Дорогие гости/пользователи сайта "Краснослободск, Мордовия"!
Спешим поделиться с вами доброй вестью о том, что администрация сайта "КС" смогла претворить в жизнь второй благотворительный проект. Первый касался издания брошюры "Троицкий собор в Краснослободске. История соборного храма и главной площади города", два издания которой вышли в 2016 году тиражом в 100 и, соответственно, 1000 экземпляров. С электронным форматом книги любой желающий может и сейчас ознакомиться на нашем сайте.
Второй благотворительный проект "Иван. Отец Иоанн. Старец Иероним" также раскроет вам истории жизни не только церквей и их настоятелей, но и простых граждан Краснослободского района. Выход в свет новой брошюры в мае 2017-го тоже произошел при активном участии книгоиздателя, исполнительного директора Фонда гуманитарного развития «Открытая Мордовия» К.И.Шапкарина. Мы от всей души благодарим Константина Ивановича за поддержку всех наших начинаний и надеемся на дальнейшее сотрудничество.
Дорогие читатели, в ближайшие дни мы представим на ваше обозрение электронный формат этой книги на сайте "КС". Надеемся, что вы оцените труды многих людей, работающих для вас бесплатно. Приятного чтения!
К слову. Брошюра была издана по благословению Преосвященного Климента, Епископа Краснослободского и Темниковского. Ее спонсорами стали предприниматели Н.Н.Трунтаева, Г.А.Ерошкина и другие краснослободчане.
О батюшке Иерониме много написано статей, и много что передается из уст в уста, и думается, что это не последнее издание о дивном старце земли Мордовской.
Приобрести книгу можно в Свято-Успенском храме г. Краснослободска.
Глава из книги "Знаменитый храм и его община"
Е.И.Фоминова, эконом Никольской церкви в Колопине:
«Это удивительная история, полная чудотворений, о которой давно нужно рассказать всем краснослободчанам, а особенно тем, кто только делает первые шаги к храму, к Богу. Дело в том, что наш Никольский храм – особенный. Все началось еще в 19 веке, когда место под строительство храма на селе никто из местных жителей не давал, земля была тогда на вес золота – главное богатство, кормилица в жизни крестьян. И вот один из них решился потрудиться во славу Бога. Свой дом разрушил, а землю, на которой он стоял, отдал под храмостроение. Церковь открыли в 1867 году, а этот верующий впоследствии жил при храме, а потом и его самого похоронили возле него. До сих пор цела могилка этого верующего сельчанина на нашей территории. Почти сто лет духовная жизнь в Колопине шла своим чередом. В советское же время в закрытом храме сначала был зерносклад, потом в нем открылся филиал телевизионного завода. Но местные жители предохранители к телевизорам делать в храме отказывались, а создавать бригады из приезжих оказалось накладно. Противостояние длилось долго. Был даже дан приказ «убрать с глаз долой» крест с купола церкви. Добровольцы долго не находились. Поэтому для этого дела привлекались «любители» горячительного напитка. Но три их попытки не удались. Поэтому на «объект» из мест отбывания наказания привезли осужденных. По приказу они протянули длинный трос от креста к «ЗИЛу». По команде он стал набирать скорость и в тот момент, когда должен был произойти заветный рывок, под колеса машины бросилась одна из сельских старушек… Крик, шум, гам толпы верующих. Бабушка от страха близкой смерти потеряла сознание и долго не приходила в чувство. В истерике бился и водитель автомобиля, который в момент попадания человека под колеса пулей вылетел из машины, убежав в лес. Думал, что за убийство человека ему теперь добавят новый срок – будет пожизненное заключение. Из-за произошедшего инцидента все осужденные отказались продолжить начатое дело. Власти не настаивали.
