Четверг, 28.03.2024, 17:34 Красноcлободск Приветствую Вас, Гость
 
Главная | Форум | Регистрация | Вход | RSS
Погода в Слободе

Погода в Краснослободске на неделю!


Перекресток

Канал на YouTube
Говорит и показывает...
YouTube - Краснослободск, Мордовия!

Форма входа

15244 просмотра

Поиск в КС

Календарь событий
«  Август 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Статистика

Сейчас в Слободе: 5
Гостей: 5
Жителей: 0

Сегодня поздоровались:

Наша кнопка:

Краснослободск, Мордовия


Опрос

В 2016 году планируется установка памятника солдату Великой Отечественной войны в г.Краснослободске (нынешний мемориал, безусловно, останется на своем месте).


  Фотогалерея

Новинки в фотоальбомах

Случайные фотографии

  Новости раздела:
Главная » 2016 » Август » 1 » Порушенный селищинский храм
08:47
Порушенный селищинский храм

Культурно-историческое наследие села

Сегодня многие наши земляки в Интернете выкладывают фотографии из альбомов своих предков, которые очень быстро обрастают захватывающими историями, воспроизведенными по рассказам бабушек или прадедушек. Вот и очередной фоторепортаж, подготовленный для нас Алексеем Луковским, очень скоро дополнился различными фактами из истории села Селищи и его жителей.

Лет десять назад мы рассказывали читателям «КС» об этом  выпускнике семинарии, а потом и Санкт-Петербургской духовной академии, который родился и вырос в Краснослободске. Все прошедшие годы, да и сегодня он служит в Покровской Церкви села Шум на Старо-Ладожском тракте в Ленинградской области. Преобразуя старый магазин в красивую церковь с колокольней, все же находит время для посещения родной стороны, привозя с собой старинные архивы. Для краснослободчан семейная династия этого священника интересна тем, что много поколений его предков служили в Селищинской церкви, преподавали в церковно-приходской школе. К примеру, прапрадед с прапрабабкой - Ефим и Оксинья Люсяевы (на фото в монашеском одеянии их сын иеромонах Григорий Люсяев (1937 г.), дочь монахиня: Люсяева Татьяна Ефимовна (1930 г.)). Эти фотографии интересны для восстановления исторической памяти большого и красивого храма, находившегося когда-то в центре села Селищи. Сегодня его можно увидеть только на таких документальных фотоисточниках, как и церковно-приходскую школу, впоследствии - интернат для детей, а потом - книжный магазин.

Как вы поняли, представители династии Алексея были религиозными, верующими людьми. Его прадед Василий Степанович Никулин (прабабушка урожденная Люсяева Арина Ефимовна) был личностью разносторонней: окончил Пензенскую духовную семинарию, играл на скрипке и преподавал историю в средней школе. И в их семье хранилась Библия в кожаном переплёте 1867 года издания, с чтения которой после разговора с бабушкой Ольгой, и началось его воцерковление в 1987 году. Став священником, он продолжил традиции своего рода, отводя большую роль восстановлению исторической хронологии. Конечно, она воспроизводится по крупицам, в основном, по рассказам родственников и старожил, порой уносящих с собой важнейшие знания, опыт, традиционный уклад всей тогдашней жизни. Они важны сегодня. Почему? Когда-то в центре села Селищи стояла красавица-церковь, но в 50-е годы прошлого века её снесли, буквально по кирпичику разобрали. А дело было так.

Первый раз ее закрыли в 1928 году. Изделия из драгоценных металлов реквизировало государство, иконы «разошлись» в течение одного дня по хозяйствам местных жителей. Одни благоговейно их разместили в «красных» уголках дома, другие – направили на хознужды. Каждый обращался с доставшимся «добром», как говорят сегодня, в меру своей испорченности. Были случаи, когда мужики из самых больших икон из иконостаса мастерили двери, настил для скота в хлевах или обеденные столы. Чего не скажешь о женщинах, которые сразу после закрытия церкви собирались в чьём-нибудь доме и проводили службы, благодаря этому часть икон и сохранялось. Особенно врезались в память несколько знамений, что произошли в Селищах. Из уст в уста до сих пор передается история, как с колокольни сбрасывали главный колокол, испокон веков считавшийся голосом церкви – огромная махина с гулом глубоко ушла под  землю так, что раскопать этот благовест тогда не удалось ни одному из участников сего процесса. «Реквизиты» с храма использовались и в местной школе. В частности,  колокольчик, которым давали звонки на перемены. После этого церковь простояла еще тридцать лет, использовалась одна половина под склад зерна, другая под сельский клуб. Одно время две кованые решетки с окон были навешены в качестве створок школьных ворот.

