Суббота, 23.11.2024, 04:52 Красноcлободск Приветствую Вас, Гость
 
Главная | Форум | Регистрация | Вход | RSS
Погода в Слободе

Погода в Краснослободске на неделю!


Перекресток

Канал на YouTube
Говорит и показывает...
YouTube - Краснослободск, Мордовия!

Форма входа

15244 просмотра

Поиск в КС

Статистика

Сейчас в Слободе: 65
Гостей: 65
Жителей: 0

Сегодня поздоровались:

Наша кнопка:

Краснослободск, Мордовия


Опрос

В 2016 году планируется установка памятника солдату Великой Отечественной войны в г.Краснослободске (нынешний мемориал, безусловно, останется на своем месте).


  Фотогалерея

Новинки в фотоальбомах

Случайные фотографии

  Новости раздела:

Разгадывая тайны [25]
Царева вотчина на Мокше
Краеведение [92]
Все о нашем крае
Главная » Статьи » История » Краеведение

«Белые пятна» Сарова: подземный город.

Одной, из наиболее заманчивых тайн окружающих Саров, на мой взгляд – знаменитые Саровские подземные ходы и пещеры. Расположенный на горе, с примыкающими гостиницами монастырь, казалось бы, просто создан для них. Возможность побывать в лабиринтах подземного монастырского города, раскопки улиц которого интенсивно ведутся, весьма заманчива.  Подземелья всегда хранят в себе тайны запутанных ходов, хитроумных ловушек и бездонных колодцев.

 





           Об этих пещерах я слышал от своей университетской преподавательницы Валерии Борисовны Смирновой, в детстве от бабушки и других своих родственников. Существует несколько версий появления этого подземного города. Одна из них относится к временам Золотой Орды, когда на месте Сарова (когда на месте Сарова) стоял стольной град татарский Сараклыч. В центре Саровской горы расположена подземная церковь Антония и Феодосия Киево-Печерских. Её построили в 1709, а освятили в 1711 году на средства сестер Петра I – великих  царевен Марии и Феодосии. Они прислали для этого храма иконостас, священные сосуды, книги и пожертвования. Через некоторое время деревянный иконостас церкви из–за старости пришел в негодность, и в 1730 году служба в ней прекратилась. В 1780 году для подземной церкви сделали металлический иконостас, и службы в ней были возобновлены. Для вентиляции из подземной церкви была выведена кирпичная труба  (около шести метров – А.Л.), а над ней на поверхности  земли была возведена  часовня с главой и крестом.

 

           Отец русского писателя А.Н. Радищева Николай Афанасьевич принял участие в восстановлении этой церкви. Он выписал из Санкт–Петербурга мраморную доску на престол. По одной из Саровских легенд, которую мне поведал один из местных  старожилов, в алтарной части церкви находился колодец глубиной примерно метров 6 0- 70; достигнув дна, попадаешь  в боковой ход, из него - в тоннель, ведущий в неизвестность. По другой версии в конце тоннеля смельчака ожидают несметные сокровища. О колодце и тоннеле мне так же поведала В.Б.Смирнова. По другой версии подземные переходы спиралью уходят в нижнюю часть доломитовой горы пока не заканчиваются железным мостом, перекинутым через подземную речку. Версия о несметных сокровищах, вероятно, имеет некую основу: в 1947 был найден клад золотой посуды. Его принесли начальнику колонии – больше его (т.е клад)никто не видел. Другая легенда рассказывает о двух миллионов золотых рублей спрятанных в подземельях Сарова. Ее мне поведал лет пятнадцать назад Темниковский историк – краевед П.П. Смирнов.

 

Мои впечатления о подземельях Сарова.

        

