Пятница, 22.11.2024, 23:13 Красноcлободск Приветствую Вас, Гость
 
Главная | Форум | Регистрация | Вход | RSS
Погода в Слободе

Погода в Краснослободске на неделю!


Перекресток

Канал на YouTube
Говорит и показывает...
YouTube - Краснослободск, Мордовия!

Форма входа

15244 просмотра

Поиск в КС

Статистика

Сейчас в Слободе: 1
Гостей: 1
Жителей: 0

Сегодня поздоровались:

Наша кнопка:

Краснослободск, Мордовия


Опрос

В 2016 году планируется установка памятника солдату Великой Отечественной войны в г.Краснослободске (нынешний мемориал, безусловно, останется на своем месте).


  Фотогалерея

Новинки в фотоальбомах

Случайные фотографии

  Новости раздела:

Духовное развитие [24]
Благотворительство и меценатство
Три "кита" [11]
Образование, здравоохранение, культура
Главная » Статьи » СоцКультБыт » Три "кита"

Образование, культура и быт в прошлые века
Несмотря на обилие церквей и монастырей образование и просвещение в щенными» в грамоте были представители духовенства, хотя и среди них попадались неумеющие читать и писать, «…многие из дворян не умели рукоприкладство учинить», и воеводы едва умели выводить свою фамилию, делопроизводство в канцеляриях часто останавливалось неумением канцеляристов…вести письменные дела»291. Правда, образование или точнее обучение грамоте для дворянства, дьяков, подьячих и вообще приказного чина» сделалось обязательным в приказах 1714 – 1717-х годов для всех, под угрозой страшных кар «…учити цифери и части геометрии, а для духовенства открыты так называемые архирейские школы»292. Но все эти школы открывались по крупным городам, а глухие местечки никаких школ не имели. В таких местах, как Красная Слобода, существовали частные школы и учителя из духовенства и отставных солдат «…обучающие грамоте ребят»293. Только в конце XVIII века в Слободе была открыта поселянская школа, открыта, как считает Н.Н. Костин, в силу указа 1786 года. Из-за случайных учителей, у которых не было специальной подготовки, отношение общества к казенным школам было недоверчиво и обычно богатые горожане предпочитали школы частные. Тогда представители государственной власти объявляли частные школы «недозволенными детскими сходьбищами, детей разгоняли, а от учителей брали расписки, что впредь они учить не будут»294.
Некоторую долю в образовании детей Краснослободских обывателей принимали монахи Предтечева монастыря, упраздненного уже в 1774 году. В записи архимандрита Иосифа мы читаем «…а малых детину и по смерти моей в Предтечеве монастыре отнюдь не держать, кому по свойству падобен сродич и пахочет учиться той учится вне монастыря, писано в отчине монастыря на реке Рябка, на предтечевом дворе, учится с работою по писанному – праздный да не ест»295.
Духовенство после 1762 года в большинстве случаев стало получать образование в духовных училищах и семинариях, но там дело шло очень скверно: учащиеся «…не обучаются ни наук философских и нравоучительных, не на которых в рассуждении других живут»296.
Учащиеся набирались насильно и содержались без разбору, так что многие убегали, но власти придержащие «беглецов разыскивали через монастырский приказ, забивались в кандалы, яко сущих злодеев, и снова привозились в школу»297.
Такое обучение было малоэффективным, однако позволяло получить элементарную грамотность многих десятков крестьянских детей и детей горожан.
