Сергей Валентинович Астахов По профессии он оператор, оператор-постановщик. По жизни - инженер. Инженер от Бога. Левша. Кулибин.Золотые голова и руки. Однажды решив снимать клипы, с живым звуком как на западе, придумал заглушить шум дизель-генератора до звука швейной машинки, а дизель поместить в микроавтобус. В другой раз, взял армейскую телескопическую, 16-ти метровую антенну с лебедкой и прицепил к ней кинокамеру, на поворотной площадке. Представьте себе, питерский подъезд с винтовой лестницей. По лестнице, сломя голову, бежит героиня. А камера следит за ней вращаясь по спирали поднимаясь вверх и опускаясь вниз. Блеск Сегодня же услышал про него очередную байку. Придумал Сергей станок имитирующий падение камеры с двух метровой высоты. То есть станок с рельсами, по которым камера падает вниз и у самой земли тормозится. Причем, в момент торможения переходит на макросъемку. Зачем это нужно я не знаю, но подозреваю, что хотел он снять падение человека, в смысле "когда асфальт поднимается и бьет по лицу". Собрал значится, он этот станок и водрузил него камеру. И... Горохнул. Вдребезги. Ошибки в конструкции исправил и испытал на второй камере. В этот раз, все пошло как по маслу. Съемки фильма для которого была необходима эта фишка проходили на Украине. На таможне украинской на станок подивились... И не пустили в страну. Так Астахов, из подручных материалов, на месте съемки повторил конструкцию и отснял то, что хотел. Говорят, ночами сидел в гостиничном номере с линейкой, карандашом и миллиметровкой... Матерый человечище.
Сергей Астахов Оператор
Родился в с. Селищи Краснослободского района (Мордовия). Проживает в Санкт-Петербурге. В 1980 году окончил операторский факультет ВГИКа (мастерская Л.Косматова, Н.Василькова). С 1980 г. работал как оператор на киностудии «Ленфильм». Профессиональная карьера Сергея Астахова начала складываться рано — в том же году он дебютировал как оператор-постановщик фильма «День ангела» режиссеров Сергея Сельянова и Николая Макарова, а в возрасте 29 лет в 1982 г. стал оператором-постановщиком к/с «Ленфильм». С тех пор снимает от одного до шести фильмов в год. Имя Астахова уже давно стало кинематографическим брэндом. Творческий и профессиональный диапазон Сергея Астахова практически не знает границ: он работает как с признанными мастерами экранного искусства, амбициозными авторами, так и с крепкими профессионалами-ремесленниками, с режиссерами экспериментального кино и дебютантами, в документальном и научно-популярном кино. Работал с такими разными режиссерами как Дмитрий Светозаров («Скорость», «Прорыв», «Арифметика убийства»), Алексей Балабанов, Александр Митта, Александр Прошкин, Сергей Дебижев, Виктор Титов, Николай Лебедев, Валерий Приемыхов и др. Сергея Астахова хорошо знают не только в России, но и за рубежом, он работает с кинематографистами Великобритании, Франции, Германии. Обладатель российских и международных кинопремий: BAFTA (Великобритания), «Золотая камера» (МКФ в Македонии), «Золотой овен» и др. В 1998 году Александр Астахов в числе создателей фильма "В той стране..." (режиссер Лидия Боброва) удостоен Государственной премии Российской Федерации. Принимал участие в съемках документальных и научно-популярных ТВ-сериалов и ТВ-фильмов «Планеты» (1999, Великобритания), «Криминальная война» (1997), «Business Affair, A» (1994), «Музыка любви: Роберт и Клара» (1994, Франция/Германия), «Музыка любви: Неоконченная любовь» (1996, Франция/Германия), «Последний царь» (1995, док., США).
