После введения Христианства Масленицу стали праздновать в последнюю
неделю перед Великим Постом, который заканчивался наибольшим праздником
христиан – Пасхой. Таким образом, Масляная неделя получила некий
дополнительный смысл – это была «переходная» неделя, когда разрешалось
есть рыбные и молочные продукты, а вот мясные есть уже было нельзя,
готовясь к Посту.
Масленичная неделя (Седмица о Страшном Суде)
Семидневка веселого празднества состоит из двух периодов – Малой и Большой Масленицы.
Первый период продолжается с понедельника по среду включительно , а
второй продолжается со среды по воскресение включительно. Начало этого
праздника берёт свои истоки с языческой Руси. И до сих пор в его
проведении присутствуют языческие моменты.
В первые три дня мясопустной седмицы (так ещё называют Масленицу) люди
занимаются домашними делами. Трудятся по хозяйству, готовятся к
заключительному дню недели. А с четверга наступает вторая часть седмицы и
начинается Большая Масленица. Каждый день недели этого любимого народом
праздника имеет собственное наименование.
Первый день – Встреча
Рано утром родители мужа посылают невестку к своим сватам ( ее отцу и
матери), а вечером и сами появляются к ним в гости. Определяли время и
место, где будут праздновать, решали, кого приглашать. К этому моменту
готовили снежные горки, устанавливались качели и аттракционы. Хозяюшки
пекли румяные блинчики, а первый из них, по традиции, отдавали беднякам
на поминание умерших родственников. Возводилась фигура большого
соломенного чучела Масленицы, ее усаживали на кол и катали на огромных
санях. Например, в селе Камызино, что в Белгородской области, водили
корову, одетую в лапти.
Второй день – Заигрыш
Во вторник проводили обряд смотрин девушек, готовящихся к замужеству –
будущих невест. Смысл этого действа сватовской, дабы по окончанию
Великого поста провести свадебные торжества на Красную горку.
С утренних часов желающие проводили время на горках, вкушали блины, к гулянию приглашалась родня, друзья и добрые знакомые.
В Среду были Лакомки
Третий день недели подразумевает принятие постной пищи. Зять заходит к
теще есть блины, она их печет к приходу дочкиного мужа самостоятельно.
Женщина выказывает благое отношение к супругу своей дочки. Помимо него
приглашаются и другие гости.
Четверг – Разгул
Этот день имеет несколько наименований: Разгуляй, Колодка, Четверток, Влас, Масленая Коляда и прочие.
Этот день положил начало празднованию Широкой Масленицы. С этого
момента запрещено трудиться, люди празднуют и веселятся на широкую ногу,
предаются различным утехам, катаются верхом на конях, устраивают
кулачные бои, соревнуются, весело пируют. Традиция для этого дня – штурм
снежного городка.
В Четверток люди как-бы выплескивают наружу накопленный за месяцы зимы негатив, мирятся друг с другом.
Гуляния четверга проводятся с разжиганием высоких, ярко пылающих костров и прыганием через них. Веселящийся народ поет песни.
Например, одном из белгородских сел, начиная с этого дня, катали по
заснеженным улицам коня из соломы. Его изготавливали следующим образом:
большую соломенную охапку обвязывали веревками – получалось туловище, а
потом изготавливали голову и шею. Не все могли сотворить такое чудо,
поэтому изготовлением соломенного чучела занимались специальные мастера.
Готового коня они заливали водой, и целую ночь он мерз на улице, потом
угольком ему разрисовывали глаза. На таком соломенном чуде народ катался
верхом. А в соседнем селе Камызино, люди сажали в сани и возили по селу
живую козу в ярком платке и цветастом платье. Рядом с животным на сани
устанавливали небольшой столик со спиртным и закуской.
В Ярославле, по давно сложившейся традиции, люди поют Коляду. По
домам праздные весельчаки бродят с музыкальными инструментами, поют и
играют на них, поздравляют хозяев, за что получают деньги, различные
вкусности и вино. На прощанье колядовщики воспевают благодарность
хозяевам дома.