В храме был организован музей. Фрески на стенах закрасили краской, а во вновь образованное культурное заведение его работники для коллекции снесли со всей округи лапти, кадушки, ткацкие станки, да половики… Местные жительницы, сначала со стороны наблюдали за просветительскими экскурсиями, а потом со словами: « У нас, что в доме, что в музее, такого добра в каждом доме навалом!», снесли музейные экспонаты в болото неподалеку, где и затопили. Милиция пыталась угомонить женщин, но «порядок» вернуть не удалось. Наоборот, колопинцы стали штурмовать столичное министерство по делам религии. Хлопотали девять лет, единственный человек, у которого они не были – это Л.Брежнев, а так ездили на прием к министрам в Москве и писали во все инстанции. Возглавляла верующих моя мама – Т.М.Азрапкина. Что ей руководило? Вера в Бога. Ее жизнь с отцом была тяжелая. Из-за вероисповедания не раз забирали ночью в милицию, они сидели. Пять их детей хотели в интернат сдать, но Бог миловал, и они возвращались снова и снова домой. Властям предъявить было нечего – спокойная трудолюбивая пара. Что еще двигало матерью? Предопределение и ее волеизъявление. В самый расцвет сил мама занемогла. Болезнь протекала долго и сложно. Как говорят сегодня: «все болит и ничего не помогает». Ни одно светило медицины не находило причин страшного недомогания. Диагноза не было. Попросту говоря, она сохла с каждым днем, жизнь от нее уходила и никто не мог ей помочь. На вопрос, что с ней происходит, ответ дала сивинская матушка Антонина - наша местная Матронушка, которая всех принимала и всем помогала, а напоследок напутствовала: «Всем скажите, чтобы ко мне и на могилку приходили, я им и так помогу!» Так вот в тот момент она маме открыла Промысел Божий, что у нее особая миссия: как только она добьется открытия храма в селе, так болезнь ее и покинет. Вообще, беда в семье шла за бедой. На годовщину смерти своего сына мама посетила старицу, а та ей в ответ при встрече дала лишь маленькое одеяльце со словами: «Татьяна, у тебя будут двойняшки! Скоро все разрешится!» Мать не останавливалась в своих хлопотах, даже будучи беременной, в Москву ездила на сносях. Чудо свершилось. Резонанс грянул на всю Мордовию. Они первыми выиграли суд у государства! Первооткрывателями церквей стали жители с.Колопино и с.Дракино Торбеевского района. Вместе радовались совместному успеху. Но, получив документы, местным жителям пришлось скоро принимать новые волевые решения. Ковали железо пока горячо. Надо было срочно открывать молитвенный дом на селе. Где? Одна женщина отдала под него свой дом, а сама приютилась у детей – в большой многодетной семье. Только спустя время открылась церковь. В 40 лет мать заново жить начала. И, кстати, до сих пор работает в церкви, трудится во славу Бога.
Первыми нашими священниками были отцы Александр и Григорий, а потом народ снова собрался всем миром в Пензу с челобитной просить прислать на службу отца Иоанна из Саранска. Служил он у нас почти десятилетие. Человека насквозь видел, но при этом кроткий и смиренный был на редкость, никак не выказывая свого видения. Первое время он постоянно жил в Саранске, а у нас ночевал только в выходные и праздничные дни. Всегда находился в разъездах. Много людей окормлял. Больше всего народу к нам приезжало не только из нашего, но и Торбеевского, Атюрьевского, Атяшевского и Старошайговского районов. А когда в наш храм приезжал Владыка из Пензы, то люди во время службы стояли на улице, так как храм не вмещал всех желающих. Люди отца Иоанна боготворили, многие ехали к нему, чтобы благословение взять на начало нового дела или совет спросить, как в той или иной ситуации поступить. Он отвечал просто: в знак согласия – благословлял, а вот, если видел, что желаемое не принесет пользу человеку, то рекомендовал, порой, противоположное. Насколько батюшка оказывался впоследствии прав, говорили толпы благодарных, которые мчались к нему на всех парусах, чтобы выразить благодарность за спасенную жизнь или хорошо сделанное дело. Все эти жизненные истории складывались на моих глазах. Вместе с батюшкой я многое познала, преодолела, пережила.