            Мысль о Саровских подземельях особенно преследовала меня, когда я приехал в Саров. Отправившись знакомиться с городом – случайно познакомился с местным старожилом, который и поведал мне о них. Я уже знал,  что часть входов находится в аварийном состоянии, некоторые улицы подземного города имеют входы в комплексе зданий  монастыря. Весть о приезде Кириенко, которому показали лишь вход в систему подземелий, повергло меня в уныние. Однако мне повезло. Вечером, разговаривая с археологом из Мурома, я пожаловался на фатальное невезение. Изумлению моему не было предела, когда он спокойным голосом назвал координаты научного сотрудника, который водил его в подземельную церковь несколько дней назад. Утром, сгорая от нетерпения, я стоял у церкви Иоанна Предтечи некогда великолепной, а теперь представляющий  переделанный и обезображенный  временщиками остов здания, где и находился главный вход в подземелье. Уже не помню, какие доводы я приводил руководителю подземных работ, но надо мной сжалились, и я оказался в подземном городе. Часть входа, оказалась засыпанной, видимо в результате взрывов в наземной части, где в 1951  и 1953 годах были уничтожены два храма и подземная церковь. Вход постоянно шел под углом. Дрожащими пальцами я вынул фотоаппарат и сделал несколько снимков. Метров через двести я, наконец – то попал в подземную церковь во имя Киево-Печерских чудотворцев Антония и Феодосия. Купол ее подпирался бревнами, той  самой воздуховодной трубы не существовало. Церковь откопана наполовину, т.е. первый ярус, второй будут освобождать позже; сначала  нужно, укрепить свод. С необычайным волнением стоял я у алтарной части рядом с тем местом, где должен быть легендарный колодец с входом в туннель. Выйдя из церкви, я с разрешением руководителя работ отправился дальше и попал в подземную келью. Это  была небольшая пещерка с отверстием, пробитым в породе для подачи воды и хлеба. В такие пещеры монахи уходили в «затвор»  кто на год, на пять лет, кто на всю жизнь. Затем я пошел дальше и дальше. Боковые ходы по–прежнему были доверху завалены доломитовой породой. Стало попадаться все больше крепежных стоек. Мой любезный гид настойчиво попросил меня вернуться. Вполне вероятно я дошел до того места, где наверху стоял Успенский Собор. В конечном итоге, моя прогулка по протяженности была не более 500 метров.

 

 

 

В воображении появлялись картины прошлой славы Сарова: вот с чувством благоговения и некоторого страха богомольцы спускались (как  впрочем, и я) в эти сокровенные жилища первых насельников святой обители одним из которых был наш земляк старец Герасим настоятель  Краснослободского Спасо-Преображенского монастыря.

            При колеблющемся свете пучка свеч в руке монаха-проводника осматривают эти подземные кельи отшельников, куда удалялись монахи, желавшие более строгого уединения. В этих пещерах ни мог не быть и другой наш земляк иеромонах Геннадий, подаривший нам жемчужину архитектуры – комплекс Краснослободского Спасо-Преображенского монастыря. Однако скрытый от глаз людских подземный город играл и другие функции. В 1775 году Россию поразил великий голод, из подземных хранилищ монастыря выдавалось продовольствие в окрестные сёла и деревни.  Кроме того, пещеры использовались как подземное кладбище монахов. По некоторым данным Саровский монастырь поставлял нетленные мощи для всей Руси. Многочисленных паломников водили в пещеры по строго определённому маршруту. Но мощи показывали охотно.

 

Кроме подземного имелось и надземное кладбище с церковью «Всех святых». Подземный город всё чаще преподносит сюрпризы исследователям. Об одном из них рассказала директор музея «Саровская пустынь» Мавлиханова Елена Алексеевна. Одна ветвь подземного хода (куда я не попал) вела в «царский дворец». Известно, что во время канонизации преподобного Серафима Саровского последний российский император Николай II с семьёй останавливался в нём в Сарове. Этот ход был необычайно чистый и (как выяснили исследователи) прорыт гораздо позднее остальных. Вполне вероятно он был сооружён к 1903 году и мог служить спасением семьи императора, если им угрожала бы опасность. Существует несколько планов Саровских подземелий, однако многие из них либо не соответствуют действительности, либо не достаточно полны.

 

Предполагаемая связь преподобного Серафима Саровского с   Краснослободским краем.

 

С Краснослободской землёй могла бы быть связана судьба преподобного Серафима Саровского (1759 – 1833) – величайшего чудотворца и прозорливца православия, причисленного к лику святых в июле 1903 года. В Саровской пустыни отец Серафим провёл 54 года из них 13 лет пустынножительствовал, а затем на три года накладывал на себя молчальничество. Во время отшельничества провёл подряд тысяча ночей и тысяча дней в молитве на двух камнях: ночью – в лесу, днём – в своей келье. Во время пребывания в Сарове  мне удалось побывать на ближней и дальней «пустынке» батюшки Серафима. Особенно впечатляет дальняя пустынка: уединённое место, расположенное в глухом лесу.

