История одной церкви
Эпоха возрождения
Все политики страны во главе с Президентом РФ В.В.Путиным сегодня единодушно сходятся во мнении: «Россия держится в Божьем небе на двух крыльях: нравственности и духовности». Объединяющий момент этих качеств, важных и для краснослободского общества, постоянно подчеркивает Краснослободская и Темниковская епархия, вот уже пятый год подряд несущая нам духовно-нравственное просветительство. По всему Краснослободскому району идет реконструкция церквей и монастыря, один за другим в селах открываются молельные дома, строятся часовни, закладываются камни на месте будущих возрожденных храмов. Что же до главной жемчужины Красной Слободы, красивейшем Троицком соборе - сердце нашего уездного городка, вынужденно остановившимся в 1936 году и требующем сегодняшней реанимации, звучит набат и шепчутся слова… потому как жива еще народная душа. Ведь главный храм города четыре века имел не только градообразующее значение, он являлся центром всей жизни КС, одним из показателей общественного сознания граждан, яркими лидерами которых были настоящие патриоты своей родины. Не только примерами, но и проводниками духовного мироустроения были Миляков, Беляев, Ненюковы, Муромцевы, Севостьяновы… Идеи человеколюбия, высокой нравственной чистоты, да и все их дела в прошлом заставляют нас вспомнить о главном историческом наследии в настоящем для будущих поколений. Всегда во все времена жизнь русского человека воедино связана с храмом. Неслучайно десяток церквей на карту Краснослободска потомками «наносился в виде креста». Короткий экскурс в историю показывает, что краснослободчане не только начинали свой путь с крещения в церквях, в них они благословлялись на добрые дела, именно с их порога уходили на защиту своего Отечества. В пример приведем Николая Севостьянова, подполковника артиллерии и участника народного ополчения в годы Крымской войны. Специально для него в 1854 году было изготовлено полковое знамя. От имени города оно вручено ополченской дружине. После окончания войны в 1856 году знамя возвращено в Краснослободск, где и хранилось как святыня в Троицкой соборной церкви. С этим знаменем лучшие представители Краснослободска ушли и на первую мировую войну. Что примечательно, все походы на войну у краснослободчан, как и другие их судьбоносные решения начинались именно в Троицком соборе. Исторически подтверждено - здание Собора во имя Святой Живоначальной Троицы является свидетелем важнейших этапов в истории нашей малой Родины. Но не сегодня. Троицкий собор сохранился до сих пор в «поруганном» виде: в нём размещён один из корпусов прядильно-ткацкой фабрики (красильный и прядильный цеха). Поэтому в декабре 2015 года в Успенском (нижнем) храме города Краснослободска каждое воскресение в заключение праздничной службы, по благословению Преосвященного Климента, стал читаться Акафист Пресвятой и Животворящей Троице. Поводом для этого стали многие памятные события, связанные с историческими воспоминаниями о первом и главном храме Краснослободска, расцвете в нем каменного зодчества, а также в связи с возобновившимися призывами о необходимости ренессанса у нас не только старых религиозных традиций, но и храмов, соборов. Главная цель возрождения самого уникального и святого для города места, подвергшегося разрушению и осквернению – воспитание патриотизма у нового поколения краснослободчан. Наш общий долг объединиться всем миром в молитве за возрождение святой обители Краснослободска.
Время создания – начало XVII века
Когда построена в Слободе первая церковь? Сколько их было всего? На эти вопросы можно получить ответы в бесценных работах И.Беляева, И.Голубинского, Н.Соколова, Г.Петерсона. Известно досконально: Троицкий собор — одно из первых церковных сооружений вКраснослободске. Памятник градостроительства и архитектуры 18-19 вв. Датой первых служений народу в православных источниках называется 1620 год. И священник-краевед 19 века Н. Соколов сообщал потомкам, что его возводили вместе с городской крепостью: «соборный храм был построен не ранее начала XVII века и не позже 1927 года». Так что точная дата основания - начало XVII века. Краевед - священник И.Беляев ссылается на это и указывает «Писцовую книгу» Федора Малого. Есть второе подтверждение даты основания собора: «между 1613-1614 гг. построена Троицкая церковь» - запись втипиконе, где написано полууставом: «осветися храм Троицкий». Вначале соборная церковь была деревянной. Между 1655-1682 гг. рядом была построена Ильинская церковь. Она служила теплой церковью при соборе. Гораздо позже, в 1763 году, указом Тамбовской Духовной консистории этот придел был отделен от собора «с причислением к нему особого прихода». Постепенно, из-за тесноты, Ильинская церковь выноситься из крепости и из нее образовалась Благовещенская церковь.
