Четверг, 18.04.2024, 12:52 Красноcлободск Приветствую Вас, Гость
 
Главная | Форум | Регистрация | Вход | RSS
Погода в Слободе

Погода в Краснослободске на неделю!


Перекресток

Канал на YouTube
Говорит и показывает...
YouTube - Краснослободск, Мордовия!

Форма входа

15244 просмотра

Поиск в КС

Календарь событий
«  Август 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Статистика

Сейчас в Слободе: 4
Гостей: 4
Жителей: 0

Сегодня поздоровались:

Наша кнопка:

Краснослободск, Мордовия


Опрос

В 2016 году планируется установка памятника солдату Великой Отечественной войны в г.Краснослободске (нынешний мемориал, безусловно, останется на своем месте).


  Фотогалерея

Новинки в фотоальбомах

Случайные фотографии

  Новости раздела:
Главная » 2011 » Август » 4 » История единения
14:50
История единения

Единение – это тесная связь, основанная на единстве взглядов, целей, интересов; сплоченность и солидарность. В этнографическом смысле единение – это процесс объединения, слияния, взаимодействия различных этнических групп, имеющих общие цели и интересы, на принципах равноправного партнерства и уважения в единую общность. Единение мордовского народа с народами Российского государства было сложным и длительным процессом, растянувшимся на несколько столетий. Оно складывалось в процессе совместной жизни, защиты и развития Родины с постепенным преодолеванием этнической разобщенности.

В конце I тысячелетия н. э. на мордовских землях появились первые славянские поселенцы, о чём свидетельствуют захоронения славян в мордовских могильниках на р. Цне, левом притоке Мокши. Как писал академик Борис Александрович Рыбаков, «на Оку проникали не только русские вещи, но и русские люди». Кроме того, мордовские земли были хорошо известны на Руси и как транзитный путь из Киева в Волжскую Булгарию. В X – XI веках сильная славянская струя проникает в гущу мордовского населения. С этого времени начинается и тысячелетняя история совместного добрососедского проживания русского и мордовского народов.

На рубеже I – II тысячелетий обостряется борьба народов Руси, Среднего Поволжья с кочевыми племенами юга, Хазарским каганатом. Своей кульминации она достигает в ходе походов князя Святослава с 965 по 968 год, в результате которых западные мордовские земли стали частью державы Рюриковичей, а восточные освободились от зависимости хазар. Управление в регионе было организовано на основе договора с местным населением, которое получило возможность относительно свободного развития в рамках или на периферии формирующегося Древнерусского государства. Иными словами, походы Святослава сделали мордву участником процессов генезиса и развития многонациональной державы Рюриковичей.

Об изменении ситуации на данной территории свидетельствуют и многочисленные археологические материалы. Например, найденные в 2000 году профессором В. И. Вихляевым из мордовского Кельгининского могильника металлические подвески с княжеским знаком Вышеслава Владимировича (старшего сына Владимира Святославича), княжившего с конца 980-х годов до 1010 года. Подобные подвески выдавались должностным лицам, действовавших от имени тех князей, чьи знаки изображались на подвесках. Их находка свидетельствует о присутствии представителей русской княжеской администрации на мордовских землях рубежа X – XI веков. Об активной политике русских князей в регионе свидетельствует и распространение в крае предметов русского дружинного вооружения, так в начале 1980-х годов мордовский археолог В. Шитов обнаружил в Шокшинском могильнике двулезвийный каролингский меч, который лежал рядом с останками кремированного воина. Возможно, это был представитель воинского подразделения киевских князей. Находки такого оружия в «глубинке» Руси связаны с начавшимся процессом феодального освоения племенных земель. Кроме того, существует договор 1006 года между Русью и Волжской Булгарией, который, по всей видимости, разграничил сферы влияния этих государств в мордовском крае.

