Очерк "Моя дорога к храму"
Лишь виденьем белым пред тобою –
Волшебством открывшийся сезам,
Брошенный превратною судьбою,
Отовсюду виден Божий храм.
А. А. Кашицин,
Мордовия — земля с богатейшей историей и культурой. На некогда языческие места сегодня приезжают поклониться чудотворным святыням Санаксорского монастыря. А там, где бушевали разинские вояки и пугачевские бунтари, стоит один из самых грандиозных соборов.
В начале XX века на территории современной Мордовии насчитывалось 42 монастыря и около 650 храмов а также около 5 тысяч священно- и церковно-служителей (вместе с семьями) и около полутора тысяч монахов и монахинь, не считая лиц, живших в монастырях на испытании.
После Октябрьской революции начались гонения на церковь. В 1918—1921 годах советская власть несколько раз проводила реквизиции земельных владений (прежде всего монастырских) и храмовых ценностей — богослужебных сосудов и окладов из драгоценных металлов. Первыми были закрыты Кимляйский и Знаменский монастыри, в обоих случаях — в результате карательных экспедиций ЧК.
Массовое преследование верующих и священнослужителей началось с 1924 года. В 1924 году за отказ признать обновленческих иерархов был закрыт Чуфаровский монастырь, в 1926 году — Куриловский, в 1928 году — Зиновский, Краснослободские Успенский и Спасо-Преображенский, Темниковский женский. Началось повсеместное закрытие приходских храмов.
Во многих сёлах крестьяне поднимали бунты в защиту храма, но переломить силу большевистской власти, не стеснявшейся в средствах давления и устрашения, не удалось.
Основная волна закрытия храмов прокатилась в 1930 году, когда верующие были изгнаны из двух третей приходских церквей. В 1930-1936 годы были закрыты ещё 75 церквей, в 1937-1938 годы — все остальные. Республиканские власти рапортовали в Москву, что с православной церковью на территории Мордовии покончено. Многие монахи уходили в леса и жили в землянках.
Но убедить народ, что тот опыт жизни, который он накапливал сотни лет, — неверен, было непросто. Поэтому решили ликвидировать хранителей (священников) и идеологов (интеллигенцию) этого опыта. И, используя террор, запугать его производительную силу (крестьян и рабочих).
В течение нескольких десятилетий, начиная с 20-х годов, коммунистическая партия методично уничтожала наиболее образованных, наиболее трудолюбивых и успешных граждан Российского государства. В семьи десятков тысяч мордовских и русских семей пришло горе : отцы и матери были брошены в тюрьмы и концлагеря (некоторые сразу же уничтожены), дети остались сиротами, пашня — запустела. Согласно последним исследованиям историков, только выслано из Мордовии было 300 000 человек! А скольким, спасаясь от террора, пришлось бежать из родных краёв и отправиться в скитания по стране!?
Я, Дерунов Дмитрий Сергеевич, ученик 7 класса Шаверской основной общеобразовательной школы, живу в селе Тенишево – село в Краснослободском районе Шаверской сельской администрации. Население 291 человек (2006 год), в основном русские. Находится на речке Кодайника и Мокшанском заливе в 3 километрах от центра сельской администрации. Название-антропоним тюркского происхождения. Тенишевы были основателями населенного пункта, фамилия часто встречается к актовых документах XVI - XVIII веков. В "Указе Саранскому стольнику и коменданту И. Д. Сабурову о размежевании спорных земель между ясашниками деревни Поконины и саранцем И. Мартыновым" упоминается, что в 1711 году Иван Мартынов землю "выменил у князь Бориса Тенишева в Темниковском уезде". В 1737 году Тенишево входило в Краснослободский присуд с населением 193 души муж. пола. В "Списке населенных 'мест Пензенской губернии" (1869) Тенишево - село казенное из 93 дворов (680 человек) Краснослободского уезда. В 1894 г. Состояло из 125 крестьянских дворов (939 человек) и 3 дворов (11 человек) представителей других сословий. В подворной переписи Краснослободского уезда 1913 года Тенишево состояло из 1 общины, 176 дворов (1275 человек), 2 мечетей, земской школы, 3 хлебозапасных магазинов, пожарной машины, маслобойки и просодранки, 3 лавок. В 1926 году в селе числилось 236 хозяйств (1430 человек); в 1931 году – 270 дворов (1540 человек).
В России с начала 1990-х гг. мы наблюдаем процесс обретения бесхозными зданиями хозяев – приходов Русской православной церкви. За это время действительно сделано много положительного - сотни храмов восстановлены, находятся под присмотром, им больше не угрожает физическое разрушение. Памятники используются в соответствии со своей изначальной функцией, что вполне обосновано и исторически справедливо.
Гонения на веру давно прекратились, но по всей стране еще много заброшенных храмов, которые продолжают пребывать в запустении: они заполнены мусором, их стены исписаны, росписи и стены разрушает время... К сожалению, нет возможности сразу все отреставрировать. Но хотя бы законсервировать, то есть очистить от мусора и заколотить досками окна, чтобы в молитвенное помещение не заходили животные и чтобы оно не разрушалось дальше – это вполне возможно.
В нашем селе Тенишево стоит именно такой заброшенный храм во имя Михаила Архангела. Каменная церковь закрыта для богослужений.
И стоит одинокая громадина, созданная человеческими руками для очищения душ людских от всякой скверны, израненная в битве с глупостью и варварством, на краю вымирающего села.
До 1917 года служил у нас батюшка Сергий (Виноградов), была церковно- приходская школа, где обучались сельские ребятишки грамоте. Широко, по-русски отмечались престольные праздники: Михайлов день и летняя Казанская.
