Четверг, 25.04.2024, 11:45 Красноcлободск Приветствую Вас, Гость
 
Главная | Форум | Регистрация | Вход | RSS
Погода в Слободе

Погода в Краснослободске на неделю!


Перекресток

Канал на YouTube
Говорит и показывает...
YouTube - Краснослободск, Мордовия!

Форма входа

15244 просмотра

Поиск в КС

Календарь событий
«  Ноябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Статистика

Сейчас в Слободе: 4
Гостей: 4
Жителей: 0

Сегодня поздоровались:

Наша кнопка:

Краснослободск, Мордовия


Опрос

В 2016 году планируется установка памятника солдату Великой Отечественной войны в г.Краснослободске (нынешний мемориал, безусловно, останется на своем месте).


  Фотогалерея

Новинки в фотоальбомах

Случайные фотографии

  Новости раздела:
Главная » 2012 » Ноябрь » 5 » ИСТОРИЯ МЕЩЕРЫ
00:12
ИСТОРИЯ МЕЩЕРЫ
О Мещере больше всего написано поэтических слов как об одном из красивейших
уголков центра России. Меньше всего изучена она исторически, хотя Мещера занимает особое место в этнической истории России. О мещере написаны десятки и сотни статей и книг, как дореволюционными историческими деятелями, так и современными историками и краеведами. Но до сих пор Мещера остается загадкой, разгадать которую до сих пор не удалось никому.
Под "Мещерой" в настоящее время понимается территория Мещерской низменности, расположенной в междуречье рек Оки и Клязьмы. Географически Мещерская низменность находится в пределах Московской, Владимирской и Рязанской областей. Но исторически этим именем обозначалась гораздо более обширная территория. Летописи XV-XVI вв., не давая точных указаний для определения положения области мещеры, объединяют ее вместе или помещают в южном соседстве с областью расселения мордвы в Среднем Поволжье, между нижним течением Оки и Сурой (Труды восьмого археологического съезда в Москве. 1890. М. 1897, с. 65).
Историк Ю.В.Готье так определяет границы Мещеры ; ''Под Мещерой в ХVI - ХVIII вв. разумелся край, когда-то заселенный носившим это название племинем. Он занимал обширные пространства на Оке, Мокше и Цне, в пределах нынешних Рязанской, Тамбовской и Пензенских губерний. От Касимова, носившего тогда название Городца Мещерского, до Кадома и Темникова '', ''Мещерой на административном языке ХVI и ХVII вв. назывался именно Шатский уезд'' включавший в себя три стана : Подлесный, Борисоглебовский и Замокшский. Последний был самым обширным станом. Он тянулся по течению реки Мокши от ее устья почти от нынешнего г. Краснослободска, обнимая территорию всего бывшего Темниковского уезда и части Елатомского и Краснослободского. ( Ю.В.Готье. Десятни по Владимиру и Мещере, 1590 и 1615гг., 1911,кн.1-2,стр.55-56)
К концу XVI в. по мере развития русской колонизации границы Мещеры расширились за счет присоединения.южных земель по Цне и Мокше. В 1553 г. центр Мещеры перемещается в Шацк — он становится административным центром всей Мещеры, за исключением незначительного округа г. Касимова. Позднее из состава Мещеры выделяются Елатомский, Шацкий и Кадомский, затем Темниковский, Краснослободский, Троицкий, Спасский уезды Тамбовской губернии, Керенский, Чембарский — Пензенской
губернии. В состав Мещеры входила и часть Наровчатского уезда '. Приведенные данные свидетельствуют о том, что Мещерская земля не совпадает с границами мещерской равнины. (Чекалин Ф.Ф. Мещера и буртасы по сохранившимся о них памятникам.)
В книге Орлова А.М. '' Мещера, мещеряки, мишари'', достаточно подробно и полно описываются различные мнения о Мещере, позаимствовав оттуда толику исторического материала, добавив информацию из других источников, попробуем коротко рассказать об основных известных моментах истории Мещерского края.
Чтобы понять, что такое Мещера, Мещеряки - необходимо уточнить значение этого термина, поскольку «Мещера» употребляется в нескольких значениях:
1)Мещера как географическое понятие;
2)Мещера как княжество, область,земля;
3)Мещера как производное от города,городка;
4)Мещера как этнос, т.е., народ.
Мещера как область, земля упоминается в связи с историей мещерских князей, в «Родословной книre», где сообщается что «в лето 6706 (1298 г.) князь
Ширинский Бахмет, Усеинов сын, пришел из Большой орды в Мещеру, и Мещеру воевал и засел ее...».
Как город Мещера впервые упоминается в 1393 году в летописном сообщении, где хан Тохтамыш пожаловал московскому великому князю Василию Дмитриевичу «Новгородское княжество (173)Нижнего Новгорода, Муром, Мещеру, Торсу». (ПСРЛ, т. XI, СПб., 1897, стр. 148; М. К. Любавский. Образование основной государственной территории великорусской народности, Л., 1929, стр. 92.). В этом же смысле упоминается Мещера в завещании Ивана III, который передает сыну «Мещеру с волостьми и с селы и со всем что к ней потягло и с Кошковым». (СГГД, т. 1, № 144).