Однако об этом говорят не только археологические находки. Об этом свидетельствуют и письменные памятники. Характеризуя эпоху наивысшего расцвета Древнерусского государства, то есть XXI веков, автор «Повести временных лет» упоминает мордву в числе народов, плативших дань Руси. Ему вторит автор литературного памятника начала XIII века «Слово о погибели Русской земли», утверждая, что мордва была покорна: «...великому князю Всеволоду, отцу его Юрью, князю киевскому; деду его Володимеру и Манамаху...». Им дается четкая хронологическая привязка существования мордовского народа в составе Руси – время жизни и княжения Владимира Мономаха (с 1053 по 1125 год), Юрия Долгорукого (конец 90-х годов XI века по 1157 год) и Всеволода Большое Гнездо (с 1154 по 1212 год). Причем стоит отметить, что даннические отношения в древности и средневековье чаще всего внутригосударственная категория. Мордовские племена платили дань хазарам, входя в состав Хазарского каганата. А в даннических отношениях с Древнерусским государством находились не только финно-угорские, но и славянские племена. Иными словами, дань являлась фактически комплексом налоговых обложений.

Еще в начале ХХ века великий русский историк Василий Осипович Ключевский писал о взаимодействии славянских и финно-угорских племён на рубеже III тысячелетий и отмечал его исключительно мирный характер. По его мнению, имело место взаимообогащение культур. Стоит процитировать его слова: «Мордовские праздники, большие моляны приурочивались к русским народным или церковным празднествам... В молитвы, обращенные к мордовским богам,... по мере усвоения русского языка вставлялись русские слова». В свою очередь при проведении религиозной реформы князя Владимира (около 980 года) в святилище Руси появляется богиня Мокошь, связанная с мордвой (Мокошь – женское божество, богиня судьбы, покровительница женского начала, плодородия, земледелия, домашнего очага).

Концом XII – началом XIII века датируется появление обозначения «Пургасова Русь», или Пургасова волость. Пургас, как известно, – мордовский князь. Употребление этих названий весьма значимо, посколько «волостью» летописцы обычно называли княжеский удел с привычной для русских княжеств системой правления, повинностями населения, политической и экономической структурой. Термин «Русь», вне всякого сомнения, свидетельствует об интегрированности мордовских земель в систему русских княжеств.

Совокупность различных данных привела к мысли о том, что Х веком можно датировать начало процесса тесного взаимодействия мордовского народа со славянами в рамках Древнерусского государства, процесса его единения с народами России. В XI – XIII веках происходило укрепление и развитие этих связей, формирование единого политического, экономического и культурного пространства. Мордовский народ принимал активное участие в строительстве российской государственности, её защите и развитии. Мордва вошла в состав государствообразующих народов и племён Древней Руси. Дальнейшее укрепление политико-государственных связей мордовского народа и русских княжеств произошло в период совместной борьбы с иноземным игом. В XIV – XV веках в результате объединения земель вокруг Москвы происходило становление Российского централизованного государства. Значительная часть мордовского народа еще в самом начале объединительного процесса вошла в состав Московского княжества. А к середине 80-х годов XV века этот процесс завершился окончательным вхождением мордовского народа в состав Российского централизованного государства.

Со времени монгольского нашествия русские летописцы рассматривают «мордву» в одном ряду с русскими землями. 1239 годом датируется первое совместное восстание против завоевателей. Такого характера, в частности, известие о походе 1288 года племянника Бату-хана Кутлуг-Тимура, который приходил ратью на Рязань, Муром и Мордву. Это нельзя считать случайным: в летописях обозначается четкое представление о единстве мордовских и русских земель. Причем мордовский народ принимает активное участие в борьбе Московского княжества за централизацию русских земель. Так, летописец сообщает об участии мордвы в походе 1319 года на Тверь.

