Одинокая могила.
Могила 17-летней "американки" Гали Бамбуркиной – это всё, что осталось от села.
Могильный крест одиноко темнеет в поле на фоне леса. И вокруг нет ничего, что напоминало бы о прошлой "американской" жизни.
Село Советская Америка погибло 40 лет назад. Многие жители Краснослободского района никогда не видели его. "- Оно навсегда осталось мифом, легендой и несбывшейся мечтой о счастливой жизни", - сказал известный Краснослободский историк-краевед Анатолий Лютов.
И всё же Советская Америка существовала! Село из 12 домов располагалось в живописном месте между Слободскими Дубровками и Кользивановым. Люди постарше вспоминают, что приезжали в "американский" лес за ягодами и груздями. "Мы называли это место на мордовский лад - "американя".
"Американцы" ели лебеду.
Сейчас уже очевидно, что краснослободские "американцы" стали жертвами "перегибов" в политике советской власти. В 1930 году, когда объявили всеобщую коллективизацию, жителей Краснослободского уезда насильно сгоняли в колхозы. Их заставляли жить общинами. "Через 10-15 лет к вам придёт достаток и счастье", - обещала им власть. Люди верили. Несколько семей из Кользиванова и Гумен ушли в чистое поле, построили у реки 12 домов и начали возделывать общую землю. Свою общину они назвали Советской Америкой. Почему? Поселенцы искренне верили, что совсем скоро их колхоз добьётся такого же процветания, какого добилась Америка. Они возродятся через коллективную жизнь!
Это был обман. Богатство так и не пришло в дома "американцев". Они пережили голод и никогда не увидели электричества в своих избушках. Впрочем, надежда на лучшую жизнь держалась в Америке до последнего. Соседняя община "Весёлый путь" развалилась сразу, не выдержав испытания коллективизмом. В "Весёлом пути" люди жили в общих бараках, вместе работали и даже питались в общей столовой! Но случилась беда – столовая сгорела, а вместе с ней превратились в пепел мечты о сытой коллективной жизни. "Весёлый путь" распался. Люди разбежались по близлежащим деревням. А соседняя Советская Америка упорно продолжала биться за счастье. Мужики построили школу для своих детей. В одной избе организовали "красный уголок" с портретом Ленина.
Был даже свой магазинчик – маленькая плетёная мазанка, которую "слепила" местная жительница Анна Власкина. На лошади она привозила из Краснослободска хлеб, кильку и дешёвые сладости для своих односельчан. Можно сказать, что эта женщина и спасла их от голода, который случился сразу после войны. Тогда "американцам" пришлось есть хлеб с лебедой и липовым цветом.
Историк Лютов разыскал в Краснослободске дочь Анны Власкиной – Валентину.
По стечению обстоятельств, Валентина Петровна тоже держит небольшой магазинчик продуктов. Она – одна из последних "американок", живущих в Краснослободском районе. Валентина Петровна хорошо помнит, как погибло её село и как вместе с ним умерла надежда на "американское счастье".
Бежать из Америки!
- Я бежала из Америки в 15 лет! Уехала на торфяные разработки по чужому паспорту. У меня не было своих документов. Ведь в нашем селе паспорт не выдавали до тех пор, пока человеку не исполнилось 60 лет. Это делалось для того, чтобы люди никуда не могли уехать, чтобы до пенсии были "привязаны" к колхозу, - вспоминала Валентина Власкина. Она, как и другие односельчане, оказалась в заложниках Советской Америки. А между тем положение дела в общине становилось критическим. Денег "американцы" не получали – вместо этого им давали 100 граммов зерна на трудодни, сено и солому.
Многие еле сводили концы с концами, сильно износились. Одежду, обувь, в том числе и поношенную можно было купить только на базаре в Краснослободске – туда "американцы" шли пешком 15 километров. Они остро чувствовали свою оторванность от цивилизации. Они никому были не нужны, особенно после того, как Хрущёв объявил политику неперспективных деревень.
- Врачи не приезжали в нашу глухомань. Больных приходилось на лошади возить в Кользиваново в медпункт. Когда Гале Бамбуркиной стало плохо с сердцем, родители посадили её на подводу и повезли в Краснослободскую больницу. А через несколько дней Галю привезли обратно – уже мёртвую. Лечить её было поздно, - рассказала Валентина Власкина. Учителя тоже не стремились работать в Советской Америке. Всех детей, что были в селе сажали в один класс. Их учила грамоте односельчанка.
Зимой наступало полное забвение – дюжину "американских" избушек заносило снегом чуть ли не до крыш. Весной и осенью село утопало в непролазной грязи. До "американцев" доходили слухи, что весь Краснослободский район давно электрифицирован! А они по-прежнему жили во мраке и жгли керосин.
Электричество так и не пришло в "село советской мечты". Цивилизация приблизилась к ним лишь однажды, когда приехал монтёр и провёл радио. Да ещё выдали паспорта, где в графе "место жительства", было записано, "с. Советская Америка". Миф об Америке окончательно рухнул в начале 60-х. Именно тогда "американцы" приняли решение – надо уезжать. Расставаться было нелегко – ведь за 30 лет все они породнились между собой, переженились их дети и внуки. Собрав небогатые пожитки, люди заколотили дома. Пять семей уехали в далёкий Красноярск. Ещё несколько человек перебрались в Ковылкино и Атюрьево. Валентина Петровна с родителями уехала в 1963 году. До 1967 г. в селе оставалась только одна семья. Их дом стоял неподалёку от кладбища, где покоились остальные "заложники советской мечты". Но потом Америку покинули и последние её обитатели.
Не так давно российские тележурналисты приезжали в Мордовию для того, чтобы снять сюжет о погибшем селе. "- Вид мёртвой Америки подействовал на них угнетающе", - сказал историк Анатолий Лютов, который сопровождал съёмочную группу. "Когда мы добрались до места, уже темнело. На старом кладбище дул пронизывающий ветер.
Журналисты снимали мрачный пейзаж – чёрную траву на могилах-бугорках, крест с именем Гали Бамбуркиной и деревья на месте разрушенной школы. "Давайте уезжать отсюда, - торопили Лютова репортёры, - здесь очень нехорошо". Им тоже передалось трагическое ощущение "разбитой мечты", которое до сих пор витает над "американским" полем.
Елена Саблина.
|