Этот текст повторяет завещание Грозного, причем Мещера здесь прямо названа городом «Да ему же даю город Мещеру с волостьми и селы...»(ДАИ, т.1, № 222).
В то же время источники упоминают Городок Мещерский. Так, в 1508 г дана была инструкция послу в Крым, что если Крымский царевич Ах-Курт попросит у государя Казань, Городок Мещерский или Андреев Городок, дать такой ответ: «Казанский царь Махмет Аминь ныне нам друг и брат, а в Городке Мещерском Янай царевич, и те места оба непорожни, и нам тех мест обеих непригоже ему дати... Андреев городок к городку ж за Янаем царевичем: того государю нашему непригоже ж дати» (Сб. РИО т. 95, СПб., 1895, стр. 14-15. Об Андрееве городке см. у М. И. Смирнова О князьях мещерских XIII—XV вв. «Труды Рязанской ученой архивной комиссии». Рязань, 1903, т. XVIII, вып. 2, стр. 196 и др.) В данном сообщении речь идет о г. Касимове, который в XVI в. чаще назывался «Городком», реже — «Царевым городком» и «Касимовым». Последнее название полностью утвердилось за ним в XVII в («Городком», называет Касимов наряду с Мещерою «Древнейшая разрядная книга». П. Н. Милюков. Древнейшая разрядная книга официальной редакции. «Чтения ОИДР», кн. I, М., 1902, стр. 116 и 141). По всей видимости г.Касимов был построен неподолеку от г.Мещеры.
Последнее упоминание о г. Мещере, вероятно, содержится в отписке устюжан к пермичанам от 1609 г.: «государевы бояре и воеводы Федор Иванович Шереметев с товарищи государевы городы: Муром и Касимов, Мещеру, Елатьму, Кадому, Володимер и Суздаль очистили. (ААЭ, т. 2, СПб., 1836, № 104, II).
Одной из первых в русской письменности этноним Мещера упоминает ''Толковая Палея ''(1350 г.)
Исторические сведения о мещерском племени очень противоречивы. Не однозначны и трактовки этих сведений. Есть суждения, что мещеры как народности не было. Другие же считают, что мещерские племена были, но они ассимилировались: частью с русскими, частью — с татарами. Третьи же полагают, что мещера переместилась к черемисе и слилась с нею, поскольку мещера, как и черемиса, относится к угро-финской группе народов. Этногинез Мещеры не выяснен, масса маститых историков трактуют его по разному, иногда высказывая противополярные мнения. Преобладают две основные версии – это спор между фино-угорскими и тюркскими корнями древней мещеры. Также, неоспоримые факты говорят нам о существовании Русской мещеры.
Большинство историков и этнографов считают с различными вариациями, что древняя мещера это одно из племен Чуди (чудь в дореволюционной России собирательное название фино-угров) обитавшего, согласно русским летописям, между муромой и мордвой. Современная ономастика включает это имя в одну группу с самоназванием венгров "мадьяры", а также с названием этнографических групп в составе двух тюркских народов татар-мишарей и башкир-можар. Иногда "мещеряк" в русских документах XV века обозначается как "мочярин", что еще больше сближает по звучанию вышеперечисленные имена. Иными словами, предполагается, что предки мадьяр, мещеры, мишарей и можар составляли этническую общность. Территория этого племени, "Великая Венгрия" по определению Л.Н.Гумилева, локализуется в Среднем Поволжье, в пределах современной Башкирии. Затем предки венгров ушли в Паннонию, основав там собственное государство, существующее и по сей день. Мещеряки оказались на Средней Оке и были полностью ассимилированы русскими. Часть племен, оставшаяся на Волге, участвовала в генезисе волжских тюркских народов, образовав соответствующие группы в их составе. Мещера как этническая целостность упоминается в русских источниках до конца XV века. Правда, прозвище "мещеряк" встречается в русских документах частных лиц и двумя веками позднее. Давалось ли это прозвище по этническому или географическому признаку, определенно сказать нельзя.
П. П. Семенов, считает, что мещеряки или мещера — это потомки отатарившегося, отчасти обрусевшего финского племени, уцелевшие ныне только в Оренбургской, Пермской, Пензенской и Саратовской губерниях. В прежние времена они обитали в так называемой Мещерской области. Мещера оказалась разделенной на две части — восточная часть оказалась под властью и влиянием татар, западная — под влиянием русских, сохранив от своих предков только цоканье.
