собрания с докладами о классовой сущности рождества и об антирелигиозной работе школы
,увязав последнюю с постановлением ЦК ВКПб о начальной и средней школе... Заключить договора с колхозами и родителями
о содействии с их стороны организованному проведению трудовой учебы в дни религиозных праздников...
Организовать антирелигиозные художественные вечера и утренники, декорировав школу антирелигиозными л
озунгами... Провести сбор средств на подводную лодку ―Воинствующий безбожник
...» [Там же, л. 35]. Отметим, что данная кампания в равной степени была направлена как против баптистов, так и православных верующих
(если придерживаться газетной риторике того времени – «сектантов» и «попов»).
Другой пример. В 1938 г. в краснослободской газете «Большевистская трибуна» (новое название газеты –
«За сплошную коллективизацию») выходит статья И. Попова «Выше антирелигиозную пропаганду», соде
ржащая критику местных коммунистов и комсомольцев за недостаточную борьбу с «религиозным дурм
аном»: «Однако в нашем районе достаточной антирелигиозной работы мы не имеем. В таком большом селе
как Селище, комсомольцы и коммунисты никакой работы в этой области не ведут. Селищенские комс
омольцы считают, что молодежь полностью освободилась от религиозного дурмана. Но дело обстоит далеко
не так. Там даже некоторые комсомольцы и коммунисты справляют религиозные обряды» [14].
С 1959 по 1968 гг. та же краснослободская газета, сменившая название на «Новый призыв», опубликов
ала около трех десятков статей, содержащих антирелигиозную пропаганду. Три из них были написаны мес
тными авторами, инструкторами КПСС, и посвящены местным верующим.
Например, один из них, А. Виноградов, в статье «Больше внимания антирелигиозной пропаганде» ук
азывает: «Антирелигиозная пропаганда должна быть в центре постоянного внимания первичных парторган
изаций, которым следует помнить, что широкая пропаганда научных знаний среди трудящихся будет спосо
бствовать окончательному преодолению религиозных предрассудков в сознании людей» [4].
О сохранении баптистской общины в Краснослободском районе МАССР до 1980-х гг. свидетельствует
интервью, данное газете «Знамя труда» секретарем райкома КПСС А. Гордеевой, в частности, утверждавшей:
«Настораживает и требует активизации антирелигиозной пропаганды положение, создавшееся в совхозе-
техникуме, где в селе Заречное начинается баптистская возня...» [6].
Ценные сведения о жизни общины баптистов Краснослободского района Мордовской АССР автору
статьи предоставил полевой материал, а именно – предметные беседы с верующими, которые указывали, что
баптистские общины с 1930-х гг. действовали в селах Селищи, Беликово, Карьга, Сивинь, Каймары.
Примечательны воспоминания пожилых верующих об особенностях преследований баптистов со стор
оны советских и колхозных властей, которые носили как бы неофициальный характер, принимая формы пс
ихологического давления, запугивания и т.п.
Например, респондент А. Ф. Поташевская вспоминает: «В 1950 году мы с бабушкой летом полем просо,
подъезжает милицейская машина, и у меня бабушку забирают... Они (
представители местных властей – С. Х.
)
ей сказали: ―Ты веруй, только никого не агитируй
‖,
и привезли мне еѐ назад, в поле. Бабушку мою несколько
раз забирали» [11].SSN
199
7-
292X
No 1 (
39
) 20
14
, часть 1
211
Об аналогичной «акции устрашения» со стороны местных властей в отношении своего супруга вспоминает
респондент М. С. Тимошина: «Когда мой муж уверовал, его очень часто вызывали в сельский совет. Требовали
от него, что если кто приедет, из верующих или проповедующих, чтобы он сообщал. Он говорил, что я веру
ю-
щий человек, я четыре года служил в армии, на границе, предателем не был. А теперь вы хотите меня сделать
предателем, чтобы я предавал своих верующих. Один раз говорит, увезли меня километров за пять (он работал
в кузнице), ругались, грозили, потом выгнали из машины, назад иди, мол, пешком. Так было несколько раз» [12].
Согласно полевым материалам автора статьи, баптистская церковь в городе Краснослободске действовала
с 1950-х гг. По воспоминаниям информатора Н. Я. Рунковой, большую роль в баптистской общине Красносл
ободска того периода играла супружеская чета Михаил и Прасковья Бочкаревы, а также некий освободившийся
политзаключенный, имя и фамилия которого не сохранились: «С приездом этого из тюрьмы здесь все ожив
илось. В баптистской церкви на всенощную собирались. На Пасху. Бабка нас туда водила... Как какие праздники:
бабенька, и мы пойдем» [13]. К баптистам Краснослободска периодически приезжали единоверцы из села Ку
рташки Атюрьевского района Мордовской АССР, а также из Москвы, Рязани, Пензы. Основу общины составл
яли женщины преклонного возраста (словами респондента – «старушки»): «В церковь ходили в основном одни
старушки. Бабушки умирали, и на их место приходили другие бабушки. Молодежи почти не было» [Там же].
Пожилые верующие баптистской общины Краснослободска вспоминают об агрессивном отношении
к ним со стороны рядовых советских граждан – врачей, учителей, др. Например, Н. Я. Рункова вспоминает:
«В медпункт захожу, а она (врач – С. Х.) мне – а ты зачем идешь? Пускай Бог тебя лечит. Я ей ответила, что
и болезни, и врачи – все от Бога» [Там же].
Таким образом, в советский период община баптистов, проживавшая в Краснослободском районе Мо
рдовской АССР, неоднократно подвергалась различным ограничениям и притеснениям со стороны властей,
а также отдельных партийных и советских активистов.
С другой стороны, все директивы по борьбе с религией, в том числе с протестантами, местными власт
ями исполнялись вяло и неохотно.
Кампания, направленная на войну с религией и непосредственно с глубоко верующими людьми, была
«спущена сверху», но в отличие от идей революционных, массовой и глубокой поддержки среди населения
не встретила. Именно это, по мнению автора статьи, во многом способствовало сохранению конфессионал
ьной жизни практически во всех регионах СССР. В этом плане баптисты Советской Мордовии являются о
дним из многих примеров.
В целом же в Краснослободске и окружающих его поселках Зарека, Селищи, Сивинь, Каймары и других
до начала 80-х гг. ХХ в. было несколько групп верующих христиан-баптистов без единого руководства и
управления из какого-нибудь центра. Постепенно община в д. Зарека стала связующим звеном для других
баптистских групп рассматриваемого региона.
В 1990-е– начале 2010-х гг. баптизм в Краснослободском районе сохранился, но в крайне незначител
ь-ных масштабах (например, в деревне Зарека – 3 чел., в Краснослободске – 6 чел.), оставаясь, тем не менее,
неотъемлемой частью конфессионального ландшафта постсоветской Мордовии.
Источник Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология иискусствоведение. Вопросы теории и практикиТамбов: Грамота, 2014. No 1 (39): в 2-х ч. Ч. I. C. 209-212. ISSN 1997-292X.

Категория: Краеведение | Добавил: VETKA (07.03.2014)
Просмотров: 2990 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Троицкий собор

Старец Иероним

К 90-летию Краснослободского р-на

О Новом Зубареве

Русское Маскино

Интересные статьи

Мнения о новостях
А насколько это все законно?
А если это вынести на общественное обсуждение - например, к Малахову на канал?))
И чтобы об этом высказалась Администрация Президента России. Ну хотя бы Песк




7160 просмотров


При копировании данных ссылка на сайт http://kc13.ru/ обязательна | Краснослободск ©2024 |