Единение
– это тесная связь, основанная на единстве взглядов, целей, интересов;
сплоченность и солидарность. В этнографическом смысле единение – это
процесс объединения, слияния, взаимодействия различных этнических групп,
имеющих общие цели и интересы, на принципах равноправного партнерства и
уважения в единую общность. Единение мордовского народа с народами
Российского государства было сложным и длительным процессом,
растянувшимся на несколько столетий. Оно складывалось в процессе
совместной жизни, защиты и развития Родины с постепенным преодолеванием
этнической разобщенности.
В
конце I тысячелетия н. э. на мордовских землях появились первые
славянские поселенцы, о чём свидетельствуют захоронения славян в
мордовских могильниках на р. Цне, левом притоке Мокши. Как писал
академик Борис Александрович Рыбаков, «на Оку проникали не только
русские вещи, но и русские люди». Кроме того, мордовские земли были
хорошо известны на Руси и как транзитный путь из Киева в Волжскую
Булгарию. В X – XI веках сильная славянская струя проникает в гущу
мордовского населения. С этого времени начинается и тысячелетняя история
совместного добрососедского проживания русского и мордовского народов.
На
рубеже I – II тысячелетий обостряется борьба народов Руси, Среднего
Поволжья с кочевыми племенами юга, Хазарским каганатом. Своей
кульминации она достигает в ходе походов князя Святослава с 965 по 968
год, в результате которых западные мордовские земли стали частью державы
Рюриковичей, а восточные освободились от зависимости хазар. Управление в
регионе было организовано на основе договора с местным населением,
которое получило возможность относительно свободного развития в рамках
или на периферии формирующегося Древнерусского государства. Иными
словами, походы Святослава сделали мордву участником процессов генезиса и
развития многонациональной державы Рюриковичей.
Об
изменении ситуации на данной территории свидетельствуют и
многочисленные археологические материалы. Например, найденные в 2000
году профессором В. И. Вихляевым из мордовского Кельгининского
могильника металлические подвески с княжеским знаком Вышеслава
Владимировича (старшего сына Владимира Святославича), княжившего с конца
980-х годов до 1010 года. Подобные подвески выдавались должностным
лицам, действовавших от имени тех князей, чьи знаки изображались на
подвесках. Их находка свидетельствует о присутствии представителей
русской княжеской администрации на мордовских землях рубежа X – XI
веков. Об активной политике русских князей в регионе свидетельствует и
распространение в крае предметов русского дружинного вооружения, так в
начале 1980-х годов мордовский археолог В. Шитов обнаружил в Шокшинском
могильнике двулезвийный каролингский меч, который лежал рядом с
останками кремированного воина. Возможно, это был представитель
воинского подразделения киевских князей. Находки такого оружия в
«глубинке» Руси связаны с начавшимся процессом феодального освоения
племенных земель. Кроме того, существует договор 1006 года между Русью и
Волжской Булгарией, который, по всей видимости, разграничил сферы
влияния этих государств в мордовском крае.
Однако
об этом говорят не только археологические находки. Об этом
свидетельствуют и письменные памятники. Характеризуя эпоху наивысшего
расцвета Древнерусского государства, то есть X – XI
веков, автор «Повести временных лет» упоминает мордву в числе народов,
плативших дань Руси. Ему вторит автор литературного памятника начала XIII
века «Слово о погибели Русской земли», утверждая, что мордва была
покорна: «...великому князю Всеволоду, отцу его Юрью, князю киевскому;
деду его Володимеру и Манамаху...». Им дается четкая хронологическая
привязка существования мордовского народа в составе Руси – время жизни и
княжения Владимира Мономаха (с 1053 по 1125 год), Юрия Долгорукого
(конец 90-х годов XI
века по 1157 год) и Всеволода Большое Гнездо (с 1154 по 1212 год).
Причем стоит отметить, что даннические отношения в древности и
средневековье чаще всего внутригосударственная категория. Мордовские
племена платили дань хазарам, входя в состав Хазарского каганата. А в
даннических отношениях с Древнерусским государством находились не только
финно-угорские, но и славянские племена. Иными словами, дань являлась
фактически комплексом налоговых обложений.
Еще
в начале ХХ века великий русский историк Василий Осипович Ключевский
писал о взаимодействии славянских и финно-угорских племён на рубеже I – II
тысячелетий и отмечал его исключительно мирный характер. По его мнению,
имело место взаимообогащение культур. Стоит процитировать его слова:
«Мордовские праздники, большие моляны приурочивались к русским народным
или церковным празднествам... В молитвы, обращенные к мордовским
богам,... по мере усвоения русского языка вставлялись русские слова». В
свою очередь при проведении религиозной реформы князя Владимира (около
980 года) в святилище Руси появляется богиня Мокошь, связанная с мордвой
(Мокошь – женское божество, богиня судьбы, покровительница женского
начала, плодородия, земледелия, домашнего очага).
Концом
XII – началом XIII века датируется появление обозначения «Пургасова
Русь», или Пургасова волость. Пургас, как известно, – мордовский князь.
Употребление этих названий весьма значимо, посколько «волостью»
летописцы обычно называли княжеский удел с привычной для русских
княжеств системой правления, повинностями населения, политической и
экономической структурой. Термин «Русь», вне всякого сомнения,
свидетельствует об интегрированности мордовских земель в систему русских
княжеств.