С другой стороны, приверженцы гипотезы тюркского (татарского) происхождения Мещеры, оппонируют родословием князей Мещерских, созданной вероятно в конце ХVII века : Мещера как область, земля впервые упоминается в связи с историей мещерских князей В «Родословной книre», сообщается что «в лето 6706 (1298 г.) князь Ширинский Бахмет, Усеинов сын, пришел из Большой орды в Мещеру, и Мещеру воевал и засел ее...» Известно также, что его сын Беклемиш принял крещение, был назван Михаилом, в Андрееве городке поставил храм во имя Преображения Господне и с собою крестил многих людей. «У князя Михаила сын князь Федор, у Федора Юрий, и, князь Юрий был на Дону, пришел из Мещеры к великому князю Дмитрию Ивановичу с своим полком. У Юрьи сын.князь Александр». Есть сведения о том, что князь Юрий пал в Куликовской битве и что кроме рода Бахмета были и другие владетели — мещерские князья, принимавшие,участие в битве с Мамаем.
Приводятся и другие доводы в поддержку тюркской гипотезы, например А. И. Черепнин, исследовавший могильники Мещеры IX — XI вв., заключает, «в период образования рязанско-окских могильников эта часть населения (речь идет о восточно-финских племенах) не была уже господствующей в долине средней Оки,— население финского происхождения уже утратило свою самостоятельность и вынуждено было уступить главенство пришлому воинственному конному племени, которое в период образования могильников составляло значительную и высшую часть местного населения, отличавшуюся по своему характеру от коренного населения рязанского края. Пришлые завоеватели по многим признакам принадлежали к степным кочевникам тюркской народности».
Некоторые исследователи считают, что название Мещеры перенесено на князей тюркского происхождения, ставших владельцами земель по р. Цна и в низовьях р. Мокша. Есть и противоположная гипотеза. В частности, П. Н. Петpoв подвергает сомнению широко распространенное утверждение о том, что родоначальник князей мещерских Гусейя Ширинский является выходцем из Большой Орды, который якобы в 1298 г. пришел в Мещеру и начал распространять здесь магометанство. Своемнение он обосновывает тем, что к тому времени Золотая Орда еще не была мусульманской. Петров видит в нем «местного уроженца, воспринявшего учение Магомета в Булгаре и, явясь на родину, начавшего обращение ея огнем и мечом» .
Наконец, весьма оригинальную гипотезу относительно происхождения поволжских татар, в т. ч. мишарей (яко-бы потомков мещеры), выдвинул в последнее время историк и философ М. С. Глухов . Он существенно расширяет хронологию и географическое пространство поиска этногенетических корней татар, связывая их с историей множества племен и народов как тюркского, так и угро-финского и индоевропейского происхождения. Эти корни, утверждает М. С. Глухов, довольно четко прослеживаются с начала новой эры, а в местах нынешнего обитания поволжских татар их предки появились уже в середине II века. Ираноязычные в своей основе, они именно тогда, считает М. С. Глухов, вобрали в себя мощный тюрко-угорский субстрат, а несколько позже" подхваченные волной великого переселения народов, в IV-V вв. включили и значительный славяно-балтийский компонент. В числе племен и народов, участвовавших в формировании современного облика поволжских татар, автор указанной работы называет гуннов (сары-уйгуров и керчинов), проторусских, древних балтов, мадьяр, мерю" буртасов, булгар, половцев, и уже в период Золотой Орды - кереитов (ногайцев).
Оппоненты теории татарского происхождения Мещеры мотивируют несостоятельность записи родословной князей Мещерских, следующим : Во-первых, Большая орда появилась на развалинах Золотой орды лишь почти век спустя после указанной даты. Во-вторых, знатный татарский род мурз Ширин не был чингизидским, и, вряд ли, его представитель мог самостоятельно завоевать столь обширные территории на границах Руси. В Мещеру князья (мурзы) Ширинские попали позднее, в свите одного из первых касимовских царевичей. В-третьих, родословная роспись не упоминает единственного мещерского князя, чье существование подтверждено документально - Александра Уковича, жившего в 30-е годы XIV в. Отчество этого князя не имеет аналогов ни среди русских, ни среди татарских имен, что позволяет предположить наличие в Мещере аборигенного рода правителей.
И отсюда возникают следующие, даже несколько экзотические теории происхождения Мещеры, например: В период раннего средневековья под именем "Мещера" понималось, прежде всего, Мещерское княжество. Трудно сказать, что за княжеский род правил там. Изначально это мог быть удел расколовшегося Муромо-Рязанского княжества. В таком случае, мещерские князья - неизвестная ветвь Рюриковичей. В пользу этого предположения говорит распространение на территории Мещеры духовного управления средневековой Муромо-Рязанской епархии. ( интернет-сайт История происхождения мещеры г.Егорьевск.)
Во многих древних летописях и более поздних документах встречается упоминание о Русской Мещере. Так Мещера как название народа вводится в текст старых списков летописи «Повести временных лет», исследователь указывает на неуместное употребление термина «мещерики» в отношении к русской мещере. Попробуем разобраться с данным термином. На мой взгляд ,особо пристального внимания заслуживают следующие предположения :