Социально-экономическое развитие страны и края заставляло царизм в начале XIX века пойти на организацию школьного образования в общегосударственном масштабе. Для руководства учебными заведениями в 1802 году было учреждено министерство народного просвещения. По уставу 1804 года создаётся школьная система, включающая низшее, среднее и высшее образование. Некоторую роль в распространении грамотности сыграли церковноприходские школы. Они должны были открываться во «всяком церковном приходе или в двух приходах вместе»298. Некоторые сведения по церковноприходским школам мне удалось найти в статье «Извлечение из отчётов наблюдателей о состоянии церковно-приходских школ за 1887/8 учебный год» напечатанной в Пензенских Епархиальных ведомостях №18 за 1888 год.
В Краснослободском уезде было 11 церковноприходских школ: Поникетовская, Жабская, Шаверская, Куликовская, Кользивановская, Дёминская, Каньгушевская, Рябкинская. Так же были открыты школы в деревнях Мордовские Пашаты и Русские Пашаты.
В уезде было 3 наблюдательских округа за школами. Наблюдателями состояли: протоирей П.Архангельский, священник Г.Перканов и священник А.Европейцев. В ведении наблюдателя протоирея П.Архангельского были Поникетовская, Жабская, Шаверская, Куликовская, Кользивановская, Дёминская, Каньгушевская, Рябкинская. Поникетовская школа была открыта 1 октября 1884 года. Располагалась она «…в особом, поместительном здании»299. Законоучитель – диакон И.Надеждин и учитель Г.Борискин обучали 35 учащихся мужского полу «из них 6 окончили курс и получили льготные свидетельства и 2 без свидетельств»300. Жабская школа открыта 1 ноября 1885 года «…помещается в особом поместительном здании, пристроенном к церковной сторожке»301. В этой школе обучались как лица мужского пола(20), так и 2 девочки. Окончили курс и получили льготные свидетельства 5 мальчиков и 1 девочка
Куликовская школа помещалась в церковной сторожке, здесь обучалось 21 учащихся. Из них окончили курс и получили льготные свидетельства 4 ученика. Кользивановская школа, открытая 10 ноября 1884 года, помещалась «…в церковной сторожке тесной»302. Из 19 учащихся окончило и получило льготное свидетельство – 5.
Наиболее полную картину церковноприходских школ уезда можно увидеть из таблицы, составленной мною по «Извлечениям из отчётов наблюдателей…»303.
№ Название
школ Год открытия Где
располагалась Кол-во
учащихся Окончили курс Учителя
1. Поникетовская 1 октября
1884 г. Школьное здание 35 м.п. 6
2 без св. диакон
И. Надежкин
учитель
Г. Борискин
2. Жабская 1 ноября
1885 г. Церковная сторожка 20 м.п.
2 ж.п. 5 м.п.
1 ж.п. священник
А. Боголюбов
псаломщик
И. Яковлев
3. Шаверская 1 марта
1885 г. Особое здание 42 м.п. 11 священник
В.Миловский
учитель
С.Малахов
4. Куликовская 10 октября
1886 г. Церковная сторожка 21 м.п. 4 священник
В.Викторов
учитель
Д. Курыжкин
5. Кользивановская 1 ноября
1884 г. Церковная сторожка 19 м.п. 5 священник
Н.Тюльпанов
учитель
А. Гороськов
6. Дёминская 1октября
1885г. Церковная сторожка 20 м. п. - священник А.Промытов
7. Каньгушевская 9января
1886г. Особое здание 23 м. п. 5 священник П.Боголюбов
учитель В.Кастильский
8. Рябкинская 1марта
1888г. Особое здание 32 м.п. Нет данных Нет данных
9. Мордовские Пошаты 3ноября
1886г. Особое здание 26 м. п.
8 ж. п. Нет данных священник И.Смирнов
учитель М.Карнишевская
10 Толковка 1886г. Нет данных 25 м. п. священник В.Турчанинов
диакон В.Миролюбов
11 Русские Пошаты Нет данных Особое здание 24 м. п. Нет данных отставной военный фельдшер П.Князьков
диакон М.Быстров

