После реформы машин с шашечками станет меньше, а проезд в них подорожает
1 сентября вступят в силу изменения в закон «О
безопасности дорожного движения», регламентирующие работу такси. Отныне
на рынок перевозок будут допускаться индивидуальные предприниматели или
юридические лица, получившие на каждый автомобиль специальные
разрешения. Также необходимо наличие таксометра, символики такси на
бортах и шашечек на крыше. За нарушения новых правил предусмотрены
тысячные штрафы. Станут ли водители добрее по отношению к пассажирам,
вырастет ли стоимость проезда и получится ли избавиться от бомбил на
дорогах, прикидывал ДЕНИС ТЮРКИН.
Требования
Автомобили должны нести на бортах специальную символику. Наклейки
стоят недорого, а после удаления почти не оставляют следов. Поэтому
особых проблем с ними у саранских таксистов не будет. Некоторые фирмы на
борта помещают полосу на магнитной ленте. Как показала практика, она не
отваливается на скорости и не смывается потоками воды. К тому же на
крыше должен стоять фонарь желтого цвета. Водитель, к которому также
предъявляются строгие требования — три года работы в сфере по трудовой
книжке или пять лет со дня получения водительских прав, — обязан возить
личную карточку с собственной информацией. Для машины вводится
инструментальный контроль перед выездом на линию, а для водителя —
медицинский. Таксисты станут получать специальные разрешения на
пассажирские перевозки. Их выдачей в нашем регионе должен заниматься
Госкомитет Мордовии по транспорту, но пока не только ни один претендент
не получил разрешения — не разработан даже механизм выдачи! Хотя в
Москве это начали делать уже в июле. Ответственность за отсутствие
разрешения наступит с января следующего года. К тому времени, как
считают чиновники, они успеют разобраться с бумагами.
Российское общество в принципе поддержало новшества. Ведь они
призваны улучшить качество обслуживания. Официальные таксисты тоже не
против. Они выражают недовольство лишь по нескольким пунктам: запрет
работы на арендованном авто, наличие таксометров и регистрация ИП у
водителя, если он не работает на таксопарк.
«Устанавливая таксометры, мы словно возвращаемся в далекое прошлое и
берем в руки счеты вместо калькулятора, — говорит директор «Службы такси
32-90-90» Сергей Кизим. — С будущего года перевозчики обязаны оснастить
технику ГЛОНАСС/GPS-приемниками. Они фактически обладают всеми
функциями таксометров, позволяя считать километраж, засекать время.
Зачем дублировать? К тому же установить таксометры чисто технически
очень сложно — они подключаются к спидометру. Машины в парках разные, а
универсального разъема нет. Помнится, несколько лет назад перевозчики
обожглись на дорогущих таксометрах, которые нам всучили налоговики.
Потратив огромные средства, многие разорились! А через несколько месяцев
требование о наличии этих приборов отменили. Будем добиваться их отмены
и сейчас... С сентября работать можно будет только на собственном авто,
принадлежащем фирме или купленном в лизинг. То есть ездить на тещиной
машине уже нельзя. Почему же арендовать магазин для ведения бизнеса
можно, а машину для перевозок — нет?» Однако чиновники опасаются, что
человек, заключивший договор аренды, не признается, что будет
использовать машину для получения прибыли. Таксисты ссылаются на
контролирующие органы, которые обязаны ловить нелегалов. «Наша фирма
сможет соответствовать новому закону, если отменят пункты, связанные с
арендой и таксометрами, — отмечает директор службы такси «Вояж»
Александр Ширшов. — С остальным проблем не будет».
Эксперты считают, что бумажная волокита, с которой связана
регистрация ИП в стране, оттолкнет многих претендентов на звание
официального перевозчика. «Законодатель должен приравнять такси к
особому виду предпринимательства без регистрации ИП, но при условии
выплат определенной маржи государству», — считает Сергей Кизим. —
Законодатель должен приравнять такси к особому виду предпринимательства
без регистрации ИП, но при условии выплат определенной маржи
государству».
«Оплата налогов впоследствии должна стать простой, как пополнение
баланса оператора мобильной связи, — продолжает Сергей Кизим. — Отдал
деньги — получил чек, который вместе с разрешением на перевозки будет
пропуском на официальный рынок такси. И пусть человек зарабатывает! Если
он добропорядочный водитель с большим стажем, владеет хорошим
автомобилем и соблюдает все требования безопасности, почему бы ему не
положить лишний рубль в карман в дополнение к основному заработку? Я
лично не против такого частного извоза».