Также занимается конструированием и прокатом съемочного оборудования. Лауреат многочисленных премий, в том числе: 1996 Приз «BAFTA» (The British Academy of Film&Television Arts) (За лучшую операторскую работу, фильм «Преступление волка») 1997 МКФ в Македонии (Приз «Золотая камера», фильм «Брат») 1998 Премия «Золотой Овен» (За лучшую операторскую работу, фильм «Про уродов и людей») 2002 Премия «Золотой Овен» (За лучшую операторскую работу, фильм «Война») …Сергей Астахов в своей обширной игровой и документальной операторской практике демонстрирует удивительную визуальную "мимикрию". Не так просто, представить себе, что: "люмпенизированные" интерьеры (Ой, вы, гуси...), вычурные графические построения (Счастливые дни), обытовленные сюрреалистические видения (День ангела) и опрятная провинциальная хичкоковщина (Змеиный источник) - суть дело рук, вернее, глаз одного оператора. После каждого фильма Астахов будто сбрасывает кожу, чтобы облачиться в новое, и в новое облачить следующий фильм… …Профессионализм оператора состоит в умении "отступиться от лица" ради соответствия поставленной задаче — таково его кредо, которое он не только декларирует, но и неуклонно ему следует. Визуальный полиглот Астахов, меняя постановочные задачи, не переводит изобразительную систему с языка на язык, а сам переходит с одного на другой, поскольку визуально мыслит на разных языках. Избранная фильмография: Львы, орлы и куропатки (2010) 2-АССА-2 (2009)
Анна Каренина (2009) Русская «Акула» (2008) Агитбригада «Бей врага!» (2007) По этапу (2006) Мне не больно (2006) Последний поезд со станции Роппонги (2005) Постельные сцены (2005) Освенцим: Нацисты и «Последнее решение» (сериал) (2005) Auschwitz: The Nazis and the 'Final Solution' Чудная долина (2004) Американец (2004) Список влюбленных РФ (сериал) (2003) Бедный, бедный Павел (2003) Трио (2003) Река (2002) Nimed marmortahvlil (2002) Nimed marmortahvlil Война (2002) Мусорщик (2001) Граница: Таежный роман (сериал) (2000) Выход (2000) Russlands Wunderkinder (2000) Russlands Wunderkinder Брат 2 (2000) Pietarin musta koira (2000) Pietarin musta koira Про уродов и людей (1998) Змеиный источник (1997) В той стране (1997) Брат (1997), Top250: 176 Прибытие поезда (1995) Два капитана 2 (1993) Дитя (1992) Восточный роман (1992) Арифметика убийства (1991) Счастливые дни (1991) Ой, вы, гуси (1991) Духов день (1990) Штаны (1988) Хлеб - имя существительное (сериал) (1988) Прорыв (1986) Рейс 222 (1985) Букет мимозы и другие цветы (1984) Скорость (1983) Влюблен по собственному желанию (1982) День ангела (1980)
Сергей Астахов - один из немногих корифеев, кто не живет прошлыми заслугами и не бравирует госпремиями, а продолжает работать над собой и развиваться. Человек открыт для новых знаний и смотрит вперед, что характеризует его как настоящего профессионала, любящего свое ремесло. ЭКСПЕДИЦИЯ ЗА ФИЛЬМОМ: дельтаплан над метро ПОСЛЕДНИЙ УИК-ЭНД съемки молодежного триллера Павел Санаев
Для большей части городских сцен нами выбран московский район Южное Бутово. Примечателен он тем, что вдоль всего района тянется линия открытого метро, которое мы планируем использовать в картине. Мы с Геной Энгстремом ходили вокруг этого метро так и эдак, придумывая разные интересные кадры, и решили в конце концов, что для полного счастья нам не хватает одного - пролететь над путями. Я слышал, что у наших знакомых в компании "Синелаб" был выход на какого-то оператора, имеющего в своем распоряжении специальный дельтаплан, и сразу же принялся звонить-выспрашивать. Оператор оказался не "каким-то", а очень даже известным - это был Сергей Астахов, снявший Брат-2. Сергей славен тем, что любит разрабатывать для съемок всякие оригинальные технические штучки, и дельтаплан у него действительно был. Камера крепилась к этому дельтаплану на специальной стабилизирующей головке, а опытный напарник-пилот, который работал с Сергеем уже три года, знал все тонкости съемочных полетов. Приятно порадовало, насколько легким человеком