ДОМ С КОЛОННАМИ Одним из значительных архитектурных памятников прошлого, расположенных в исторической части города, является комплекс зданий Краснослободского духовного училища (в настоящее время – городская средняя школа №1). Большое трехэтажное здание, построенное в 1893 году, обрамляет площадь со стороны улицы Московская (ныне ул. К.Маркса). Известно, что в начале 19 века на территории средней школы располагалась усадьба известного в Краснослободске и уезде купца Абрама Дмитриевича Муромцева – основателя Успенского женского монастыря, офицально открытого в 1861 году. В глубине двора находится ещё одно здание, непохожее на остальные архитектурные памятники города. Построено оно с элементами классицизма. Когда же оно было построено? По какому проекту? Что в нем располагалось? Некоторые сведения о муромцевской усадьбе можно найти в рукописной работе А.С.Никольского, которая находится в фондах Краснослободского районного краеведческого музея. Косвенное упоминание об этом и есть в работе И.Беляева «Краснослободский женский монастырь», напечатанной в «Пензенских Епархиальных ведомостях»,(№24 за 1878 год). Следует заметить, что в обоих источниках нет прямого упоминания о доме с колоннами. Архитектура здания указывает на то, что оно было построено гораздо раньше главного трехэтажного корпуса. По всей видимости, здание, как и усадьба в целом принадлежало Муромцевым. Поскольку основная деятельность купца приходилась на начало 19 века в Краснослободске (об этом пишет в своей работе А.С. Никольский), остается предполагать, что дом с колоннами уже стоял в вышеуказанное время. При определении даже приблизительной датировки очень важно установить и возраст хозяина. В известной работе «Краснослободский женский монастырь» Иван Беляев (священник-краевед второй половины 19 века) дважды употреблял слово «старик», говоря о Муромцеве. Лексическое определение этого слова позволяет сделать вывод о его возрастном значении. Следовательно, к 1810 году Абраму Дмитриевичу было, вероятнее всего, за шестьдесят лет. К этому времени он был очень богат: ему принадлежали купоросные заводы, расположенные между городом и будущим селом Старая Горяша. Они стояли на том месте, которое сейчас в простонародье называется «черная земля». Он строил церкви, основывает богадельни, довольно широко занимается благотворительной деятельностью. Не случайно его называли «монополистом-магнатом, захватившим в свои руки всю хлебную закупку в Краснослободском уезде». Такое положение нельзя было завоевать быстро, тем более что в городе жили и другие магнаты – Иван Михайлович Севостьянов, Лука Иванович Ненюков и другие. Учитывая, что родовое гнездо Муремцева и было этим домом, есть все основания полагать, что дом с колоннами построен в конце 18 века, когда хозяин имел для этого все необходимые средства. В советский период здание постепенно разрушалось: в стенах стали появляться трещины, арка, на основании которой стояли колонны, также рушилась. В наше время, когда вопрос об историческом наследии стал особенно актуальным, было больно видеть картину этого разрушения. Вопрос о дате постройки архитектурного сооружения остро встал в период реставрации этой жемчужины провинциального зодчества. Справедливости ради заметим, что здание до 1971 года ремонтировали. Однако горе-реставраторы значительно изменили внешний вид здания. Нечто подобное уже было сделано и с другим памятником архитектуры – домом И.М.Севостьянова. Совершенно по другому начал реставрацию здания с колоннами Владимир Иванович Утенков – начальник специализированного частного предприятия. Собрав существующие фотографии и расспросив о доме все, что было возможно, он начал возвращать первоначальный вид зданию. Одной из трудностей работы было отсутствие дореволюционных фотографий здания, где бы оно стояло в своей первозданной красоте. К счастью, здание, построенное по этому же проекту, имеется еще в Нижнем Новгороде. Хотя реставрация коснулась только наружного облика здания, удалось остановить разрушение этого уникального для Краснослободска архитектурного памятника. Как же выглядело это здание до ремонта, изменившего его первоначальный облик? Работая в Центральной Российской библиотеке в Москве, я обнаружил перечень статей, вышедших во второй половине 19 века по нашему уезду. В «Пензенских Епархиальных ведомостях» №19 за 1875 год была напечатана статья И.