Материал таблицы позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на полезность церковноприходских школ, большинство школ уезда влачили жалкое существование. Половина из них размещалось в тесных церковных сторожках и не имело необходимых учебных пособий и принадлежностей. Школьные библиотеки были редким явлением. В имеющихся библиотеках книги были главным образом религиозного содержания.
Большинство из преподавателей не имело профессиональной подготовки. В должности учителей, по Пензенской губернии, состояли 17 диаконов, 13 воспитанниц епархиального училища «…в 19 школах обучали одни священники, в некоторых школах учителями были псаломщики, не окончившие семинарского курса»304. В с.Толковки «…законоучитель священник В Турчанинов весьма способен и усерден, прочим предметам обучает диакон В. Миролюбов к преподаванию малоспособен»305.
Ещё хуже обстояло дело с народным образованием среди мордвы. Содержание учебной и воспитательной работы в школах инородцев определялись «Положением относительно преподавания в сельских приходских училищах», принятых в 1805 году Синодом. В нем указывалось, что «…карел, черемис, мордву… учить в школах и церквях по книгам, учрежденных св. Синодом на российском языке, содержащим в себе церковные молитвы, символ веры, десятисловия и катехизис»306. Показателен пример с Толховской школой, где обучение велось только на русском языке «…выпуска не было; обучение мордвы, не понимающей русского языка очень затруднительно. Успехи учеников все-таки достаточны, особенно по закону Божию»307.
Кроме церковноприходских школ уезда в первой половине XIX века в Краснослободске открываются духовные училища. Обучение в них было поставлено гораздо лучше. Одно из них – мужское двухклассное училище было основано в 1830 году. Первое здание было небольшим и в 1884 году «…построено другое здание… 2500 рублей на средства города»308. Приём в училище был ежегодным с 16 августа по 1 сентября. Ученики занимались все одновременно. При училище была библиотека, которой могли пользоваться учителя и учащиеся. Если училище было построено на средства города, то библиотека «…была устроена в 1886 году на средства А.А. Ненюкова»309. В училище были и наглядные пособия, которые использовались при обучении «…картин 50 названий, 131 экземпляр, географические карты 6 экземпляров»310. Обучение было бесплатным, но учебники учащиеся покупали на свои средства, за исключением бедных, тех обеспечивали «…бесплатно со средств А.А. Ненюкова»311. Здесь учились дети различных сословий: дети дворян – 1, духовного звания – 1, купцов – 1, мещан – 54, крестьян – 28. Всего обучалось 85 учеников. У училища был свой попечитель «…купец, попечитель не имеет постоянных обязанностей по заведыванию училищем»312.
Вероятно, он время от времени жертвовал деньги на нужды училища. В 1894 году успешно сдали экзамен со свидетельством 12 учащихся.
В 1860 году было открыто приходское женское одноклассное училище. Хотя здание его принадлежало городу, оно не было предназначено первоначально для училища, т. е. «…не построено специально»313.
Всего на содержание училища было израсходовано за 1894 год 946 рублей, причем «…от государственной казны – 880»314, остальные, вероятно, в качестве пожертвований. Приём велся ежегодно – с 7 по 15 августа. Была и библиотека и хотя училище было основано в 1860 году «…библиотека устроена в 1886 году, средства отпущены Ненюковым»315. В фотокопии сведений о городском приходском женском одноклассном училище (оригинал находится в ГИА) имеются некоторые данные об этом учебном заведении. Обучение было бесплатным. Имелись и наглядные пособия, хотя и в небольшом количестве «…географическая карта, картины по закону божьему»316. Большинство учениц были из крестьянских семей – 125, мещане – 17, духовного звания – 1. Всего обучалось 143 ученицы. Бедные ученицы, а их было большинство «…получали учебники бесплатно…за счёт капиталов с процентов Ненюковых»317.
В 1880 году в Краснослободске было открыто городское четырехклассное мужское училище. Закончившие его «Выпускаются из училища с правом поступить в первый класс семинарии без проверочного испытания»318.