оказался Сергей в общении. Он сказал, что выполнить такую съемку не проблема - нужно только посмотреть место. В Москве Сергей был всего один день, проездом из Питера, и сумел найти время, чтобы на 15 минут заехать в Южное Бутово (путь неблизкий!) прикинуть саму возможность нужной нам съемки. Увы, одна вещь насторожила Сергея сразу же. Я вообще удивился, что он тут же не сказал "да ну вас с вашим метро на хрен", а долго присматривался к объекту и всерьез прикидывал, как все-таки там пролететь. Всего в десяти метрах над эстакадой метро проходила линия электропередач. - Были бы там пути еще метров 400 - ерунда: свалились бы сверху за этой линией и пролетели бы. А там всего метров сто, и мост кончается. - говорил Сергей, - можно конечно рискнуть, но это все равно как Чкалову под мостом лететь. У дельтаплана еще такая мачта торчит, к которой растяжки крепятся. Зацепит за провода, грохнется на пути, мало не покажется. Я представил себе картину: ради красивого кадра в фильме режиссера-дебютанта известный оператор и летчик влетают в линию электропередач и грохаются на пути метро. Хотелось замахать руками и закричать: "Все, все, Сергей, не надо, не надо!" Но Сергей, что значит профессионал (!), продолжал изучать возможность полета. - Можно, конечно, летчика привезти, узнать, что он скажет. Но я сам вижу, что очень рисковано. В принципе можно рискнуть, конечно, если ветра не будет... Это очень важный кадр? - Ну так... - замялся я. Профессионализм Сергея начинал меня пугать - сказать ему, что кадр важный, он, чего доброго, в самом деле полетит!<br> - Может это... Самолет разведчик пустить с камерой. Типа Predator, - пошутил я. Вернее думал, что шучу, потому что для Сергея это предложение совсем не было шуткой. - Ну мы испытываем сейчас радиоуправляемый вертолет. Головка к нему есть, "Конвас" на него ставится, пробные полеты мы делали. Ничего серьезного только не снимали еще. Так что можно попробовать. Он если и грохнется, то ему по х...ю. Я представил себе еще одну картину: высоко над путями метро кружит маленький вертолет с камерой. Он опускается, пролетает под линией ЛЭП и думает: Если и грохнусь, то мне..." Нет, это были какие-то совсем дурацкие мысли.<br> - Вертолет у нас будет к началу августа готов, созвонимся тогда и все точно обсудим, - сказал Сергей и поспешил к машине. На Мосфильме его ждали срочные дела. Не удивлюсь, если кому то нужно было снять подземные реки, и Сергей ехал предлагать минисубмарину с камерой. Астахов и "Обитаемый остров"
Интересные факты о фильме Обитаемый остров: Схватка Статистика человеческих и технологических ресурсов, оборудования и реквизита, задействованного на съемках картины, впечатляет: около 7 000 человек массовки, 300 оригинальных моделей и 3 000 костюмов, 400 пар обуви, 450 килограммов грима, 13 особым образом сконструированных танков (из них 9 танков типа Т-64, 3 БТР и 1 новый БТР «Гром»), 300 стволов специально созданного «саракшского» огнестрельного оружия, рекордное количество пиротехники (суммарный пиротехнический заряд составляет 1,5 тонны в тротиловом эквиваленте,) съемочный период, который на настоящий момент насчитывает 222 дня, от 4 до 7 одновременно работающих на площадке камер, 120 километров уже отснятой пленки (для сравнения, длина МКАД - 108,9 км), 980 кассет, 70 объектов, 4 000 планов (в среднем каждый план снимался в пяти дублях, значит, Бондарчуку пришлось сказать «Мотор!» и «Стоп!» примерно 20 000 раз). Бюджет дилогии: $36,6 млн По размаху батальных сцен он сравним с оскароносным шедевром Бондарчука-старшего «Война и мир». Съемки «Обитаемого острова» потребовали самый большой из используемых в 2007 году в мире комплект съемочной техники ARRI. На площадке одновременно работали от четырех до шести камер, два мощнейших генератора, цифровой плейбэк, с помощью которого можно было посмотреть без перемотки любой снятый материал. Несколько сцен в фильме - такой постановочной сложности, что их необходимо было снять с одного единственного дубля. Это