Во – первых, существует гипотеза, что недовольные своей жизнью русские люди Московского и Рязанского княжеств бежали ища вольностей в дремучие леса и непроходимые болота Мещеры, неся свою культуру, религию и быт. Вероятны смешанные браки с аборегенным населением, вследствии чего возникали довольно крупные рускоязычные поселения.
Во -вторых , А. Н. Насонов видит в «Руси Пургасовой» бродников, т. е. полукочевое население, покинувшее под влиянием половецких набегов места своего обитания на Дону и переселившееся в Муромо-Рязанскую землю (большая часть Рязанской земли входила в Мещеру), в том числе и в волость Пургаса на р. Мокшу. (А. Н. Насонов. Русская земля и образование территории древнерусского государства, М., 1951, стр. 204.)
В -третьих ,следует иметь в виду, что русское население среди мокшанской и ценской мордвы появилось гораздо ранее половецких набегов на Рязанскую украйну. Уже Борковский и Кузьминский могильники VIII—IX вв. имеют 10% трупосожжений — погребальный ритуал, характерный для славян. Одновременно кривичи проникают на нижнюю Оку, на территорию Мещеры и Муромы. В 988 г. Владимир Киевский отдает муромский удел своему сыну Глебу. В XI в. заметно усиленное продвижение вятичей на р. Цну, а кривичей на р. Мокшу. Так цнинские могильники Крюковско-Кужновский и Елизавет-Михайловский X—XI вв. содержат уже 16-17% трупосожжений («Материалы и исследования по археологии СССР», № 28, М, 1952, изд. АН СССР, стр. 154.)
Так, пензенский историк В.И.Лебедев поддерживающий взгляды Куфтина, Бахилиной и многих других, в своих тезисах на научной конференции: ''Вопросы этнической истории Волго – Донья''заявляет о том, что: пензенская русская мещера – древнерусское племя, ''замаринованное'' в глухом углу ''дикого поля'' на 300 лет и потому сохранившее свой древний выговор и костюм.
На протяжении веков, год из года, русские князья наращивают свое присутствие в Мещере.
В конце XI в. в Мещере столкнулись половцы и русские. Половцы потеснили к северу рассеянную мещеру. Русские князья основываются на Оке в том месте, где она
достигла наибольшего юго-западного изгиба. Русские срубили обычный острог и
начали собирать ясак с туземцев. В эти годы здесь создается небольшая христианская община, которой противостояли язычники и мусульмане. Борьба между рязанцами и половцами продолжалась непрерывно до самого появления татаро-монгол.
Вместе с тем наблюдается сотрудничество русских князей с половецкими ханами.
Князья дружились с ханами, вступали с ними в родство, искали у них убежища и
войска в случае своих неудач. С другой стороны, рязанские князья своею ласкою
привлекали к себе многих детей и братьев от половецких ханов и обращали их в
христианство. В пределах Мещеры в домонгольские времена обитали и булгары. О булгарском населении края мы узнаем из истории русской колонизации и распространении там христианской религии. Также о присутствии в Мещере булгар говорят частые столкновения между ними и русскими Мещеры, происходившие в конце XII в. Так, в 1183 г. рязанский тысяцкий Матвей Андреевич разбил булгар близ Кадомы, а в 1209 г. он был здесь убит .
В эпоху Золотой Орды сюда проникают бесермены, буртасы, маджары, крымские татары,
ногайцы. На северо – врстоке Мещеры возникает татарское княжество Бахмета. Бахмет Усинов сын здесь оказывается под сильным воздействием и влиянием русских князей, ибо родившейся у него сын Беклемиш принял крещение и был назван Михаилом.Он строит церковь в Андрееве городке и крестит много своих людей. Его внук - Михаила Юрий Федорович в 1380 г., вместе со своим полком в войске Дмитрия Донского, выступает против Мамая, где пал смертью на поле боя, как отличившийся воин.
Практически полное завладение русскими Мещеры относится к концу XIV — началу ХV вв., когда Мещера Тамерланом передается русским князьям, начинается распродажа мещерских земель. Купив земли мещерских князей, московские государи направляют сюда своих наместников и служилых людей.
В 1382 г. великие князья Московский и Рязанский заключают между собой договор о владении Мещерой^ "А что купля кн. великого Мещеры как было при Александре Уковиче, то кн. великому Дмитрию, а кн. великому Олегу не вступатись по тот разъездь.
Великий князь Московский Дмитрий Иванович занял Тулу с татарскими и мордовскими землями. То же самое сделал и великий князь Рязанский. «А что татарские места отоимал кн. великий Дмитрий Иванович за себя от татар до сего до нашего докончанья, те места кн. великому Дмитрию. А что кн. великий Олег отоимал татарская у татар дотоле же, а то кн. великому Олегу те места"» 1.После Куликовской битвы Мещера де-факто перешла под протекторат Московского княжества. С этих пор появляются славянские селения близ Кадома, Темникова, Елатьмы.
