Среди 250 тысяч российских рек, речек и речушек, Мокша - одна из тех, с
которыми хочется познакомиться поближе. Таинственно текущая издалека,
петляющая по заливным лугам и зарослям лозняка, манящая каждой своей
новой излучиной, она всегда привлекала людей, селившихся по ее берегам.
В
недалеком прошлом к реке гоняли коней в ночное, шли с ведрами за чистой
водой, косили сочные травы, а вечерами у реки собирались петь хорошие
русские песни.
Мокша начинается далеко от поселка Кадом, в
Пензенской области, и несет свои воды целых 656 километров до впадения
ее в Пителинском районе у Пятницкого Яра в Оку, вместе с которой
мокшанская водица попадает в матушку Волгу.
Исток Мокши находится
на безлесном месте близ деревушки Елизаветино, немного выше городка
Мокшан. Прямо из бугра бьет родник и образуется ручей. Здесь устроена
смотровая беседка, а рядом установлена скульптура древней языческой
богини по имени Мокошь. Ей поклонялись лесные племена, жившие в этих
местах тысячу лет назад, считали Мокошь покровительницей плодородия.
Выходит, название реки Мокши дошло к нам из глубокой древности.
Прошедшие
столетия оставили легендарные следы на крутых песчаных берегах. В
XIII-XVII веках выросли на Мокше города-крепости: Мокшан, Троицк,
Красная Слобода (теперь Краснослободск), Темников. Все они младше Кадома
и находятся за пределами Кадомского района. Летописи упоминают, что
«...реки Дон и Ока, Цна и Мокша... были единственными удобными путями,
по которым следовали редкие и отважные путешественники». Это могли быть
смельчаки-землепроходцы или торговые люди, царские стрельцы или
разбойники атаманы.
Кадомская сторона входила в пределы
Рязанского княжества, являлась его опорой на востоке. Рязанские князья
держали здесь своих воевод, устраивали засеки - укрепленные поселения. В
засечную линию входили Кадом и Темников. Оба стоят на Мокше. Точнее
говоря, на Мокше - два Кадома. Первостоянкой города археологи считают
древнее поселение на 8 километров выше по течению, чем нынешний районный
центр. Село Старый Кадом примечательно многим: и находящимися вблизи
него археологическими памятниками, и чудом уцелевшей за 70 лет безверия
церковью св. Троицы, и тем, что в 1992 году со дна Мокши, как раз
напротив села, рыбаки достали необычный обломок кости - оказалось,
фрагмент челюсти мамонта. Его можно увидеть в Кадомском историческом
народном музее.
В конце августа по Мокше поспевает ежевика,
особенно много ее набирают вблизи Старого Кадома. А еще река исстари
дала местным жителям полезный промысел: плетение из лозняка, в котором
на речных берегах нет недостатка. В каждой деревне могли сплести корзину
(кошелку) для своего хозяйства. В Старом Кадоме плели особенно умело и в
больших количествах - на продажу. Оттого и дали старокадомским мужикам
прозвище «кошелочники», и живет оно по сей день. А уж изделия плели
самые разные: от маленьких лукошек до огромных корзин, называвшихся
колосными, удобные кошевы для саней и зыбки для детишек. Мастерство это
еще не исчезло. У кадомских умельцев можно и корзинку по грибы купить, и
ремеслу поучиться.
При весеннем половодье Мокша широко
разливается, показывая свой неукротимый нрав. Сохранилось предание, что в
начале XVIII века в одну бурную ночь в ее волнах исчезла целая улица с
церковью. За последние сто лет наиболее сильные паводки случались в
1926,1963,1994, 2001 годах. С разливами в Кадоме связано немало
любопытных историй, например, о соме, будто бы заплывшем в печку
затопленной избы:
Низкий город.., А повыше Не селился странный люд. В половодье аж по крыши Заливало избы тут. Слух прошел у нас в народе, Что однажды случай был: К бабке в печку в половодье Здоровенный сом заплыл. Только схлынула проруха, Бабка сунулась туда, А оттуда на старуху Ус наморщила еда! Было ль с бабкою? Кто знает... Ей - уха, потомкам квас: И доныне называют Всех сомятниками нас.
Эти строки из поэмы Александра Верхотурова объясняют меткое прозвище, которое дал народ жителям Кадома.