Про себя? В молодости я училась в Москве на бухгалтера. Когда приезжала в Колопино, знала, что многие местные жители и земляки заходили в дом к отцу Иоанну без спроса, даже, когда он уезжал. Как известно, люди все разные, и кто-то польстился, пошел на воровство, прихватив с собой Евангелие и крест батюшки. Народ поговорил о происшествии, а потом забыл. В то время в Москве я как-то приехала в гости к колопинским парням. Пока они хлопотали на кухне, не знаю, что на меня нашло, но открыла дверцу шкафа, из которого внезапно выпали крест с Евангелием. Из последнего, как бы случайно, выскользнуло Благодарственное письмо отцу Иоанну (Верендякину) от пензенского Владыки. Так я поняла: чьи эти вещи, кто вор, но обличить хозяина комнаты побоялась и находки с собой домой не забрала. По приезду домой батюшке покаялась, мол, испугалась расправы, не обличила воришку. Он же успокоил, что все правильно сделала, не стоит вмешиваться: «Господь пускай сам все распределяет». Так и получилось. Через время узнала от знакомых, что этот мужчина, направлявшийся в Санкт-Петербург, попросил водителя автобуса остановиться на дороге, чтобы выйти в туалет, и пропал. Труп нашли в лесу только через неделю. Но эту историю только я знала. Отец Иоанн никогда и никому ничего про себя особо много не рассказывал. Никого не осуждал. Всем все прощал. Для него не существовало плохих людей, всех считал хорошими. Всеобъемлющей любви учил и других. Всегда сохранял самообладание. Однажды, по традиции и настоянию местных жителей, он на родительскую поминную отправился на кладбище в Старошайговский район совершать панихиды. Вернулся поздно в синяках и кровоподтеках. Никому и ничего не комментировал, хотя его внешний вид свидетельствовал о плохом самочувствии. Как оказалось, он служил до самого вечера, а когда выполнил все требы, направившись домой, его поджидала компания их трех мужчин, которым нужны были деньги. На последующие возмущения прихожан наказать обидчиков, лишь привычно отвечал: «Я прощаю, а Господь пусть их распределяет». Прошло время, все те мужчины трагически сгинули со свету. Первый повесился, участь остальных также оказалась печальной. Вот такие жизненные уроки «преподавались» нам рядом с ним. Понималось главное: люди никогда не меняются к лучшему через ненависть, осуждение или приговор. Человек идет вверх по духовной «лестнице» через прощение, любовь и веру.
Когда я узнала о его прозорливости? После школы мечтала только о столичной жизни, а батюшка мне говорил про то, что все из больших городов в деревни переедут, мол, где родились, там и пригодимся. Сложно сказать почему, но через полгода после этих слов я вернулась в Колопино, а отец Иоанн, увидев меня, засмеялся – довольным был. Так я стала экономом. Худенькой девчушкой носила его тяжелейший портфель, потому, как отправляясь постоянно в Пензу с мешками за церковной утварью и другими необходимыми в церкви вещами, он брал с собой полный набор – крест, Евангелие и все для причастия. По пути следования – исповедовал, причащал, крестил всех желающих… Люди его всегда ждали. Молва шла вперед нас: «Батюшка приехал. Причащаться сейчас будем». И лечил он меня от всех болезней. Помню, как покрылась чирьями, в больнице мне их разрезали, лечили больные многочисленные места, да все бесполезно, кожа гнила, а батюшка сказал, что пустое это занятие - так лечиться – молиться надо! В результате, вечером помолились, он маслицем помазал больные места, ночью я легла спать, а наутро и болезни след простыл. Как в сказках, когда утро вечера мудренее.
Можно целую книгу написать про то, как мы первые в 1988 году, когда праздновалось 1000-летие Крещения Руси, поехали в только что открывшийся Темниковский монастырь. Собрались с друзьями, знакомыми, односельчанами и отправились на помощь в еще пустую обитель. Поездки именно туда, видно, и предопределили дальнейшую жизнь батюшки. Как-то я его спросила: «Отец Иоанн, а как вы сами к Богу пришли?» Он рассказал про сон, перевернувший его жизнь, после которого уже утром положил парторгу партийный билет на стол. Грянул скандал, разбирательства, а он только одно всем отвечал: «Мне Господь свой билет дал». Через несколько лет он стал священником. Вот такое батюшкино откровение, что дает информацию к размышлению каждому из нас. Ведь много званых, да мало избранных. Думаем мы об этом? Понимаем ли? Правду говорят, что вера подкрепляется делами и поступками. Люди не должны забывать о том, что все мы ходим под Богом. Об этом говорю и своему сыну, он у нас сейчас учится в Москве на иконописца. И в этом есть предопределение.
