Овраги действительно являлись вечным врагом крестьянина-земледельца, отбирая у него пахотные угодья, уродуя поля и делая их непригодными для какого-либо использования. А вот лесные овраги служили нашим предкам для обозначения пограничных рубежей между княжествами и отдельными вотчинами, а порой и становились природным убежищем при нашествиях настоящих врагов. Наверное, мало кто может представить, что существуют овраги, возраст которых исчисляется многими веками, и они являются современниками событий далекого средневековья. Есть такие природные объекты и в нашем Владимирском крае.
Дебришин враг
По преданию именно овраги спасли дружину князя Ивана Всеволодовича Стародубского и жителей города Стародуба на Клязьме зимой 1237-1238 гг., когда полчища хана Батыя напали на Владимиро-Суздальскую Русь. Когда большой отряд монгольского войска подступил к крепости, то ее защитники, отбив первый штурм, задними воротами ночью ушли в лес через один из оврагов на склоне крутого клязьминского берега. А враги утром вновь ринулись штурмовать покинутые стены и остались без добычи, так как все сколько-нибудь ценное стародубцы унесли с собой.
Другой овраг – Дебришин, или Кондровский – расположен примерно в паре километров севернее поселка станции Крестниково Горьковской железной дороги. Как «враг Дебришин» он упоминается еще в духовной грамоте (завещании) князя Ивана Васильевича Ромодановского, написанной, скорее всего, в конце XV века.
Название «Дебришин враг» происходит от топонима «Дебри», которым обозначался лесной край севернее данного оврага. Там даже сейчас, в начале XXI века, местами сохранились непроезжие и непролазные дебри, а находящийся над оврагом лесной погост с заброшенной каменной церковью так и обозначается – Николо-Дебри или просто Дебри.
Черный дол
Еще один старый овраг, остатки которого можно видеть до сих пор, именовался как «Петрушинский» и начинался примерно у западной границы Ковровского района, южнее нынешней трассы М7 «Волга». Он идет почти строго с юга на север в направлении села Русино и в итоге доходит до правого берега Клязьмы. По записанной еще в середине XIX века легенде, у этого оврага во время событий Великой Смуты 1600-х гг. местными крестьянами был перебит отряд поляков-интервентов, которых оставшийся неизвестным проводник подобно знаменитому Ивану Сусанину заманил в заранее устроенную засаду. Могилу завоевателей под невысоким курганом можно было видеть в лесу близ Петрушинского оврага еще в царствование императора Николая I.
Порой большой овраг со временем становился долиной и именовался долом. Под Ковровом хорошо известен горожанам Черный дол. В старину это место пользовалось дурной славой – там в темных дремучих лесах прятались разбойники, нападавшие на проезжающих по почтовому тракту. Примерно с 1960-х гг. Черный дол стал местом массовых гуляний ковровчан, лыжных прогулок и катаний с крутых склонов зимой.
Ушедшая река
Порой оврагами становились русла исчезнувших или ушедших под землю из-за карстовых явлений рек. Пример тому – многокилометровый овраг Колпь, уходящий из лесного массива юго-восточнее поселка Красный Маяк Ковровского района в Судогодский район. По записанным ранее свидетельствам старожилов, Колпь там с конца XIX века ушла под землю, размыв грунт, и теперь «овраг Колпь» на месте ее прежнего русла обозначен на всех топографических картах.
Наличие больших оврагов порой запечатлевалось даже в названиях населенных пунктов. Например, во Владимирской губернии известны сразу две деревни, которые именовались Крутой овраг и Крутой дол. Первая из них пряталась в лесах на границе Судогодского и Вязниковского уезда между Ильинским погостом и большой деревней Буторлино. Крутой дол относился к прежнему Покровскому уезду и находился примерно в десятке километров северо-восточнее нынешнего города Петушки. Обе эти деревни еще в последней четверти прошлого века превратились в урочища, но на картах обозначаются до сих пор.
Изобилует глубокими оврагами территория нынешнего Меленковского района близ берега Оки. Так, поблизости от сел Воютино и Окшово есть даже не овраги, а целые каньоны, поросшие лесом, с протекающими по дну ручьями. Около Окшово по одному из таких образований идет дорога на берег Оки, так как огромный овраг прорезал почти 20-метровую береговую кручу и стал природной «магистралью», удобной для людей. А вот другой глубокий и узкий овраг близ того же села разделяет надвое обширное поле почти непреодолимой преградой, которую даже пешеходы форсируют с трудом только по узкому мостику и лесенкам, а любая техника вынуждена следовать в обход за несколько километров.
В тему:
Загадочные овраги России
Расположен рядом с Коломенским. Утверждают, что именно под ним проходит один из разломов Восточно-Европейской плиты. Рассказывают, что в середине 1990-х в этом месте работали ученые из Института общей физики. По их данным, в овраге электромагнитное излучение превышало фоновое в 12 раз. Есть на территории оврага и два крупных валуна, около которых превышение составило 27 раз.
Пользуется дурной славой. Якобы в 1928 году там пропало сразу семь человек – бригада лесорубов. В 1931-м был еще один случай, когда в овраге сгинуло девять человек. В 1974 году в Чертовом овраге будто бы исчезла группа грибников из Ленинграда. Двух из них нашли спустя неделю. Обессиленные, они ничего не могли рассказать о судьбе своих товарищей.
С начала XVIII века сивиньские овраги прославились как настоящее разбойничье гнездо. Бандиты грабили и убивали проезжих и прятали тут клады. В 1870-х годах, утверждают краснослободские краеведы, сивиньские разбойники ограбили обоз, везший в Сибирь солдатское жалованье за несколько лет – 20 бочек золотых монет! Грабители добычу не поделили, поубивали друг друга, и золото так и сгинуло где-то в овраге.
Там находится родник. По преданию у этого родника останавливались остатки разбитого на реке Кандаратке разинского войска. Жили разинцы здесь недолго. Спасаясь от гонений, они ушли дальше на север и укрылись в урочище, известном под названием Меловатка, и дальше – в Помаевских лесах. Даже в настоящее время можно увидеть остатки укрепленного татарского поселения, которое использовали разинцы, а одна из лощин в Помаевском лесу носит название овраг Степана Разина.
Переводится как «речные ведьмы». Именно здесь по преданиям жили овды – лесные существа, покрытые шерстью и с вывернутыми назад ступнями ног. Говорят, что еще относительно недавно – в 50-е годы прошлого века – на дне оврага находили круглые, примерно полуметрового диаметра, входы в подземные жилища овд, а в самом начале 60-х овды переселились отсюда, ушли подальше от цивилизации, в лесные дебри Кировской области.