Вместо Ильинской церкви в 1765 году была построена при соборе новая теплая деревянная церковь по просьбе воеводы в честь Божьей Матери Живоносного источника. Таким образом, до построения нового соборного храма в конце XVIII века на главной площади города было три соборных храма: Троицкий, Ильинский и Живоносного источника. Каждая из этих церквей была деревянная, они, как отмечал Н.Соколов, «не отличались архитектурой, просуществовав до конца XVII века, когда были заменены одним каменным». Кирпичный соборный храм выстроен в 1778-1781годах при помощи купца А.Т.Милякова.
Личный вклад предпринимателя
В 1780 году купец-заводчик Андрей Тарасович Миляков достраивает на свои средства соборную церковь. Возведение собора продолжалось больше трех лет, он «вырос» в 10 саженях от прежних церквей. Деревянные церкви с построением собора приходят в запустение и были разобраны в 1790-х годах. Деревянная Троицкая была продана в село Селищи, а церковь Живоносного источника – на кладбище в город Троицк. По окончании строительства собора «поручено было настоятелю Краснослободского Спасского монастыря иеромонаху Досифею освятить построенный при соборе каменным зданием двухпридельную церквь».
Миляков выказал свой глубокорелигиозный и эстетический вкус в постройке этого храма. Соборную церковь он оставит памятником своей угасающей фамилии: у него не было детей. После этой перестройки собор просуществовал около 80 лет. За это время он постепенно перестраивался, а после пожара в 1817 году, когда сгорел почти весь город, подвергался некоторым переделкам. Был изменен купол церкви, прежняя колокольня разобрана и построена новая. В 1829 году два придела были упразднены. Вполне вероятно, это было сделано вследствие тесноты алтаря, и собор расширялся за счет приделов. Жители города были довольны и лестно отзывались о нем: «церковь Живоначальной Троицы с пределы ко вмещению приходских людей способна, благолепием украшена не худо». Со временем собор не ремонтировался и стал приходить в негодность: протекала крыша, это сказывалось на фресках. В 1862 году по указанию архитектора Елецкого строители составили смету, на основании которой для постройки церкви потребовалось 12183 рубля 75, ½ копейки. Начатая в 1862 году перестройка была закончена в 1866 году. В 1875 году обветшавшая колокольня была разобрана до нижнего яруса и построена в 2 новых яруса, приобретены были часы на колокольню, а в 1881 году отлит колокол в 500 пудов. Из целой плеяды архитекторов, построивших церкви города и уезда, известен лишь один Елецкий, перестраивавший Троицкий собор. Про других в источниках – ни слова.
К концу XIX века Троицкий собор представлял длинное (20 сажен длины и 12 ширины) каменное здание, построенное греческим крестом. Здание одноэтажное, «стены выкладены все сплошною кладью из кирпича, в них связи железные». Кровля на сводах дуговая, двухскатная из листов железа. Свод венчали пять глав, на каждой деревянный, обитый жестью крест; колокольню венчал железный позолоченный крест. Кроме Троицкого собора «железных заводов заводчики» Миляковы построили в городе другие каменные церкви: Покровскую, Благовещенскую, Смоленскую и Владимирскую, а в Краснослободском уезде – Ефаевскую (1772 год), Аракчеевскую (1767 год). Рядом с Троицким собором располагалась Благовещенская и Смоленская церкви. Именно эти чудесные архитектурные сооружения украшали город со стороны рек Прамы и Мокши.
