В день Преображения Господня христиане вспоминают событие, произошедшее незадолго до конца земной жизни Иисуса Христа. В тот день Он показал Своим ученикам Свою божественную природу.
Спаситель, взяв с собой апостолов Петра, Иоанна и Иакова, пошел молиться на Фаворскую гору. Ученики заснули от усталости, а проснувшись, увидели, что облик Христа преобразился: лицо сияло неземным светом, а одежды стали белее снега. Рядом с ним появились великие пророки Ветхого завета — Моисей и Илия, и Он беседовал с ними.
Христа с учениками осенило облако, из которого раздался голос: «Этот человек есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте». Потом облако исчезло, и Иисус остался один. Он велел ученикам никому не рассказывать о том, что они видели. Преображение укрепило веру апостолов в то, что Христос есть Сын Божий, а всем христианам показало пример того, как преобразится их собственная природа в Царствии Небесном.
В IV веке святая императрица Елена, мать равноапостольного императора Константина, отправилась в паломничество на Святую Землю. Там она отыскала место распятия и погребения Спасителя, а также ряд мест, которые Он посещал в земной жизни. На горе Фавор императрица построила храм, посвященный Преображению Господню, и тем самым установила новый церковный праздник. Хотя события Преображения Господня происходили в начале весны, незадолго до Пасхи, празднование перенесли на конец лета — чтобы оно не приходилось на Великий пост.
Ныне это один из величайших церковных праздников. Его празднование продолжается семь дней и завершается 26 августа торжественной службой отдания (то есть окончания) праздника. Все это время в храмах поются молитвы, посвященные событию и богословскому смыслу праздника, восхваляется слава и благодать Божия, которую Христос ниспосылает верующим в Него.
Еще в Византии возник благочестивый обычай — на праздник Преображения Господня после литургии освящать виноград нового урожая, а до этого сбор урожая не начинать. На Руси место винограда заняли яблоки, и с тех пор Преображение Господне в народе называется Яблочным Спасом.
Воздержание от вкушения этих плодов было обусловлено тем, что перед вкушением надо было получить благословение Божие. Отсюда выработались и уставные предписания и рекомендации о «невкушении винограда или яблок до праздника Преображения».
Праздник Преображения и Преображенские монастыри
Некоторые церковные писатели отмечали, что праздник Преображения издревле особенно почитался в среде монашества, поскольку его внутреннее, духовное содержание наиболее точно соответствует сути монашеского подвига — преображению человеческой природы под воздействием благодати Святого Духа.
Среди крупнейших и наиболее известных русских монастырей два посвящены Преображению Господню. Это Соловецкий Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь и Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь.
Соловецкий монастырь, расположенный на Соловецких островах в Белом море, возник в 1429—1430-е гг. и со временем стал одним из самых известных и почитаемых в России. В монастырских святцах более 50 имен подвижников благочестия, совершавших свой духовный подвиг на Соловках. Глубоко почитаемы имена основателей монастыря преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Анзерских чудотворцев Елеазара и Иова, а также святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, который, почти 30 лет прожив в Соловецком монастыре (18 из них в качестве настоятеля), много сделал для его укрепления и процветания.
При советской власти на территории монастыря действовал первый в стране лагерь особого назначения, а здания планомерно разрушались. Монашеская жизнь была возобновлена 25 октября 1990 года.
В 1992 году комплекс памятников Соловецкого музея-заповедника был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, в 1995 г. — в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
Основание Валаамского монастыря Современные исследователи относят к началу XIV в. Уже к XV—XVI вв. монастырь стал широко известен на Руси. Из числа валаамского братства вышли знаменитые подвижники и основатели многих монастырей на Руси: Александр Свирский, Арсений Коневский, Корнилий Палеостровский, Савватий Соловецкий, Герман Аляскинский, Антипа Валаамский. Большую любовь к обители имел свт. Игнатий (Брянчанинов)
С 1917 по 1940 гг. Валаам территориально принадлежал Финляндии. В начале 1940 г. братия эвакуировалась в Финляндию. 14 декабря 1989 г. первые шесть иноков вновь прибыли на остров для возрождения монашеской жизни.
В 1991 г. Спасо-Преображенскому Валаамскому монастырю был присвоен статус ставропигиального (т. е. подчиняющегося непосредственно патриарху).
В Москве действуют подворья Соловецкого и Валаамского монастырей — соответственно, храм великомученика Георгия Победоносца в Ендове и храм преподобных Сергия и Германа Валаамских.
В Москве есть Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь, чей собор — один из самых больших в Москве — также посвящен празднику Преображения Господня.
Всемирно известен еще один Спасо-Преображенский монастырь — Псковский Мирожский, основанный в середине XII века. Здесь в Спасо-Преображенском соборе сохранились уникальные фрески византийских мастеров, открытие которых в XIX веке поставило монастырь в один ряд с выдающимися памятниками древности.
Муромский Спасо-Преображенский монастырь (Владимирская область) упоминается летописными источниками раньше всех других монастырей на территории России и фигурирует в «Повести временных лет» под 1096 годом в связи с гибелью под стенами Мурома князя Изяслава Владимировича.
Кроме того, на территории России действуют монастыри в честь Преображения Господня: Усть-Медведицкий (Волгоградская область), Енисейский (Красноярский край), Краснослободский (Мордовия), Старорусский (Новгородская область), Пензенский, Рязанский, Каменск-Уральский (Свердловская область), Рославльский (Смоленская область), Белевский (Тульская область), Геннадиев (Ярославская область).
В XII в. в Москве на территории современного района Тушино был основан Спасо-Преображенский монастырь. В марте 1610 г. во время бегства поляков из Тушина монастырь был сожжен. Остатки его развалин были видны еще в конце XIX в.
В Австралийском городе Бомбала в юрисдикции Австралийско-Новозеландской епархии Русской православной церкви заграницей действует Спасо-Преображенский мужской монастырь, построенный в 1983 году.
Сюда приезжают не только русские, но и греки и сербы, многие из которых участвовали в строительстве монастырской церкви, братского корпуса, гостиницы для паломников и других зданий. Богослужение совершается на английском и церковнославянском языках.
Староверческая Преображенская община
В XVIII—XIX вв. в Москве существовал один из важнейших в России центров старообрядчества-беспоповства — Преображенская община. Она образовалась в 1771 году во время эпидемии чумы. Тогда старообрядцам-беспоповцам были отданы земли за Преображенской заставой для организации кладбища. Общину возле кладбища основал купец И.А. Ковылин.
В 1854 году община была закрыта и передана единоверцам (то есть старообрядцам, признающим власть Московского патриархата). Позднее сюда вернулись беспоповцы, а к концу ХХ века, в перипетиях советской эпохи Преображенская община стала центром сразу трех главных беспоповских конфессий — поморской, федосеевской и филипповской.
Монастырь, построенный в конце XVIII — начале XIX века, отличается очень сложным и необычным устройством. Считается, что прототипом его была Выгорецкая пустынь в Карелии — центр Поморского согласия, уничтоженная в середины XVIII века. Преображенский монастырь повторял ее планировку, и состоял из двух частей, вплотную примыкавших друг к другу: мужской и женской.
В середине XIX века мужская половина Преображенской общины была превращены в Никольский единоверческий монастырь.
После революции Преображенская община была упразднена.