Несколько раньше политику расширения границ на востоке начало осуществлять Суздальско-Нижегородское княжество. О его территориальных притязаниях свидетельствует присвоенный самим великим князем Дмитрием Константиновым титул (1367 г.): "князь великий Новгородский Нижнева Нова города и суздальской и городец-кой и курмышской, и сарской, и болгарский, и большец-кой, и подольской и всея Понизовские земли Заволский юрту и севернова государь Дмитрий Константинович"2. Он вскоре занял мордовские земли по Волге, Оке и Кудь-ме и распространил пределы своего княжества до р. Пьяны, Теши и Вады и стал селить здесь русских людей. Мордва ведет активную борьбу за возвращение на старые места, предпринимает попытку решить эту проблему с помощью татар, о чем свидетельствует известное в истории сражение на Пьяне (1377 г.). С целью закрепления этих земель строится Курмыш (1372 г.), ставший одним из первых городов, выдвинутых далеко от военных центров. Одновременно с этим (возможно и раньше) был основан городок Кыш, расположенный южнее Курмыша, на левом берегу Суры, в верстах 20 выше устья Пьяны. Видимо, он был резиденцией боярина Парфения Федоровича. Городок был сожжен, сам боярин убит, его люди пленены одним из отрядов Мамая (1375 г.).
В 1393 г. местности вокруг Курмыша и Кыша были отведены монастырям. В частности, угодья, озера, речки вокруг Курмыша были переданы Спасскому (Благовещенскому) монастырю .
В 1426 г. а говорится о праве русских служилых людей пользоваться городами Елатьмою и Кадомом. Василий Васильевич Темный (1425-1462) в 1462 году, 20 апреля жалует специальной грамотой некоего Ивана Григорьевича Рослу с сыном Кононом мещерскими городами Елатьмой и Кадомом в местничье кормленье.(акты юридические,д.161.) Почти в это же время (1483 г.) в духовной грамоте великих князей Московского и Рязанского в перечне черных людей Мещеры даются бесермены, мордва, мочары. А вот мещеры и черемисы в грамоте почемуто не встречаются.
К концу ХVI века Рязанское княжество полностью входит в состав Московского. В 1508 г. 20 мая Московский великий князь Василий Иванович(1505 -1533), жалует в кормленье Протасьева Протасия Акинфовича торговыми пошлинами со всей Мещеры и уезда.(Акты ХIII – ХVII вв.,представленные в Разрядный приказ. 1898г.кн.2,д.№73.) Расширение земель в свою очередь требовало привлечения сил из феодальной среды, опоры на феодальную аристократию нерусских народов. Князья и мурзы прилегающих к Руси земель уже в середине XIV в. переходят на службу в Москву. Этому способствовало то, что мордовско-мещерские места Запьянья и Присурского края состояли в устойчивых экономических и политических связях с землями Северо-Восточной Руси. Мещерские князья фигурируют до XV в. Как известно, в Куликовской битве со стороны русских участвовали со своими полками и погибли Андрей Серкизович и Юрий Мещерский. Уже тогда и другие татарские феодалы выступали на стороне русских в битве против Мамая. Летопись с похвалой отзывается о храбрости бывшего татарского мурзы Мелика, командовавшего русским сторожевым полком 2.Известны факты сотрудничества московских великих князей с мещерскими князьями и в последующем. Так, дружины с Мещеры в составе войска великого князя Дмитрия участвуют в походе против Новгорода, совершенном за то, что новгородцы разграбили Кострому и Нижний. В качестве московских служилых или подручных людей мещерские князья несли ту же окраинно-сторожевую службу, что позже касимовцы. Политика Русских князей, состояла в том, что в Москве охотно принимали выходцов из различных татарских орд и предоставляли им на юго – восточных окраинах государства обширные вотчины.
Так, на пожалованных веиким князем Московским Василием Темным(1425 - 1505) бежавшему в Москву из-за возникшей в Казанском ханстве междоусобицы царевичу Касиму землях -при Иване III (1462 – 1505) было образовано «Касимовское царство», которое просуществовало более 200 лет. К.Маркс писал: ''Он погубил одних татар с помощью других татар''. По-видимому, первоначально Касиму и Якубу был предоставлен Звенигород. На это косвенно указывает выступление в 1449 г. Касима из Звенигорода против татар Сеид-Ахмета. Звенигород и впоследствии передавался в кормление татарским царевичам. В. Вельяминов-Зернов в исследовании, посвященном касимовским царям и царевичам, пришел к заключению, что около 1452 г. Касим получил Мещерский городок на Оке, впоследствии ставший известным под его именем. Кстати, г. Касимов был '' кузнецей'', где готовились цари на занятие ханского престола в Казани. Начиная с ХVI века Мещерский край усиленно заселяется татарскими князьями и мурзами. Московские князья хорошо понимали, какие выгоды им сулит пребывание на русских землях татарских царевичей, и использовали их в качестве орудия в решении своих внешнеполитических задач.