Для училища было построено здание, которое было перестроено в 1892 году и обошлось в 6781 рубль. Обучение было платным, но, как сообщается в фотокопии с документа сведений об училище, находящемся в фондах Краснослободского училища «…отдельные ученики от платы освобождаются»319. Приём в училище был ежегодным в течение всего учебного года, по экзамену. Училище имело приличную библиотеку. Она существовала с основания училища на средства училища. Если в других училищах города на книги тратили 25 рублей, то здесь «…на книги истрачено в 1894 году 132 рубля 51 копейка…на средства казны ежегодно ассигновано 150 рублей»320. При обучении использовались наглядности «… по всем предметам имеются наглядные пособия числом до 250»321. По сословиям, детей дворян училось больше, чем в других учебных заведениях – 17, духовного звания – 1, городского сословия -66, сельские – 59. Всего обучалось 143 ученика. В должности надзирателя с жалованием 420 рублей в год могли быть студенты, окончившие курс семинарии.
В 40-е годы XIX века на месте усадьбы Муромцева, которая была куплена духовным ведомством, было открыто Краснослободское духовное училище. «Многочисленные амбары были переделаны в жилые помещения»322, сообщает А.С. Никольский в своих записках. В бывших хлебных амбарах Муромцева духовное училище просуществовало почти полвека. Лишь в 1891 году было заложено, а в 1893 году закончена постройка большого 3-х этажного здания «… в котором и начало духовное училище 1893 – 1894 учебный год»323. Сейчас в этом здании находится средняя школа №1.
В 1908 году в городе была открыта семиклассная женская гимназия. При ней восьмой педагогический класс, имеющий целью подготовить учительниц для начальной школы.

В 1911 году было открыто частное мужское среднее учебное заведение первого разряда, на базе которого в 1913 году возникла правительственная мужская гимназия, сделавшая свой первый выпуск в марте 1918 года. В последнее предреволюционное десятилетие в городе работали 4 начальные школы (2 мужские и 2 женские), городское четырёхклассное училище и четырёхклассное духовное училище. Училища «…строили учёбу на базе трёхклассных начальных школ»324.

Краснослободская мужская гимназия. В настоящее время начальные классы Краснослободской средней школы №1.

В 1916 году в заштатном городе Троицке было открыто смешанное (для девочек и мальчиков) высшее начальное училище по программе городских четырёхклассных училищ.
В с. Сивини было второклассное церковноприходское училище. Оно имело целью подготовить учителей.
В с. Оброчном была низшая трёхгодичная сельскохозяйственная школа. Она готовила младший агрономический персонал для земских агрономических пунктов. Теоретические занятия в школе велись только зимой. Весной, летом и осенью учащиеся работали на полях школы. Наёмных рабочих не было, и весь цикл полевых работ проводили сами учащиеся под руководством преподавателей. Высокое качество обучения отмечает И.М.Корсаков в книге «Краснослободск» говоря «…тесная связь с практикой давала возможность приобретать неплохие навыки по сельскому хозяйству. Выпускники охотно приглашались на работу не только на агроучастки Пензенской губернии, но и в другие места»325.
Мордовское население уезда, в основном было неграмотным. Из «…43023 жителей уезда было грамотными 1533 человека, что составляло 3,6%. Из 22072 женщин было грамотных 127, или 0,53%»326.
В уезде только 4 мужчины-мордвина, получивших образование выше начальной школы. Почти на 11 000 мордовского населения уезда приходился 1 человек с семилетним образованием.
По группам занятий мордовского населения уезда по данным переписи 1897 года указано: «2 человека занято административной, судебной и политической деятельностью; 7 человек – учебной и воспитательной…ни один человек не только среди мордовского, но и среди русского населения уезда не занимался наукой, литературой и искусством»327.
Не в лучшем положении оказалась и культура. В 1871 году в городе по инициативе местной интеллигенции была открыта земская библиотека-читальня. Но высокая плата за пользование книгами ограничивала круг читателей до 50 – 60 человек. В городе было организовано уездное общество народных чтений. Но скудный книжный фонд «…сузил число подписчиков до 240, а выдача книг ни превышала 1500»328. Распространением знаний среди населения и особенно среди сельского оно не занималось. Объективную характеристику обществу дал пензенский губернатор в своём донесении в департамент полиции «…это общество не проявляет положительно никакой деятельности»329.