В начале ХХ века Троицкий храм состоял из пятиглавого двусветного четверика, обширной трапезной и высокой колокольни под луковичным куполом. Приделы в трапезной Казанский и Трехсвятский. После революции 1917 года все церкви города закрываются. «Черным» годом стал 1935-й, когда в Краснослободск пришла директива за подписью Лазаря Кагановича об уничтожении всех церквей Краснослободска. Некоторое время в городе не находились люди, которые бы взялись за это кощунственное дело, но начиная с 1936 по 1939 годы храмы все же подвергаются окончательному разграблению и разрушению. Постепенно уничтожается и самый крупный – Троицкий собор. Правда, его вековые сооружения целенаправленно используются уже не под духовные, а материальные нужды новой власти – производство промтоваров. Троицкий собор остается в виде одноэтажной постройки. К сожалению, как он был закрыт и разграблен, нет документальных источников. Понятно главное, что его венчания, указывающие на принадлежность к христианству, сломаны. Большие капитальные стены приспосабливаются под первое довольно крупное промышленное производство города - Краснослободский райпромкомбинат. Решение о его создании было принято в 1939 году, а уже с января 1940-го в нем производится ширпотреб – сани, кадки, столы, табуреты, одежду и головные уборы. В 1951 году помещение собора было капитально переоборудовано с вводом второго этапа райпромкомбината – столярного цеха. Заработав на полную мощность, численность рабочих предприятия достигла тогда 400 человек. В 1953-1954 годах на Курмыше хозспособом введена третий этап райпромкомбината: кольцевая печь, сушильные сараи для кирпичного производства и производственный корпус деревообработки, а также контора. Читаем справку о строительстве фабрики в районном краеведческом музее: «Краснослободская прядильно-ткацкая фабрика начала строиться в 1954 году при Краснослободском Райпромкомбинате Министерства местной промышленности МАССР. В эксплуатацию первая очередь пущена к 40-й годовщине Великой Октябрьской Социалистической революции в 1957 году». По каким соображениям она строилась? Согласно справке, в городе и районе имелся избыток трудоспособного населения, трудоустраиваться которому было некуда из-за отсутствия поблизости крупных промышленных предприятий (имелся только пенькозавод с численностью рабочих в 120-150 человек). В тот послевоенный период ощущался острый недостаток промышленных товаров. В целях быстрейшей ликвидации недостатков в снабжении населения промтоварами и с наименьшими затратами средств в строительстве крупных промышленных предприятий, партия и правительство поощряли развитие местной промышленности и допускали создание в системе местной промышленности мелких фабрик и заводов по производству предметов из металла, текстильных и других товаров». Дословно об организации в г.Краснослободск какого-либо более крупного производства: «Чтобы занять свободную рабочую силу и завести какую-нибудь промышленность в городе, тем более расширить райпромкомбинат или пенькозавод нет соответствующей базы. Местного сырья, кроме глины нет. Кирпичный завод уже организован райпромкомбинатом на Курмыше, лес находится на большом расстоянии и изделия из него уже производятся». И далее по тексту. «Поскольку до этого в Краснослободском райпромкомбинате уже было организовано некоторое относящееся к текстилю кустарное/ручное производство вязаных шерстяных платков и механическое ткачество полотна, пошив из него женских и детских шляп из древесно-осиновой стружки (мочала), так называемой тогда, спартри, как уже имеющему некоторый опыт в ткачестве, в Минместпроме РСФСР согласились с нашим предложением о расширении РПК и предложили организовать и освоить небольшое производство шерстяных одеял, а потом этот проект перерос в строительство целой фабрики. Это производство, конечно, требовало значительных производственных площадей, дорогого и сложного оборудования». По вопросу организации и строительству фабрики директор промкомбината Г.И.Шикунов (впоследствии и директор фабрики) неоднократно ездил в Москву в Минместпром РСФСР и к министру местной промышленности МАССР А.П.Ивашкину, после чего министерство Местной промышленности от 26 июня 1954 года издало первый указ (за №9) и последний от 19 марта 1955 года (№ 258) с рассмотрением вопроса строительства фабрики. Приказами были определены объемы строительства и сроки составления проекта, выделение средств и оборудования: «Такой базой послужили производственное здание райпромкомбината (бывший собор) и примыкающее к нему пустующее помещение бывшей тюрьмы. Сии и были перестроены под аппаратно-прядильный и красильный цеха фабрики с некоторыми пристройками…»
Что же до уцелевших фресок Троицкого собора, то они почти век закрашиваются известью и краской. В настоящее время собор занят одним цехом прядильно-ткацкой фабрики.