Письменные источники показывают, что уже к началу XIV века в состав Русского государства входит часть северных мордовских земель. В 1328 году нижегородский князь Константин Васильевич разрешил русским людям селиться на Оке, Волге, Кудьме и на мордовских жилищах, где кто хочет. Во второй половине XIV века в составе Нижегородского княжества было уже всё нижнее течение р. Суры, на левом берегу которой в 1372 году построен город Курмыш. Нижегородский князь Борис, судя по документам, относящимся к концу XIV века, считал себя полновластным хозяином всего течения реки. Он жалует Спасский и Благовещенский монастыри «рыбными ловлями» по Суре. В летописях конца XIV – начала XV века часто упоминаются Засурье и Запьянье. По всем этим районам в 1401 году свободно, как по своей земле, прошел отряд Василия I, отправленный в погоню за татарами, выкравшими жену бывшего нижегородского князя Александру, родную сестру московского князя. Все это позволяет утверждать, что уже к началу 80-х годов XIV века основная часть северных мордовских земель находилась в орбите русского влияния. В 1392 году в связи с объединением Московского и Нижегородского княжеств мордовское население, «что к Мурому потягло», а также жившее по Кудьме, Пьяне, Теше, вошло в состав Московского великого княжества.

Практически одновременно под властью московских князей оказалась часть мордвы, заселявшая мещерские места, что зафиксировала договорная грамота московского великого князя Дмитрия Ивановича Донского с великим князем рязанским Олегом Ивановичем от 1382 года. Причем, по мнению профессора  М. Г. Сафаргалиева, долгие годы проработавшего в Мордовском госуниверситете, эта часть мордвы оказалась под властью московских князей не в 1382 году, а гораздо раньше, в период междоусобицы в Орде 1359-1379 годов.

Факты позволяют утверждать, что в XV веке четко определилась неразрывная связь мордовских земель с русскими территориями. Согласно духовной грамоте Ивана III от 1504 года мордовское Поволжье представлено как географическая область, давно функционирующая в составе Российского государства. Вхождение мордовского народа в состав Российского государства к началу 80-х годов XV века, когда определилась его восточная граница, было окончательным и бесповоротным. Именно это событие и было торжественно отмечено Республикой Мордовия и страной в 1985 году.

Однако своеобразным символом единения мордовского народа с народами России могут служить события Смутного времени, когда осенью 1612 года героические действия служилых людей и населения мордовского края по защите рубежей страны не позволили степным кочевникам нанести удар по центральным районам  страны  и  помешать  изгнанию  польско-шведских интервентов. Пользуясь вызванным Смутой кризисом, крымские и ногайские татары предприняли крупный набег на юго-восточные рубежи Российского государства. Противопоставить им было некого, кочевники могли прорваться к Нижнему  Новгороду  и,  ударив  в тыл  второму  ополчению, погубить общероссийское дело. В этих условиях алатырский воевода князь А. Хилков обратился к мордовскому мурзе Баюшу с просьбой собрать татарских мурз и мордву и выступить против ногайцев. Мурза выполнил просьбу воеводы, объединенное войско русских служилых людей, мордвы и татар выступило против ногайцев, которые были разбиты. Организаторский полководческий талант мордовского князя и доблесть его воинов спасли от смерти и рабства десятки тысяч русских и мордовских крестьян, сберегли юго-восточную окраину страны. Но главная их заслуга заключалась в том, что они защитили тыл ополчения К. Минина и Д. Пожарского, обеспечил возможность приступить к освобождению Москвы,  способствовав  таким  образом  воссозданию единого многонационального  Российского  государства.  В  связи  с  этим  событием, закономерно венчающим процесс единения мордовского народа с народами России, существуют все основания завершить празднования  1000-летия единства мордовского народа с народами России в 2012 году, придав им федеральный статус.

Артем РОМАШКИН, студент историко-социологического института МГУ им.Н.П.Огарева.


Категория: Новости | Просмотров: 1758 | Добавил: VETKA | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Троицкий собор

Старец Иероним

К 90-летию Краснослободского р-на

О Новом Зубареве

Русское Маскино

Интересные статьи

Мнения о новостях
А насколько это все законно?
А если это вынести на общественное обсуждение - например, к Малахову на канал?))
И чтобы об этом высказалась Администрация Президента России. Ну хотя бы Песк




7160 просмотров


При копировании данных ссылка на сайт http://kc13.ru/ обязательна | Краснослободск ©2024 |