Да,
умеет Мокша преподносить «сюрпризы». Однако кадомчане не обижались на
нее, ведь река была кормилицей во всех отношениях: давала и пищу, и
работу, и доход. Когда-то по ней сплавляли лес и кадомские мужчины
считались умелыми плотогонами. Смелые по отчаянности, шагая по бревнам с
длинными баграми, они в неспокойную полую воду гнали плоты по Мокше,
Оке, Волге. Без задержки шел на продажу кадомский лес - «хоромный и
дровяной».
Кроме плотов шли по реке баржи: везли в Нижний Новгород и мед, и хлеб, которого край давал немало.
Мокша
дала название барже - мокшанке, конструкция которой разработана на
местной судоверфи. Она предназначалась для перевозки сыпучих продуктовых
грузов: зерна, муки - и палуба у такой баржи была крытой. Этим мокшанка
отличалась от гусяны открытого типа - баржи с речки Гусь под Касимовом.
В
1895 г. по Мокше открылось пароходство. На судне «Елатьма» можно было
добраться до Рязани и Нижнего Новгорода. В 50-е гг. стал ходить
пассажирский катер, а позднее - быстроходное судно класса «Ракета».
Но баржи в Кадоме строили долго и после войны, на судоверфи работало сотни три плотников.
Весной
по большой воде за построенными баржами приходили с Оки пароходы.
Вечером на них зажигались огни, играла музыка, и кадомчане шли гулять к
реке, полюбоваться этим зрелищем. Даже мелкие штрихи повседневной жизни,
связанные с рекой, придавали Кадому своеобразие: развод старого моста
для прохода барж, гудок судоверфи, слышимый за 10-12 километров. По нему
можно было сверять часы. Сейчас нет гудка, но зато красиво и
торжественно плывет теперь над Мокшей звон колоколов. Кстати, в старину
порой даже на Пасху колокольный звон запрещался, если нерестился лещ.
При таком бережном отношении к живой природе, рыбы в Мокше водилось в
изобилии. Ловили ее согласно законам природы, думая не только о себе, но
и о потомках. По сей день ловится в здешних местах лещ и стерлядь,
жерех, щука, попадаются сомята. В последнее время усилилась борьба с
браконьерством, значит, есть надежда, что не иссякнут рыбные запасы
Мокши.
Бежит время, течет неторопливо река. Помнит прежнее, видит
новое. Вот красавец мост, заветная мечта жителей поселка. Он открыт в
1995 г.
Оставив за очередным поворотом кадомские холмы, Мокша уже
встречает свой малый приток - Вад. Место впадения этой неширокой,
извилистой речки называют Стрелкой. Здесь любят отдыхать кадомчане и
приезжие отпускники.
Расширившийся водный путь зовет вперед, к
живописным селам левобережья. Название села Чермные не имеет ничего
общего с черным цветом. Напротив, в древнерусском языке «чермный», то
есть красивый. Так далекие предки в имени поселения отметили
живописность луговых просторов и могучей стены хвойного леса,
заглядевшегося в Мокшу с высокого берега.
Сразу за Черменовским
мостом начинаются необыкновенно красивые места. В деревушке
Петрослободка молодой сосновый бор подступает вплотную к песчаному
обрыву, под которым в чистой воде видны стайки рыбы. Прямая, как стрела,
река сливается вдали с горизонтом. Вид с возвышенности открывается
такой, что глаз не оторвешь. Самой природой создан этот утолок, чтобы
стать местом отдыха для любителей тишины и лесного воздуха.
В
низовьях Мокши тоже немало интересного. Село Котелино, основанное более
400 лет назад, не одно столетие славилось своей хлебной пристанью.
При
слиянии Мокши с самым крупным притоком - Цной - расположено село Устье.
Это родина Александра Типанова, повторившего в годы войны подвиг
Матросова. Одна из улиц Кадома носит имя героя.
На высоком правом
берегу между Глядковом и Темгеневом находится археологический памятник
XI-XIII веков. Это ровесник Кадома. Городище предположительно носило
название Каменная могила или Кошков.
Через несколько десятков
километров Мокша впадает в величественную Оку и продолжает путь дальше.
Вместе с ней продолжается и жизнь Кадомского края, жизнь народа, уже
неотделимая от этой реки.
Е.Ф. МИХАЙЛИНА 2005 г.
|