Беляева «Краснослободское духовное училище». Это был исторический очерк, охватывающий период открытия в Краснослободске училища с 1844 по 1852 годы. Редкая удача. Оставалось только найти этот источник, который оказался в Пензенском областном архиве. Познакомится с документом удалось благодаря журналисту-земляку Валерию Алексеевиче Топоркову, работающему в пензенском корпункте «Комсомольская правда». Большую помощь в работе над очерком И. Беляеву оказали документы, хранящиеся в архиве духовного училища, следы которого потерялись уже в советское время. ПОСЛЕ ПОЖАРА. Духовные училища существовали для подготовки поступления в духовные семинарии. Начало создания низших и средних православных духовных училищ было положено Духовным регламентом 1721 года, учредившим школы при архиерейских домах. Тогда же появляются в крупных городах духовные семинарии, являющиеся образовательными средними учебными заведениями. Исключением из общего правила оказался небольшой уездный Саранск, где с 1778 по 1803 год работала духовная семинария. Она была открыта по инициативе нижегородского архиерея Антония в здании упраздненного Петровского монастыря. Этому учебному заведению большую помощь оказывал известный академик, миссионер, нижегородский архиерей Дамаскин. В таких же местах, как Красная Слобода, существовали частные школы, где детей обучали грамоте и учителя из духовенства и отставных солдат. Только в конце 18 века, в силу указа 1786 года, в Слободе была открыта поселенская школа. Некоторую долю в образовании детей краснослободчан принимали монахи Иоанно-Предтечева монастыря, упраздненного в результате секуляризации в 1774 году. В 1807 году был издан первый устав духовных учебных заведений. В 19 веке, после введения нового устава 1867 года, сложилась следующая система преемственно связанных учебных заведений: духовные училища, духовные семинарии, духовные академии. Низшей ступенью духовных учебных заведений были духовные училища с 4-годичным курсом обучения и программой, приближающейся к программе четырёх классов мужских гимназий, но без новых языков. Для дочерей православного духовенства существовали епархиальные училища с урезанной программой женских гимназий, состоящих из шести классов и седьмого – педагогического. Поскольку Краснослободское духовное училище было открыто в 1844 году (по прежнему уставу) оно состояло из двух училищ – уездного и приходского. В уездном училище было два отделения – высшее (класс синтаксиса) и низшее – третий класс с курсом в два года. Курс обучения в уездном училище составлял три года. В приходском было только два класса. Оба училища управлялись одним смотрителем (директором). Какие причины послужили открытию этого учебного заведения в Краснослободске? Известно, что в пензенской епархии до 1840 года существовали только два аналогичных заведения – Пензенское и Нижнеломовское. Оба эти училища были переполнены учениками. Пензенское училище, несмотря на две параллели классов, вероятно, из-за небольшого помещения особенно нуждалось в разгрузке. Более того, по уставу, при училище должно быть помещение (закрытый интернат) для части учеников, обучающихся на казенный счет. Расширять помещение было не выгодно. Поэтому лучшим выходом из создавшегося положения было открытие нового училища в каком-то уездном городе. Таким городом и стал Краснослободск, где в это время пустовала усадьба известного купца Абрама Дмитриевича Муромцева. Посреди широкого двора муромцевской усадьбы, заваленного различным строительным мусором, стоял каменный трехэтажный дом с «тремя балконами». По сторонам находились два флигеля. С передней лицевой стороны училище окружал низенький каменный забор с каменными столбами. В то время между этими столбами еще не было железной решетки. В восточном углу двора стояла деревянная баня, уже пришедшая в негодность. За баней располагались кирпичные здания двух ледников с железной крышей. Юго-восточная сторона двора была без построек. В северо-западном углу находилось еще одно каменное здание, которое в сильно измененном виде дошло до нашего времени. Как же учебные и служебные комнаты были расположены в училище? В главном корпусе (доме с колоннами) находились два класса уездного училища. Здесь же были квартиры смотрителя и двух учителей уездного училища, а также библиотека. В красном здании (современная треуголка) – два класса приходского училища и квартиры для двух учителей. В северо-западном здании находились квартира инспектора, больница, кухня и пекарня. Рядом, в северном одноэтажном флигеле – две комнаты для казенных воспитанников (бурсаков). В этом здании находились две столовые. Инспектором Краснослободского духовного училища стал учитель из г. Пензы Н. П. Аракчеевский, а учителями определены П. Ф. Богоявленский и И. Н. Бобров. В приходское училище был назначен Я. П. Лебедевский (закончивший духовную семинарию) и священник краснослободской Успенской церкви (заметим, что в это время Успенский монастырь еще официально не открыт и Успенская церковь функционирует как приходская – А.Л.) И. Тихомиров. Кто же учился в духовном училище? В основном это были дети священнослужителей различных уездов: Краснослободского, Инсарского, Саранского, Наровчатского и все казенные воспитанники (бурсаки) Пензенской епархии. Из Пензенского училища должны были поступить 154 ученика, из Нижнеломоского – 52. 