Сознание многих сельчан особенно сильно было потрясено в 1958 году, когда произошло разрушение храма. Сначала возникла идея церковь снести, а из церковного кирпича построить Дом культуры и колхозные гаражи, что над прудом. Однако старинное здание не поддавалось разбору. Церковь была сложена на столь прочном растворе, что массу кирпича просто перекрошили, хотя и их все-таки в итоге направили на возведение запланированных объектов. За этим последовало ряд странных смертей всех разрушителей церкви. В церковной сторожке после этого была устроена сельская пекарня. Одна из фотографий как раз запечатлела, как местная детвора пилит дрова для ее печи.

Прошло время, но сельская интеллигенция сделала все, чтобы память о церкви и местных традициях навсегда осталась в сердцах всех последующих поколений. Местными художниками написаны картины величественного храма. Учитель по труду Селищинской школы В.И.Тараканов сделал ее большой макет, который все 70-80-е годы долго стоял в столярной мастерской. То была тонкая работа, постоянно напоминающая всем об истоках села Введенские Селищи, легенда об образовании которого известна до сих пор. После Разинского бунта, крестьянам одного из алатырских поселений дарована была свобода и право выбора места жительства. Они собрали свое имущество и поехали, переезжая через болото (Оржавец) одна из лошадей утонула, люди тогда остановились и решили, что земли перед болотом удобны и плодородны, и образовалось село. Как известно Разинское восстание закончилось в 1673 году, а через два года в Селищах строится церковь. Как известно люди в то время очень быстро строили храмы. Почти сразу поселившись на новое место, вместе с домами возводили и Божий храм.

За всю историю Селищ было возведено шесть церквей. Последняя, новая каменная, возводилась на средства прихожан. Она была двухпрестольной, состояла из теплой и холодной. Первая освящена 25 октября 1835 года (во имя св. Великомученика Дмитрия Солунского), а холодная - во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы 11 июля 1839-го. В 1880 году теплый придельный храм вследствии тесноты был перестроен и значительно распространен. В приход Введенской церкви села Селищи всегда входили Русские Парки (Голышовка), Тройни и несколько православных домов из Байкеева. Под церковью было три десятины земли, а всего она владела около 150-ти (1 дес= 1,095 га). Именно на церковной земле была Базарная площадь. Первое кладбище в Селищах была в западной части от церкви. Захоронения на нем были до 70-х годов 19 века. Причем там были часовни, гранитные памятники и чугунные плиты. Потом кладбище перенесли на современное место.

Так что местные педагоги свою учебу всегда основывали на главной прописной истине: духовность общества и воспитание детей начинается с храма. Первая  школа в Селищах образовалась в 1843 году, и появилась, благодаря  сельскому священнику Афанасию Надеждинскому. Потом на ее базе создано одноклассное земское училище. В 1865  году в селе появляется отдельное женское училище, которое просуществовало до 1891 года. Численность  учеников в училище в начале ХХ века доходила до 180  человек. С 1900-го по 1917 год существует церковно-приходская  школа. До 1932 года в селе была начальная, потом – семилетняя, с 1938 - средняя.

В музее школы до сих пор хранится бесценная история культурно-исторического наследия Селищ. Отчего все так свежо в памяти? Все гости, заходящие в ДК, спрашивают об одном: откуда здесь такие величественные и дорогие люстры, светильники и другие предметы интерьера. Им отвечают: достояние былого храма. До сих пор с уст местных жителей не сходят рассказы о том, что на юго-востоке от села существовала Селищинская пустынь (монастырь), в которой жили монахи, у них была своя церковь, сгоревшая в 1721 году. В это сложно поверить, но периодически люди там звон колокола слышат. Удивительно, но он идет из самой земли. Может, поэтому, «благодатным полем» всех историй является по-прежнему церковь, являющаяся кого-то главным культурным центром Селищ. В ней люди крестились, венчались, встречались во время больших праздников, каялись... Шли с горем, радостью и надеждой. А еще в последний путь. Людей отпевали обязательно в церкви. На дом священник ходил к умирающему человеку, исповедовать и приобщать святых тайн. Обязан был идти в любое время дня и ночи.

Сегодня все несколько иначе. Впрочем, если в памяти все это сохранилось и дошло до нас, значит, не все потеряно. И все традиции можно воспроизвести вновь.


Категория: Новости | Просмотров: 1650 | Добавил: VETKA | Теги: храм, Селищинский, Порушенный | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Троицкий собор

Старец Иероним

К 90-летию Краснослободского р-на

О Новом Зубареве

Русское Маскино

Интересные статьи

Мнения о новостях
А насколько это все законно?
А если это вынести на общественное обсуждение - например, к Малахову на канал?))
И чтобы об этом высказалась Администрация Президента России. Ну хотя бы Песк




7160 просмотров


При копировании данных ссылка на сайт http://kc13.ru/ обязательна | Краснослободск ©2024 |