Недавно образованное Министерство строительства и ЖКХ получило новую функцию – регулирование рынка ритуальных услуг. Интересно, что это не навязанная сверху обязанность, напротив – министр лично добивался её у главы правительства.
Ритуалы в свободном полёте
Вы любите хоронить людей? Как правило, эта процедура нравится исключительно профессионалам – людям, материально заинтересованным в ритуальном бизнесе. Или тем, кто хотел бы войти на этот закрытый и тщательно охраняемый от чужих рынок. Но иногда сюда заглядывают джентльмены, которым нельзя сказать «нет».
Министр строительства и ЖКХ Михаил Мень ещё в апреле направил премьер-министру Дмитрию Медведеву письмо с просьбой передать его ведомству право регулировать похоронный бизнес. И после месячного ожидания просьба была удовлетворена. Хоронить людей мы теперь будем по правилам Минстроя.
Человек, желающий похоронить своего родственника или близкого, неизбежно сталкивается с явным или скрытым криминалом – особенно если речь идёт именно о захоронении, а не кремации. Выделение участка на кладбище – коррупция, процесс захоронения – рэкет, религиозные ритуалы – поборы. Лицензирование похоронной деятельности отменено в 2003 году, и с тех пор ситуация не контролируется вообще никем из властной вертикали. Точнее, формально управление ритуальными услугами передано местным властям, но в большинстве случаев они самоустраняются от проблемы, ограничиваясь выделением новых участков под кладбища.
Ближайшие шаги
Таким образом, проблем у Минстроя прибавилось.
1. Во-первых, необходимо изменить само положение о министерстве, добавив туда новые функции. Новые функции подразумевают создание нового управления внутри министерства. Причем это управление должно активно взаимодействовать со столь разными структурами, как кадастровые службы, прокуратура, религиозные конфессии.
2. Следующий шаг – лицензирование участников рынка. Лицензированием всего и вся наше государство занимается упоённо и сладострастно, так что на этой стадии проблемы будут только у нынешних игроков. Скорее всего, из ритуального бизнеса изгонят доминирующих там (по крайней мере в регионах) ИП – гораздо проще лицензировать ООО и другие орглица с понятной структурой собственности.
3. Необходима внятная тарифная политика. В религиозные обряды Минстрою никто влезть не позволит, здесь ухарской вольнице и ценовому беспределу ничто не угрожает. А вот остальные расходы – стоимость выделения участка, кладбищенских работ или кремирования – должны быть унифицированы. Скорее всего, каждый регион установит свою верхнюю планку, ибо в тамбовском селе вряд ли будут готовы заплатить по московским тарифам.
4. Нужны посадки. Очевидно, что ритуальная сфера сейчас сильно криминализована, поэтому на первых порах новые правила будут встречены в штыки. И вот тут придётся вступить в дело прокурорским работникам. Только демонстрация жёсткости в наведении порядка сможет сломить сопротивление «похоронной мафии».
5. Наконец, следует составить полный кадастр мест захоронения в России. Эта работа хороша тем, что ею можно заниматься бесконечно: власти который год не могут определить, кто владеет 40% российских земель, что же говорить о реестре крохотных могил (о колумбариях даже заикнуться страшно).
Понимает ли Михаил Мень, на какую работу обрёк своё ведомство? Скорее всего, да, но и куш велик: дополнительное бюджетное финансирование на первом этапе и получение доходов от ритуальной деятельности на следующем. Объём похоронного рынка одной только Москвы оценивается в 10 миллиардов рублей в год, и растёт он быстрее инфляции. Смертность в России по-прежнему высока, так что игра определённо стоит свеч. На которые, кстати, тоже есть свои расценки.
* * *
Давно кремированное государственное управление ритуальным бизнесом возрождается из пепла. Другой вопрос, что на законотворчество в этой сфере уйдёт не меньше года, ещё столько же – на внедрение новых правил в умы кладбищенской мафии. Так что настоятельно рекомендуем в ближайшие два года не умирать – хотя бы с целью увидеть, что получится из смелой инициативы Михаила Меня.