Пятница – Вечерки у тещи
Теща направляется в дом зятя с ответным визитом в сопровождении своих
родных и подружек. Ее дочь к приходу матери выпекает блины и угощает
ими гостей. А зять показывает свое благое расположение к матери своей
супруги и ее родственникам.
Суббота – Золовкины посиделки
Невестки зазывают на праздник в свой дом золовок и прочих мужниных
родных. Если золовка не замужем – то невестка созывает в свой дом своих
холостых подружек, а если же мужнины сестры замужем, то она зазывала в
гости свою замужнюю родню. По традиции, невестка должна принести в дар
золовке подарок.
Воскресенье – Проводы
Это Прощенное Воскресение, Заговенье, Целовальник, Масленые Заговины,
имеет длинный ряд наименований и является окончанием, яркой
кульминацией веселой Масленой недели. Православные люди, впрочем, как и
желающие, заговляются перед началом Великого пасхального поста. Каждый
испрашивает прощения за все нанесенные ранее обиды и прочие
неприятности. Вечером поминают умерших, а днем посещают места их
захоронений.
В воскресный день принято омываться в бане, сжигать оставшуюся еду,
мыть посуду после пышных празднеств. По окончании веселья сжигается
чучело Масленицы, а оставшийся после ее сжигания пепел развеивается по
близлежащим полям.
В Костромской губернии, к примеру, сооружается «обоз» – повозка из
ряженых мужчин, на их головы надеваются соломенные колпаки. Вечером они
направляются за пределы города, где и поджигают «головные уборы» –
сжигают Масленицу. А в местных деревнях в вечернее время люди приносят
по охапке соломы, укладывают ее в общую кучу и поджигают, что
символизирует сожжение « мужика из соломы».
В православных церквях на вечерней службе свершается чин прощения –
глава каждого храма испрашивает прощения у всех собравшихся людей и у
других священнослужителей. Далее люди, находящиеся в храме, просят
прощения друг у друга и, отвечая на просьбу о прощении, отвечают «Бог
простит и я прощаю». С вечера в обителях начинаются великопостные
служения.
По свидетельству писателя-этнографа Сергея Максимова: «Обычай
прощаться с умершими держится на земле русской особо твердо,
поддерживают его в основном женщины. Они группами по 10-15 человек идут,
взяв с собой блины, на погост, причем не разговаривают между собой.
Придя к могилке родственника, каждая из них встает на колени, три раза
кланяется и слезно молит простить покойника за грубости и вред,
причиненные ему при жизни. Затем помолившись, выкладывает на бугорок
могилы блинчики и в полнейшем молчании идет домой.
Проводы Масленицы
Во многих российских губерниях ритуал сводился к сожжению масленичной
Марены и его символичных похоронах. Сжигание традиционно для
центральных, северных и поволжских губерний. Чучело везли на некоем
поезде из лошадей (иногда их было больше сотни). Потом его сжигали и в
кострище выбрасывали недоеденную пищу. В Татарстане бытует традиция
сжигания в костре куколок, с которыми, якобы, пропадают все проблемы и
беды.
В западных, южно и среднерусских, поволжских губерниях люди хоронили
масленицу. А в других областях Руси устраивали пародию похорон. Чучело
укладывали в корытце, а за ним следовала процессия из «попа» –
переодетой в ризу молодой девицы с приклеенной бородкой, «дьячка» и
группы плакальщиц.
Иногда прощание с Масленицей происходило в виде поезда: чучело
«восседало» в санях, запряженных мужчинами. Позже соломенную фигуру
сжигали, что предвещало скорый и отличный урожай на полях.
Считалось, что Масленицу, а еще ее называют Сырной неделей, нужно
было провести как можно веселее и сытнее, ведь как ее проведешь, так и
будущий год проживешь.
Так же Масленая неделя была временем для поддержки и укрепления
семейных отношений. Молодоженов приветствовали, устраивали им « смотрины
», заставляя целоваться на людях. Породнившиеся семьи обязательно на
праздничной недели ходили друг к другу в гости, не забывали поминать и
усопших родственников.