Вспоминаешь о батюшке и понимаешь, что, наверное, такого священника и на белом свете сейчас больше нет. Насколько он был терпелив и радушен, всех любил без исключения. Спустя годы в моей душе рождается лишь одно восклицание: «Молились-молились-то как раньше! Сейчас не так. Благоговения нет. Доверия Богу. Былое благочестие вернуть сейчас тяжелее всего!»
Вспомнишь сердечную молитву батюшки, его длительные молебны о недужных, а ведь он в последнее время был сам серьезно болен – раком желудка. Неделями ничего не кушал, но людям служил до последнего. Всех принимал, всем помогал – и телесно, и душевно. Память о нем светлая и ежедневная, ведь в нашем храме остались вещи отца Иоанна. Например, Евангелие и подрясник, ризы, камилавка хранятся в алтаре. И сейчас священник в них служит, и камилавку батюшкину носит. Вообще, даже после отъезда батюшки в нашей церкви происходят чудеса. У нас особенное – намоленное место. Благодатный храм! Об этом и по сей день говорят приезжающие. К примеру, сразу после отца Иоанна к нам приехал служить отец Михаил. 9 лет с супругой детей ждали, а радостную долгожданную новость узнали всего после месячного служения в нашем храме. Разве не чудо?!»
Один факт того, что колопинский храм единственный в районе, сохранившийся почти в первозданном виде до наших дней, уже одно это – чудо, как и дошедшие до нас старинные иконостас и фрески. Там все красиво и дышит не столько стариной, сколько знаковыми историческими вехами. Стены сельского храма хранят великое множество поучительных историй и проповедей прозорливого священника. Расскажем об одном случае, о котором в поисках материала нам поведали пожилые горожанки. Речь пойдет об одном из их приездов в колопинскую церковь. Говорят, что во время длительного служения отца Иоанна, он всегда пребывал в пасхальной радости. Большое самообладание, внутреннее и внешнее спокойствие были отличительной чертой его характера. Всегда, кроме одного раза, когда он был трогательно взволнован, и в каждом его слове чувствовалась невыразимая боль за людей, заблудших, отступивших от верного пути.
Был воскресный день. Праздничный. Торжественный. После Божественной литургии он вышел на проповедь, посмотрев на большую массу прихожан, начал с большого сокрушения: «Что же вы делаете, творите, неужели не понимаете, что половина из вас спиной стоит к алтарю?!» Речь шла о людях, посещающих колдунов и бабок (экстрасенсов), а также тех, кто еще и сам «практиковал». Он объяснял: кто одновременно ходит в церковь и лечится у колдунов, обращается к магии – лицемеры, которые ненавистны Богу. И это хуже неверия. Страшнее всего, когда такое предательство веры, интерес к бесовщине люди даже и грехом не считают… и это в православной стране! Вера сменилась суевериями.
Отец Иоанн вразумлял: «Кто не служит Творцу, тот находится в услужении у твари. Ибо истина непреложна: нет человека неверующего ни во что. Ты либо с Богом, либо с дьяволом. Другого не дано. А смерть духовная - есть отпадение от добра. И знание без доброты тоже есть смерть. И кого хотят обмануть люди, которые одновременно ходят в церковь, а сами своими суевериями, оккультизмом, посещениями экстрасенсов, гадательниц и бабок свернули с истинной дороги, ведь они уже отвернулись от Христа и творят недоброе!» Смотря прямо в глаза, он обличал людей, прибегающих к магии, читающих заговоры, стараясь подчинить волю других людей, чтобы властвовать, достигнуть материального благополучия, излечиться... Всех этих людей батюшка назвал в тот день «перевернутыми».
|