Вопросы взаимодействия казачества с татарским миром получили свое отражение в трудах И.О. Тюменцева, С.А. Козлова, А.П. Скорика, И.Л. Омельченко и мн.других. Исследователи пришли к выводу, что первые казачьи сообщества начали формироваться в период кризиса Золотой Орды на ее пограничье и впоследствии часть из них составили группу служилых татар в России, Ногайской Орде и Крымском ханстве.Служилые татары, в частности, из числа мещеряков выступают собирателями сил из местного населения новых территорий (мордвы, чувашей, черемис, буртас) для несения службы в станицах, на засечных линиях, в поместных войсках. В Мещере возникает такая форма сотрудничества между русскими и татарами, как служба городовых казаков.(Орлов Мещерское казачество разделиллось на две составляющие, на вольных казаков и на казаков служилых, поступивших на службу русским князьям и государям. К этому следует добавить, что русскоязычное население приграничья составило ядро казачьего сообщества, со временем создав из него оплот православия и самодержавия. Не последнюю роль в формировании казачества сыграли и предки мещерских казаков, хорошо знавшие притоки Волги и северные реки, а потому бывшие проводниками по этим рекам. Также они охраняли переправы и контролировали пропуск судов по Волге и Каспию с древних времен. Позднее они осуществляли дозорную пограничную службу у русских князей, являясь естественной преградой между русью и степью. В 1487 году Иван III выселил часть Касимовских и Мещерских казаков «на Дон к живущим там многим казакам...». «Первый город был там, где Донской монастырь, в 25 верстах от Богучара».(Памятная книжка для жителей Воронежской губернии на 1893 г. В. 1893.С. 125-157). Василий III и его советники создали благоприятные условия для казаков, нанимавшихся к ним на службу, и стремились использовать любой конфликт между татарами и казаками, чтобы привлечь последних на свою сторону. Наряду с охраной русских границ, казаки стали проводить глубокую разведку в Диком поле. В 1518 г. служилые казаки догнали на Волге казанского хана Шигалея и привезли его в Москву. В следующем году, 1519 г., казаки великого князя несли службу в степи и разгромили отряд крымских татар . Мещерские казаки нападали на ногайские улусы и отгоняли лошадей. Араслан-мурза, чьи кочевья граничили с Мещерским краем, неоднократно просил государя о «унятии» мещерян. В Ногайских книгах за 1551-1556 гг. есть сообщения о нападениях казаков на торговые суда на Волге . Источники называют имена атаманов, стоявших во главе Волжских казаков: Василий Мещерский и Пичуга Путивлец . Неисповедимы пути господни вольных Волжских казаков,интересны, а порой трагичны их судьбы - так против ряда Волжских атаманов, ослушившихся государева приказа и разгромивших русское посольство, сжегших ногайские грамоты, тем самым нарушив ход русско – ногайских переговоров были приняты жесткие меры. Один из участников этой операции казачьих отрядов во главе с Митей Бритоусом был разбит, а самого атамана казнили в Москве в присутствии ногайских послов . Другие зачинщики нападения - Иван Кольцо и Богдан Барабоша - решили принять участие в сибирском походе Ермака и тем самым заслужить прощение царя. Остальные волжские казаки, такие как Матвей Мещеряк, продолжали с благословления русского правительства громить ногайские улусы. Так, в1585г. он с отрядом в 500 казаков отбил у ногайцев на Яике 3 000 лошадей и взял большой полон. Судьбы этих волжских атаманов сложились по-разному: Матвей Мещеряк возвратился на Волгу и вновь упоминается в источниках в конце 80-х гг., а Иван Кольцо вместе со своими казаками трагически погиб в сибирском походе.
В 1720 г. когда граница отодвинулась на сто а местами и более километров к Царицину, пограничные укрепления Мещерской земли утратили свое фортификационное значение. Дикое поле перестало быть российской окраиной, превратившись во внутренний район государства. Основная масса служивых Мещерских казаков была переведена в другие гарнизоны украинных рубежей необъятного государства Российского ''на вечное житие'', а вольные ''мещеряки'' уже давно начали сливаться с другими крупными казачьими сообществами российских украин.
Кстати, исходя из местности рождения и прозвища былинного богатыря-казака Ильи Муромца, его смело можно причислить к Мещерским казакам.
