Вместо открытых уроков и срезовых контрольных
для учеников – собственное портфолио и тестирование, включающее тест на
знание своего предмета и тест на знание информационно-коммуникационных
технологий (компьютерная грамотность). Таковы новые правила аттестации
учителей, которые действуют с этого года. В Мордовии элементы новой
формы аттестации уже применялись в прошлом году.
По новым правилам, учитель, подтверждая свою квалификацию, может
претендовать на первую или высшую категорию, второй не будет. Правда, в
прошлом году учителя, подавшие заявку в период действия старых правил,
еще аттестовывались на вторую категорию.
Так, с 15 апреля по 30 июня в Главную аттестационную комиссию было
подано 3251 заявление: 933 - на 2 категорию, 1633 - на 1 категорию, 685 –
на высшую. В процессе аттестации 388 заявлений отозвали сами педагоги. В
большинстве случаев причина в том, что не истек срок действия текущей
категории, некоторые хотели пройти аттестацию по-старому, так сказать
«про запас», но хитрость не прошла. Однако некоторым пришлось отказаться
от аттестации, не справившись с предметным тестированием.
По сути, предметное тестирование – это тот же ЕГЭ. Проходит он в той
же форме и с теми же заданиями, что и у школьников. При аттестации
такой экзамен сдают учителя, преподающие все те предметы, по которым
проводится ЕГЭ для выпускников.
Предметное тестирование прошли 676 педагогов. 225 из них (33%) сдали
свой предмет на 5, т.е. набрали 91-100 баллов, 209 человек (31%) – на
4, 81-90 баллов, у 147 учителей (22%) - больше 70 баллов, то есть
«тройка». 95 человек получили меньше 70 баллов, а это для учителя
«неуд». Тем, кто не прошел тестирование с первого раза, дается повторная
попытка. Однако 8 «двоечников» сразу отозвали свои заявления, 87 пришли
на ЕГЭ второй раз, и у большинства - положительный результат. Однако 3
педагога, претендовавших на 1 категорию, так и остались с «неудом» по
предмету: учителя физики из Кочкуровского и Лямбирского районов,
информатик из Краснослободского.
- Если сравнивать результаты тестирования учителей по разным
предметам, то они один в один совпадают с результатами учеников, –
отметила председатель Главной аттестационной комиссии Министерства
образования РМ Галина Явкина, выступая на расширенном заседании
комиссии. - Наиболее высокие баллы получили учителя биологии,
русского языка, химии, самые низкие – учителя информатики, физики,
немецкого и английского языка. Правда, необходимо учитывать, что задания
для учителей иностранных языков включали часть С – это повышенный
уровень сложности. У всех остальных – только А и В. Среди выпускников
школ традиционно самые высокие баллы получают на ЕГЭ по биологии, химии,
географии, самые низкие – на ЕГЭ по иностранным языкам, информатике,
физике.
В процедуре тестирования на знание ИКТ участвовало
1525 человек. С первой попытки с тестом не справились 50 педагогов
(3,2%). Без повторной проверки компьютерной грамотности обошлись только
педагоги Большеберезниковского, Дубенского, Большеигнатовского,
Ичалковского, Кочкуровского, Ковылкинского, Лямбирского, Ромодановского,
Торбеевского, Старошайговского, Теньгушевского районов.
- К сожалению, были случаи, когда учителя пользовались
шпаргалками, - сказала Г.А. Явкина. – И даже было такое, когда на
тестирование под чужой фамилией приходили посторонние лица. Вплоть до
таких нелепых ситуаций, когда вместо 50-летнего педагога приходит
25-летняя девушка. Мы были вынуждены усилить порядок аттестации, ввести
вход строго по паспортам.
- Итоги аттестации наглядно показали, что всем руководителям органов
образования необходимо совершенствовать работу по непрерывному
профессиональному росту учителей, некоторые учителя по 10-15 лет не
бывают на курсах повышения квалификации, - резюмировала председатель
ГАК. Татьяна
ДУРДАЕВА
|