 

 

Недалеко от поляны (где расположен памятник преподобному) на склоне крутого берега Саровки находилась пещера, где жил отец Серафим. Директор «Саровской пустыни» Елена Алексеевна Мавлиханова подробно рассказывала о поисках этого подземного жилища. Однако обнаружить её не удалось. Скорее всего, эта пещера была взорвана в советское время. Через речку перекинут мост. Существует легенда, что каждый желающий может начать свою новую жизнь, оставив всё на этом берегу Саровки перейдя его. Недалеко от мостика небольшой родник. На дне его было небольшое количество мутной воды. Когда я умылся, то сразу же почувствовал необычайный прилив сил. Здесь же были ещё две святыни связанные с преподобным Серафимом: камень, на котором он молился и пенёк, на котором он иногда отдыхал.

 




После смерти отца Серафима матушки из Серафимо – Дивеевского монастыря увезли камень к себе. Толпы паломников не обошли внимание и вторую святыню: целуя пенек каждый старался откусить щепочку и унести за щекой. Преподобный 1825 года находился в затворе. К тому времени ему было 47 лет, а в монастырь он пришел восемнадцатилетним отроком Прохором. Молва о нем уже давно будоражила православные умы. Есть предания, что в 1825 году якобы после мнимой смерти у него побывал царь Александр I. Великий монах был доступен всем., кроме любопытствующих или замышляющих недоброе людей.

 Отец Серафим совершил множество чудес: исцелял больных маслом из лампадки, горевшей перед его  любимой иконой богоматери Умиления. Еще одна из традиций существовала для паломников: выходя из подземелий и поднявшись по белой лестнице, они шли в самый новый храм, построенный специально для прославления великого подвижника Саровской пустыни иеромонаха Серафима. Заложили храм в 1897 году по проекту архитектора А.С.Каменского. Его возводили над кельей, где жил последние годы преподобный старец, поэтому у храма было и другое название – «Храм над кельей» Серафима Саровского». В конце 2002 года научные сотрудники «Саровской пустыни» обнаружили фундамент кельи. Это открытие дважды транслировалось по телевидению. Приехав в Саров, я очень хотел увидеть келью своими глазами. Мне вновь повезло. Театр, располагающийся в здании храма, переехал на новое место и теперь здесь полным ходом шли восстановительные работы. Понаблюдав за  рабочими минут сорок, я, нащупав фотоаппарат, решительно двинулся в храм. Все внутреннее пространство представляло собой огромную стройку. Недалеко от входа я увидел то место, где находилась келья отца Серафима.

 

Мне удалось сделать несколько снимков, затем меня вежливо попросили уйти. В те короткие мгновенья моего пребывания здесь почему–то вспомнилось все, что я знал о ней. Ведь келья батюшки Серафима была самым дорогим сокровищем этого храма. Ее можно было обойти кругом и зайти внутрь. Именно в ней хранились вещи великого старца. Со временем (до 1903 года) келью украсили росписью и сделали над ней главу с крестом. Она стала походить на часовню. В советское время в храме находился драматический театр. Келью разрушили, монастырскую роспись уничтожили, на ее месте появилась другая – голубое небо с облаками и летающие птицы в обрамлении зеленых деревьев.  Теперь на восстановление храма (а позднее и кельи) тратится в  месяц около 4 миллионов рублей. Судьба Серафима Саровского могла быть тесно связана с Краснослободским Спасо-Преображенским монастырем. Он был назначен его игуменом. Но преподобный - предпочел остаться в Сарове. Эти данные частично подтверждаются летописью Серафимо - Дивеевского монастыря. Однако мощи отца Серафима все-таки были в Краснослободске. При каких обстоятельствах это произошло?

А.В.Лютов.

 

Категория: Краеведение | Добавил: VETKA (18.02.2011)
Просмотров: 8173 | Теги: ходы, «Белые пятна» Сарова: подземный гор, А.В.Лютов, пещеры, впечатления под землей, связь преподобного Серафима Саровск | Рейтинг: 3.0/4
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Троицкий собор

Старец Иероним

К 90-летию Краснослободского р-на

О Новом Зубареве

Русское Маскино

Интересные статьи

Мнения о новостях
А насколько это все законно?
А если это вынести на общественное обсуждение - например, к Малахову на канал?))
И чтобы об этом высказалась Администрация Президента России. Ну хотя бы Песк




7160 просмотров


При копировании данных ссылка на сайт http://kc13.ru/ обязательна | Краснослободск ©2024 |