Жилье
Новый дом на пепелище построила семья Филеп с помощью государственной программы
Нет страшнее беды для жизни семьи, чем пожар. Если же он произошел у домочадцев на глазах и все добро сгорело дотла, такое сложно перенести без внутренних потерь. Долгое время погорельцы, оставшиеся в живых, не могут оправиться от последствий огненной бури. Рассказывать об этом сложно. А пережить еще труднее, особенно, когда речь идет о многодетной семье. Как показывает практика, в таких историях всегда счастливый конец, когда краснослободчане всем миром помогают погорельцам.
В.Н.Филеп родилась в с.Русское Маскино. Ее родители всю жизнь проработали в колхозе. Это была обычная многодетная, дружная семья с четырьмя детьми, которые с детства приучались к труду на земле. Дети принимали непосредственное участие в работе на большом подворье с двумя коровами и другой живностью. Как вспоминает Валентина, с 14 лет она не только помогала матери по дому, но и на работе, частенько подменяя ее на ферме. После окончания школы она уехала в Рузаевку, где получила специальность швеи-мотористки, а еще нашла себе будущего мужа, который там проходил срочную службу. После свадьбы уехала на родину мужа в Закарпатье.
Ее первым пристанищем стал г.Ужгород. Трудоустроилась дояркой в местный совхоз. Валентина родила троих детей. Когда найти работу стало невозможно, все сельхозпредприятия закрылись, она решила возвратиться в Мордовию. Так Валентина вернулась в родные пенаты, где ее в родительском доме приняла мать. Родила четвертого ребенка, а потом трудоустроилась дояркой в СХА «Свободный труд». Жизнь шла своим чередом. Ничто не предвещало трагедии. Домочадцы хоть и жили в тесноте, да не в обиде. Как все. Однако жизнь принесла им серьезное испытание.
- 3 августа 2015 года наш дом на улице Зарека сгорел, - рассказывает В.Н.Филеп. - Что произошло в три часа ночи, никто толком из нас не понял. В полночь внучка выходила на кухню выпить воды, все было нормально, а вот посреди ночи мама, дочка и внучка спаслись только тем, что успели выпрыгнуть в окно, кто в чем был. Дом, хоть и каменный, но моментально выгорел дотла, даже кирпичи стен развалились. Ничего не успели спасти. Мы оказались в эпицентре страшной беды. Не просто так люди говорят, что пожар хуже вора, тот хотя бы стены оставит. У нас не осталось ничего для жизни, а жить надо было как-то начинать… с нуля. Руководство СХА «Свободный труд» выделило нам старый деревянный дом с одной избой, где мы и поселились. Ни природного газа. Ни водопроводной воды. Начали потихоньку обживаться. Сельхозпредприятие выделило материальную помощь в размере 50000 рублей. Еще 86000 рублей собрали для нас работники хозяйства. Не остались в стороне и сельчане. Они тоже оказывали посильную помощь. В основном деньги пошли на покупку необходимой домашней утвари, одежды и на то, чтобы выправить новые документы. Но с каждым днем становилось все очевиднее: надо брать себя в руки и начинать строиться. Но как и на что? Мы расчистили пепелище, в 2016 году возвели новый фундамент и поняли, что одни никогда не сможем осилить такое дело заново. В один из таких рабочих дней к нам приехали сотрудники райадминистрации: они мне предложили стать участником подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья, и продовольствия». Я, конечно, весь разговор приняла в штыки, не согласилась. Понятно, что не только молодые специалисты, но и простые граждане могут в нее вступить, однако нужны были и собственные средства, вложенные в новое строительство. Отчаяние – плохой советчик. Плохо оценивала свои силы, не предполагала, что такое возможно в мои годы, ведь я была предпенсионница. Но женщины из администрации снова и снова предлагали свою помощь, сделав предварительные расчеты. И я поверила в свою состоятельность, стала собирать документы, взяла два кредита в банках, начали новое строительство. Это человеческое добро и надежда на государственную помощь сильно нас воодушевили. Новый дом строили своими силами, и когда пришла весть, что из бюджетов трех уровней поступили денежные средства, мы поняли, что такое настоящее счастье.
В 2017 году В.Н.Филеп оформилась на пенсию, но год еще работала в СХА «Свободный труд». По ее словам, весь 2018 год они жили по пословице «Терпение и труд всё перетрут». Одни кредиты выплачивали, другие брали. На строительстве дома работали день и ночь. Недавно семейство наконец-то справило новоселье.
- От чистого сердца открыто говорю - великое благо, что есть такая жилищная программа и государственная помощь, направленная на поддержку сельчан, - сказала Валентина Николаевна. Спасибо и всем людям, не оставившим нас в трудный час наедине с бедой.
Все как в той песне «Нам часто в жизни не хватает друзей и доброты…». Валентина Николаевна за три года, действительно, вкусила всю горечь пожарища. И даже сегодня, у нового очага, она до конца еще не расслабилась. Впереди у В.Н.Филеп и ее близких еще много трудностей. Надо заново отстроить двор и завести в нем живность. Только когда утро начнется с пения петуха, а в хлеву призывно замычит буренка, вернется в семью покой, умиротворение и обеспеченность. Ведь подворье не только источник продуктов питания, но и самозанятость для нового витка сельской жизни, богатой не только на природные красоты, но и на человеческое добро и отзывчивость.
|