Иллюстрация BluOltreMare/shutterstock.com
Нет сомнения: кладоискательство – занятие весьма увлекательное. В городском Центральном государственном историческом архиве в фонде канцелярии С.-Петербургского военного генерал-губернатора сохранилось любопытное дело об организации экспедиции для поиска сокровищ, зарытых соратниками Емельяна Пугачева.
В начале 1800 года к петербургскому военному генерал-губернатору П. А. Палену обратился некий отставной унтер-офицер Макеев, проживавший в Графской Славянке недалеко от Павловска. Он поведал, что долгое время занимался этапированием в Сибирь заключенных, закованных в колодки. Однажды один из арестованных участников пугачевского бунта Андрей Соколов в благодарность «за ласковое с ним и его товарищами обращение» дал Макееву «билет». В нем сообщалось, что на Волге в указанном месте «по рубежу села Токмово и села Кучелаево» зарыто сокровище – золотая и серебряная посуда с наличными деньгами на сумму 37 900 рублей.
Дело дошло до императора Павла, который секретным предписанием «указать соизволил отправить для изыскания на месте, о справедливости такового показания, надежного человека». Вместе с Макеевым на указанное колодником место отправился унтер-офицер столичной полиции Дорошенко. В конце марта 1800 года они прибыли к саратовскому губернатору В. С. Ланскому. А дальше начались трудности с географией.
Оказалось, что указанное узником место находится в Инзарской округе, которая отошла к Симбирской губернии. Тогда Макеев и Дорошенко отправились к симбирскому губернатору В. М. Сушкову, к ним присоединились губернский предводитель дворянства майор Бахметев и директор школ титулярный советник Шестаков. Прибыв в Инзарскую округу, экспедиция выяснила, что на самом деле село Кучелаево относится к Краснослободскому округу Нижегородской губернии.
Наконец, добрались до искомого места. В соседнем селе Токмово удалось выяснить, что якобы зарывший клад Андрей Соколов действительно был местным жителем, причем промышлявшим разбоем. В четырех верстах от села был густой лес, где и укрывались разбойники под предводительством отца Андрея – Матюшки Троицкого.
Исходной точкой поиска был «рубеж двух сосен», однако из содержания «билета» оставалось неясно, имеются ли в виду две сосны или одна раздвоившаяся. Взяв провожатых из двух токмовских стариков, участники экспедиции прибыли на похожее по описанию место, однако там вместо леса обнаружили пашню. Старожилы указали на толстую обгорелую сосну, вокруг которой было множество пней, а в версте от леса проходила большая дорога, на которой раньше промышляли разбойники. Вроде бы там!
Экспедиция принялась за работу. Пригнали рабочих людей. В поте лица копали два дня, но никаких сокровищ не нашли. Затем крестьянин Осип Петров вспомнил, что рядом была другая сосна, в десяти саженях от земли к реке. Отправились копать туда, но и там без всякого толка... А вскоре от других соседей стало известно, что сведения о кладе вряд ли достоверны, поскольку семья Соколова занималась мелким разбоем.
Участники экспедиции поняли, что их обманули. Понимая, что потратили попусту немало казенных денег, и опасаясь за свою судьбу, они направили жалобные рапорты петербургскому военному губернатору. Однако вскоре, в марте 1801 года, в столице произошел государственный переворот: был убит Павел I. Начавшееся было в канцелярии петербургского военного генерал-губернатора дело о растрате положили под сукно...
|