Торжества в Краснослободске по поводу 300 летия царствующего Дома
Романовых.

Первая публичная лекция в городе была прочитана в 1903 году. Стараниями передовой интеллигенции города в 1907 году была открыта публичная библиотека им. М.Ю. Лермонтова. Вначале книжный фонд библиотеки был невелик – около 1000 томов. Но с течением времени собрание росло и к 1915 году достигло 5000 томов. Библиотека была платной. Лишь в порядке исключения советом библиотеки давалось разрешение на безвозмездное пользование книгами. Платных работников в библиотеке не было. Обязанности библиотекаря поочередно выполняли учителя школ и учащиеся восьмого класса женской гимназии.
Силами интеллигенции города в 1909 году был организован драматический кружок, который нередко ставил спектакли. Большим успехом у зрителей пользовались пьесы классиков литературы, а также социально заостреннее пьесы на актуальные темы современности, так например, пьеса «Безработные», рассказывавшая о тяжелой доле рабочего люда.
В городе начала издаваться газета. Первого мая 1914 года вышел первый номер «Краснослободского листка». Редактором и издателем его был сын учителя Н.А. Тонистров. Газета, на сколько это было можно по условиям цензуры, старалась подвергать критике уж очень бьющие в глаза безобразия и неустройства тогдашней жизни. Но подписчиков было мало, и, просуществовав около года, газета прекратила своё существование.
Местом отдыха горожан служил сад купцов Севостьяновых. Сад начинался сразу же за домом и простирался до самого оврага. Вход был свободным. Рядом с садом, в овраге, был пруд. Отдыхающие катались на лодках, в саду до полуночи гремел духовой оркестр330. Купцы, чиновники земства и городской управы предпочитали отдыхать по-другому. По вечерам они приходили в заведение Степашкиных, которое было своеобразным ночным клубом. Любители биллиарда шли в комнату «…где биллиардный стол стоял»331, а любители острых ощущений и играли в преферанс и более азартные игры. В полночь ужинали с горячительными напитками, однако «…очень пристойно себя держали, чисто выбриты, хорошо одеты»332.
Публика попроще любила кинематограф. В 1912 году впервые предпринимателем Ивакиным был открыт кинотеатр, который в ту пору жители называли «Электричкой». Кинотеатр помещался в здании, где теперь музей. В 1914 году был открыт второй кинотеатр «Рекорд», хозяевами которого были И.В. Григорьев и Н.С. Левшинский. Плата за сеансы была сравнительно невысокой, и оба кинотеатра охотно посещались публикой.
Таким образом, к началу XX века образование в городе и уезде развивалось недостаточно, обучение велось только на русском языке, в уезде не было ни одной национальной школы, что сказалось на развитии грамотности: по уезду процент грамотности составлял 3,6%, из женщин было грамотных – 0,53%. Очень медленно развивалась культура. Хотя в городе была открыта земская библиотека-читальня, высокая плата ограничивала круг читателей. Драматический кружок, созданный в 1909 году, задыхался в рамках цензуры. Более массовыми видами развлечения горожан были сравнительно недорогие кинотеатры города.

Категория: Три "кита" | Добавил: VETKA (31.01.2010)
Просмотров: 4079 | Комментарии: 1 | Теги: краснослободск, культура и быт в прошлые века, образование, мордовия | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Троицкий собор

Старец Иероним

К 90-летию Краснослободского р-на

О Новом Зубареве

Русское Маскино

Интересные статьи

Мнения о новостях
А насколько это все законно?
А если это вынести на общественное обсуждение - например, к Малахову на канал?))
И чтобы об этом высказалась Администрация Президента России. Ну хотя бы Песк




7160 просмотров


При копировании данных ссылка на сайт http://kc13.ru/ обязательна | Краснослободск ©2024 |