Священники, краеведы Троицкого собора и Краснослободска
Священник-краевед Беляев Иоанн Николаевич (1837 – 1894). В 1858 году он окончил Пензенскую духовную семинарию. Служил в Смоленской церкви, затем вторым священником в Троицком соборе г. Краснослободска. Преподавал в Краснослободском духовном училище в 1862 – 1871 г. г. (ныне городская школа № 1). Принадлежал к интеллектуальной элите города, дружил с предпринимателями и благотворителями Ненюковыми, Севостьяновыми, просветителем П.А.Архангельским и его высокообразованной семьёй, игуменьей Краснослободского Успенского женского монастыря Фотинией, князьями Девлеткильдеевыми и другими видными членами уездного общества. Обладал ярко выраженным талантом исследователя, серьёзно занимался изучением местной истории, положил начало краснослободскому краеведению. Имел доступ к уездному архиву, а также к собраниям документов в храмах города, в Краснослободском Спасо-Преображенском монастыре, к частным коллекциям дворянских фамилий, прежде всего князей Девлеткильдеевых, хранивших уникальные документы XVII – XVIII веков. Написал ряд интереснейших и содержательных краеведческих статей, опубликованных в «Пензенских Епархиальных ведомостях» и «Пензенских Губернских ведомостях», в том числе «Город Краснослободск и его уезд до 1700 года» (1867 г.), «Эпизоды из истории города Краснослободска и его уезда в XVIII столетии» (1868). «Пугачёвский бунт в г. Краснослободске» (1879), «Краснослободский Спасо – Преображенский монастырь» (1883), «Старец Герасим, подвижник Краснослободского Спасо-Преображенского монастыря» (1875), «Краснослободский Успенский женский монастырь» (1878), «Игумения Фотиния, настоятельница Краснослободского женского монастыря» (1875), «К истории Пугачёвского бунта в пределах Пензенской губернии» (1878), «Краснослободское духовное училище; исторический очерк. 1844 – 1852 г. г.» (1875). Продолжал сотрудничество с Пензенскими Епархиальными ведомостями и после переезда в г. Томск в 1880 году. Краеведческие сочинения отца Иоанна не потеряли своего значения и поныне, на их основе осуществлялись дальнейшие разработки разнообразных тем местной истории, прежде всего духовной: два очерка о Спасо-Преображенском монастыре (Г. П. Петерсона и архимандрита Григория), история города Краснослободска, Троицкого собора, Краснослободского духовного училища и другие сочинения отца Иоанна включены в научный оборот современности наряду с творчеством других священников – краеведов, создавших первые варианты региональной историографии.
Священник г. Краснослободска - Соколов Николай Михайлович (1830 е – после 1910). Окончил Пензенскую духовную семинарию, служил в различных приходах, последние 30 лет жизни – в Краснослободске вторым, а затем первым священником Троицкого собора. Одновременно преподавал в Краснослободском духовном училище. Состоял в дружеских отношениях со смотрителем училища Г.Я.Покровским. В 1893 году вошёл в состав инициативной группы, создавшей Общество вспомоществования нуждающемся ученикам училища. Написал два фундаментальных исторических очерка о духовном училище города и Троицком соборе: «Пятидесятилетие Краснослободского духовного училища(1844 – 1894)» // Пензенские Епархиальные ведомости, 1893, № 13 – 20», и «Историко – статистическое описание Краснослободского Троицкого собора (1624 – 1894 г. г.), //Пензенские Епархиальные ведомости, 1894, № 17, с. 788». Имел многие церковные награды. В 1910 году был награждён знаком Красного Креста за помощь, оказанную населению Краснослободского уезда от неурожаев 1906 – 1907 годов.
Священник-краевед г. Краснослободска - Голубинский Иоанн Васильевич. (середина XIX в. – после 1901 года). Родился в семье священника. В 1878 году закончил Пензенскую духовную семинарию. Назначен преподавателем Краснослободского духовного училища. В 1881 году получил назначение на место второго священника Троицкого собора г. Краснослободска, в 1891 году получил перевод на настоятельское место в Краснослободскую Смоленскую церковь (полное название: Иоанно – Предтеченская Смоленской Божьей Матери Одигитрии). Занимался изучением церковной истории Краснослободска, написал несколько историко – статистических очерков о церквях города на основе изучения храмовых архивов, позднее погибших. Основные работы: «Иоанно – Предтечев /упразднённый / монастырь в городе Краснослободске. Храмы монастыря». // Пензенские Епархиальные ведомости № 11, №12, 1904 год;
Вопрос из вопросов: что делать?