Революция прокатилась и по нашим местам, оставив после себя великие беды и разрушения. Снесли столбы, которые стояли перед входом в храм, но он сам даже после этого не рухнул. До 1954 года церковь была заброшена. А в 1954 году колхозу «3 – ий решающий год пятилетки» понадобился кирпич для строительства силосных ям для кукурузы. И сломали колокольню, снесли верх. Те ямы 4х4 и глубиной 4 метра сохранились до сих пор и никому не нужные. Знаете почему, прока от этого корма для скота не было. Высоких надоев молока и привесов скота так и не дождались.
Храм превратили в зерносклад. В 1966 году переоборудовали его под мельницу.
Зерно молол колхоз и жители окрестных сел. Однажды вместе со взрослыми приехала на мельницу девочка, пока старшие суетились с мешками зерна, малышка палочкой ковыряла землю от нечего делать. Вскоре она поняла, что нашла что-то необычное, так как увидела камень с надписями. Девочка позвала взрослых, и как же они были удивлены, когда, отчистив находку от травы и земли, увидели надгробие со словами: «Под сим камнем покоится тело села Тенишева священника Иоанна Михайлова, умершего 1867 года июня дня, жизнь его…» и дальше неразборчиво. Никто не знает сейчас, чье это захоронение, почему оно рядом с церковью.
Я, спросив разрешения у мамы, пошел в храм. Перекрестившись, переступил порог церкви. Странные чувства нахлынули, трудно объяснить, что это было: и удивление, и восторг, и обида. Кое-где еще можно увидеть фрески, сохранилась голубая штукатурка. стоит только догадываться, какая это была красота.
Двери в храме нараспашку, хотя они удивительным образом сохранились в идеале. Даже есть все запоры. Местные жители, кощунствуют, ходя сюда по нужде. В храме горы помета птиц и стеклотары от спиртосодержащей жидкости. Местные из уст в уста передают рассказ об одном сельчанине, который бегал сюда выпивать... Его кончина была тяжелой. Он ослеп, так и не уразумев, что на самом деле духовно "слепым" он был всю жизнь, не видя свои страшные согрешения. Страшно, конечно, но в таком не видении, как и он находится все село. Известно, что состояние церкви в селе прямо отражает духовное состояние его жителей.
Понятно, что в советское время храм пытались порушить. Но снести верх удалось только у колокольни. Как говорят наши прабабушки, на тенишевской церкви были самые звонкие колокола в округе. Если бы они были, то можно было бы позвонить в них, чтобы разбудить сельских жителей. Больших затрат не нужно, чтобы навести в храме хотя бы элементарный порядок. В центре храма не пройти - там стоит старая заброшенная мельница. Металл ржавеет. Его давно надо убрать, освободив проходы от старых досок и мусора. Окна можно заделать... А двери закрыть от тех, кто превратил в туалет святое место. Иначе, жизнь села, да и его производственная жизнь не наладятся. Не помогает Бог тем, кто не только отвернулся от него, а еще и богохульничает и богоборничает. В общем, село - проснись. Это раньше в наших краях было язычество. Название села происходит от фамилии служилых татар, князей Тенишевых, владевших деревней в XVII веке... А что или кто теперь русским мешает восстановить свою духовность и жизнь в целом? Ведь это наше культурное наследие!!! В селе нет более старинных памятников архитектуры. Напротив храма - старый клуб. Он закрыт. Но его помещение так серо и уныло, безлико, что храм на его фоне выглядит величественным героем, не поддавшимся не взрывам, ни подкопам. Стены храма составляют 1,5 метра. Кирпичи в 1,5 раза больше обычных, самодельные. Выдолбить их из кладки ни кому не удавалось.
Купол храма – это что-то удивительное. Кажется, что стоит только закрыть глаза и можно услышать торжественные звуки церковной службы. Жалко, что этого нет реально, а так хочется.Посреди церкви с купола свисает огромная цепь, когда то тут было большое медное посеребренное паникадило....
Особенно меня потрясло, как сохранилась винтовая лестница наверх.
Это вход наверх.
Когда поднимаешься, кажется, что находишься в каком-то древнем сказочном месте. Время и люди не разрушили этой древности. Разве это не чудо? У нас, в Тенишеве, и такое!
А еще в храме удивительный пол. Он выложен из специального природного камня. Под слоем грязи и помета модно найти ее чудесные фрагменты.
Так выглядит окраина нашего села с крыши храма. Я очень хочу, чтобы наша восстановленная многострадальная церковь снова распахнула свои двери для верующих. чтоб в ней как встарь велась служба, где можно исповедаться, причаститься, где венчали молодоженов, крестили младенцев, провожали в последний путь. Может быть, когда-нибудь так и будет! Ведь кирпичи от колокольни все удивительным образом сохранились - их нужно только откопать из заброшенной траншеи! Но найдутся ли мужики, готовые очистить обитель от всякой скверны???
Фото со снесенной колокольни
В нашем районе много заброшенных храмов. Например, соседний к нам находится в с.Плужное или в д.Кользиваново. Храм также находится в полуразрушенном состоянии, но в нем царит порядок. стоят иконы. Верующие вместе со священником там даже служат молебны. Почему не последуем их примеру и мы?
Раньше говорили, что моральный облик жителей любого населенного пункта можно легко определить, посмотрев на храм Божий: в каком он состоянии, востребован ли, украшен, обихожен, не заросла ли дорога к нему. Самая большая ценность церкви – это люди: активные, участливые, радеющие о своем храме.
|