| В ЕГЭ решено вернуть развернутые ответыЭксперты обещают, что поток апелляций на результаты экзаменов ощутимо возрастет
   Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов В нынешнем учебном году ЕГЭ вновь изменится: на 
этот раз контрольно-измерительные материалы (КИМ) будут содержать больше
 заданий, требующих развернутого ответа. 
 — В заданиях усилена в 
практико-ориентированная составляющая, часть заданий включает в себя 
проверку логического мышления учеников, а также умения делать выводы, — 
рассказала Елена Зинина, ученый секретарь Федерального института 
педагогических измерений (ФИПИ). — Все преобразования в экзаменационных 
моделях происходят постепенно.
 Наиболее существенные изменения коснулись
 заданий по информатике и информационно-коммуникационным технологиям 
(ИКТ), истории и литературе. В ФИПИ подчеркивают, что все задания были 
усовершенствованы с учетом предложений образовательного сообщества.
 К сегодняшнему дню ФИПИ утвердили КИМы по
 14 общеобразовательным предметам: математике, русскому языку, 
иностранным языкам (английскому, немецкому, французскому, испанскому), 
истории, литературе, обществознанию, биологии, географии, физике, химии,
 информатике и ИКТ.
 В заданиях по истории на 30% сокращено 
количество тестовых заданий с выбором предложенного ответа, вопросов, 
требующих краткого ответа, стало меньше на 20%. Вместо них в задания 
включено сочинение, предполагающее анализ деятельности исторической 
личности. Выпускник получит возможность выбрать для описания одного из 
предложенных ему трех деятелей различных эпох. 
 В КИМ к экзамену по литературе базового 
уровня сложности вводятся новые задания на установление соответствия. 
При оценке определенных заданий (С1 и С3) предусмотрен дополнительный 
балл за грамотное речевое оформление ответа. В ФИПИ пояснили, что в 
целях повышения объективности оценивания развернутых ответов проведена 
существенная корректировка критериев, инструкций для экзаменуемых, 
комментариев для экспертов. В результате максимальный балл за 
экзаменационную работу в целом увеличился с 39 до 42.
 По информатике и ИКТ возросло количество 
заданий по разделам «Элементы теории алгоритмов» и «Моделирование и 
компьютерный эксперимент». Уменьшилось количество заданий по разделам 
«Системы счисления» и «Основы логики». Вместо задания на обработку 
графической информации появилось задание на обработку звука. — Чтобы повысить объективность проверки 
экзаменационных работ, мы усовершенствовали критерии оценки заданий с 
развернутым ответом по всем предметам, — говорит Зинина. — ФИПИ 
разрабатывает различные пособия и программы подготовки экспертов, 
которые позволяют на качественном уровне проводить обучение тех, кто 
проверяет развернутые ответы.
 Сергей Комков, президент Всероссийского 
фонда образования, опасается, что увеличение количества заданий, 
требующих развернутого ответа, приведет к всплеску жалоб в апелляционную
 комиссию.
 — Взрыв апелляций будет, потому что 
появляется элемент субъективизма. Дело в том, что еще не приняты 
федеральные образовательные стандарты и нет понимания того, как 
правильно объяснять, описывать и т. д., — рассказал Комков. — 
Проверяющий эксперт может иметь свое представление о том, как должен 
раскрываться вопрос. Но то, что они пошли по пути постепенного возврата к
 развернутым ответам, безусловно позитивно.
 Тенденцию к развернутым ответам положительно оценил и другой специалист. — Это безусловный плюс, но получается, 
что от чего мы уходили, к тому и возвращаемся, — говорит Виктор Панин, 
заместитель председателя Общества защиты прав потребителей в сфере 
образования. — Эксперты будут проверять развернутые ответы, что само по 
себе является противоречием идеологии ЕГЭ. Мы вернемся к старой системе в
 искаженном виде. Уже лучше бы тогда они отказались от ЕГЭ вовсе и 
вернулись к старой системе, разделив выпускные и вступительные экзамены.По разработанным ФИПИ критериям до конца этого года будут написаны варианты заданий для ЕГЭ 2012 года.
 
 
 
 "Известия"
 
 
 |