Подведем итог: церкви города представляли собой историческую ценность. Вместе с уничтожением генофонда края, уничтожалась и его духовная культура. Судьба всех церквей ужасна: они полностью уничтожены. Там, где они стояли, уже ничто не напоминает о них. Однако, словно, по промыслу Божьему, Собор Троицы Живоначальной сохранился, и он ждет «свет в темном оконце» горожан. Неплохо сохранился и его возрождение, возможно, напрямую будет связано и с духовным, нравственным, просветительским и эстетическим пробуждением самих краснослободчан. Ведь архитектурный ансамбль старого Краснослободска мог соперничать с лучшими достопримечательностями Золотого кольца: 10 каменных церквей и 20 церковно-приходских школ, пять училищ и две гимназии создавали былой облик города. Каждый второй житель города был священником и учителем. И что важно: по жизни краснослободчане мало чем отличались от священников, насколько их жизнь была также воцерквлена. И единственное, что уцелело от этого богатого наследства – «обезглавленные» стены Троицкого собора – сердцем и совестью нравственного облика былого Краснослободска. Но ведь можно сказать и в будущем времени?! Когда-то сюда на пригорок, как на капитанский мостик, с которого виделась вся уездная округа, приходил молиться весь город. Еще не поздно вновь собраться воедино. Вспомнить о нравственных устоях и традиционном укладе жизни предков, их отношении к храмам и к самому городу, как к своему дому, а жителям – ближним и своей семье. Ради наших детей, которым надо рассказать о важном значении миссионерской деятельности иноков Краснослободского Спасо-Преображенского монастыря в XVIII веке. А также о том, как и у кого испрашивались благословения при закладке Троицкого собора, Пятницкой пустыни близ Селищ, при строительстве первых келий и храма Предтеченского монастыря в Краснослободске. Или о том, как краснослободская земля породила старчество, простиравшееся далеко за пределы монастырей. Предания гласят: в XVII веке жил у нас иеромонах Герасим, духовный отец насельников Краснослободской Спасской, Рябкинской Успенской и Саровской Успенской пустыней. В Краснослободском уезде прославился и старец Флегонт Дормидонтович Островский. Примеры духовной самоотверженности явили и женщины, принявшие на себя труднейшие обеты служения Господу: игумения Краснослободского Успенского женского монастыря Фотиния, а также сестры Краснослободского Успенского монастыря, создавшие стипендиальный фонд для учащихся духовного училища… Но главной притчей во языцах должна быть, несомненно, быль о Соборе Троицы Живоначальной в Красной Слободе. В непростые 90-е годы прошлого века, когда началось возрождение духовных традиций, в Краснослободске вставал вопрос о необходимости в городе храма. Первоначальный выбор пал на изуродованное здание Троицкого собора. В 1992 году вопрос решился, но по многим причинам тяжелого времени в 1994 году была открыта церковь в честь Успения Божьей Матери в старой части города - в здании бывшего краеведческого музея, до которого в нем находилась электростанция, в середине 19 века – городская Управа, в 17 веке – городское кладбище. То был временный компромисс церкви и государства. Впрочем, дискуссии о правовых, этических и культурных аспектах, восстановлении собора в своих правах, о возвращении к истокам православной культуры и веры в Краснослободске будут только нарастать в новом тысячелетии. Юридические требования обоснованны, учитывая человеческие законы морали и совести, тем более.
Александр ШАПКИН,
иерей, настоятель Успенского (нижнего) храма г.Краснослободска.
P.S. В начале XX века на территории современной Мордовии насчитывалось около 5 тысяч священно- и церковнослужителей (вместе с семьями) и около полутора тысяч монахов и монахинь, не считая лиц, живших в монастырях на испытании. Нравственное состояние народа во многом определялось служителями церкви, несшими личную ответственность за этическое состояние приходов. Факты говорят сами за себя: например, на весь Саранский уезд существовала единственная тюрьма на 50 мест, наполовину пустовавшая. За год в уезде осуждалось на заключение 1-2 человека. Уже в первый год советской власти тюрьма была заполнена до отказа, затем в Саранске были оборудованы под тюрьмы два барака и казарма, в 1920 году появилась загородная тюрьма, занявшая три келейных корпуса Чуфаровского монастыря. Следом были открыты тюрьма в Липках (близ Ромоданова), концентрационный лагерь на Казачьей горе близ Саранска, целая сеть лагерей в Темниковском, Краснослободском уездах, в лесах Потьмы. Храмы закрывались - тюрьмы открывались. И чтобы запустить обратный «счет»… каждому пора подумать и о разрушительных процессах своей личности и в целом бездуховности общества, о которой говорят все, но мало, кто что делает.
На фото: Троицкий собор. На переднем плане изображено здание городского магистрата, впоследствии городской управы (бывшее здание музея, а ныне церковь). На рисунке в левом углу за Благовещенской церковью – часовня. Она строилась одновременно с Благовещенской церковью, как памятник победы русского оружия в Отечественной войне 1812 года. В народе она получила название пугачевской. Часовня была невелика, примерно 70 квадратных метров внутри. Стены были украшены иконами и подсвечниками. Открывалась часовня лишь раз в год: во время ярильской ярмарки. В нее заходили гости ярмарки, покупали и ставили свечи. При входе в часовню сидела монахиня – сборщица и позванивала в маленький колокольчик, приглашала к пожертвованию.
На фото: Благовещенская церковь (здесь был кинотеатр «Восход») и Троицкий Собор (цех прядильно-ткацкой фабрики)
Троицкий собор в Краснослободске, занятый фабричным цехом. Вид с юго-западной стороны на четверик основного объема храма.
Троицкий собор в Краснослободске, занятый фабричным цехом. Вид с юго-западной стороны.
|