Совокупность
различных данных привела к мысли о том, что Х веком можно датировать
начало процесса тесного взаимодействия мордовского народа со славянами в
рамках Древнерусского государства, процесса его единения с народами
России. В XI – XIII веках происходило укрепление и развитие этих связей,
формирование единого политического, экономического и культурного
пространства. Мордовский народ принимал активное участие в строительстве
российской государственности, её защите и развитии. Мордва вошла в
состав государствообразующих народов и племён Древней Руси. Дальнейшее
укрепление политико-государственных связей мордовского народа и русских
княжеств произошло в период совместной борьбы с иноземным игом. В XIV –
XV веках в результате объединения земель вокруг Москвы происходило
становление Российского централизованного государства. Значительная
часть мордовского народа еще в самом начале объединительного процесса
вошла в состав Московского княжества. А к середине 80-х годов XV века
этот процесс завершился окончательным вхождением мордовского народа в
состав Российского централизованного государства.
Со
времени монгольского нашествия русские летописцы рассматривают «мордву»
в одном ряду с русскими землями. 1239 годом датируется первое
совместное восстание против завоевателей. Такого характера, в частности,
известие о походе 1288 года племянника Бату-хана Кутлуг-Тимура, который
приходил ратью на Рязань, Муром и Мордву. Это нельзя считать случайным:
в летописях обозначается четкое представление о единстве мордовских и
русских земель. Причем мордовский народ принимает активное участие в
борьбе Московского княжества за централизацию русских земель. Так,
летописец сообщает об участии мордвы в походе 1319 года на Тверь.
Письменные
источники показывают, что уже к началу XIV века в состав Русского
государства входит часть северных мордовских земель. В 1328 году
нижегородский князь Константин Васильевич разрешил русским людям
селиться на Оке, Волге, Кудьме и на мордовских жилищах, где кто хочет.
Во второй половине XIV века в составе Нижегородского княжества было уже
всё нижнее течение р. Суры, на левом берегу которой в 1372 году построен
город Курмыш. Нижегородский князь Борис, судя по документам,
относящимся к концу XIV века, считал себя полновластным хозяином всего
течения реки. Он жалует Спасский и Благовещенский монастыри «рыбными
ловлями» по Суре. В летописях конца XIV – начала XV века часто
упоминаются Засурье и Запьянье. По всем этим районам в 1401 году
свободно, как по своей земле, прошел отряд Василия I, отправленный в
погоню за татарами, выкравшими жену бывшего нижегородского князя
Александру, родную сестру московского князя. Все это позволяет
утверждать, что уже к началу 80-х годов XIV века основная часть северных
мордовских земель находилась в орбите русского влияния. В 1392 году в
связи с объединением Московского и Нижегородского княжеств мордовское
население, «что к Мурому потягло», а также жившее по Кудьме, Пьяне,
Теше, вошло в состав Московского великого княжества.
Практически
одновременно под властью московских князей оказалась часть мордвы,
заселявшая мещерские места, что зафиксировала договорная грамота
московского великого князя Дмитрия Ивановича Донского с великим князем
рязанским Олегом Ивановичем от 1382 года. Причем, по мнению профессора М.
Г. Сафаргалиева, долгие годы проработавшего в Мордовском
госуниверситете, эта часть мордвы оказалась под властью московских
князей не в 1382 году, а гораздо раньше, в период междоусобицы в Орде
1359-1379 годов.
Факты
позволяют утверждать, что в XV веке четко определилась неразрывная
связь мордовских земель с русскими территориями. Согласно духовной
грамоте Ивана III от 1504 года мордовское Поволжье представлено как
географическая область, давно функционирующая в составе Российского
государства. Вхождение мордовского народа в состав Российского
государства к началу 80-х годов XV века, когда определилась его
восточная граница, было окончательным и бесповоротным. Именно это
событие и было торжественно отмечено Республикой Мордовия и страной в
1985 году.
Однако
своеобразным символом единения мордовского народа с народами России
могут служить события Смутного времени, когда осенью 1612 года
героические действия служилых людей и населения мордовского края по
защите рубежей страны не позволили степным кочевникам нанести удар по
центральным районам страны и помешать изгнанию польско-шведских
интервентов. Пользуясь вызванным Смутой кризисом, крымские и ногайские
татары предприняли крупный набег на юго-восточные рубежи Российского
государства. Противопоставить им было некого, кочевники могли прорваться
к Нижнему Новгороду и, ударив в тыл второму ополчению,
погубить общероссийское дело. В этих условиях алатырский воевода князь
А. Хилков обратился к мордовскому мурзе Баюшу с просьбой собрать
татарских мурз и мордву и выступить против ногайцев. Мурза выполнил
просьбу воеводы, объединенное войско русских служилых людей, мордвы и
татар выступило против ногайцев, которые были разбиты. Организаторский
полководческий талант мордовского князя и доблесть его воинов спасли от
смерти и рабства десятки тысяч русских и мордовских крестьян, сберегли
юго-восточную окраину страны. Но главная их заслуга заключалась в том,
что они защитили тыл ополчения К. Минина и Д. Пожарского, обеспечил
возможность приступить к освобождению Москвы, способствовав таким образом воссозданию единого многонационального Российского государства. В связи с этим событием,
закономерно венчающим процесс единения мордовского народа с народами
России, существуют все основания завершить празднования 1000-летия единства мордовского народа с народами России в 2012 году, придав им федеральный статус.
Артем РОМАШКИН, студент историко-социологического института МГУ им.Н.П.Огарева.
|