стало возможным благодаря комплекту операторской техники, включавшему технокран с гиростабилизированной головкой и кран с двадцати двухметровой стрелой - один из самых больших кранов подобной конструкции. Во время съемок длинных проходов или больших панорамных пролетов в картине задействовали так называемые «канатные дороги» - изобретение знаменитого оператора Сергея Астахова. В павильонных съемках использовался, в частности, «боди маунт» - металлическая конструкция, закрепляющаяся на актере и позволяющая камере в точности повторять движения его тела. Во время павильонных съемок были так же использованы «хэндкрэнг» - система ручного управления кинокамерой, позволявшая оператору самостоятельно регулировать покадровую скорость, «скейтер», а также «тирекс» - объектив, с помощью которого можно получать перископическое изображение. Работа по цветокоррекции началась прямо на площадке: в фильме использованы принципиально разные цветовые решения для передачи разных линий сюжета и действия, и уже на площадке оператор и режиссер знали, как должна выглядеть та или иная сцена. Чтобы добиться особого визуального эффекта в эпизодах видений главного героя, в США по специальной технологии заливали пленку. Почти 90% изображения обработано при помощи компьютера. Мир «Обитаемого острова» населен не только людьми. Здесь живут и мутанты, и диковинная раса голованов - самые разнообразные особи, возникшие на Саракше после грандиозной ядерной катастрофы. Создание этих персонажей потребовало особой технологии грима и использования аниматорики - в реализации данной задачи российской группе помогали специалисты из известной американской компании «Quantum Creation FX», работавшей, в частности, на проекте «Человек-паук». Для работы с лицом и руками артистов, а также для нанесения завершающих штрихов на «состаренные» костюмы, гримерами и костюмерами использовалась специальная кинематографическая грязь - «L.S. Dirt». Свое название она получила благодаря картине Мела Брукса «Life Stinks», где была использована впервые. Многочисленные трюки в фильме выполняют не только российские и зарубежные каскадеры, но и главные герои, которые прошли серьезную физическую подготовку. ... Наивный герой с "идиотской" улыбкой, которая, пожалуй, была главным критерием отбора)) Душка Гай пришел на площадку настоящим дохликом, но за пару месяцев стал настоящим мачо! ... Мой любимый несравненный ротмистр Чачу (Михаил Евланов). Невероятно талантливый и разноплановый актер ("Нирвана", "День выборов", "Живи и помни", "9 рота", "Свой-чужой" ... ... Харизматичный Странник, который просто нереально крут, как выяснилось в ходе прочтения книги))) Всем известные "неизвестные отцы" ... ...и многие-многие другие - это все он, ОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ К ЮБИЛЕЮ С. АСТАХОВА
Живи подольше, будь любим людьми, Не осложняй их жизни понапрасну. Коль горе – плачь. Дары дают – бери. А если праздник – веселись и празднуй! Нет, не рубеж сегодня. Повод для Счастливой встречи близких, для застолья! Ведь крутится пока ещё земля! Ведь можно чувствам дать пока что волю! Всё говорят, мол, дата, юбилей… Давайте будем проще – день рожденья! У сердца – День распахнутых дверей! Кто помнит, - посылайте поздравленья! Ведь жизнь нельзя , как плёнку, отмотать. Нет дублей в этой съёмочной программе. Здесь каждый кадр нужно сыграть на «пять», И жизни фильм – как выпускной экзамен. А где-то кто-то с камерой следит И , может быть, потом задаст вопросы. А рядом, в ассистентах, «Брат» сидит И тот, что струны рвал, хриплоголосый. … Пусть крутит, крутит камера кино, А если батарейки вдруг подсели, Подзарядись «В той стороне». Давно Тебя там ждут. И пироги поспели! Тебя там встретит добрая рука Людей простых, к земле, к труду привыкших. В той стороне, журча, бежит река, И над крапивой клонят ветви вишни… И все задачи станут вновь просты. Не будет в кадре фальши, без сомненья, И нового сценария листы подложит кто-то – Жизни продолженье!.. Инна Смертина
|