Директор саранской службы такси «Кабриолет» Маргарита Сапунова
считает, что это единственный пункт в нововведениях, который стоит
оставить. «Мне этот закон, мягко говоря, не по душе. Многие из-за
необоснованных требований останутся без работы. В нашей фирме все
автомобили принадлежат частникам. Но они пока ИП не оформляли, хотя это
нужно. Пусть платят налоги. Только так можно избавиться от бомбил. А к 1
сентября не только мы не будем соответствовать всем требованиям. Ни
одна контора в Мордовии на это не способна!»
Последствия
Рынок такси сократится, уверены эксперты. Растворятся фирмы, у которых
нет собственного автопарка, а лишь созданы диспетчерские службы. «Такие
предприниматели запудривают мозги своим водителям, говоря: «Не бойтесь,
ребята, в сентябре ничего не поменяется и с вами ничего не случится», —
утверждает Сергей Кизим. — Они вводят своих работников в заблуждение,
когда заявляют, что примут всех по найму. Но какой собственник захочет
переоформить свои авто на фирму? И когда придет чиновник, контролирующий
исполнение закона, все эти люди останутся без работы».
Сократится количество работающих сейчас официально: многие не
пожелают оформлять ИП. Уйдут бомбилы, если нормально сработают
контролирующие органы. Бизнес станет невыгодным из-за тысячных штрафов. В
этом уверен и нелегальный таксист с 15-летним стажем Владимир. Он
работает на заводе водителем, а в свободное время на своей старенькой,
но опрятной и исправной вазовской «тройке» подбирает клиентов с улиц. «Я
и после 1 сентября буду бомбить. До следующего года гаишники не имеют
права нас штрафовать, а там видно будет. Естественно, я не пойду в
таксисты. Перевозка пассажиров — мое хобби». Извоз — основное занятие
другого нелегального частника Игоря, поэтому он готов перебраться в
какую-нибудь фирму. «Конечно, буду зарабатывать меньше. Налоги плати,
часть прибыли отдавай руководству фирмы... Но не сидеть же дома!»
Уроженец Саранска программист Евгений Горбовой недавно перебрался в
Москву, где также время от времени занимается частным извозом. «Бомбить
начал по нескольким причинам: нужны деньги, да и после сидячей работы
хотелось движения, — рассказывает он. — После введения контроля общество
ничего, кроме бюрократических проволочек по отношению к таким, как я,
не получит. Другой исход — взятки. В любом случае ДТП с участием такси
меньше не станет, а цены на услуги возрастут. Даже если внести в базу
таксистов разгильдяя и повесить ему шашечку, лучше он от этого не
поедет».
Минимум на 20 %, как предполагает директор «Службы такси 32-90-90»
Сергей Кизим, вырастут цены на проезд, ведь нелегальные таксисты,
которые захотят стать «белыми», вынуждены будут поднять цену. Сейчас они
не платят налогов, не проходят дважды в год ТО. «Удорожание произойдет
не сразу, а месяца через два после вступления в силу закона, — говорит
бизнесмен. — За поездку между районами города придется заплатить 120—130
рублей».
СРО
Защищая себя, таксисты ринулись создавать профсоюзы, движения и
прочие общественные организации. Недавно в Мордовии была
зарегистрирована саморегулирующая организация. Ее членами стали
крупнейшие фирмы такси Саранска, Чамзинки, Ромоданова, Больших
Березников, обладающие своим парком техники и способные максимально
соответствовать требованиям нового законодательства.
Участникам-организациям СРО выдает специальные карточки:
свидетельства о членстве и соответствии автомобиля требованиям
законодательства. Первая бумага действительна в течение года, вторая —
двух месяцев. В случае многократных нарушений со стороны водителя
карточки могут быть аннулированы. Документы также будут проверять
сотрудники контролирующего отдела внутри СРО. «Благодаря двойному
контролю планируется повысить культуру рынка такси и безопасность
перевозок, — говорит директор службы такси «Вояж» Александр Ширшов. —
Государству сложно контролировать сферу транспорта. СРО сможет в этом
помочь». «Саморегулирующая организация выгодна лишь его руководству, но
не таксистам, — считает Маргарита Сапунова. — От нее не будет толку,
поэтому наша организация туда не вошла».
Объединение впервые в регионе создает мини-базу, где таксисты и их
автомобили перед выходом на работу будут проходить медицинский и
инструментальный контроль. Здание для медосмотра уже готово. Эстакаду
установить еще предстоит. Как предполагает руководство СРО, центр
позволит обслуживать до тысячи автомобилей в сутки. «Водители должны
стать ответственнее, — уверен Сергей Кизим. — Если раньше, набедокурив,
они свободно уходили в конкурирующую организацию, то скоро сделать это
будет невозможно: участники СРО следят за чистотой своих рядов». Столица С.
|