210
Издательство «Грамота»
www
.gramota.
net
«Ударной силой» в борьбе с «религиозными пережитками» стала комсомольская молодежь. По данному
поводу исследователь А. Э. Скоропад отмечает: «На практике уже первые мероприятия комсомольцев ант
и религиозной направленности (субботники, воскресники), несмотря на видимость чисто созидательного х
арактера, были связаны с показной демонстрацией неуважения к религии и публичными оскорблениями в а
дрес молодежи, отказывающейся участвовать в субботниках, отмечающей старые праздники» [15, с. 163].
Начиная с марта 1926 г. в центральных газетах стали появляться статьи, в которых отмечалось усиление
работы баптистов и евангельских христиан, содержались призывы расширить меры по борьбе с религио
зными пережитками [7, с. 2].
1 марта 1929 г. в первичные профсоюзные организации был направлен циркуляр ВЦСПС No 53 «Об ус
илении антирелигиозной пропаганды», в котором, в частности, говорилось: «VIII съезд профсоюзов обратил
особое внимание на необходимость усиления идейной борьбы с религиозным мировоззрением, в частности с
развитием баптизма, учением евангелистов и т.п.» [10, с. 219]. В апреле 1929 г. на II всесоюзном съезде в
оинствующих безбожников была принята резолюция, в которой говорилось, что «религиозные организации
в лице их верхушек, проповедников, активистов являются политической агентурой... и военно-шпионскими
организациями международной буржуазии» [9, с. 220]. К ним причислялись баптисты, евангелисты, адве
нтисты и методисты. Таким образом, после десяти лет относительного благополучия верующим пришлось
жить в напряженной обстановке нагнетания против них общественного мнения.
Во второй половине 1920-х– 1930-е гг. важным орудием антирелигиозной борьбы стали советские и па
ртийные СМИ. В полной мере это относится и к региональной, провинциальной прессе, в том числе в Мордовии.
Так, в газете «За сплошную коллективизацию» Краснослободского района 2 марта 1931 г. была опубликована
статья под названием «Безбожники слабо участвуют в проведении второй большевистской весны», в которой
религиозные деятели фактически приравнивались к кулакам: «Попы и сектанты с кулачеством делают попытку
противопоставить свою агитацию весеннему севу. СВБ должен доказать контрреволюционную сущность их
союза и религии. Это нужно особенно провести в селах: Беликово, Перевесье, Селищи» [18, д. 24, л. 34].
На наш взгляд, данная статья более чем красноречиво показывает размах и влияние, которые имел Союз в
оинствующих безбожников. В этом же номере указанной газеты помещена статья «Антирождественскую камп
анию и месячник всеобуча объявим месячником штурма по ликвидации прорывов на хозяйственном и культурном
фронте», предлагающая целый набор мероприятий по искоренению религиозной жизни, например: «Провести
общие или групповые собрания учащихся для разработки плана кампании по школе, осветив перед ними кула
цкопоповскую сущность рождества и его контрреволюционную и вредительскую роль... Организовать родител
ьские собрания с докладами о классовой сущности рождества и об антирелигиозной работе школы
,увязав последнюю с постановлением ЦК ВКПб о начальной и средней школе... Заключить договора с колхозами и родителями
о содействии с их стороны организованному проведению трудовой учебы в дни религиозных праздников...
Организовать антирелигиозные художественные вечера и утренники, декорировав школу антирелигиозными л
озунгами... Провести сбор средств на подводную лодку ―Воинствующий безбожник
‖
...» [Там же, л. 35]. Отметим, что данная кампания в равной степени была направлена как против баптистов, так и православных верующих
(если придерживаться газетной риторике того времени – «сектантов» и «попов»).
Другой пример. В 1938 г. в краснослободской газете «Большевистская трибуна» (новое название газеты –
«За сплошную коллективизацию») выходит статья И. Попова «Выше антирелигиозную пропаганду», соде
ржащая критику местных коммунистов и комсомольцев за недостаточную борьбу с «религиозным дурм
аном»: «Однако в нашем районе достаточной антирелигиозной работы мы не имеем. В таком большом селе
как Селище, комсомольцы и коммунисты никакой работы в этой области не ведут. Селищенские комс
омольцы считают, что молодежь полностью освободилась от религиозного дурмана. Но дело обстоит далеко
не так. Там даже некоторые комсомольцы и коммунисты справляют религиозные обряды» [14].
С 1959 по 1968 гг. та же краснослободская газета, сменившая название на «Новый призыв», опубликов
ала около трех десятков статей, содержащих антирелигиозную пропаганду. Три из них были написаны мес
тными авторами, инструкторами КПСС, и посвящены местным верующим.
Например, один из них, А. Виноградов, в статье «Больше внимания антирелигиозной пропаганде» ук
азывает: «Антирелигиозная пропаганда должна быть в центре постоянного внимания первичных парторган
изаций, которым следует помнить, что широкая пропаганда научных знаний среди трудящихся будет спосо
бствовать окончательному преодолению религиозных предрассудков в сознании людей» [4].
О сохранении баптистской общины в Краснослободском районе МАССР до 1980-х гг. свидетельствует
интервью, данное газете «Знамя труда» секретарем райкома КПСС А. Гордеевой, в частности, утверждавшей:
«Настораживает и требует активизации антирелигиозной пропаганды положение, создавшееся в совхозе-
техникуме, где в селе Заречное начинается баптистская возня...» [6].
Ценные сведения о жизни общины баптистов Краснослободского района Мордовской АССР автору
статьи предоставил полевой материал, а именно – предметные беседы с верующими, которые указывали, что
баптистские общины с 1930-х гг. действовали в селах Селищи, Беликово, Карьга, Сивинь, Каймары.
Примечательны воспоминания пожилых верующих об особенностях преследований баптистов со стор
оны советских и колхозных властей, которые носили как бы неофициальный характер, принимая формы пс
ихологического давления, запугивания и т.п.
Например, респондент А. Ф. Поташевская вспоминает: «В 1950 году мы с бабушкой летом полем просо,
подъезжает милицейская машина, и у меня бабушку забирают... Они (
представители местных властей – С. Х.
)
ей сказали: ―Ты веруй, только никого не агитируй
‖,
и привезли мне еѐ назад, в поле. Бабушку мою несколько
раз забирали» [11].SSN