Создавая из Мещеры буфер между Москвой и Степью московские князья и цари укрепляли ее городами, засеками, забоями. Мещёра имела важное значение в поддержании торгово - хозяйственных связей . Еще в старину через Мещеру проходили торговые пути. Московское, Тверское, Суздальское и др. княжества поддерживали по ним торговые отношения со Степью, Азией. Пролегали они через города Темников, Кошков, Кадом, Касимов. Одна из этих дорог называлась Посольской, поскольку соединяла Владимир с татарскими центрами Золотой Орды. На этом пути были устроены ямы в г. Касимове и с. Азееве. Через Мещеру проходила и Ордо-базарная дорога, соединявшая Владимир с Астраханью и Хопером. Несколько южнее пролегали Вадовская и Идов-ская дороги1. Именно в Мещере берет начало ямская служба. Она принимала степняков, пожелавших перейти на службу русским княжествам. Мещера представляла собой базу для наступления на Степь, естественную преграду для защиты от нашествия кочевников.
С 1571 г. упорядочивается вся служба по охране новых земель, организуется служба засечных сторожей, создаются степные патрули. Города-крепости делятся на 2 разряда. К городам I разряда относились Алатырь, Темников, Кадом, Шацк, Арзамас и др. Они находились на границе, обеспечивали станичную и сторожевую линии. Вторую линию укрепленных городов составляли Нижний Новгород, Муром, Касимов и др. Они высылали своих людей и на передовую линию. В каждом из этих городов были свои воеводы и осадные головы с отрядами служилых людей. Гарнизонную службу несли стрельцы, редко посылавшиеся в степи и засеки. На передовой линии основную нагрузку несли боярские дети и казаки вместе со служилыми людьми. Служилые состояли не только из татар казанских и мещерских, но и из мордвы, чувашей. Много татар, особенно мещеряков, было и среди казаков. Они поочередно отправлялись в степь для разъездов и стражи, получая за это особое жалованье. Кроме того, вводится патрульная служба в степи. Мещерские сторожа делали разъезды по Дону, до Волжской переволоки и стояли в узловых местах порубежья. Так, между Доном и Волгой под Тилеорманским (Диким) лесом должны были стоять в дозорах ''на поле головы со станицами'' c целью '' береженья '', т. е., обнаружения и своевременного оповещения ''о приходе воинских людей ''. Так, по росписям мещерским сторожам 1571 и 1568 гг., видно, что их было пять «Первая находилась на речке «на Косаревой» (Корсунке), левом притоке Варыша. Вторая и третья сторожи разъезжали степью по речке Шукше, левому притоку Суры, между большим Сурским и Мокшанским лесами. Четвертая сторожа располагалась на левом притоке Мокши – на речке на Ламовой», где в нее впадает Шуструй. Пятая (Вадовская) стояла в верховьях речек Ламовая, Вада и Буртаса» (Лебедев В.И. Легенда или быль. По следам засечных сторожей. Саратов, 1986, с 15.). Таким образом, получается линия между рекой Барышом, правым притоком Суры и Цной, левым притоком Мокши, называется линией Мещерских сторож.Это была очень опасная и трудная служба. Людям, несшим сторожевую службу, предписывалось стоять в дозорах "с коней не съедая, не переменяясь, и ездити по урочищам, переменяясь на право, налево... станов не делать, а огни класть не в одном месте, коли кашу сварить и тогда огня в одном месте не класть дважды, а в коем месте кто полдневал и в том месте не ночевати, а в лесах им не ставитца..." О передвижениях "сообщать в те города, в которые ближе, ездить по сак-мам... Без разрешения не покидати сторожи... Стоять с весны пошти недель, в осень - по месяцу"!.
Этим не ограничивалась вспомогательная служба татар и мордвы. Часть из них версталась в стрельцы и казаки, и они сливались со служилыми людьми русского происхождения. Основная их часть несла службу временно, составляя особое ополчение во время войны и по окончании ее расходились по домам. Они не смешивались со служилыми людьми русского происхождения и в то же время не несли, кроме службы, никаких податей и не отправляли никаких повинностей, получая корм от правительства. В сословии служилых татар выделялись князья и мурзы, выходцы из татарских ханств и ногайских орд, принадлежавшие к верхушке этих общественных образований. Были тарханы, занимавшие среднее между служилыми и ясачными инородцами место. Значительные массы составляли служилые татары, не принадлежавшие к аристократии прежних татарских царств.
Во время походов служилые инородцы составляли особые отряды в войске, к ним присоединялось и ополчение, набиравшееся из числа тяглых и ясачных крестьян. "Руководство над ними всегда поручалось русским головам. Да и в мирное время они не освобождались от их влияния.. Голова вел списки сл)ркилых татар "для того, чтобы в
юртах все были явны"; он "ведал их во всем и должен был беречь накрепко, чтобы им татарам ни от кого обиды и насильства и продажи и бесчестья и убытков не было; а кто юртовского татарина изобидит, он должен был сказывать о том воеводе с товарищами".