Тех же, кто еще не вступил в брак условно «наказывали» – привязывали к
ноге или шее кусок дерева, веточку или просто ленту, и заставляли так
ходить некоторое время. Позже можно было откупиться угощением или
деньгами.
Каждый из семи дней Масленицы имеет свое название и свои обычаи.
Понедельник назывался « встреча ». В этот день народ « встречал »
Масленицу – из соломы делали чучело, одевали его в одежды, насаживали на
шест и возили по всей округе под веселые и задорные песни. После чего
чучело оставляли на месте, где в дальнейшем происходили народные
гулянья.
В этот день заканчивали раскатывать горки, достраивали качели,
карусели, балаганы, расставляли палатки и столы. Хозяйки же начинали
печь блины, да не просто так, а со специальными заговорами и обрядами.
Первый блин не ели, его отдавали нищим, с тем, что бы те помянули
усопших.
Вторник величали « заигрыш ». Юноши и девушки ходили друг к другу в
гости – поесть блинов, покататься на горках. А на площади начиналось
веселье. Неженатые парни и девушки на гуляньях приглядывались один к
одному, ища себе вторую половинку. Девушки гадали, подсматривая за тем, с
какой начинкой ест блин понравившейся ей молодой человек.
Среда была «лакомка». В доме устраивали пышные застолья. В этот день
теща сзывала всех своих зятьев и щедро угощала всевозможными блинами.
Молодому зятю мазали голову маслом, что бы он так же « примаслился » к
жене. А на площадях открывали палатки и продавали пряники, сбитни,
орехи.
Народ веселился, катался на лошадях и разыгрывал смешные сценки об
отношениях тещи и зятя. Говорили, что на Лакомку нужно: « Есть до икоты,
пить до перхоты, петь до надсады, плясать до упаду».
Четверг называли «разгул», «разгуляй». С этого дня начиналась
«широкая Масленица» – гулянья разворачивались во всю силу. Запрягали
лошадей и катались вокруг деревни по часовой стрелке, «по солнышку». Для
мужчин устраивали кулачные бои и взятия снежной крепости, дети катались
с горок кто на чем горазд.
Народ потешали медведи на поводке, кукольники, балаганы. Все
веселились: устраивали карнавалы, катались на качелях, каруселях,
угощались предложенными лакомствами и любовались фейерверками.
Пятница – «тещин вечерок». В ответ на гостеприимство тещи, зять
теперь приглашает ее к себе на блины. Так же по традиции в этот вечер
готовят мучные блюда: вареники, манты, пельмени, пироги.
Субботу звали «золовкины посиделки». Молодая невестка приглашала к
себе в гости золовок, то есть сестер мужа. Также сзывала она своих
незамужних подруг, если золовка была еще не замужем. А если золовка была
уже замужем, то приглашала и родню мужа. Невестка должна была
преподнести золовке хороший подарок, что бы расположить ее к себе.
Воскресенье именуется «прощеным воскресеньем». Люди просят друг у
друга прощенья, просят у всех, даже если нет особой вины. Говорят
приблизительно так: «Прости меня, если я в чем-то перед тобою виноват »,
а в ответ нужно сказать: «Бог простит, и я прощаю».
На главной площади прощаются с куклой Масленицей, или Зимой,
благодарят ее за зимние забавы и ругают за мороз и холод. После чего под
песни и возгласы ее сжигают. В большой костер народ кидает всю пищу,
которую не съели за прошедшую неделю – блины, сыр, масло, рыбу – ведь с
завтрашнего дня начинался Великий пост.
А когда костер немного приутихнет, происходит финальное действо
вечера – молодежь с задором прыгает через костер. Вот таким весельем и
заканчивается Масленая неделя 2014.
В Православной вере считается, что смысл Масленой недели – это
прощение накопившихся обид, примирение с ближним, укрепление семейных
отношений, подготовка к Посту. Пусть же для вас это праздничное время
пройдет весело, сытно и душевно тепло!
|