В ЕГЭ решено вернуть развернутые ответы
Эксперты обещают, что поток апелляций на результаты экзаменов ощутимо возрастет
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов
В нынешнем учебном году ЕГЭ вновь изменится: на
этот раз контрольно-измерительные материалы (КИМ) будут содержать больше
заданий, требующих развернутого ответа.
— В заданиях усилена в
практико-ориентированная составляющая, часть заданий включает в себя
проверку логического мышления учеников, а также умения делать выводы, —
рассказала Елена Зинина, ученый секретарь Федерального института
педагогических измерений (ФИПИ). — Все преобразования в экзаменационных
моделях происходят постепенно.
Наиболее существенные изменения коснулись
заданий по информатике и информационно-коммуникационным технологиям
(ИКТ), истории и литературе. В ФИПИ подчеркивают, что все задания были
усовершенствованы с учетом предложений образовательного сообщества.
К сегодняшнему дню ФИПИ утвердили КИМы по
14 общеобразовательным предметам: математике, русскому языку,
иностранным языкам (английскому, немецкому, французскому, испанскому),
истории, литературе, обществознанию, биологии, географии, физике, химии,
информатике и ИКТ.
В заданиях по истории на 30% сокращено
количество тестовых заданий с выбором предложенного ответа, вопросов,
требующих краткого ответа, стало меньше на 20%. Вместо них в задания
включено сочинение, предполагающее анализ деятельности исторической
личности. Выпускник получит возможность выбрать для описания одного из
предложенных ему трех деятелей различных эпох.
В КИМ к экзамену по литературе базового
уровня сложности вводятся новые задания на установление соответствия.
При оценке определенных заданий (С1 и С3) предусмотрен дополнительный
балл за грамотное речевое оформление ответа. В ФИПИ пояснили, что в
целях повышения объективности оценивания развернутых ответов проведена
существенная корректировка критериев, инструкций для экзаменуемых,
комментариев для экспертов. В результате максимальный балл за
экзаменационную работу в целом увеличился с 39 до 42.
По информатике и ИКТ возросло количество
заданий по разделам «Элементы теории алгоритмов» и «Моделирование и
компьютерный эксперимент». Уменьшилось количество заданий по разделам
«Системы счисления» и «Основы логики». Вместо задания на обработку
графической информации появилось задание на обработку звука.
— Чтобы повысить объективность проверки
экзаменационных работ, мы усовершенствовали критерии оценки заданий с
развернутым ответом по всем предметам, — говорит Зинина. — ФИПИ
разрабатывает различные пособия и программы подготовки экспертов,
которые позволяют на качественном уровне проводить обучение тех, кто
проверяет развернутые ответы.
Сергей Комков, президент Всероссийского
фонда образования, опасается, что увеличение количества заданий,
требующих развернутого ответа, приведет к всплеску жалоб в апелляционную
комиссию.
— Взрыв апелляций будет, потому что
появляется элемент субъективизма. Дело в том, что еще не приняты
федеральные образовательные стандарты и нет понимания того, как
правильно объяснять, описывать и т. д., — рассказал Комков. —
Проверяющий эксперт может иметь свое представление о том, как должен
раскрываться вопрос. Но то, что они пошли по пути постепенного возврата к
развернутым ответам, безусловно позитивно.
Тенденцию к развернутым ответам положительно оценил и другой специалист.
— Это безусловный плюс, но получается,
что от чего мы уходили, к тому и возвращаемся, — говорит Виктор Панин,
заместитель председателя Общества защиты прав потребителей в сфере
образования. — Эксперты будут проверять развернутые ответы, что само по
себе является противоречием идеологии ЕГЭ. Мы вернемся к старой системе в
искаженном виде. Уже лучше бы тогда они отказались от ЕГЭ вовсе и
вернулись к старой системе, разделив выпускные и вступительные экзамены.
По разработанным ФИПИ критериям до конца этого года будут написаны варианты заданий для ЕГЭ 2012 года.
"Известия"
|