''Мещера занимает особое место в этнической истории России, поскольку здесь, вступили в отношения все три основные группы народов нашей страны — славянские, тюркские и угро-финские племена и народы. Мурома, меря, кривичи, мордва, бесермены, маджары, булгары, буртасы, кипчаки, ногайцы, татары, русские, башкиры — далеко не полный перечень народов, заявивших о себе здесь и обитавших рядом в течение многих веков. Лишь осколки некоторых из этих народов сохранились за пределами Мещеры — это бесермены в Удмуртии, мордва-каратаи в Татарии, остальные слились с более крупными народами. Можно смело сказать, что в Мещере в миниатюре зародилась модель будущей многонациональной России. Отсюда эта модель, увеличиваясь в объеме, распространилась на другие регионы — к востоку, юго-востоку, по всему Поволжью, Приуралью, вовлекая в свою сферу все новые народы''. ( Орлов А.М.''Мещера, Мещеряки, Мишары''.Казань.,1992.)

Хочется окончить данную главу, не историческим архивным документом, а выдержкой из рассказа Петра Шарганова «Мещера»:
''Дед раскурил люльку, посадил меня на колени, тряхнул седым чубом и начал свой сказ:
Давно это было. Прошла бесчисленная вереница лет.
Канули в вечность племена и роды, позабыты их обычаи и нравы. Укрыла матушка земля травой-муровой, буреломами и гнилью, бугорки погостов и пожарища весей.
Мало кто помнит теперь отчины и дедины. Тем паче вы, казацкие дети. А ты, знай наперёд: Запорожская Сечь твоя отчина, а Мещера твоя дедина.
Мещерские леса, непроходимые чащобы, извилистые бурливые речки, зловещие топи - в них сокрыта душа нашего рода, его давнее прошлое...''.
Категория: Новости | Просмотров: 1775 | Добавил: VETKA | Теги: МЕЩЕРЫ, история | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Троицкий собор

Старец Иероним

К 90-летию Краснослободского р-на

О Новом Зубареве

Русское Маскино

Интересные статьи

Мнения о новостях
А насколько это все законно?
А если это вынести на общественное обсуждение - например, к Малахову на канал?))
И чтобы об этом высказалась Администрация Президента России. Ну хотя бы Песк




7160 просмотров


При копировании данных ссылка на сайт http://kc13.ru/ обязательна | Краснослободск ©2024 |