5 марта 1844 года М. М. Соловьев прибывает в Краснослободск – 13 и 18 принимает хозяйство. Так в делах и хлопотах подошло 9 апреля – день открытия Краснослободского духовного училища. Всего приняли в уездное и приходское училища 205 человек. Для наиболее беднейших из них была устроена бурса. Программа обучения уездного училища состояла из следующих предметов: на первом месте – закон Божий с краткой священной историей, учащиеся изучали основы древнегреческого и латинского языков; большое значение придавалось старославянскому и русскому языкам, географии, арифметике, церковному уставу и нотному церковному пению. В приходском училище программа была несколько скромнее: краткий катехизис (вопросы и ответы – А.Л.) с краткой историей, русская грамматика, начальные правила арифметики, чистописанию, чтение и нотное пение. Со стороны, где сейчас горделиво возвышается центральное здание городской школы № 1, вырос красивый решетчатый забор, площадь, заваленная строительным мусором, разбиралась и становилась все привлекательней. Учебное заведение обзаводится и своими внутренними порядками. В конце каждого месяца составлялись ведомости, где отражались успехи и поведение учеников. Поощрялись учащиеся, хорошо выполняющие правила внутреннего распорядка. Особенно выделяли имена учеников, отличившихся не только поведением, но и отличной учебой. Те же, кто не желал учиться, штрафовались, а получающие пособие – лишались его. Некоторые исключались. Закончился 1843/44 учебный год. Он принес радость 30 учащимся, которые были приняты в пензенскую семинарию. С начала нового учебного года на должность учителя прибывает студент семинарии Мичкасский. Имея неплохие музыкальные данные, он организует хор. Это была новинка для нашего края. Для училищного хора требовалась церковь (своя, училищная, появится лишь с постройкой в 1893 году нового трехэтажного здания). Такой церковью стала Благовещенская (стояла на месте кинотеатра «Восход» - А.Л.). Пение так нравилось краснослободчанам, что они старались чаще посещать эту церковь. Вскоре здесь стали появляться и все краснослободские аристократы. О популярности училищного хора говорит и тот факт, что хористы выступали в частных домах, их концерты украшали домашние праздники. Исполнялись не только духовные произведения, но и светские. Часто выступали хористы и в саду Севостьянова (он назывался дворянским и находился на месте современной фабрики – А.Л.). Для небольшого, стоящего далеко от больших городов Краснослободска, деятельность училищного хора имела большое культурное значение. Наступил 1847 год. Для некоторых учеников Краснослободского духовного училища, окончивших курс обучения, настала пора выбора дальнейшего пути. Некоторые получали новую фамилию или закрепляли ту, которую имели. Как ни парадоксально, но для лиц духовного звания фамилии выбирались случайные. До 1700-х годов будущие священники учились или у своих отцов, либо других «грамотеев». Священники не имели своих фамилий, часто подписывались: «Поп Василий» или «Поп Гаврилий». Иногда при имени встречалось и отчество: «Поп Иван Яковлевич». Иногда к слову поп или протопоп приписывалось имя церкви или города, где служил подписавшийся. Скажем, поп Козловский (то есть служитель города Козлова), поп Григорий Преображенский (служитель Преображенской церкви). Такие приписки были необходимы хотя бы для того, чтобы отличить одного священника Григория от другого. В 1700 году в Троинском соборе Краснослободска было два протопопа. Один подписывался: «Престарелый протопоп Федор Федоров», а другой – «Иоанн Иоаннов». Дети духовного звания не могли унаследовать случайные фамилии своих отцов. В своей среде им не нужна была фамилия, в чужой они иногда брали фамилию по сану отца. Отсюда возникли фамилии Поповых и другие. Дети протопопа Федора Федорова были известны на гражданской службе как Протопоповы. С открытием школ, духовные училища и семинарий детям священников стали нужны фамилии: их они брали либо по обычаю отцов или же, получив образование, выдумывали новые, звучные фамилии, иногда на греческий и латинский лад. Скажем, Миролюбов или Никольский, Охотский. Некоторые ученики брали фамилию отца – Иванов, Петров, Яковлев. По документам, почти половина всех учеников Краснослободского духовного училища взяли новые фамилии. В начале 1852-53 учебного года училище было преобразовано: вместо уездного и приходского осталось одно – уездное училище. Более полувека ученики занимались в старых зданиях. Для учебного заведения было нужно новое, парадное здание с большими классными комнатами, своей церковью. В 1891 году начинается строительство большого трехэтажного здания.
|